Вопрос.Понятие идеологии и её основные интерпретации в истории общественно-политической жизни.




Идеология — система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности. Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

Интерпретация – это оценочное явление главным образом критериального типа: нечто интерпретируется на предмет соответствия (чему-либо), различия или совпадения (с чем-либо), для чего-либо и в свете чего-либо. Напротив, «фактурные» качества объекта говорят за себя сами, и дополнительных оценочных процедур фактурная оценка не требует, или требует редко. Следовательно, интерпретация, в отличие от просто оценки, носит системный и многомерный характер. И в интерпретациях одного и того же объекта, процесса, явления всегда больше различий и противоречий, чем в его фактурной оценке.

Кроме того, интерпретация – это выявление по возможности максимального числа связей и соотношений оцениваемого объекта с другими подобными или отличающимися: среди качеств объекта, определяющих характер нашей его оценки, многое зависит от его связей, места в какой-либо иерархии, соотношения с другими объектами, наличия или отсутствия последних.

Интерпретация может быть исчерпывающей (функция науки) и частичной (функция конкретной практики). При этом по аспекту, в котором происходит интерпретация одного и того же объекта, процесса, явления, происходит деление науки на отрасли. К примеру, наблюдая красивый закат, «человек просто» может радоваться краскам природы, физик может дополнительно подумать о характере спектра заката, а социолог – вспомнить бывшую когда-то знаменитой книгу «Закат Европы» немецкого философа Освальда Шпенглера (1880–1936). При этом все они будут согласны в главном: «закат солнца – это красиво», хотя «закат Европы» никого пока не радовал.

В обществе есть немало профессий, содержанием которых является именно интерпретация, – прокурор, адвокат, комментатор, политический обозреватель, литературный, музыкальный, театральный и т.д. критики. Обратим внимание: они никогда не ограничиваются только оценкой «хорошо» или «плохо». Всегда они приводят более или менее развернутую систему доказательств в подкрепление именно такой своей оценки. Причем нередко сама оценка ими не произносится, а системой доводов воспринимающего ее индивида стремятся подвести к определенному ее характеру – к выводу, который полностью инспирируется, но вместе с тем выглядит как бы самостоятельным. Поэтому именно интерпретации становятся средством манипулирования общественным мнением. К примеру, манипулятивная интолерантность толпы вследствие умелого «разжигания страстей».

Интерпретация чего-либо одним индивидом нередко становится предметом интерпретации другим: это и есть борьба мнений – соревнование интерпретаций. Это – более цивилизованный способ противостояния, чем лишь противопоставление двух оценок, когда один твердит «хорошо», а другой – про то же самое – «плохо»! Иногда им обоим полезно взаимоуточнить обоснованность своих позиций.

Порою интерпретация может быть затруднена: как по объективным, так и по субъективным причинам. Объективные причины – это сложность содержания, отчетливо выраженная противоречивость объекта, наличие в нем «за» и «против». Поэтому являющаяся результатом процесса интерпретации оценка может быть трех уровней. Первый (однозначный): «хорошо» или «плохо». Второй (двойственный): и «хорошо», и «плохо». Третий (нейтральный): ни хорошо, ни плохо. Субъективными причинами сложности интерпретации являются такие черты индивида, как нерешительность и слабость мышления.

Конфликт интерпретаций становится особенно значимым в случае, когда целью интерпретации является обоснование оценки этического плана. К примеру, как мы относимся к взрыву террористами международного торгового центра в Нью-Йорке? Как к безусловному злу. А как к этому же событию может относиться его инициатор – лидер международной террористической организации? Быть может, как к «вынужденному злу». Дело в том, что будучи по профессии строителем, он не может – по общечеловеческим понятиям – одобрять разрушение чего-либо совершенного – рукотворного. Но он может интерпретировать данное событие, как значительно меньшее зло, чем то, что совершает «американский империализм». И это «вынужденное зло» служит тому, чтобы воздействовать на тех, кто совершает в мире зло большего масштаба. А с ликованием встретившие сообщение о взрыве палестинцы, без сомнения, восприняли его, как безусловное добро. И практика «двойных стандартов», столь распространенная в современной политической жизни, типично интерпретационное явление.

Итак, интерпретация особенно важна и трудна, когда дело доходит до нравственных категорий. К примеру, все мы (или по крайней мере многие) положительно относимся к гуманизму. И большинство хотело бы, чтобы он восторжествовал, чтобы прекратились кровопролития, массовые истребления людей и уничтожение принадлежащего им имущества. Но у гуманизма есть и противники. Так, как же с ними быть? Неужели терпеть их «происки»?

Фактически, во всей мировой истории борьба во имя «добра» и против «зла» всегда происходила в соответствии с одной и той же схемой: приверженцы «добра» решительно уничтожали приверженцев «зла», которые и сами, в свою очередь, действовали в полном соответствии с принципом «спешите делать добро!», но добро в их собственном понимании. При этом вне рассмотрения оставалась лишь оценка слова «уничтожение»: оно неизменно расценивалось, как нечто само собой разумеющееся. А как же иначе? Ведь «без борьбы ничто не может восторжествовать»: с этим обычно согласны обе конфликтующие стороны. Следовательно, и «добро требует борьбы» за него! Но вот насколько она возможна методами, которые полностью соответствовали бы его характеру? Отсюда – вынужденная субъективность критериев каждой из вступающих в противодействие, т.е. проявляющих интолерантность, сторон.

Наконец, интерпретация может быть и своекорыстной, и злонамеренной: путем системы доказательств индивид может постараться навязать другим выгодную себе оценку ими какого-либо события или явления, и тем инспирировать (спровоцировать) выгодные для себя их действия. Особенно широко подобного рода интерпретации используются в практике идеологии, а также в судопроизводстве (к примеру, состязание в суде адвокатов конфликтующих сторон).

Интерпретация – сложное оценочное явление. Она использует образы, оценки, связи, отношения – к одним объектам, процессам, явлениям – для того, чтобы выработать определенную оценку и отношение к другим объектам, процессам, явлениям. Следовательно, в основании ее лежит перенос свойств с одних объектов (интерпретации) на другие. Первые из них мы назовем субстратом интерпретации (т.е. используемый в ходе ее информационный материал), вторые – объектом интерпретации.

Цель интерпретации – сделать определенный объект (процесс, явление) как можно более привлекательным (или непривлекательным) для как можно большего числа индивидов: для

того, чтобы выработать их готовность и желание действовать в направлении этого объекта (процесса, явления) нужным интерпретатору способом. Это справедливо в отношении и научной, и религиозной, и общественно-политической интерпретации. В этом качестве интерпретация становится способом идеологии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: