Движущие силы психического развития




факторы, которые являются причинами поступательного развития ребенка, содержат энергетические и побудительные источники развития – потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей.

1) социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович) – специфическое для каждого возраста отношение ребенка и окружающей социальной среды. Взаимодействие ребенка со своим окружением, которое воспитывает и развивает его и приводит к появлению новообразований каждого возраста. Л.С. Выготский выделяет 2 единицы анализа ССР: внешнюю (деятельность, активность ребенка) и внутреннюю (внутренний план действий, индивидуальные переживания). ССР меняется в самом начале каждого возраста Ребенок определенного возраста занимает свое особое место в системе общественных отношений.

2) Ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте) деятельность (А.Н. Леонтьев

 

Под возрастными новообразованиями понимают тот новый тип строения личности и деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Сам Л.С. Выготский выделил следующие законы психического развития:

1. детское развитие имеет логическую организацию во времени: свой ритм, который меняется в разные годы;

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);

3. закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;

4. закон развития высших психических функций: ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.

Современная возрастная психология рассматривает закономерности развития психики человека в онтогенезе.

Существует масса факторов, определяющих психическое развитие, их условно можно поделить на внутренние (биологизаторы) и внешние (социологизаторы).

Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям:

1. Основной механизм – социализация. Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты. Воспитание шимпанзе Ладыгиной-Котс не дало результатов. Эти генетические, наследственно-заложенные программы поведения разворачиваются независимо от окружающих его условий. В развитии животного мы можем наблюдать только приспособление (конура, кровать хозяина). Нервная система ребенка к моменту рождения функционально не детерминирована (не обусловлена, пуста), не содержит наследственно закрепленных форм поведения и значительно меньше условных рефлексов. Относительная чистота НС и пластичность позволяют приспособиться к окружающим ребенка условиям, даже, если они нечеловеческие, но не позволяют выжить. (дети - Маугли выкормлены животными) Сказка о Маугли возможно имела исторические корни. История человеческой цивилизации знает легенду об основателях Рима Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, насчитывает 15 случаев вскармливания детей волками, 5 – медведями, 11- обезьянами,1 – леопардом, 1- овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком 2 девочек: примерно 7-8 и 2 лет. Назвали Камала и Амала. Днем они спали, прижавшись друг к другу, забившись в угол, ночью бегали лишь на четвереньках. Младшая скоро умерла, так ничему не научившись, старшая прожила еще 10 лет. Доктор Синг вел подробный дневник: училась с большим трудом, 2 года училась стоять, через 6 лет стала ходить, но если бежала, то всегда на четвереньках; 4 года ушло на заучивание первых 6 слов, через 7 лет знала 45 слов, еще через 3 года ее словарный запас составил 100 слов. Далее языковое обучение не продвинулось, хотя девочка полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками, пить из стакана. В 17 лет по уровню развития была как 3-х летний ребенок. Ребенок без взрослого общества не может стать человеком.

Французский исследователь А. Пьерон предложил следующую иллюстрацию: "Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь"

Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей, отношений, принятых в данном обществе, в его собственном опыте, т.е. в процессе и итоге социализации человек приобретает и усваивает навыки, умения, идеи, взгляды, ценности и ориентации, принятые в данном обществе.

Стадии социализации (по А.В. Петровскому):

1. первичная социализация – (стадия адаптации) – от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный возраст некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. стадия индивидуализации – появляется желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте – стадия индивидуализации, самоопределения «мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация (неустойчиво мировоззрение и характер подростка. Устойчиво концептуальная социализация в юношеском возрасте (18-25 лет) – вырабатываются устойчивые свойства личности)

3. стадия интеграции ()появление желания найти свое место в обществе, «вписаться в него». Проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом, но если не принимаются, возможны исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, в желании «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости человека и его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. послетрудовая стадия – существенный вклад пожилых возрастов в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Механизмы социализации:

· идентификация,

· подражание,

· социальная фасилитация (облегчение усвоения социального опыта),

· конформность податливость давлению группы (воображаемому или реальному),

· внушение,

· убеждение,

· эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, эмоц. вчуствование в другого, сопереживание другому.

· аттракция (привлечение) – особая форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства привязанности.

У человека, в отличие от животных есть мощное средство социализации – речь, рождаясь, человек попадает не только в природную, но и культурно-историческую среду, одно из средств которой – речь. Природа слова двояка, это не только колебания воздуха, но и определенный смысл, понятие. Кроме этого, человек должен усвоить нормы, ценности, традиции данного общества – иначе асоциален, общество наложит санкции, подвергнет остракизму. Любая норма запечатлена знаком, имеет код, свой определенный смысл (супружеская верность). В «Теории культурно-исторического развития высших психических функций» (свойственны только человеку) Л.С. Выготского 2 основных постулата: 1. речь и правило, которое есть в обществе есть знак, вторая сигнальная система; 2. каждая психическая функция «появляется на сцене дважды»: сначала как категория интерпсихическая (межличностная, в общении между людьми) и затем интрапсихическая (внутренняя).

2. В данном случае он говорит об интериоризации – переходе форм внешней деятельности во внутренние психические процессы, благодаря подобному переходу происходит усвоение внешних социальных норм, принятых в данном обществе во внутренние, перенос общественных представлений в сознание отдельного индивида. В ходе интериоризации ребенок присваивает социальные знаково-символические структуры и средства деятельности и общения, на основе чего формируется его сознание и личность.

3. Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация (опыт предшествующих поколений), которая поэтому легко усваивается и перерабатывается (интериоризируется и происходит социализация индивида). Средством общения являются знаки (речь, рисунки), формы общения изменяются на протяжении онтогенеза, развитием форм общения занималась М.И.Лисина – 4 формы общения взрослого с ребенком:

а) ситуативно-личностная – 2-6 месяцев – ребенку необходим контакт со взрослым, который за ним ухаживает, основное содержание потребности в общении – это внимание и доброжелательность взрослого; мотивы, побуждающие к общению – личностные, средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка – экспрессивно-мимические (на 3 неделе – реакция на улыбку взрослого; на 4 – комплекс оживления)

б) ситуативно-деловая – 3 мес. – 2 года – необходим взрослый, который поможет овладеть и изучить новые предметы, необходимость освоения предметного мира, содержание потребности – сотрудничество с взрослым; мотивы – деловые; средства общения – предметно-действенные;

в) внеситуативно-познавательная – 3-5 лет – содержание потребности (мало симпатии (а) и мало помощи (б)) – уважение взрослого (ждет его); мотивы – познавательные (окружающий мир и человеческие отношения); средства общения – речевые;

г) внеситуативно-личностная – 6-7 лет – содержание – потребность в сочувствии, сопереживании и взаимопонимание взрослого; мотивы – личностные; средства – речевые. К вышеуказанному возрасту сформирована не у всех детей, взаимопонимание важно для школы, где взрослый –авторитет: нет обид на указания, требования взрослого.

Крайне опасна эмоциональная депревация – лишение или дефицит эмоциональных ощущений – развивается госпитализм – выраженное отставание в психическом развитии: вялость, апатия, отсутствие интереса к окружающему, бессмысленный, безразличный взгляд. Даже при хорошем уходе – отстают в физическом развитии.

4. Активность ребенка – необходимое условие его развитие, эта закономерность вытекает из ведущего принципа отечественной психологии – единства сознания и деятельности, из понятия ведущей деятельности (деятельность – форма активности, вне деятельности невозможно формирование сознания путем интериоризации. Активностью должны управлять взрослые. Главное в обучении – организовать активность, деятельность, в ходе которой нужные качества бы могли формироваться. Развитие ребенка основывается на удовлетворении потребности данного возраста: Потребность порождает деятельность, в результате которой порождается новая потребность. Вне этой формулы развития не существует. Биологические и социальные факторы имеют значение только в соединении с активностью ребенка.

5. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики.

6. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий (онтогенетически). Филогенетически: социальное наследование – каждое новое поколение получает от предыдущих всё, что было создано раньше, вступает в мир «впитавший» в себя деятельность человечества. Но: потребность в деятельности возникает в предшествующий период.

7. Необратимость развития – возврата к предыдущим стадиям психического развития быть не может. Если психическое заболевание, возрастная деменция («Что старый, что малый») – не есть возврат на пройденные стадии, это как бы по другим ступенькам.

8. Цикличность («спиралевидность» Е.Р. Артамонова) – (хорошо разобран в философии: законы развития - отрицание отрицания), в ходе любого развития, в т.ч. развития психики, когда происходит повторение пройденного, исчезает то, что достигнуто, но проявляется на более высоком уровне (как бы поднимается вверх и расширяется), что можно объяснить влиянием убыстрения темпов развития. Сначала ребенок на этапе игрушек-заместителей говорит на скатерть – это платок, спустя время отрицает, затем в сюжетно-ролевых играх «как будто» платок – это скатерть.

9. Скачкообразность (переход от одного этапа возрастного развития к другому) В развитии ребенка выделяют периоды скрытых, незаметных, эволюционных изменений - литических и периоды резких, революционных скачков – критических. За литические периоды изменения накапливаются, происходит переход количественных изменений в качественные, что и подготавливает переход на новый этап развития. Переходные периоды от одного этапа развития к другому называются кризисами (не обязательно сопровождаются трудновоспитуемостью)..– процесс психического развития происходит неравномерно, периоды литических, незаметных изменений (накопление количественных изменений) чередуется с революционными периодами, что приводит к взрыву ССР и сопровождается кризисами. т.к. движущей силой психического развития является противоречие. Глобальные противоречия:

а) социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних факторов. Если эти факторы уравновешивают друг друга, возникает литический период в развитии ребенка. Нарушение равновесия в ССР – кризис (если какой-либо фактор изменяется и это связано с резкими изменениями в жизни человека) с возникновением противоречий между внешними и внутренними факторами, то это является причиной кризиса;

Новообразования происходят в 3 сферах жизнедеятельности:

а) изменения, происходящие в психических процессах;

б) изменения, происходящие в личностных свойствах;

в) изменения, происходящие в других видах деятельности.

В том случае, если внутренний фактор нарушает равновесие – рождаются личностные новообразования, когда внешний фактор – новообразования познавательной сферы

б) ведущая деятельность – движущей силой психического развития являются противоречия между ведущей деятельностью и зреющими внутри нее потребностями, приводящими к возникновению следующего типа ведущей деятельности.

Новообразования появляются к концу возраста, причем особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для следующей стадии.

Кризис закономерен, это не болезнь, а этап развития (например, 7 лет – из дошкольного в школьный возраст – не хватает умений и внимания), если организовать деятельность ребенка так, что потребности будут удовлетворены – острота противоречий снимается – свободу предоставлять вовремя!) Все кризисы имеют общие черты, как положительные, так и отрицательные. Три основные черты кризиса (Выготский Л.С.):

1) Характерная черта - неотчетливость границ кризиса (видим в апогее, но все таки зрел некоторое время);

2) Трудновоспитуемость (Л.С. Выготский анализировал детство, поэтому термин применим к детскому развитию, у взрослых – усложнение взаимоотношений с окружающими, степень может быть разной – выход на пенсию родственника усложняет домашнюю атмосферу);

3) негативный характер развития (слушался – перестал, не болел – все болезни, плаксивость, обидчивость стариков). Развитие как бы в сторону, вспять. Это необходимо, чтобы разрушить все старое, что мешает поступательному развитию. Наглядно на раннем возрасте – даем самостоятельность – нет капризов.

Кризисные периоды в развитии человека связаны с завышенной самооценкой и завышенным уровнем притязаний относительно следующего возрастного периода (иногда называют фазой мифов). Идет в школу – буду хорошо учиться, играя в игру успешного школьника. Кризис явно выступает мотивационной основой, которая толкает в новые достижения, в этом его прелесть. Соотнесение с реальностью, самооценка снижается, осознает свое место – лизис.

10. Стадиальность – благодаря этой закономерности в онтогенезе выделяются отдельные стадии (этапы), отличающиеся качественным своеобразием психического развития (ССР, специфические потребности, особая ведущая деятельность, новообразования). Существует масса подходов к периодизации (рассмотрено выше), отечественная – рассматривает деятельность как основную форму активности человека. В основе деятельности лежат потребности (опредмеченный мотив), от того, какие потребности будет зависеть деятельность, ее содержание. Необходимо знать значение формирования и воспитания потребностей. Все действия, связанные с ССР, должны отталкиваться от потребности.

11. Неравномерность развития – в развитии ребенка различаются:

а) неравноценность временных промежутков, что объясняется следующей закономерностью – чем моложе ребенок, тем выше темп его развития, тем большее значение для его развития имеет определенный период времени (месяц в развитии младенца значит больше, чем месяц в развитии ребенка более старшего возраста, достижения первого года значительнее, чем второго и всей последующей жизни; Масару Ибука «после трех уже поздно» самыми главными назвал периоды 0 -1 год и 1 -5 лет, Л.Н. Толстой «От рождения до 5 лет целая пропасть, от 5 лет до меня одни миг», воспитывают до 3 лет, после перевоспитывают; В раннем возрасте 80 процентов того, что осваивают за всю жизнь благодаря высокой пластичности НС;

б) неравномерность проявляется в наличии сензитивных периодов в развитии ребенка – это периоды особой (повышенной) чувствительности к определенного рода влияниям окружающей среды, связанных с развитием той или иной психической функции. В ходе этого периода данные функции развиваются наиболее интенсивно, эффективно, быстро. Если пропущен какой-либо сензитивный период, то ребенку грозит НУВЭРПс – необратимое угасание возможностей эффективного развития психики; Недостаточно изучен, известны: развитие речи широк 1 -5 лет (если человеческой речи ребенок не слышал – научить невозможно, овладение учебной деятельностью 7 лет, логопедия в 5-6 лет – разница звуков, воображение, усвоение нравственных норм – дошкольник, координация движений, музыкальный слух – мл. школьник, 6-12 лет решение проблем, 12 лет – самостоятельность, сексуальность в подростковом;

в) сензитивность обуславливает гетерохронность (разновременность) развития различных психических функций – какие-то психические функции в тот или иной период приобретают определенный акцент, развиваются в свой период, как доказательство – наличие новообразований каждого возраста. В старших возрастах формируются привычки поведения, стереотипы, сдерживающие освоение нового: в средние годы – плато, а затем спад, учитывая снижение пластичности психики. Однако существует рост акмеологических - вершина творческих, профессиональны достижений, пики зависят от условий жизни личности.

12. Акселерация (убыстрение темпов психического и физического развития) и децелерация (замедление) – характеризуют развитие человека с точки зрения филогенеза. Сравнив несколько поколений людей – их отличают увеличение темпов, скорости, но возможны и снижения – волнообразная природа, причины подобного чередования не установлены. Биологи – с физиологическим созреванием, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. волнует всех рассогласование процессов физического созревания и социализация личности. Причины: гелиогенные, алиментарные, электромагнитное, ионизирующее излучение, урбанизация (сосредоточение в городах, обилие раздражителей - темпы акселерации выше у городских детей), снижение заболеваемости детей, физическое воспитание, генетический гетерозис. Социальнообусловлена: стабильна в стабильной Европе, значительна в развитых странах. Раннее половое созревание на 4 месяца каждое 10-летие, ранняя смена зубов, раннее окостеневание скелета – конец роста у девочек в 16-17, у мальчиков в 18-19 лет, в среднем рост за 30 лет увеличился на 13-15 см, вес 10-12 (в 80х приостановилась).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: