Определение социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством РФ.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра частного права

 

Битов Сергей Вячеславович

 

Социальное партнерство в сфере труда в РФ

 

бакалаврская работа студента 4-го курса заочной формы обучения

 

 

Научный руководитель д.ю.н., профессор ____________ Железнов Б.Л. «______»__ __________2015 г.
Допущен к защите на ГЭК

Зав. кафедрой частного права д.ю.н., профессор

______________Н.И. Косякова

«______»__ __________2015 г.

 

 

Москва 2015

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Общие положения о социальном партнерстве в сфере труда. 6

1.1. Определение социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством РФ. 6

1.2. Основные принципы, формы и органы социального партнерства в сфере труда в РФ. 11

1.3. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве. 17

1.4. Коллективные переговоры.. 28

Глава 2. ᅠКоллективные ᅠдоговоры ᅠи ᅠсоглашения. 33

2.1. Понятие коллективного договора. Разработка, заключение и изменение 33

2.2. Социально – партнерские соглашения. 41

Заключение и изменение соглашения. 41

2.3 Участие работников в управлении организацией и ответственность сторон социального партнерства. 49

Заключение. 53

Список источников литературы.. 58

 

 

Введение.

 

Актуальность темы. Актуальность темы дипломной (квалификационной) работы проведением государственной политики социального партнерства в сфере труда в соответствии с конституцией РФ, федеральными законами и общепринятыми нормами международного права в настоящий период времени.

Социальное партнерство – это урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнёрства – работниками (их представителями) и работодателями их представителями), органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленные на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных ними отношений. Это создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений. Основными формами выражения социального партнерства и его результатов являются коллективные договора и соглашения.

Государство постоянно стремится повысить роль органов социального партнерства и закрепляет за ними полномочия по участию в решении основополагающих задач социально-экономического развития и совершенствования регулирования трудовых отношений.

Степень разработанности темы. Тема научного исследования ранее рассматривалась в работах следующих авторов: Анисимов А.Л., Бойкова О.С., Гусов К.Н., Гаврилина А.К., Калинина Д.Е., Косов И.А., Крапивин О.М., Коршунова Т.Ю., Сошникова Т.А., Сафонов В.А., Смирнов О.В., Снигирева О.И., Толкунова В.Н., и других. Однако, законодательство РФ динамично развивается, принимаются новые федеральные законы, вносятся изменения в законы и подзаконные нормативные правовые акты. В условиях частных изменений законодательства возникает необходимость отсеивать и правильно применять модифицированные правовые нормы в сфере трудовых и иных, связанных с ними отношений.

Цель научного исследования. Основной целью научного исследования настоящей работы является комплексное исследование процесса правового регулирования социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации.

Указанная цель дипломной (квалификационной) работы обусловила ее основные задачи, теоретическое решение которых составляет существо научного исследования.

Задачи научного исследования:

- рассмотреть и исследовать общие положения о социальном партнерстве в сфере труда,

- дать определение социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации,

- рассмотреть основные принципы, формы и органы социального партнерства в сфере труда,

- рассмотреть правовые положения представителей работников и работодателей в социальном партнерстве,

- рассмотреть проведение коллективных переговоров,

- рассмотреть процесс разработки, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений,

- дать понятие коллективного договора, его разработки, заключения и изменения,

- рассмотреть социально-партнерские соглашения, заключение и изменение соглашения,

- рассмотреть участие работников в управлении организацией и ответственность сторон социального партнерства.

Объект исследования. Объектом научного исследования является процесс правового регулирования социального партнерства в сфере труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом исследования являются нормативные правовые акты: Международные договоры, заключенные РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, законы субъектов, содержащие нормы трудового права, указы президента РФ, постановление Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Методология работы. При написании работы использовались общенаучные методы системного анализа нормативной базы, научных и практических материалов, специальный юридический метод, частно-научные и специальные методы сравнительного правоведения, конкретно-социологический метод, технико-юридический.

Теоретическую основу научного исследования составляют положения, идеи, выводы и рекомендации, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов.

Структура работы. По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.

 

 

Глава 1. Общие положения о социальном партнерстве в сфере труда.

Определение социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством РФ.

 

Согласно статье 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство в сфере труда - это система правоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), о согласования органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.[1]

Социальное партнерство – это урегулирование нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства – работниками (их представителями) работодателями (их представителями), органами государственной власти и органами местного самоуправления. Становятся правоотношениями социального партнерства.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

- работники,

- работодатели,

- представители работников,

- представители работодателей,

- органы государственной (исполнительной) власти,

- органы местного самоуправления.

Согласно статье 25 Трудового Кодекса РФ, сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.2

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащим им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. Они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно, связанных с ними отношений.

Органы местного самоуправления, будучи участниками социального партнерства, выражают и отстаивают интересы муниципального образования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей.

Государство в мире правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществление обязанностей. Оно регулирует нормами права эти отношения.2

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей – это установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя большие возможности для регулирования трудовых отношений на основе социального партнерства. В связи с этим значительно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями и обеспечение согласования их интересов в сфере труда.

Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений.[2]

Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда.[3]

В Трудовой кодекс РФ включен раздел «2» «Социальное партнерство» в сфере труда. Этот раздел содержит наиболее важные положения о правовом регулировании отношений социального партнерства, которые входят в предмет трудового права согласно ст.1 Трудового Кодекса РФ.

Социальное партнерство – это основа для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений.

Усиление роли социального партнерства, коллективных договоров и соглашений в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете и методе трудового права, принципах регулирования этих отношений отражено не только в предмете и методе трудового права, принципах регулирования этих отношений, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов.

Раздел 2 Трудового кодекс РФ сформирован на базе ранее принятых законов: Закона РФ от 11 марта 1992г. «О коллективных договорах и соглашениях».[4] Федерального закона от 12 января 1996 года. «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности.[5]

В разделе 2 Трудового кодекса РФ приняты во внимание положения Конвенции МОТ №87 (1948г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию». №98 (1949г.) «О праве на организацию и введение коллективных переговоров» №135 (1971 г.) «О представителях трудящихся», Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в мире труда (1998г.) и другие международные акты.

Между РФ и МОТ в рамках реализации Программы взаимного сотрудничества подписан Протокол о взаимопонимании. В Программе предусматриваются основные направления этого сотрудничества и среди них – это совершенствование институтов социального партнерства. В Протоколе отмечается, что для достижения сбалансированности общества, наемных работников и работодателей важным считается дальнейшее развитие коллективно-договорного регулирования с использованием механизмов и институтов социального партнерства, разработка и совершенствование нормативных актов в сфере социально - трудовых отношений в урегулировании коллективно-трудовых споров. В Протоколе отмечается, что развитие механизмов социального партнерства необходимо сфокусировать на совершенствовании института представительства работодателей на федеральном отраслевом и региональном уровнях укреплении влияния профсоюзов в трудовых коллективах и, особенно, в частном секторе экономики, на малых, средних предприятиях, а также на создании системы досудебного рассмотрения трудовых споров.[6]

Трудовой кодекс РФ устанавливает и закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю территорию РФ, на работодателей, являющихся юридическими лицами (организациями) и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Изменения, связанные с включением в отношения социального партнерства индивидуальных предпринимателей, существенно расширяет возможности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно ст. 28 Трудового кодекса РФ особенности применения норм Раздела 2 ТК РФ к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов Внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.[7]

В соответствии со ст. 26 Трудового кодекса РФ социальное партнерство осуществляется на:

- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации.

- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ.

- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ.

- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).

- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.

- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда[8].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: