Наиболее уязвимые части ВС при столкновении с птицами




ПРИМЕНЕНИЕ УЛЬТРАЗВУКА В АВИАЦИИ ДЛЯ БОРЬБЫС ПТИЦАМИ

 

О.В. Болотова, А.А. Анисимова, Р.А. Акзигитов

 

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г.Красноярск, просп.им. газ. «Красноярский рабочий», 31

vip-olushka@mail.ru

 

В авиации важным аспектом является не только безопасность перевозки людей и экипажа, но и эксплуатационные свойства техники, ведь при повреждении воздушного судна, авиакомпании несут огромные убытки. Одной из причин авиационных происшествий и инцидентов, является столкновение с птицами. Из-за этого ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации составляет до 1,2 млрд $.

Ключевые слова: авиация, орнитология, воздушное судно, ультразвук, авиационные происшествия и инциденты

APPLICATION OF ULTRASOUND IN AIRCRAFT FOR FIGHT AGAINST BIRDS

O.V. Bolotova, A.A. Anisimova, R.A. Akzigitov

Reshetnev Siberian State Aerospace University31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

vip-olushka@mail.ru

 

In aircraft important aspect is not only safety of transportation of people and crew, but also operational properties of the equipment, in case of damage of the air vehicle, airlines incur huge losses. One of the reasons of aviation incidents, collision with birds is. Because of it the annual damage of the world commercial aviation makes up to $1,2 billion.

Keywords: aircraft, ornithology, aircraft, ultrasound, aviation incidents

Российские самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год. Наиболее часто случаи столкновения с птицами отмечаются во время взлета, начального набора высоты, захода на посадку и посадки. (рис. 1)

 

Рис. 1. Доля авиационных событий по этапам полета самолета

 

Безусловно, столкновение с птицами не входит в перечень основных авиакатастроф. Однако за период с 01.01.2005 по 31.08.2015 в Автоматизированной системе обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано 544 авиационных события, связанных со столкновениями ВС с птицами.

Вследствие этого на территории РФ произошла одна катастрофа (29.07.2007 с самолетом АН-12БП) и 395 авиационных инцидентов с самолетами, а также 14 инцидентов с вертолетами. За пределами РФ по этим причинам произошло 96 инцидентов.

Скорость большинства самолетов ниже 1000 метров составляет 200-400 км/ч. Сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч - 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда. Именно поэтому птица запросто может пробить обшивку фюзеляжа и оторвать лопатки ротора, повредить стекла кабины. (табл. 1)

Таблица 1

Наиболее уязвимые части ВС при столкновении с птицами

Уязвимые части Для гражданских самолетов Для военных самолетов
Двигатели 40% 55%
Крылья 33% 14%
Лобовое стекло 16% 10%
Фюзеляж 7% 11%
прочее 4% 10%

 

Российская и международная практика предотвращения столкновений ВС с птицами предусматривает необходимость решения на аэродроме следующий основных задач:

· Сокращение и ликвидация деревьев, кустарников и других растений, которые обеспечивают пищу, убежище или ночлег для птиц на аэродроме;

· Предотвращение образования или удаление стоячей воды;

· Скашивание травяного покрова на летном поле;

· Использование технических методов отпугивания и обнаружения птиц;

· Сбор и анализ данных о случаях и угрозах столкновения ВС с птицами

Для выполнения данных задач в каждом крупном аэропорту есть своя орнитологическая служба, которая ведет наблюдения и статистику, изучает маршруты миграции пернатых, проводит мероприятия по их отпугиванию. Наибольшее распространение получили акустические установки, которые имитируют крик птиц издаваемые в опасности. Также широко используются пропановые пушки, издающие звук, похожий на выстрел. Некоторые аэропорты позволяют себе содержать хищных птиц, например, соколов. Однако данные мероприятия эффективны не на столько как хотелось бы. Это видно из представленных графиков статистики на 2015 год (рис. 3) и 2016 год (рис. 4)

 

 

Рис. 3. Количество сообщений о случаях столкновения воздушных судов с птицами в 2015 году.

 

 

Рис. 4. Количество сообщений о случаях столкновения воздушных судов с птицами в 2016 году.

 

В связи с этим, мы предлагаем метод борьбы с птицами во время перелетов, при помощи ультразвуковых волн. Суть данного метода заключается в установке на ВС датчиков, излучающих ультразвуковые волны с диапазоном частот распознаваемой птицами (20 кГц -45 кГц) и распространяющиеся на расстояние от 300 метров и более. Что позволит не только во время взлета и посадки отпугивать птиц, но и во время перелета.

Ультразвук – это упругие волны высокой частоты, со скоростью распространения в воздухе 330 м/с и длинной волны, вычисляемой по формуле:

λ=

λ – длинна волны;

vз скорость звука;

fз частота звуковых колебаний

 

Преимущество применения данного метода заключается в том, что в воздушной среде есть возможность распространения ультразвуковой волны в определенном диапазоне и направлении. Для человека ультразвуковые волны на такой частоте являются безвредными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: