Представители работников и работодателей в социальном партнерстве.




 

В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Представительство работников отличается от гражданско-правового представительства своим социальным характером. Социальное партнерство основано на необходимости выражения интересов работников через деятельность полномочных на то органов, признанных законом.

Интересы работников организаций при проведении коллективных переговоров, заключений или изменений коллективного договора, осуществления контроля за его выполнением, а также права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне:

- интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов,

- интересы всех работников данного работодателя, независимо от их членства в профсоюзах, в случаях и в порядке, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Представительство профсоюзов распространяется:

- на коллективные переговоры,

- заключение или изменения коллективного договора,

- рассмотрение и разрешение коллективных и трудовых споров работников с работодателем.

Согласно ст. 30 Трудового кодекса РФ, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.[14]

Профессиональные ᅠсоюзы ᅠ- ᅠэто ᅠисторически ᅠсложившаяся ᅠорганизационная ᅠформа ᅠобъединения ᅠтрудящихся.

Согласно ᅠч.1. ᅠст.2 ᅠФедерального ᅠзакона ᅠот ᅠ12 ᅠянваря ᅠ1996 ᅠгода ᅠ«О ᅠпрофессиональных ᅠсоюзах», ᅠих ᅠправах ᅠи ᅠгарантиях ᅠдеятельности», ᅠпрофессиональный ᅠсоюз ᅠ(профсоюз) ᅠ– ᅠэто ᅠдобровольное ᅠобщественное ᅠобъединение ᅠграждан, ᅠсвязанных ᅠобщими ᅠпроизводственными, ᅠпрофессиональными ᅠинтересами ᅠпо ᅠроду ᅠих ᅠдеятельности, ᅠсоздаваемое ᅠв ᅠцелях ᅠпредставительства ᅠи ᅠзащиты ᅠих ᅠсоциально-трудовых ᅠправ ᅠи ᅠинтересов.[15]ᅠ

Основные ᅠзадачи ᅠпрофсоюзов ᅠсвязаны ᅠс ᅠосуществлением ᅠпредставительства ᅠинтересов ᅠи ᅠзащиты ᅠправ ᅠработников ᅠв ᅠсфере ᅠтруда ᅠи ᅠсвязанных ᅠс ᅠтрудом ᅠотношений.

Право ᅠкаждого ᅠна ᅠобъединение ᅠв ᅠпрофсоюзы ᅠи ᅠих ᅠсоздание ᅠопределено ᅠст. ᅠ30 ᅠКонституции ᅠРФ.

Деятельность ᅠпрофсоюзов ᅠрегулируется ᅠими ᅠсамими, ᅠкак ᅠсамостоятельными ᅠобщественными ᅠорганизациями ᅠс ᅠпомощью ᅠвнутри ᅠпрофсоюзных ᅠнорм, ᅠпринимаемых ᅠруководящими ᅠпрофсоюзными ᅠорганами. ᅠПравовой ᅠстатус ᅠпрофсоюзов ᅠв ᅠсфере ᅠтруда ᅠопределяется ᅠгосударством ᅠпри ᅠучастии ᅠпрофсоюзов.

Каждый ᅠдостигший ᅠвозраста ᅠ14 ᅠлет ᅠи ᅠосуществляющий ᅠтрудовую ᅠ(профессиональную) ᅠдеятельность ᅠимеет ᅠправо ᅠпо ᅠсвоему ᅠвыбору ᅠсоздавать ᅠпрофсоюзы ᅠдля ᅠзащиты ᅠсвоих ᅠинтересов ᅠи ᅠвыходить ᅠиз ᅠпрофсоюзов.

Свободе ᅠассоциации ᅠи ᅠзащите ᅠправа ᅠна ᅠорганизацию ᅠи ᅠведение ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠпредставителями ᅠтрудящихся, ᅠсреди ᅠкоторых ᅠпервыми ᅠназваны ᅠпрофсоюзы, ᅠпосвящены ᅠКонвенции ᅠМеждународной ᅠОрганизации ᅠТруда ᅠ(МОТ) ᅠ№87, ᅠ98, ᅠ135. ᅠМОТ ᅠнапомнила, ᅠчто ᅠвсе ᅠгосударства ᅠ– ᅠчлены, ᅠдаже ᅠте, ᅠкоторые ᅠне ᅠратифицировали ᅠее ᅠконвенции, ᅠпризнанные ᅠв ᅠкачестве ᅠосновополагающих ᅠкак ᅠв ᅠсамой ᅠорганизации, ᅠтак ᅠи ᅠза ᅠее ᅠпределами, ᅠсвободно ᅠвступая ᅠв ᅠМОТ, ᅠвзяли ᅠна ᅠсебя ᅠобязательства ᅠдобиться ᅠреализации ᅠвсех ᅠее ᅠцелей, ᅠсоблюдать, ᅠукреплять ᅠи ᅠреализовать ᅠее ᅠпринципы, ᅠкасающиеся ᅠосновополагающих ᅠправ, ᅠсреди ᅠкоторых ᅠ– ᅠэто ᅠсвобода ᅠассоциации ᅠи ᅠреальное ᅠпризнание ᅠправа ᅠна ᅠведение ᅠколлективных ᅠпереговоров. [16]ᅠ

Согласно ᅠч.1. ᅠст.2 ᅠФедерального ᅠзакона ᅠот ᅠ12 ᅠянваря ᅠ1996 ᅠгода ᅠ«О ᅠпрофессиональных ᅠсоюзах», ᅠих ᅠправах ᅠи ᅠгарантиях ᅠдеятельности», ᅠпрофессиональный ᅠсоюз ᅠ(профсоюз) ᅠ– ᅠэто ᅠдобровольное ᅠобщественное ᅠобъединение ᅠграждан, ᅠсвязанных ᅠобщими ᅠпроизводственными, ᅠпрофессиональными ᅠинтересами ᅠпо ᅠроду ᅠих ᅠдеятельности, ᅠсоздаваемое ᅠв ᅠцелях ᅠпредставительства ᅠи ᅠзащиты ᅠих ᅠсоциально-трудовых ᅠправ ᅠи ᅠинтересов.[17] ᅠОни ᅠимеют ᅠправо ᅠсоздавать ᅠсвои ᅠобъединения ᅠ(ассоциации) ᅠпо ᅠотраслевому, ᅠтерриториальному ᅠили ᅠиному ᅠучитывающему ᅠпрофессиональному ᅠпринципу ᅠ(общероссийские, ᅠмежрегиональные, ᅠтерриториальные).

Все ᅠпрофсоюзы ᅠнаделяются ᅠравными ᅠправами, ᅠи ᅠнезависимы ᅠв ᅠсвоей ᅠдеятельности ᅠот ᅠорганов ᅠисполнительной ᅠвласти, ᅠорганов ᅠместного ᅠсамоуправления, ᅠработодателей, ᅠих ᅠобъединений, ᅠполитических ᅠпартий ᅠи ᅠдругих ᅠобщественных ᅠобъединений, ᅠим ᅠнеподотчетны ᅠи ᅠнеподконтрольны. [18]ᅠ

Права ᅠпрофсоюзов ᅠпо ᅠпредставительству ᅠи ᅠзащите ᅠинтересов ᅠработников ᅠзакреплены ᅠзаконом ᅠи ᅠне ᅠзависят ᅠот ᅠналичия ᅠили ᅠотсутствия ᅠу ᅠних ᅠправ ᅠюридического ᅠлица.

В ᅠсвоей ᅠдеятельности ᅠпрофсоюзы ᅠруководствуются ᅠзаконодательством ᅠи ᅠпринятыми ᅠими ᅠсамими ᅠуставами.

Правовую ᅠоснову ᅠдеятельности ᅠпрофсоюзов ᅠсоставляют ᅠКонституция ᅠРФ ᅠ(ст. ᅠ13, ᅠ19, ᅠ30), ᅠТрудовой ᅠкодекс ᅠРФ, ᅠдругие ᅠфедеральные ᅠзаконы ᅠсубъектов ᅠРФ, ᅠподзаконные ᅠакты, ᅠв ᅠтом ᅠчисле ᅠсоглашения ᅠи ᅠколлективные ᅠдоговоры ᅠ(их ᅠнормы ᅠо ᅠправах ᅠпрофсоюзов).

Государство ᅠгарантирует ᅠравенство ᅠправ ᅠи ᅠсвобод ᅠчеловека ᅠи ᅠгражданина ᅠнезависимо ᅠот ᅠназванных ᅠв ᅠч.2 ᅠст. ᅠ19 ᅠКонституции ᅠРФ ᅠобстоятельств, ᅠв ᅠтом ᅠчисле ᅠнезависимо ᅠот ᅠпринадлежности ᅠк ᅠобщественным ᅠобъединениям.

В ᅠРоссии ᅠзапрещена ᅠдискриминация ᅠграждан ᅠпо ᅠпризнаку ᅠпринадлежности ᅠили ᅠнепринадлежности ᅠк ᅠпрофсоюзам. ᅠПринадлежность ᅠили ᅠнепринадлежность ᅠк ᅠпрофсоюзам ᅠне ᅠвлечет, ᅠа ᅠсобой ᅠкакого-либо ᅠограничения ᅠсоциально-трудовых, ᅠполитических ᅠи ᅠиных ᅠправ ᅠи ᅠсвобод ᅠграждан, ᅠгарантируемых ᅠКонституцией ᅠРФ, ᅠфедеральными ᅠзаконами ᅠи ᅠзаконами ᅠсубъектов ᅠРФ. ᅠЗапрещаются ᅠобуславливать ᅠприем ᅠна ᅠработу, ᅠпродвижение ᅠпо ᅠработе, ᅠа ᅠтакже ᅠувольнение ᅠлица ᅠпринадлежностью ᅠили ᅠнепринадлежностью ᅠк ᅠпрофсоюзу. ᅠТрудовой ᅠкодекс ᅠРФ ᅠзакрепляет ᅠза ᅠпрофсоюзами ᅠположение ᅠи ᅠправа ᅠосновного ᅠпредставителя ᅠработников ᅠи ᅠуказывает ᅠна ᅠиных ᅠпредставителей ᅠлишь ᅠпри ᅠопределенных ᅠусловиях, ᅠпредусматривает ᅠвозможность ᅠсуществования ᅠиных ᅠпредставителей ᅠработников ᅠв ᅠследующих ᅠслучаях:

- ᅠкогда ᅠработники ᅠданного ᅠработодателя ᅠне ᅠобъединены ᅠв ᅠкакие-либо ᅠпервичные ᅠпрофсоюзные ᅠорганизации,

- ᅠлибо ᅠпервичные ᅠпрофсоюзные ᅠорганизации,

- ᅠкогда ᅠни ᅠодна ᅠиз ᅠимеющихся ᅠпервичных ᅠорганизаций ᅠне ᅠобъединяет ᅠболее ᅠполовины ᅠработников ᅠданного ᅠработодателя ᅠи ᅠне ᅠуполномочена ᅠв ᅠпорядке, ᅠустановленном ᅠТрудовым ᅠкодексом ᅠРФ, ᅠпредставлять ᅠвсех ᅠработников ᅠв ᅠсоциальном ᅠпартнерстве ᅠна ᅠлокальном ᅠуровне.

В ᅠэтих ᅠслучаях ᅠдля ᅠосуществления ᅠуказанных ᅠполномочий ᅠтайным ᅠголосованием ᅠможет ᅠбыть ᅠизбран ᅠиз ᅠчисла ᅠработников ᅠиной ᅠпредставитель ᅠ(представительный ᅠорган)ᅠ.[19]

Положения ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠо ᅠпредставительстве ᅠинтересов ᅠработников ᅠопираются ᅠна ᅠКонвенцию ᅠМеждународной ᅠОрганизации ᅠТруда ᅠ(МОТ) ᅠ№135.Представителей, ᅠтрудящихся ᅠКонвенция ᅠопределяет, ᅠкак ᅠлиц, ᅠкоторые ᅠпризнаны ᅠтаковыми ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠнациональным ᅠзаконодательством ᅠили ᅠпрактикой. ᅠК ᅠним ᅠКонвенция ᅠотносит:

- ᅠпредставителей ᅠпрофсоюзов,

- ᅠпредставителей, ᅠназначенных ᅠили ᅠизбранных ᅠпрофсоюзом, ᅠили ᅠчленам ᅠтаких ᅠпрофсоюзов,

- ᅠвыбранных ᅠпредставителей ᅠ– ᅠсвободно ᅠизбираемых ᅠтрудящими ᅠпредприятия ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠположениями ᅠнационального ᅠзаконодательства, ᅠили ᅠправил, ᅠили ᅠколлективных ᅠдоговоров ᅠи ᅠфункции ᅠкоторых ᅠне ᅠвключают ᅠдеятельности, ᅠкоторая ᅠпризнана ᅠв ᅠкачестве ᅠисключительной ᅠпрерогативы ᅠпрофсоюзов ᅠв ᅠсоответствующей ᅠстране.

Конвенция ᅠпредусматривает, ᅠчто ᅠкогда ᅠна ᅠодном ᅠи ᅠтом ᅠже ᅠпредприятии ᅠсуществуют ᅠкак ᅠпредставители ᅠпрофсоюза, ᅠтак ᅠи ᅠвыборные ᅠпредставители, ᅠдолжны ᅠбыть ᅠприняты ᅠсоответствующие ᅠмеры, ᅠкогда ᅠэто ᅠнеобходимо ᅠдля ᅠтого, ᅠчтобы ᅠналичие ᅠвыборных ᅠпредставителей ᅠне ᅠиспользовалось ᅠдля ᅠподрыва ᅠпозиций ᅠзаинтересованных ᅠпрофсоюзов ᅠили ᅠих ᅠпредставителей, ᅠа ᅠтакже ᅠдля ᅠтого, ᅠчтобы ᅠпоощрять ᅠсотрудничество ᅠпо ᅠвсем ᅠсоответствующим ᅠвопросам ᅠмежду ᅠвыборными ᅠпредставителями ᅠи ᅠзаинтересованными ᅠпрофсоюзами ᅠи ᅠих ᅠпредставителямиᅠ.[20]

На ᅠоснове ᅠположений ᅠКонвенции ᅠМОТ ᅠв ᅠТрудовом ᅠкодексе ᅠРФ ᅠпредусмотрено, ᅠчто ᅠналичие ᅠиного ᅠпредставителя ᅠне ᅠможет ᅠявляться ᅠпрепятствием ᅠдля ᅠосуществления ᅠпрофсоюзной ᅠорганизацией ᅠсвоих ᅠполномочий.[21]ᅠ

Федеральный ᅠзакон ᅠ«О ᅠпрофессиональных ᅠспорах, ᅠих ᅠправах ᅠи ᅠгарантиях ᅠдеятельности» ᅠпредусматривает, ᅠчто ᅠотношения ᅠпрофсоюзов ᅠпервичных ᅠпрофсоюзных ᅠорганизаций ᅠи ᅠих ᅠорганов ᅠс ᅠдругими ᅠпредставительными ᅠорганами ᅠработников ᅠв ᅠорганизации ᅠстроятся ᅠна ᅠоснове ᅠсотрудничества.

 

 

Наличие ᅠиного ᅠпредставителя ᅠне ᅠможет ᅠявляться ᅠпрепятствием ᅠдля ᅠосуществления ᅠпервичными ᅠпрофсоюзными ᅠорганизациями ᅠсвоих ᅠполномочий.

Участие ᅠпрофсоюзных ᅠпредставителей ᅠв ᅠработе ᅠиных ᅠпредставительных ᅠорганов ᅠработников ᅠв ᅠорганизации ᅠне ᅠмешает ᅠих ᅠправа ᅠнепосредственно ᅠобращаться ᅠк ᅠработникам ᅠпо ᅠвопросам, ᅠзатрагивающим ᅠинтересы ᅠчленов ᅠпрофсоюза. ᅠ

Гарантии, ᅠотносящиеся ᅠк ᅠдеятельности ᅠкак ᅠпрофсоюзов, ᅠтак ᅠи ᅠиных ᅠпредставителей ᅠработников, ᅠслужит ᅠобязанность ᅠработодателя ᅠсоздавать ᅠусловия ᅠобеспечивающие ᅠэту ᅠдеятельность ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠтрудовым ᅠзаконодательством, ᅠколлективным ᅠдоговором, ᅠсоглашением.[22]

Представители ᅠработодателей.

В ᅠсоответствии ᅠсо ᅠст. ᅠ33 ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠинтересы ᅠработодателя ᅠпри ᅠпроведении ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠзаключении ᅠили ᅠизменении ᅠколлективного ᅠдоговора, ᅠа ᅠтакже ᅠпри ᅠрассмотрении ᅠи ᅠразрешении ᅠколлективных ᅠтрудовых ᅠспоров ᅠработников ᅠс ᅠработодателями ᅠпредставляют ᅠруководитель ᅠорганизации ᅠработодатель ᅠ– ᅠиндивидуальный ᅠпредприниматель ᅠ(лично) ᅠили ᅠуполномоченные ᅠили ᅠлица ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠТрудовым ᅠкодексом ᅠРФ, ᅠдругими ᅠфедеральными ᅠзаконами ᅠи ᅠиными ᅠнормативно-правовыми ᅠактами ᅠсубъектов ᅠРФ, ᅠнормативно-правовыми ᅠактами ᅠорганов ᅠместного ᅠсамоуправления, ᅠучредительными ᅠдокументами ᅠюридического ᅠлица ᅠ(организации) ᅠи ᅠлокальными ᅠнормативными ᅠактами.

При ᅠпроведении ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠзаключении ᅠили ᅠизменении ᅠсоглашений, ᅠразрешении ᅠколлективных ᅠтрудовых ᅠспоров ᅠпо ᅠповоду ᅠиз ᅠзаключения ᅠили ᅠизменения, ᅠа ᅠтакже ᅠпри ᅠформировании ᅠи ᅠосуществлении ᅠдеятельности ᅠкомиссий ᅠпо ᅠрегулированию ᅠсоциально-трудовых ᅠотношений ᅠинтересы ᅠработодателей ᅠпредставляют ᅠсоответствующие ᅠобъединения ᅠработодателей.

Объединения ᅠработодателей ᅠ– ᅠэто ᅠнекоммерческая ᅠорганизация, ᅠобъединяющая ᅠна ᅠдобровольной ᅠоснове ᅠработодателей ᅠдля ᅠпредставительства ᅠинтересов ᅠи ᅠзащиты ᅠправ ᅠсвоих ᅠчленов ᅠво ᅠвзаимоотношениях ᅠс ᅠпрофсоюзами, ᅠорганами ᅠгосударственной ᅠвласти ᅠи ᅠорганами ᅠместного ᅠсамоуправления.

Особенности ᅠправого ᅠположения ᅠобъединения ᅠработодателей ᅠустанавливаются ᅠфедеральным ᅠзаконом.

Представительство ᅠработодателей ᅠпо ᅠуровням: ᅠна ᅠуровне ᅠорганизации ᅠи ᅠвышестоящих ᅠуровнях ᅠ(общероссийском ᅠмежрегиональном, ᅠтерриториальном, ᅠотраслевом ᅠ(межотраслевом)).

Согласно ᅠч.6 ᅠст. ᅠ20 ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠопределено, ᅠчто ᅠправа ᅠобязанности ᅠработодателя ᅠв ᅠтрудовых ᅠотношениях ᅠосуществляются:

- ᅠфизическим ᅠлицом, ᅠявляющимся ᅠработодателем;

- ᅠорганами ᅠуправления ᅠюридического ᅠлица ᅠ(организации) ᅠили ᅠуполномоченными ᅠили ᅠлицами ᅠв ᅠпорядке. ᅠУстановленном ᅠТрудовым ᅠкодексом ᅠРФ, ᅠфедеральными ᅠзаконами, ᅠиными ᅠнормативными ᅠправовыми ᅠактами ᅠРФ, ᅠзаконами ᅠи ᅠ ᅠиными ᅠнормативными ᅠправовыми ᅠактами ᅠсубъектов ᅠРФ, ᅠорганами ᅠместного ᅠсамоуправления, ᅠучредительными ᅠдокументами ᅠюридического ᅠлица ᅠ(организации) ᅠи ᅠлокальными ᅠнормативными ᅠактами.

Представительство ᅠработодателей ᅠна ᅠуровнях ᅠвыше ᅠорганизации, ᅠтак ᅠже ᅠкак ᅠи ᅠна ᅠлокальном ᅠуровне, ᅠследует ᅠпризнать ᅠсоциальным ᅠпредставительством, ᅠкогда ᅠоно ᅠосуществляется ᅠобъединениями ᅠработодателей, ᅠсозданными ᅠименно ᅠс ᅠэтой ᅠцелью ᅠили ᅠэта ᅠцель ᅠявляется ᅠодной ᅠиз ᅠосновных, ᅠпредусмотренных ᅠих ᅠуставами. ᅠ ᅠ ᅠ

Особенности ᅠправового ᅠположения ᅠобъединения ᅠработодателей ᅠустанавливается ᅠфедеральным ᅠзаконом.

27 ᅠноября ᅠ2002 ᅠг. ᅠПрезидентом ᅠРоссийской ᅠФедерации ᅠбыл ᅠподписан ᅠФедеральный ᅠзакон ᅠ«Об ᅠобъединении ᅠработодателей».[23] ᅠВ ᅠряде ᅠсубъектов ᅠ ᅠРФ ᅠбыли ᅠприняты ᅠсвои ᅠзаконы ᅠоб ᅠобъединениях ᅠработодателей.

Федеральный ᅠзакон ᅠот ᅠ27 ᅠноября ᅠ2002 ᅠг. ᅠОпределяет ᅠправовое ᅠположение ᅠработодателей, ᅠпорядок ᅠих ᅠсоздания, ᅠдеятельности, ᅠреорганизации ᅠи ᅠликвидации. ᅠЕго ᅠдействие ᅠраспространяется ᅠна ᅠвсе ᅠобъединения ᅠработодателей ᅠв ᅠРФ.

Среди ᅠправ ᅠобъединения ᅠработодателей ᅠ, ᅠотносящихся ᅠк ᅠсоциальному ᅠпартнерству, ᅠФедеральный ᅠзакон ᅠот ᅠ27 ᅠноября ᅠ2002 ᅠг. ᅠопределяет ᅠследующие:

- ᅠправо ᅠформировать ᅠсогласованную ᅠпозицию ᅠчленов ᅠобъединения ᅠпо ᅠвопросам ᅠрегулирования ᅠсоциально-трудовых ᅠотношений ᅠи ᅠсвязанных ᅠс ᅠним ᅠэкономических ᅠотношений ᅠи ᅠотстаивать ᅠее ᅠво ᅠвзаимодействиях ᅠс ᅠпрофессиональными ᅠсоюзами ᅠи ᅠих ᅠобъединениями, ᅠорганами ᅠгосударственной ᅠвласти, ᅠорганами ᅠместного ᅠсамоуправления;

- ᅠсогласовывать ᅠс ᅠдругими ᅠобъединениями ᅠработодателей ᅠпозицию ᅠпо ᅠвопросам ᅠрегулирования ᅠсоциально ᅠ– ᅠтрудовых ᅠотношений ᅠи ᅠсвязанных ᅠс ᅠними ᅠэкономических ᅠотношений;

- ᅠотстаивать ᅠзаконные ᅠинтересы ᅠи ᅠзащищать ᅠправа ᅠсвоих ᅠчленов ᅠво ᅠвзаимоотношениях ᅠс ᅠпрофессиональными ᅠсоюза ᅠи ᅠих ᅠобъединениями, ᅠорганами ᅠгосударственной ᅠвласти, ᅠорганами ᅠместного ᅠсамоуправления;

- ᅠвыступать ᅠс ᅠинициативой ᅠпроведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠпо ᅠподготовке, ᅠзаключению ᅠи ᅠизменению ᅠсоглашений;

- ᅠнаделять ᅠсвоих ᅠпредставителей ᅠполномочиями ᅠна ᅠведение ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠпо ᅠподготовке, ᅠзаключению ᅠи ᅠизменению ᅠсоглашений, ᅠучаствовать ᅠв ᅠформировании ᅠи ᅠдеятельности ᅠсоответствующих ᅠкомиссий ᅠпо ᅠрегулированию ᅠсоциально ᅠ- ᅠтрудовых ᅠотношений, ᅠпримирительных ᅠкомиссиях, ᅠтрудовом ᅠарбитраже ᅠпо ᅠрассмотрению ᅠи ᅠразрешению ᅠколлективных ᅠтрудовых ᅠспоров;

- ᅠвносить ᅠ ᅠустановленном ᅠпорядке ᅠпредложения ᅠо ᅠпринятии ᅠзаконов ᅠи ᅠиных ᅠнормативных ᅠправовых ᅠактов, ᅠрегулирующих ᅠсоциально ᅠ- ᅠтрудовые ᅠи ᅠсвязанные ᅠс ᅠними ᅠэкономические ᅠотношения ᅠи ᅠзатрагивающие ᅠправа ᅠи ᅠзаконные ᅠинтересы ᅠработодателей, ᅠучаствовать ᅠв ᅠих ᅠразработке;

- ᅠпроводить ᅠконсультации ᅠ(переговоры) ᅠс ᅠпрофессиональными ᅠсоюзами ᅠи ᅠих ᅠобъединениями, ᅠорганами ᅠисполнительной ᅠвласти, ᅠорганами ᅠместного ᅠсамоуправления ᅠпо ᅠосновным ᅠнаправлениям ᅠсоциально ᅠ– ᅠэкономической ᅠполитики;

- ᅠполучать ᅠот ᅠпрофессиональных ᅠсоюзов ᅠи ᅠих ᅠобъединений, ᅠорганов ᅠисполнительной ᅠвласти, ᅠорганов ᅠместного ᅠсамоуправления ᅠимеющуюся ᅠу ᅠних ᅠинформацию ᅠпо ᅠсоциально ᅠ– ᅠтрудовым ᅠвопросам, ᅠнеобходимую ᅠдля ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠв ᅠцелях ᅠподготовки, ᅠзаключения ᅠи ᅠизменения ᅠсоглашений, ᅠконтроля ᅠза ᅠих ᅠисполнением.

Объединение ᅠработодателей ᅠможет ᅠиметь ᅠпредусмотренные ᅠего ᅠуставом ᅠправа, ᅠв ᅠрамках ᅠдействующего ᅠзаконодательства.

Содержание ᅠправ ᅠобъединений ᅠработодателей ᅠс ᅠсодержанием ᅠправ ᅠпрофсоюзов, ᅠих ᅠобъединений ᅠравнозначно. ᅠОни ᅠрасполагают ᅠравными ᅠправами ᅠв ᅠотношениях ᅠсоциального ᅠпартнерства.

В ᅠобязанности ᅠобъединений ᅠработодателей ᅠвходят:

- ᅠведение ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠв ᅠпорядке, ᅠустановленном ᅠфедеральными ᅠзаконами, ᅠзаключение ᅠна ᅠсогласованных ᅠусловиях ᅠсоглашения ᅠс ᅠпрофсоюзами ᅠи ᅠих ᅠобъединениями;

- ᅠвыполнение ᅠзаключенных ᅠсоглашений ᅠв ᅠчасти, ᅠкасающейся ᅠобязанностей ᅠобъединений ᅠработодателей;

- ᅠпредоставление ᅠсвоим ᅠчленам ᅠинформации ᅠо ᅠзаключенных ᅠобъединением ᅠработодателей ᅠсоглашениях ᅠтекстов ᅠсоглашений;

- ᅠпредоставление ᅠпрофсоюзам ᅠи ᅠих ᅠобъединениям, ᅠорганам ᅠисполнительной ᅠвласти, ᅠорганам ᅠместного ᅠсамоуправления ᅠимеющейся ᅠу ᅠобъединения ᅠработодателей ᅠинформацию ᅠпо ᅠсоциально ᅠ– ᅠтрудовым ᅠвопросам, ᅠнеобходимую ᅠдля ᅠвеления ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠв ᅠцелях ᅠподготовки, ᅠзаключения, ᅠизменения ᅠсоглашений ᅠи ᅠконтроля ᅠза ᅠих ᅠвыполнением;

- ᅠосуществление ᅠконтроля ᅠза ᅠвыполнением ᅠзаключенных ᅠобъединением ᅠсоглашений, ᅠсодействие ᅠвыполнению ᅠчленами ᅠобъединения ᅠобязательств, ᅠпредусмотренных ᅠсоглашениями, ᅠа ᅠтакже ᅠколлективных ᅠдоговоров, ᅠзаключенных ᅠработодателями ᅠ– ᅠчленами ᅠобъединения.

Объединение ᅠработодателей ᅠнесет ᅠответственность ᅠза ᅠнарушение ᅠили ᅠневыполнение ᅠзаключенных ᅠим ᅠсоглашений ᅠв ᅠчасти, ᅠкасающейся ᅠобязательств ᅠэтого ᅠобъединения.

Члены ᅠобъединения ᅠработодателей ᅠимеют ᅠправо:

- ᅠучаствовать ᅠв ᅠопределении ᅠсодержания ᅠ ᅠи ᅠструктуры ᅠзаключенных ᅠобъединением ᅠсоглашений, ᅠрегулирующие ᅠсоциально ᅠ– ᅠтрудовые ᅠотношения ᅠи ᅠсвязанные ᅠс ᅠними ᅠэкономические ᅠотношения;

- ᅠполучать ᅠинформацию ᅠо ᅠдеятельности ᅠобъединения, ᅠзаключаемых ᅠим ᅠсоглашениях, ᅠа ᅠтакже ᅠтексты ᅠэтих ᅠсоглашений;

- ᅠполучать ᅠот ᅠобъединения ᅠпомощь ᅠв ᅠвопросах ᅠзаключения ᅠколлективных ᅠдоговоров, ᅠсоглашений, ᅠразрешения ᅠиндивидуальных ᅠи ᅠколлективных ᅠтрудовых ᅠспоров.

В ᅠсоответствии ᅠсо ᅠст.34 ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠпредставителями ᅠработодателей ᅠ– ᅠфедеральных ᅠгосударственных ᅠучреждений, ᅠгосударственных ᅠучреждений ᅠсубъектов ᅠРФ, ᅠмуниципальных ᅠучреждений ᅠи ᅠдругих ᅠорганизаций, ᅠфинансируемых ᅠиз ᅠсоответствующих ᅠбюджетов, ᅠтакже ᅠявляются ᅠсоответствующие ᅠфедеральные ᅠорганы ᅠисполнительной ᅠвласти, ᅠорганы ᅠисполнительной ᅠвласти ᅠсубъектов ᅠРФ, ᅠиные ᅠгосударственные ᅠорганы, ᅠорганы ᅠместного ᅠсамоуправления.[24]

Круг ᅠвопросов, ᅠв ᅠрешении ᅠкоторых ᅠони ᅠучаствуют ᅠ– ᅠэто:

- ᅠпроведение ᅠколлективных ᅠпереговоров;

- ᅠзаключение ᅠили ᅠизменение ᅠсоглашений;

- ᅠразрешение ᅠколлективных ᅠтрудовых ᅠспоров ᅠпо ᅠповоду ᅠзаключения ᅠили ᅠизменения ᅠсоглашений;

- ᅠосуществления ᅠконтроля ᅠза ᅠвыполнением ᅠсоглашений;

- ᅠформирование ᅠкомиссий ᅠпо ᅠрегулированию ᅠсоциально ᅠ– ᅠтрудовых ᅠотношений ᅠосуществление ᅠих ᅠдеятельности.

 

1.4. ᅠКоллективные ᅠпереговоры

Трудовой ᅠКодекс ᅠРФ ᅠне ᅠсодержит ᅠпонятия ᅠколлективных ᅠпереговоров.

Конвенция ᅠМеждународной ᅠОрганизации ᅠтруда ᅠ№154 ᅠк ᅠколлективным ᅠпереговорам ᅠотносит ᅠвсе ᅠпереговоры, ᅠкоторые ᅠпроводятся ᅠпредпринимателем, ᅠгруппой ᅠпредпринимателей ᅠили ᅠодной ᅠили ᅠнесколькими ᅠорганизациями ᅠпредпринимателей, ᅠс ᅠодной ᅠстороны, ᅠи ᅠодной ᅠили ᅠнесколькими ᅠорганизациями ᅠтрудящихся ᅠ– ᅠс ᅠдругой, ᅠв ᅠцелях:

ᅠ- ᅠопределения ᅠтруда ᅠи ᅠзанятости;

- ᅠрегулирования ᅠотношений ᅠмежду ᅠпредпринимателями ᅠтрудящимися ᅠили ᅠрегулирования ᅠотношений ᅠмежду ᅠпредпринимателями ᅠили ᅠих ᅠорганизациями ᅠи ᅠорганизацией ᅠили ᅠорганизациями ᅠтрудящихся.

С ᅠучетом ᅠконвенции ᅠМОТ ᅠ№154 ᅠи ᅠнорм ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠпонятие ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠможно ᅠсформулировать ᅠследующим ᅠобразом[25]: ᅠ«Коллективные ᅠпереговоры ᅠпредставляют ᅠсобой ᅠдиалог ᅠпредставителей ᅠработников ᅠи ᅠработодателя ᅠ(работодателей) ᅠс ᅠцелью ᅠсогласования ᅠинтересов ᅠсторон ᅠсоциального ᅠпартнерства ᅠпо ᅠвопросам ᅠрегулирования ᅠтрудовых ᅠотношений ᅠи ᅠнепосредственно ᅠсвязанных ᅠс ᅠними ᅠотношений ᅠна ᅠоснове ᅠтрудового ᅠзаконодательства ᅠи ᅠв ᅠсоответствии ᅠс ᅠним».

Участниками ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠвыступают ᅠполномочные ᅠпредставители ᅠсторон ᅠсоциального ᅠпартнерства, ᅠдействующие ᅠв ᅠих ᅠинтересах. ᅠИменно ᅠпредставители ᅠсторон ᅠведу ᅠколлективные ᅠпереговоры, ᅠцелью ᅠкоторых ᅠявляется ᅠподготовка ᅠпроекта ᅠколлективного ᅠдоговора, ᅠсоглашения ᅠи ᅠих ᅠпоследующие ᅠзаключения.

Право ᅠвыступать ᅠс ᅠинициативой ᅠпроведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠпринадлежит ᅠпредставителям, ᅠкак ᅠработников, ᅠтак ᅠи ᅠработодателей.

В ᅠсоответствии ᅠсо ᅠст.36 ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠпредставители ᅠработников ᅠи ᅠработодателей ᅠучаствуют ᅠв ᅠколлективных ᅠпереговорах ᅠпо ᅠподготовке, ᅠзаключению ᅠили ᅠизменению ᅠколлективного ᅠдоговора, ᅠсоглашения ᅠи ᅠимеют ᅠправо ᅠпроявить ᅠинициативу ᅠпо ᅠпроведению ᅠтаких ᅠпереговоров.

Представители ᅠстороны, ᅠполучившие ᅠпредложение ᅠв ᅠписьменной ᅠформе ᅠо ᅠначале ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠобязаны ᅠвступить ᅠв ᅠпереговоры ᅠв ᅠтечение ᅠсеми ᅠкалендарных ᅠдней ᅠсо ᅠдня ᅠполучения ᅠуказанного ᅠпредложения, ᅠнаправив ᅠинициатору ᅠпроведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠответ ᅠс ᅠуказанием ᅠпредставителей ᅠсо ᅠсвоей ᅠстороны ᅠдля ᅠучастия ᅠв ᅠработе ᅠкомиссии ᅠпо ᅠведению ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠих ᅠполномочий. ᅠДнем ᅠначала ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠявляется ᅠдень, ᅠследующий ᅠза ᅠднем ᅠполучения ᅠинициатором ᅠпроведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠуказанного ᅠответа.

Не ᅠдопускается ᅠведение ᅠколлективных ᅠдоговоров ᅠи ᅠзаключение ᅠколлективных ᅠдоговоров ᅠи ᅠсоглашений ᅠот ᅠимени ᅠработников ᅠлицами, ᅠпредставляющих ᅠинтересы ᅠработодателей, ᅠа ᅠтакже ᅠорганизациями ᅠили ᅠорганами ᅠсозданными ᅠлибо ᅠфинансируемыми ᅠработодателями, ᅠорганами ᅠисполнительной ᅠвласти, ᅠорганами ᅠместного ᅠсамоуправления, ᅠполитическими ᅠпартиями.[26]ᅠ

Состав ᅠоргана ᅠ(комиссии) ᅠдля ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠи ᅠпорядок ᅠее ᅠформирования ᅠзависят ᅠот ᅠуровня ᅠсоциального ᅠпартнерства.

В ᅠзависимости ᅠот ᅠналичия ᅠили ᅠотсутствия ᅠпервичных ᅠорганизаций ᅠу ᅠданного ᅠработодателя ᅠи ᅠчисла ᅠчленов ᅠв ᅠних ᅠопределяются ᅠпредставители ᅠработников ᅠв ᅠсостав ᅠкомиссии ᅠпо ᅠколлективным ᅠпереговорам.

Согласно ᅠст. ᅠ37 ᅠТрудового ᅠкодекса ᅠРФ ᅠпредставители ᅠсторон, ᅠучаствующие ᅠв ᅠколлективных ᅠпереговорах, ᅠсвободны ᅠв ᅠвыборе ᅠвопросов ᅠрегулирования ᅠсоциально ᅠ– ᅠтрудовых ᅠотношений. ᅠДве ᅠили ᅠболее ᅠпервичные ᅠпрофсоюзные ᅠорганизации ᅠобъединяющие ᅠболее ᅠполовины ᅠработников ᅠданного ᅠработодателя ᅠмогут ᅠсоздать ᅠединый ᅠпредставительный ᅠорган. ᅠФормирование ᅠединого ᅠпредставительного ᅠоргана ᅠосуществляется ᅠна ᅠоснове ᅠпринципа ᅠпропорционального ᅠпредставительства ᅠв ᅠзависимости ᅠот ᅠчисленности ᅠчленов ᅠпрофсоюза. ᅠПри ᅠэтом ᅠв ᅠего ᅠсостав ᅠдолжен ᅠбыть ᅠвключен ᅠпредставитель ᅠ ᅠкаждой ᅠиз ᅠпрофсоюзных ᅠорганизаций, ᅠсоздавших ᅠединый ᅠпредставительный ᅠорган. ᅠОн ᅠимеет ᅠправо ᅠнаправить ᅠработодателю ᅠ(его ᅠпредставителю) ᅠпредложение ᅠо ᅠначале ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠпо ᅠподготовке, ᅠзаключению ᅠили ᅠизменению ᅠколлективного ᅠдоговора ᅠ ᅠот ᅠимени ᅠвсех ᅠработников.

ᅠ ᅠ Первичная ᅠпрофсоюзная ᅠорганизация, ᅠобъединяющая ᅠболее ᅠполовины ᅠработников ᅠиндивидуального ᅠпредпринимателя ᅠимеет ᅠправо ᅠпо ᅠрешению ᅠвыборного ᅠоргана ᅠнаправить ᅠработодателю ᅠ(его ᅠпредставителю) ᅠпредложение ᅠо ᅠначале ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠбез ᅠпредварительного ᅠсоздания ᅠединого ᅠ ᅠпредставительного ᅠоргана.

Если ᅠни ᅠодна ᅠиз ᅠпервичных ᅠпрофсоюзных ᅠорганизаций, ᅠне ᅠобъединяют ᅠболее ᅠполовины ᅠработников ᅠданного ᅠработодателя, ᅠто ᅠобщее ᅠсобрание ᅠ(конференция) ᅠтайным ᅠголосованием ᅠможет ᅠопределить ᅠту ᅠпервичную ᅠпрофсоюзную ᅠорганизацию, ᅠкоторой ᅠпри ᅠсогласии ᅠее ᅠвыборного ᅠоргана ᅠпоручается ᅠнаправить ᅠработодателю ᅠ(его ᅠпредставителю) ᅠпредложение ᅠо ᅠначале ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠот ᅠимени ᅠвсе ᅠработников. ᅠВ ᅠслучаях, ᅠкогда ᅠпервичная ᅠпрофсоюзная ᅠорганизация ᅠне ᅠопределена ᅠили ᅠработник ᅠданного ᅠработодателя ᅠне ᅠобъединены ᅠв ᅠпервичные ᅠпрофсоюзные ᅠорганизации, ᅠобщее ᅠсобрание ᅠ(конференция) ᅠработников ᅠтайным ᅠголосованием ᅠможет ᅠизбрать ᅠиз ᅠчисла ᅠработников ᅠпредставителя ᅠ(представительный ᅠорган) ᅠи ᅠнаделить ᅠего ᅠсоответствующими ᅠполномочиями.

Порядок ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠвключает ᅠрешение ᅠвопросов ᅠкасающихся:

- ᅠнаправления ᅠпредложения ᅠо ᅠначале ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠпредставителем ᅠодной ᅠстороны ᅠсоциального ᅠпартнерства ᅠдругой ᅠего ᅠстороне;

- ᅠответа ᅠна ᅠинициативу ᅠпроведения ᅠколлективных ᅠпереговоров;

- ᅠкруга ᅠвыносимых ᅠна ᅠобсуждение ᅠпроблем;

- ᅠинформации, ᅠпредоставляемой ᅠдля ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров;

- ᅠсроков ᅠи ᅠместа ᅠпроведения ᅠколлективных ᅠпереговоров.

Первичная ᅠпрофсоюзная ᅠорганизация, ᅠединый ᅠпредставительный ᅠорган ᅠлибо ᅠиной ᅠпредставитель ᅠ(представительный ᅠорган) ᅠработников ᅠобязаны ᅠс ᅠнаправлением ᅠработодателю ᅠ(его ᅠпредставителю) ᅠпредложения ᅠо ᅠначале ᅠколлективных ᅠпереговоров ᅠизвестить ᅠоб ᅠэтом ᅠвсе ᅠиные ᅠпервичные ᅠпрофсоюзные ᅠорганизации, ᅠобъединяющие ᅠработников ᅠданного ᅠработодателя, ᅠи ᅠв ᅠтечении ᅠпоследующих ᅠпяти ᅠрабочих ᅠдней ᅠс ᅠих ᅠсогласия ᅠсоздать ᅠединый ᅠпредставительный ᅠорган ᅠлибо ᅠвключить ᅠих ᅠпредставителей ᅠв ᅠсостав ᅠимеющегося ᅠединого ᅠпредставительного ᅠоргана. ᅠЕсли ᅠв ᅠуказанный ᅠсрок ᅠданные ᅠпервичные ᅠпрофсоюзные ᅠорганизации ᅠне ᅠсообщат ᅠо ᅠсвоем ᅠрешении ᅠили ᅠответят ᅠотказом, ᅠнаправить ᅠсвоих ᅠпредставителей ᅠв ᅠсостав ᅠединого ᅠпредставительного ᅠоргана, ᅠто ᅠколлективные ᅠпереговоры ᅠначинаются ᅠбез ᅠих ᅠучастия. ᅠПри ᅠэтом ᅠза ᅠпервичными ᅠпрофсоюзными ᅠорганизациями, ᅠне ᅠучаствующими ᅠв ᅠпереговорах, ᅠ ᅠв ᅠтечение ᅠодного ᅠмесяца ᅠсо ᅠдня ᅠначала ᅠпереговоров ᅠсохраняется ᅠправо ᅠнаправить ᅠсвоих ᅠпредставителей ᅠв ᅠсостав ᅠединого ᅠпредставительного ᅠоргана. ᅠВ ᅠслучае, ᅠкогда ᅠпредставителем ᅠработников ᅠявляется ᅠединый ᅠпредставительный ᅠорган, ᅠчлены ᅠуказанного ᅠоргана ᅠпредставляют ᅠсторону ᅠработников ᅠв ᅠкомиссии ᅠпо ᅠведению ᅠколлективных ᅠпереговоров.

Право ᅠна ᅠведение ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠподписание ᅠсоглашений ᅠот ᅠимени ᅠработников ᅠна ᅠуровне ᅠРФ, ᅠодного ᅠли ᅠнескольких ᅠсубъектов ᅠРФ, ᅠотрасли, ᅠтерритории ᅠпредоставляется ᅠсоответствующим ᅠпрофсоюзом ᅠ(объединениям ᅠпрофсоюзов). ᅠПри ᅠналичии ᅠна ᅠсоответствующем ᅠуровне ᅠнескольких ᅠпрофсоюзов ᅠ(объединений) ᅠпрофсоюзов ᅠкаждому ᅠиз ᅠних ᅠпредоставляется ᅠправо ᅠна ᅠпредставительство ᅠв ᅠсоставе ᅠединого ᅠпредставительного ᅠоргана ᅠдля ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠформируемого ᅠс ᅠучетом ᅠколичества ᅠпредставляемых ᅠими ᅠчленов ᅠпрофсоюзов. ᅠПри ᅠотсутствии ᅠдоговоренности ᅠо ᅠсоздании ᅠединого ᅠпредставительного ᅠоргана ᅠдля ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠправо ᅠна ᅠих ᅠведение ᅠпредоставляется ᅠпрофсоюзу, ᅠобъединяющему ᅠнаибольшее ᅠчисло ᅠчленов ᅠпрофсоюза ᅠ(профсоюзов).[27]

Стороны ᅠдолжны ᅠпредоставлять ᅠдруг ᅠдругу ᅠне ᅠпозднее ᅠдвух ᅠнедель ᅠсо ᅠдня ᅠполучения ᅠзапроса ᅠимеющуюся ᅠу ᅠних ᅠинформацию, ᅠнеобходимую ᅠдля ᅠведения ᅠколлективных ᅠпереговоров.

Участники ᅠколлективных ᅠпереговоров, ᅠдругие &#



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: