Ценообразование и методы прямого и косвенного регулирования




Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленную деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение социально-экономических задач. Данное определение может быть применено и к определению государственного регулирования процесса ценообразования, так как цена является одним из основных инструментов воздействия на состояние всей национальной экономики.

Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Выделяют две формы государственного регулирования цен:

1) косвенное регулирование (косвенные методы) включает меры, воздействующие на спрос и предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности, и не затрагивающие напрямую уровень цены, среди которых:

- антимонопольное законодательство;

- поддержка малого предпринимательства;

- разгосударствление и приватизация;

- снижение бюджетного дефицита;

- налоговая политика;

- дотации и субсидии и другие.

2) прямое регулирование (прямые методы) осуществляется путем введения регулируемых цен, таких как:

- фиксированной цены;

- предельных цен, которые устанавливаются через:

-«ценовой потолок»;

-«ценовой пол»;

-«коридор цен».

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Фиксирование цен или установление пределов их повышения имеет место при регулировании цен на продукцию естественных монополий (важнейший фактор поддержания низкого уровня инфляции и создания условий для экономического роста), а также на промышленную продукцию, обеспечивающую экономическую безопасность страны. Надо отметить, что фиксирование цен используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов.

Трудности рынка – второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующее полезность решение о покупке. В таком случае государственное вмешательствоможет оказаться желательным.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным в условиях перехода к рыночной экономике будет такое сочетание методов регулирования цен, при котором:

- прямое регулирование будет применяться только в исключительных случаях, где косвенные методы не эффективны (топливно-энергетическая и другая стратегически важная продукция);

-наиболее распространенным инструментом государственного регулирования цен будут косвенные методы;

- на большей части рынка будут устанавливаться свободные рыночные цены.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время ни одно государство не может функционировать без продуманной политики регулирования цен.

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Главными целями, преследуемыми государственным регулированием цен являются:

- стимулирование роста производства;

- обеспечение полной занятости;

- повышение эффективности общественного производства;

- стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;

- сохранение природной и окружающей среды и т.д.

На мой взгляд, главная из этих проблем – инфляция.

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Поэтому в условиях довольно значительных темпов инфляции без регулирования цен обойтись нельзя. Безусловно, с инфляцией нужно бороться. Но для этого необходимо применять такие инструменты, которые будут действенны и обеспечат наилучшие результаты. К таким инструментам относятся:

1) конкуренция — наиболее эффективный метод борьбы с инфляцией и ростом затрат. Также можно сформулировать другие требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси:

2) демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;

3) развитие малого и среднего бизнеса;

4) ограничение прироста денежной массы в обращении;

5) создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

В целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам. Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит, формирование либерального законодательства, стимулирующего деловую активность; создание рыночного механизма ценообразования.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: