Последствия ввоза/вывоза капитала.




«+» для стран, экспортирующих капитал: - повышает конкурентоспособность компании, следовательно и нац. эк-ки.

- имеет место ускорение МРТ - увеличение внешнеторгового оборота

«-»

- если отток капитала не компенсируется притоком иностранного капитала, то может иметь место замедление экономического роста - ухудшение состояния платежного баланса

«+» для страны, которая принимает капитал:

- дополнительные рабочие места - современные технологии - передовые способы организации произв-ва

- модернизация

«-»

- вытеснение местных компаний иностранными

- несовпадение интересов ТНК и нац. экономики гос-ва, принимающ. капитал (хищнич. отношение ТНК)

- рост зависимости от потоков иностранного капитала, следовательно возможность возникновения кризисов

32. Роль ТНК на мировом рынке капиталов и технологий.

ТНК – транснациональные корпорации отвечают за инвестиции. (ППИ- прямые иностранные инвестиции)

ТНК – 1) компании, имеющие производственные ячейки в не менее чем в 2 странах зарубежом.

- 2) проводят согласованную экономическую политику для своих подразделений под централизованным руководством.

- 3) производства, ячейки, филиалы активно между собой взаимодействующие.

80 тыс. ТНК и 800 тыс. зарубежных подразделений.

Этапы развития ТНК:

1. Первая половина 20 века. Инвестиции- сырьевые отрасли слаборазвитых стран. Созд. сбытовые и закупочные подразделения для раздела рынка. Международные картели делил рынок.

2. С середины 20 века возникают нац. копании, достаточно крупные, чтобы проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику. В 60-ых годах возникает термин «ТНК». Усиление роли зарубежных производственных подразделений, которые создаются как в развивав., так и в развитых странах. ТНК выпускают ту же продукцию, что и материнская компания. Постепенно эти подразделения переориентируются на обслуживание местного рынка, спроса.

3. 80-ые годы – внедрение новых технологий. Изменения производственного процесса:

- упрощение производственных операций и появление возможности использования неквалиф. раб. силу.

- дробление, разделение производственного процесса на отдельные звенья, этапы (электроника) и возможность переноса этих звеньев в другие страны, там, где дешевле нац. факторы производства.

Этому сдвигу способствовало развитие транспорта и информационных коммуникаций.

Формируется новая структура – пространственная децентрализация производства в глобальном масштабе при концентрации управления.

4. Современный этап (с конца 20 века). Кол-во филиалов растёт быстрее кол-ва ТНК. – это связано с развитием бытовых и производственных сетей глобального масштаба. Главн. роль при выборе места производства и создании дочерних фирм определяется задачей минимизации издержек. Продаётся продукция там, где выше спрос.

Суть ТНК. Особенности конкуренции:

- одна фирма устраняет своего конкурента

- поглощение своих конкурентов (создание новых фирм, проектов)

- создание стратегических альянсов (союзов). В добыв. промышленности ТНК объединяются для исключения рисков, для организации сбыта. В наукоёмких отраслях ТНК объединяются для производства научных разработок.

Цели ТНК:

- дешевизна ресурсов

- способность продлевать жизненный цикл продукта, перенося их по мере устарев. в заруб. филиалы, что даёт возможность материальным компаниям переориентироваться на разработку новых технологий и изделий

- возможность использовать в своих интересах особенности гос. экономич. политики.

Оффшорные зоны – страны Карибского бассейна: для операций за пределами оффшора.

- возможность обойти торговые ограничения (тарифные и нетарифные) (экспорт товаров заменить экспортом капитала)

- близость к потребителям иностранных филиалов (возможность получения информации о перспективах рынка и конкурентоспособности местных фирм)

- возможность уменьшения риска производственной деятельности, если её диверсифицировать между разными странами мира.

- трансфертный центр – значительная часть международной торговли носит внутрифирменных характер (источник дополнительной прибыли для ТНК)

- мобил. нематериальных ресурсов, связанными с неосязаемыми активами (область управления, реклама, огранич. бизнеса)

Элита- крупнейшие ТНК мира. 1/3 всех производственных активов падает на ТНК. 2/5 международной торговли - внутрифирменная торговля. 80% потока наукоёмкой продукции, патентов, лицензий падает на ТНК.

Государство и ТНК.

70-80 гг. – расхожее мнение, что ТНК увеличивает разрыв между бедными и богатыми.

ТНК у государства его функции:

- решение соц. задач

- разработка политический идеологии

- информационная связь между странами

- выбор приоритетов технологий развития

33. Транснационализация и рост малого предпринимательства в мировой экономике.

В последнее время наблюдается постоянный рост масштабов транснационализации – повышение доли международного движения капитала, труда и прочих ресурсов. Транснационализация превратилась в многоканальный процесс. Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала.

Транснационализация хозяйственной жизни — процесс усиления роли транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике.
ТНК – 1) компании, имеющие производственные ячейки в не менее чем в 2 странах зарубежом.
- 2) проводят согласованную экономическую политику для своих подразделений под централизованным руководством.
- 3) производства, ячейки, филиалы активно между собой взаимодействующие.
80 тыс. ТНК и 800 тыс. зарубежных подразделений.

 

Суть ТНК. Особенности конкуренции:
• одна фирма устраняет своего конкурента
• поглощение своих конкурентов (создание новых фирм, проектов)
• создание стратегических альянсов (союзов). В добыв. промышленности ТНК объединя

ются для исключения рисков, для организации сбыта. В наукоёмких отраслях ТНК объединяются для производства научных разработок.
Цели ТНК:
1) дешевизна ресурсов
2) способность продлевать жизненный цикл продукта, перенося их по мере устарев. в заруб. филиалы, что даёт возможность материальным компаниям переориентироваться на разработку новых технологий и изделий
3) возможность использовать в своих интересах особенности гос. экономич. политики.
4) Оффшорные зоны – страны Карибского бассейна: для операций за пределами оффшора.
5) возможность обойти торговые ограничения (тарифные и нетарифные) (экспорт товаров заменить экспортом капитала)
6) близость к потребителям иностранных филиалов (возможность получения информации о перспективах рынка и конкурентоспособности местных фирм)
7) возможность уменьшения риска производственной деятельности, если её диверсифицировать между разными странами мира.
Малое предпринимательство (МП) - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малые предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах. предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от из размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый кооперативный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их проведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем, предпринимательство, в целом, весьма неоднородно, каждая их этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим,. политическим и национальным проблемам.

34. Сущность и причины международной миграции рабочей силы. Основные мировые центры притяжения трудовых мигрантов.

Численность – 200 млн. человек. Рост связан с процессом глобализации. Типы:

1) Поселенцы – постоянное место жительства(в рамках программы воссоединения семей).

2) Контрактные работники – приезжают на работу по контракту. 3) Профессионалы – стажировики – утечка мозгов. 4) Нелегальные мигранты. 5) Беженцы – ищут убежище в других странах.

Миграция: 1) сезонная, 2) маятниковая, 3) постоянная, 4) временная.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Центры:

1. 1ое место: США, Сев. Америка. Численность около 1 млн. приезжают.

2. Страны Зап. Европы, Турция, Сев. Африка, Вост. Европа.

3. Страны Персидского залива, Филиппины, Пакистан.

Центр притяжения мигрантов – создание ТНК.

35. Современные масштабы трудовой миграции в мировой экономике. Последствия международной миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.

Численность около 200 млн. человек.

Последствия миграции:

+ страны, которые принимают:

- регулируется баланс воспроизводства населения, мигранты омолаживают население.

- мигранты способствуют прогрессивной структурной перестройке экономики развит. стран.

- мигранты увеличивают спрос на товары и услуги.

- экономия на расходах, образовании.

- мигранты играют роль буфера в условиях кризиса (именно эта часть попадает под увольнение).

«-»:

- зависимость от потока мигрантов.

- столкновение культур.

+ страны, которые экспортирует мигрантов:

- решение проблемы безработицы

- увеличение денежных потоков от мигрантов

- повышение уровня квалификации у мигрантов, которые вернулись.

«-»:

- нарушение половозрастного состава населения.

- инфляция

- миграция профессионалов.

Задачи:

1) Сокращение нелегальной миграции.

2) Стимулирование квалифицированной рабочей силы.

3) Обеспечение мирной интеграции мигрантов.

Организации, вносящие свою лепту: - МОТ, - ЮНЕСКО, - МОС.

 

36. Регулирование трудовых потоков мигрантов на государственном и межгосударственном уровне. Проблемы нелегальной миграции.

В течение 19-го в. многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц. Тогда же государства стали заключать двусторонние договоры, регулирующие миграцию, часть из которых действует и в настоящее время.
Большинство стран использует избирательный подход при регулировании иммиграции. Суть его состоит в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, и ограничивают въезд всем остальным. Как правило, желательными работниками являются следующие лица: 1. работники, готовые за минимальную зарплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные и т.п. работы); 2. специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие); 3. представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения, например, иглоукалывание, операции на сердце); 4. специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели, врачи); 5. крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Решением проблем миграции рабочей силы занимаются три государственных ведомства:
• министерство иностранных дел, ведающее через консульское управление выдачей въездных виз;
• министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют режим въезда, определенный законом данной страны;
• министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.
Основные черты иммиграционного законодательства. Требования к иммигрантам:
1. Профессиональная квалификация. В законодательствах всех стран определяются минимальные требования к образованию мигрантов – окончание полного курса средней школы или профессионально-техническое училище, что должно быть подтверждено соответствующим документом. В большинстве случаев документ об образовании требуется подтвердить или оценить в принимающей стране (собеседование или экзамен). 2. Ограничения личного характера:
• высокие требования к здоровью иммигрантов. Не допускаются наркоманы, психические больные, зараженные вич-инфекцией, а в некоторые страны и туберкулезом. Иммигранты обязаны предоставить медицинскую справку, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование; • возрастной ценз в зависимости от отрасли промышленности, в которой намерен работать иммигрант, как правило колеблется в пределах 20-40 лет; • требование к политическому и социальному облику человека. Запрещено иммигрировать ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций. 3. Количественное квотирование, которое определяет максимальное количество иммигрантов в страну за год. 4. Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение числа иммигрантов.
По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. 5. Временные ограничения. Законодательство большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по окончании которых они должны либо покинуть страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление срока пребывания в ней. 6. Географические приоритеты. Почти каждая страна устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из различных стран. Иногда это делается на лотерейной основе.
Существуют и прямые запреты на прием иммигрантов. Явные и скрытые запреты обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Скрытые запреты устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны.
Обычно для любых передвижений иммигрантов, изменения специальности, смены места работы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных служб, которые могут и отказать в его выдаче. Запрещена вообще нелегальная иммиграция. Незаконное проникновение в страну считается преступлением, за которое могут наказать депортацией, денежными штрафом или тюремным заключением. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, что также считается преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что могут вести к разорению фирм и предприятий. В регулировании международной миграции рабочей силы принимают участие различные международные организации:
• международная организация труда (МОТ), которая занимается решением таких вопросов, как регламентация рабочего времени, набора рабочей силы, борьба с безработицей среди иммигрантов, обеспечение нормальных условий их жизни, защитой детей, подростков и женщин и др.; • международная организация миграции (МОМ). Ее задачами являются: • разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков; • оказание помощи в вопросах организации миграции; • развитие технического сотрудничества в области миграции;
• предотвращение «утечки умов» и реэмиграции.

37. Мировая валютная система. Ее сущность, основные этапы развития.

МВС — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Настоящая МВС возникла, большей частью, на Бреттон-Вудской конференции (США) в 1944 году, в которой участвовали 29 государств. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов и т. д.), для того, чтобы международная торговля — в частности, расчёты в разных национальных валютах — могла развиваться свободно.

Элементы МВС:

1. Национальная и коллективная валютная единица

2. Механизм валютных паритетов и курсов

3. Условия взаимной обратимости валют

4. Формы международных расчетов

5. Международные организации, которые регулируют международные валютные отношения

6. Межгосударственные договора

7. Государственные правила, нормы, которые обеспечивают функции валютных инструментов

Этапы развития МВС:

1-й этап. Период возникновения системы «золотого стандарта» (XIX - начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото. Первой Британская империя объявила свою денежную единицу (фунт стерлингов) свободно обратимой в золото по установленному государством курсу (чистое содержание золота составляло 7,322 г). Вслед за ней золотой стандарт установили США, затем страны Западной Европы и Россия с 1897г). Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг в период 1880 – 1914 гг. Имел место свободный ввоз и вывоз золота, валютные курсы стран определялись на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались в пределах «золотых точек», связанных с расходами по перемещению золота между странами. К числу преимуществ золотого стандарта можно отнести: - отсутствие резких колебаний валютных курсов; - низкая инфляция. Недостатки системы золотого стандарта:

- жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы в обращении и объемом добычи и производства золота (открытие новых месторождений вело к инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства вело к дефициту наличных денежных средств);- невозможно было проводить самостоятельную национальную денежно-кредитную политику. Это заставило все европейские страны, включая Россию, отказаться от золотого стандарта во время первой мировой войны. Ведь финансировать военные расходы приходилось за счет эмиссии бумажных денег.

2-й этап. В 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. Кредит и безналичные деньги стали занимать господствующие позиции.

3-й этап. В 1944г. основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На ней было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (названа бреттонвудсской). Для внедрения и руководства этой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его штаб-квартира находится в Вашингтоне. В основе новой системы лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег – золотом и долларом. Страны-участницы зафиксировали курсы своих валют в долларах. Сам доллар получил золотое содержание (35 $ = тройской унции золота или 31,1 г). Доллар признавался основной «резервной» и «расчетной» валютной единицей, т.к. свободно обращался в золото. Страны-участницы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне.

4-й этап. Юридически был оформлен в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка). Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах. По условиям соглашения, валютный курс определяется рыночными силами (спросом и предложением). Размер спроса на инвалюту определяется потребностями данной страны в импортируемых товарах и услугах, расходами туристов и разными внешними платежами. Размер предложения инвалюты определяется объемами экспорта и полученными займами.

38. Основные характеристики валютного рынка.

Это рынок, где покупаются валюта, валютные ценности. Главный объект купли-продажи – свободно конвертируемая валюта.

1. Огромные объемы сделок (во много раз превышает рынок товаров и услуг). Ежедневно объем сделок равен (более) $ 2 трлн (примерно равен ВВП России)

2. Продаются и покупаются наличные деньги, чеки, векселя

3. Огромный объем сделок безналичных (денежные средства на банковских счетах)

Участники: 1) ЦБ стран; В их функцию входит управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса. 2) Коммерческие банки – главный субъект; Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют через них необходимые для своих целей конверсионные и депозитно-кредитные операции. 3) Специализированные брокерские и дилерские организации; 4) ТНК; 5) Физические лица. Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров.

Система нескольких иностранных банков – главное звено МВР. Операции на МВР совершаются по всему миру. Нет четкой локализации. Банковская система концентрируется в небольшом числе финансовых центров – Лондон, Париж, Сингапур, Гонконг, Токио. Разделяют: биржевый оборот и внебиржевый оборот (около 90% сделок) (т.е. межбанковский валютный рынок). Трейдеры – покупают.

Функции МВР: 1) Своевременное осуществление международных расчетов; 2) Регулирование валютного курса; 3) Диверсификация резервов; 4) Страхование от валютных рисков; 5) Получение прибыли от разницы валют.

Основной формой является валютная операция: 1) Кассовые операции (совершаются по ценам сегодняшнего дня с немедленной реализацией); 2) Форвардные (на какую-нибудь дату).

Валютный курс – цена единицы иностранной валюты, выраженная в национальной валюте:

1. Прямая котировка

2. Обратная котировка – национальная валюта в иностранной

3. Фиксированный валютный курс – в рамках золотого стандарта, фиксируется по отношению либо одной валюты, либо корзине валют

4. Плавающий валютный курс – ведущие страны имеют валюту, которая имеет почти плавающую валюту

5. Управляемые плавающие (влияние оказывает ЦБ)

Валютный курс определяется спросом и предложением.

МВФ – следит за международными валютными курсами, чтобы не допустить очень сильное колебание валюты, дает рекомендации, консультации, превратился в организацию, которая влияет на макроэкономические параметры.

Факторы, определяющие валютный курс: 1) конкурентоспособность товаров данной страны; 2) % ставка; 3) инфляция – мешает привлекательности национальной валюты; 4) состояние платежного баланса; 5) войны, бедствия, прогнозы, рейтинги; 6) степень открытости экономики.

Валютная политика – чтобы смягчить действие рыночных систем. Инструменты (направления):

1. удорожание (обесценение валюты)

2. девальвация (ослабление; в интересах экспортеров) и ревальвация (укрепление; способствует уменьшению прибыли).

3. Валютная интервенция. С целью корректировки динамики валютного курса и сглаживанию резкого колебания валют ЦБ проводит операции на валютном рынке, используя свои валютные резервы.

4. Денежно-кредитная политика – регулирование денежной массы. Дисконтная политика – связана с изменением учетной ставки процента, т.е. процент кредита, предоставляемого ЦБ коммерческим банкам.

5. Протекционистские меры. Страна ограничивает импорт, поощряет экспорт, сдерживается отток валюты заграницу.

Валютный контроль – обязательства экспортеров продавать часть своих выручек, репатриация прибыли (возвращение в страну прибыли, полученной заграницей), ограничение списка банков, которые могут заниматься валютными операциями.

 

39. Платежный баланс страны как отражение ее мирохозяйственных связей.

ПБ - Это стоимостное выражение внешнеэкономических связей страны за определенный период времени (показывает соотношение платежей заграницу и поступлений заграницу). Показывает характер, структуру, степень участия страны в международно-экономических отношениях. Имеет 2 части:

1. КрЕдит – источники поступления

2. Дебит – напраление расходов

Принципы построения ПБ:

1. Принцип резиденства (между резидентами). Резидент – физическое или юридическое лицо, которое постоянно проживает или имеет регистрацию постоянного местонахождения на территории данной страны за определенный период времени.

2. Экономическая сделка – смена собственника товаров, услуг, финансовых активов за определенный эквивалент.

3. Принцип двойной записи – каждая сделка отражается дважды: на странице крЕдита и дЕбита.

Баланс составляется в национальной валюте, для корректировки пересчитывается в $ или евро. Для унификации методов расчета ПБ МВФ регулярно издает рекомендации по составлению ПБ.

ОЭСР – свой вариант методики расчета ПБ.

По методике МВФ: 1) счет текущих операций; 2) счет операций с капиталом и финансовыми инструментами; 3) ошибки и пропуски.

Счет текущих операций:

1. Операции с товарами (экспорт/импорт, реэкспорт/реимпорт)

2. Операции с услугами, которые характерны для более развитых стран

3. Доходы от иностранных инвестиций (з/п, полученная временным работником заграницей; дивиденды и %, полученные инвесторами данной страны за рубежом на свои прямые, портфельные и ссудные инвестиции.

4. Текущие трансферты (односторонние переводы) (государственная помощь, субсидии, взносы международной организации, частные трансферты).

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами: операции с активами и обязательствами резидентов по отношению к нерезидентам

· Прямые инвестиции

· Портфельные инвестиции

· Финансовые деревативы (производные ценные бумаги)

· Прочие инвестиции (торговые кредиты, ссуды на финансирование торговых сделок, кредиты МВФ и т.д.)

· Резервные активы (находятся под контролем государства: золото, специальные правозаимствования).

· Резервная позиция в МВФ (право получения безусловного кредита) (25% квоты государства – размер кредита)

· Свободно-конвертируемая валюта

Сальдо ПБ. Методики расчета: по статье операции с товарами.

Методы государственного регулирования баланса:

1. Снижение дефицита бюджета

2. Ограничение денежной массы

3. Девальвация валюты

4. Валютные ограничения

5. Прямой контроль над импортом капитала

6. Кредиты МВФ

 

40. Роль МВФ, Группы Всемирного Банка, ЕБРР в мировой экономике. МВФ учрежден на валютно-финансовой конференции, которая проходила в Бреттон-Вудсе (США) в июне 1944 г. В декабре 1945 г. фонд был учрежден, когда 29 государств, взносы которых составляли 80% от общей суммы фонда, ратифицировали соглашение. Но начал функционировать МВФ с 1 марта 1947 г.В настоящее время членами МВФ являются 186 (Косово) стран мира, включая все республики бывшего советского союза. Советский Союз вступил в МВФ в 1992 г. Недавно МВФ сделал (8 мая) сделал предложение вступить в МВФ Косово. Основная цель МВФ – поддерживать нормальное валютное состояние в национальных экономиках стран-членов фонда. Уставной капитал МВФ (2002) составлял почти 270 млрд. $. Сейчас идут разговоры об удвоении уставного капитала МВФ.. Структура МВФ. Высший орган фонда – совет управляющих, каждая страна предоставляет управляющего и его заместителя, их срок полномочий определен в 5 лет (министры финансов).Исполнительный орган – Директорат, он состоит из 24 человек, именуемых директорами.Директор-распорядитель в настоящее время (1 ноября 2007 г.) Доминик Стросс-кан. В фонде действует принцип так называемых «взвешенных» голосов: каждое государство член фонда имеет 250 голов, независимо от величины его квоты, плюс по 1 голосу на каждые 100 тысяч SDR его квоты. Для принятия решения требуется не менее 85% всех голосов, по менее важным – 70%. Функции МВФ: 1) Предоставление странам-членам кредитов для погашения платежных балансов и проведения необходимых реформ2) Регулирование валютных курсов и поддержание устойчивых валютных паритетов 3) Устранение валютных ограничений. МВФ предоставляет кредиты под проценты, которые варьируются от 5% до 8% годовых, максимально возможный размер суммарного кредита составляет 430% квоты страны. Предоставление кредита сопровождается выполнением определенных условий, чем меньше условий, тем дороже кредит. Стандартная схема предоставления кредита включается в себя 2 этапа: на первом реципиент помощи получает «резервный» кредит, на 2 этапе – «расширенный». В сумме оба кредита не должны значительно превышать трехкратную квоту на получение кредитов в МВФ. До начала 70-х годов кредиты МВФ давал в основном развитым странам. С начала 70-х годов МВФ стал уделять повышенное внимание выравниванию платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х годов и урегулированию их внешней задолженности. Важной валютно-финансовой организацией в современном мире является Всемирный Банк. ВБ представляет собой группу, в которую включаются следующие валютно-финансовые организации:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 г.)

2) Международная финансовая корпорация (МФК)

3) Международная ассоциация развития (МАР)

4) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)

5) Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

Ядром ВБ является МБРР, который представляет собой международную кредитную организацию. Он создан по принципу акционерного общества. Банк предоставляет займы государствам-членам.

МБРР является специализированным учреждением ООН. Создан в июне 1944 г. одновременно с МВФ. Устав вступил в силу 27 декабря 1945 г., но фактически банк приступил к операциям в июне 1946 г. Членами МБРР являются члены МВФ, поэтому 185 членов-стран. Капитал фонда складывается из собственного капитала и заемного. Собственный капитал образуется за счет взносов стран-членов. Заемные средства привлекаются путем выпуска облигационных займов, которые приобретаются инвестиционными трестами, банками, страховыми и финансовыми компаниями и частными инвесторами.

Структура МБРР: есть совет управляющих – это высший орган МБРР. Каждая страна направляет своего представителя на срок до 5 лет. Исполняющим органом является директорат, насчитывающий 24 члена, из которых 5 членов назначаются 5 странами-членами, являющимися крупнейшими держателями акций банка (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания). В 1960 г. создается международная ассоциация развития (МАР), ее членами являются более 160 государств. Цель заключается в предоставлении особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР.

В 1966 г. создается международный центр по регулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Эта организация содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

В 1988 г. появляется на свет новое подразделение в рамках ВБ – многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Цель заключается в поощрении иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам потерь, вызванных не коммерческими рисками.

Все подразделения, начиная от МФК и заканчивая МЦУИС, управляются органами МБР.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Высший руководящий орган банка — Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган — Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР. Президент ЕБРР осуществляет оперативное управление деятельностью банка согласно указаниям Совета директоров. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.

41. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве.

Интеграция – это совместная деятельность ряда государств, в целях объединения экономик этих государств в еди



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: