Поправки на условия платежа




Платежи за поставляемые товары могут быть наличными или в кредит, а форма платежа — аккредитивная, инкассовая, по открытому счету, чеками. Расчеты могут вестись банковскими переводами. Приведение цен по условиям платежа зависит от степени выгодности этих условий. Наиболее выгодным для продавца и наименее для покупателя является платеж наличными. В этих случаях продавец предоставляет покупателю скидку с цены. Любые другие формы платежа означают его отсрочку, что равносильно кредитованию покупателя продавцом

Поправка на место поставки

Все конкурентные цены должны быть приведены к ценам "ФОБ" или франко-граница, то есть к единому месту поставки товара (это экспортная цена товара). По нему продавец обязан за свой счет поставить товар наборт судна, зафрахтованного покупателем, в установленный срок в согласованном порту погрузки. Продавец должен известить об этом покупателя и передать ему документы, включая коносамент. Все цены должны быть выражены в одной валюте. Учет расходов на транспортировку товара имеет большое значение при определении цены.

Поправки на инфляцию

Если Вы нашли конкурентные цены на машины или оборудование двух фирм разных стран пятилетней давности, то использовать их нельзя. За эти годы в этих странах произошли инфляционные процессы. Поэтому надо сделать поправку к этим ценам на инфляцию, кроме того, надо принять во внимание и соотношение национальных валют друг к другу тогда и в настоящее время.

Поправки на срок поставки

Такие поправки реальны для машин и оборудования. Обычно вводится поправочный коэффициент на сроки поставки. Чем длиннее срок изготовления и поставки, тем этот коэффициент больше.

Поправки на количество

Приводя цены к единому знаменателю, необходимо принимать во внимание при анализе, за какое количество товара берется эталонная цена. Скидки на количество применяются при увеличении объема производства и реализации товара, так как снижаются издержки производства и обращения на единицу выпускаемой продукции.

24. Механизм определения внешнеторговых цен. Импортируемая продукция поступает на внутренний рынок страны, поэтому цены на нее обязательно согласовываются с ценами на аналогичную отечественную продукцию. Разница между показателями, формирующимися в условиях национального и внешнего рынков, обычно покрывается ставкой импортной таможенной пошлины. В целях стимулирования импорта (наиболее дефицитных товаров на национальном рынке) ставки пошлин могут быть снижены или сняты. Такие же льготные меры применяются при импорте товаров из слаборазвитых стран и стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования. Внутренние косвенные налоги (налог на добавленную стоимость и акциз по подакцизным товарам) включаются в структуру цены.
Расчетный уровень цены при импорте является, по сути, нижним ее порогом и может быть представлен формулой:
Цир = Цк+Т„+Тсб + А + Р,ш + НДС,
где Цир – расчетная цена импортируемого товара;
Цк – контрактная цена товара, пересчитанная в рубли;
Тп – импортная таможенная пошлина;
Тсб – таможенный сбор;
А – акциз (если товар подакцизный);
Рвн – внутренние расходы импортера, связанные с движением товара на внутреннем рынке и не оговоренные в контракте.
Верхний предел цены при импорте - цена, по которой импортируемая продукция может быть реализована на внутреннем рынке в соответствии с его конъюнктурой. 25. Виды валютных операций.

· Тод (TOD) является наиболее простым вариантом валютных сделок, расчет по этой операции происходит в течение одного рабочего дня, покупатель, осуществляя данный вид сделки, обязуется поставить валюту в срочном порядке, а продавец оплатить в тот же момент.

· Том (TOM) – это валютная операция, имеющая отсроченный характер, расчеты при такой сделке происходят на второй банковский день, то есть «завтра». Договор на обмен валюты может быть заключен сегодня, а оплата по заключенному договору может быть выполнена в течение следующего банковского дня.

· Форвард (FORWARD) – данный вид защищает импортеров от существующих колебаний рыночных курсов валют, преимуществом данного вида является возможность импортера осуществлять покупку сырья и материалов даже в ситуации обесценивания национальной валюты.

· Своп (SWAP) – это своеобразная разновидность форвардного контракта позволяющего приобретать валюту, однако его особенность заключается в том, что покупка происходит одновременно с продажей валюты имеющей разные даты исполнения.

· Фьючерс (futures) – это соглашение, которое обязывает обе стороны осуществлять поставки в строго регламентированном количестве и в оговоренный срок. При этом в основном используется для проведения операций в собственных целях и для хеджирования возможных рисков.

· Опцион (OPTION) – это специфические виды валютных операций, во время которых покупатель может, но не обязан покупать валюту в заранее оговоренных объемах и по договоренной цене. Сделку покупатель имеет полное право разорвать в любое удобное ему время.

26. Механизм валютного контроля во внешнеэкономической деятельности.

Механизм валютного контроля при экспорте товаров, который действует на основе инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 года, не охватывает экспорт работ и услуг.

Валютный контроль при экспорте товаров имеет определенный порядок, который состоит из трех этапов:

· до отгрузки товара на экспорт,

· после отгрузки товара на экспорт,

· после получения денежных средств от иностранной фирмы.

1) Перед тем как отгрузить товар:

экспортер оформляет паспорт сделки в уполномоченном банке,

банк проверяет предоставленные ему документы и возвращает подписанный паспорт сделки экспортеру,

экспортер направляет документы в таможенные органы,

таможенные органы возвращают экспортеру Грузовую таможенную декларацию.

2) Оформление ПС после отгрузки товара:

передача экспортером ГТД в уполномоченный банк,

формирование ГТК реестров учетных карточек и рассылка их банкам,

распределение учетных карточек по досье и направление их экспортеру.

3) Прохождение валютной выручки:

перечисление денежных средств от иностранной фирмы в банк экспортера,

извещение банком экспортера о поступивших средствах,

направление в банк УК, заполненного экспортером,

возможность обращения экспортера в МЭРиТ (Министерство экономического развития и торговли),

возврат банком УК в ГТК России, закрытие досье экспортера.


 

27. Контроль за обязательной продажей части валютной выручки.

Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия с у частием иностранного капитала, осуществляют обязательную продажу валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем рынке.

В настоящее время все предприятия осуществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем рынке РФ (Указ Президента РФ № 334 от 15 марта 1999 г. «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки»).

В соответствии с действующим законодательством не подлежат обязательной продаже следующие поступления от нерезидентов:

— поступления в качестве взносов в уставный капитал, а также доходы (дивиденды), полученные от у частия в капитале;

— поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов);

— поступления от продажи ценных бумаг, а также доходы (дивиденды) по ценным бумагам;

— поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.

До обязательной продажи части валютной выручки предприятие может использовать транзитные счета для оплаты некоторых расходов в иностранной валюте, таких как:

— в пользу нерезидентов в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов; — в пользу предприятий-резидентов в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

— по уплате экспортных пошлин в иностранной валюте (по разрешению Министерства финансов РФ), а также по оплате таможенных процедур.

Расчет сумм, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, производится по формуле:

O = (S - I - R) / 100% * 75%

Где: O — сумма, подлежащая обязательной продаже; S — общая сумма экспортной валютной выручки; I — поступления в иностранной валюте, не подлежащие обязательной продаже; R — расходы в иностранной валюте, оплачиваемые с транзитного валютного счета.

Продажа осуществляется через уполномоченный банк, который вправе брать за осуществление этой операции комиссионное вознаграждение в размере не более 1,3% от суммы продаваемой валюты.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает его об этом. Предприятие, само определив, какая сумма поступившей валюты подлежит продаже, дает поручение банку о проведении этой операции и одновременном перечислении оставшейся части валютной выручки на свой текущий валютный счет.

Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту на следующей торговой валютной сессии в течение 7 рабочих дней, включая день зачисления.

В случае, если предприятие не представит поручение на обязательную продажу части валютной выручки в течение 14 рабочих дней от даты зачисления средств на транзитный валютный счет предприятия, уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий день должен депонировать 75% всей валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет предприятия, на свой отдельный лицевой счет и продать указанные средства в течение 3 рабочих дней с даты ее зачисления.

 

28. Основные формы расчетов во внешнеэкономической деятельности: банковский перевод, инкассовая форма расчетов, аккредитив, расчеты по открытому счету, покупательский аванс.

Банковский перевод — это направление телеграфом или по почте платежного поручения одного банка другому. Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему банку-корреспонденту о выплате определенной суммы денег бенефициару, предъявителю чека или иных платежных документов.
При расчетах в форме банковского перевода одна из сторон по контракту всегда несет на себе риск. Так, для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара при платежах переводом после поставки товара, для импортера — риск непоставки товара после его предварительной оплаты, если контрактом предусмотрены авансовые платежи. Поэтому применение банковских переводов в расчетах по товарным поставкам довольно ограничено.
Более надежной по сравнению с банковским переводом является инкассовая форма расчетов. Инкассо — это поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от импортера (плательщика) определенную денежную сумму.

Аккредити́в — условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву).

Расчеты по открытому счету предусматривают периодические платежи импортера экспортеру после получения товара. Сумма текущей задолженности учитывается в книгах торговых партнеров. Эта форма международных расчетов связана с кредитом по открытому счету

Аванс покупательский - выплачивается покупателем в том случае, если получение товара требует определенного промежутка времени. Аванс выдается продавцу в момент оформления покупки, окончательный расчет с продавцом покупатель производит при получении товара.


 

29. Роль кредита во внешнеэкономической деятельности.

Следует различать три вида банковского кредитования ВЭД:

• первый — это покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров. Он, в сущности, представляет собой форму рефинансирования фирменных кредитов, а механизм его реализации предполагает факторинг форфейтинг),

• второй — выписка импортером (или его банком) долговых обязательств непосредственно на имя кредитора. Банки в этом случае предоставляют кредит непосредственно импортеру;

• третий — акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них экспортерами или импортерами. Обычно банки-акцептанты в этом случае кредита не предоставляют, а привлекают для этого временно свободные средства участников национальных валютных (или денежных) рынков. Для привлекательности акцепт должен быть надежным, то есть принимается только акцепт первоклассных банков.

Банковское финансирование во многом базируется на выпуске и учете векселей, а также на различного рода гарантиях. Учет векселей — это продажа их держателем банку. Посредством учета векселя экспортер может получить от банка расчет за поставку товаров на экспорт. Важное условие — чтобы вексель был первоклассным, то есть содержал обязательства солидных банков или фирм. Заинтересованность банка в учете векселей реализуется в той марже, которую банки удерживают из суммы, на которую выписан вексель.

Размер маржи зависит от качества и срока векселей и при прочих равных условиях определяется ставкой на межбанковский кредит (или ставкой на ссудный капитал). При наличии на вексель гарантии (аваля) крупных банков и финансовых учреждений он учитывается по низкой ставке (марже), а при более слабых гарантиях маржа резко возрастает.

30. Факторы, определяющие альтернативы вхождения на зарубежный рынок.

1. Требуется скорость вхождения на рынок. Если требуется войти на рынок достаточно быстро, то возможны следующие варианты: создание собственной зарубежной дочерней компании, продажа лицензий или использование агента или дистрибьютора.

2. Издержки, которые включают в себя прямые и косвенные издержки. Субъективность менеджмента может привести к ошибкам, увеличивающим прямые издержки. Ожидаемая экономия может быть сведена на нет косвенными издержками (такими как, например, плата за фрахт, забастовки или другие нарушения производства, перебои с подачей энергии или сырья). Следовательно, должны приниматься в расчет издержки за счет вероятных простоев.

3. Учет применяемого законодательства.

4. Факторы риска. Рассматриваются как политические, так и конкурентные риски, то есть риск создания себе конкурента при продаже, например, лицензий. Такой конкурентный риск может быть снижен через создание совместного предприятия с местным партнером.

5. Периоды окупаемости инвестиций. Более короткие периоды окупаемости достигаются через посредство лицензионных и франчайзинговых соглашений. СП или фирмы, требующие проектного финансирования, могут потребовать отвлечения капитала на ряд лет.

31. Транспортное обеспечение внешнеэкономических связей.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов является небходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, производственно-сбытовой кооперации, строительстве, в организации туризма, международных выставок и ярмарок. Под международными перевозками следует понимать перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обязательное пересечение границы как минимум двух стран. Транспортные операции можно разделить на три группы, связанные между собой последовательностью их выполнения во времени. Первая группа операций включаяет в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу входят: планирование внешнеторговых перевозок, анализ транспортных рынков, тарифов и условии перевозки, планирование расходов. Вторая группа операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит в определении базисного условия контракта (покупатель или продавец оплачивает транспортировку), подготовка товара к транспортировке, заключение договора перевозки, организация контроля за движением груза, оформление необходимой транспортной и таможенной документации и др. Третья группа транспортных операций осуществляется после завершения процесса перевозки и состоит в разрешении возможных споров между отправителем, получателем груза и перевозчиком.
Основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Рассмотрим их основные преимущества и недостатки. Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Основными недостатками автомобильного транспорта являются: · сравнительно высокая себестоимость перевозок; · возможность хищения груза и угона автотранспорта; · сравнительно малая грузоподъемность.
Железнодорожный транспорт. Преимуществами железнодорожного транспорта выступают: · хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; · возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния; · невысокая себестоимость перевозки. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести низкую возмодность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.
Водный транспорт. Основные преимущества морского транспорта – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам можно отнести его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Кроме того, морской транспорт зависит от погодных и навигационных условий. Преимуществом речного транспорта являются низкие грузовые тарифы, этот вид транспорта – самый дешевый. К недостаткам внутреннего водного транспорта относят малую скорость доставки, никую доступность в географическом плане. Воздушный транспорт. Основное преимущество воздушного транспорта – большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий. Трубопроводный транспорт. Трубопроводный пранспорт обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности на этом виде транспорта высока. Недостатком является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов.

32. Экспорт транспортных услуг.

Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

Состоит из:

1. Внешнеторговые перевозки. Ех.1. экспорт товара из РФ. Если доставляет российский перевозчик, то имеет место экспорт транспортных услуг, товар экспортируется вместе с транспортной услугой. Если экспортер нанимает иностранного перевозчика, то имеет место импорт транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг может сопутствовать импорту товара, если доставку импортного груза осуществляет национальный перевозчик. Если перевозка признается экспортом транспортных услуг (экспортная перевозка с экспортным товаром, экспортная перевозка с импортным товаром), то НДС начисляется по ставке 0%.

2. Транзитные перевозки по территории РФ и перевозки между иностранными портами. В этом случае экспортные услуги оказываются только иностранным грузовладельцам.

Транзит: ж\д, автомобильный транспорт. Главная проблема – таможенный досмотр транзитного груза. Сбор за транзит –17$ (45-50 млн. тонн в год по территории РФ).

Перевозка между иностранными портами. Проблема – флаг судна. Российским судовладельцам невыгодно ходить под национальным флагом, т.к. в РФ не существует единого реестра судов, что приводит к увеличению издержек. Некоторые государства предоставляют льготные условия для регистрации судов под своими флагами (Самый большой флот – Либерия (по количеству судов), Панама (по тоннажу)).

3. Экспортные услуги транспортной инфраструктуры. Кроме ВТ перевозок к экспорту транспортных услуг относят операции по обработке грузов в пунктах перевалки, портах (морских \ речных), аэропортах, на автомобильных и ж\д терминалах, т.е. в экспорт транспортных услуг входит не только перевозка, но и операции необходимые для их обеспечения и реализации. В экспорт транспортных услуг входят услуги связанные с организацией ВТ перевозки, в частности экспедирование груза (а также заправка самолётов, судов, ремонт и т.д.). За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.

 

33. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.

Внешнеторговая деятельность тесно связана с транспортными операциями. По своей сути транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки и тем самым не только обусловливают практическую реализацию сделки купли-продажи, но и заметно влияют на контрактную цену товара. Усилия предприятия даже при высоком качестве экспортной продукции могут быть сведены на нет неудовлетворительной организацией транспортного обслуживания, просчетами и ошибками при выборе базисных условий поставки товаров, транспортных условий в договорах купли-продажи.

В процессе внешнеэкономической деятельности участники транспортного процесса вступают в сложные отношения, механизм которых складывается под воздействием политических и экономических факторов, коммерческих и правовых международных и национальных норм, актов, обычаев. В этих условиях грузовладельцу все сложнее становится ориентироваться в транспортной обстановке, зависящей от состояния международных рынков и позиций клиентуры, транспортной политики отдельных стран и международных союзов. Все острее требуется профессиональные знания, в том числе знание законодательства разных стран, международных соглашений (конвенций), обычаев, технико-эксплуатационных характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, рынка транспортных, посреднических услуг.

Международные перевозки грузов обеспечиваются транспортам общего пользования — морским, речным, железнодорожным, автомобильным, воздушным и трубопроводным.

Товары, предъявляемые к перевозке, могут перевозиться началом. насыпью, наливом (массовые грузы), а также поштучно, пакетированном виде и в контейнерах (генеральные грузы).

Доставка экспортных грузов в пакетированном виде и в контейнерах получила большое развитие. Широко используются смешанные перевозки, когда в транспортном процессе участвуют несколько видов транспорта. В этом случае обеспечивается заметная экономия времени на перегрузку, перевозку товаров, уменьшается опасность хищения грузов. Груз в контейнере может быть доставлен без перегрузки “от двери до двери” под пломбой перевозчика.

 

34. Транспортные условия в договорах купли – продажи.

Транспортные Условия в Международных Договорах Купли-продажи - специальный раздел в договоре купли-продажи, в котором предусматривается: порядок отгрузки товара; порядок взаимной информации партнеров об отгруженном товаре; условия транспортировке товаров и пр. Обычно содержание транспортных условий включает: срок отгрузки товара; место и порядок сдачи товара продавцом покупателю; действие того или иного международного соглашения, конвенции и другие указания для оформления договора перевозки.


35. Логистический подход к транспортному обеспечению ВЭД.

1. При реализации внешнеторгового контракта процесс перемещения товаров от пункта отправления до места назначения включает выполнение комплекса технологических, организационно-правовых и экономических мер по обеспечению транспортных, складских и иных операций, которые в целом образуют систему товародвижения.

В наиболее общем виде логистика может быть определена как наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистическая схема на макроуровне предполагает организацию общей, интегрированной схемы движения материальных и информационных потоков. В то же время общая логистическая цепь разделяется на отдельные функциональные элементы, такие, как снабжение, производство товара, транспортировка и т.д. Локальная управленческая деятельность в рамках каждого из этих звеньев определяется как микрологистика.

Основными принципами построения и функционирования логистических систем, в том числе в транспортном обеспечении ВЭД, являются: - системный подход, при котором различные функции логистики и все участники процесса товародвижения (поставщики, транспорт, посредники, потребители) рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Такой подход предполагает оптимизацию всей цепочки движения товарных потоков; - учет всей совокупности издержек логистической цепи. Критерием эффективности при этом является минимизация суммарных издержек всех звеньев, т.е. получение внеотраслевого эффекта; - компромиссность как способ уравновешивания интересов участников логистического процесса, в том числе служб фирмы.

2. Выделяют следующие основные виды логистики: - снабженческая, включающая операции по планированию, контролю и регулированию обеспечения производства сырьем и материалами, а также создания запасов; - производственная, направленная на достижение высокой степени взаимодействия всех подразделений производства с минимальными затратами сырья и рабочей силы;

- распределительная, обеспечивающая сбыт и размещение товара у потребителя; - транспортная; - информационная, осуществляющая обмен данными внутри каждого звена логистической цепочки, а также в рамках системы в целом. Информационная логистика является неотъемлемой частью всех видов логистики. В настоящее время существует большое количество различных информационных систем и программ, позволяющих осуществлять слежение за грузом при транспортировке и передавать необходимые данные грузовладельцам, экспедиторам, получателям внешнеторговых грузов и другим участникам перевозки, а также предоставляющих возможность организовать обмен электронными сообщениями между этими компаниями.

3. Транспортная логистика – это планирование, организация и осуществление рациональной доставки товаров от мест их производства или закупки до мест потребления, а также контроль за всеми операциями, связанными с их перемещением, обмен соответствующей информацией между грузовладельцем, перевозчиком и другими компаниями, участвующими в процессе доставки товара. К задачам транспортной логистики на макроуровне относятся: - разработка общей концепции транспортного обеспечения движения товарных потоков; - изучение поставщиков в зависимости от места нахождения товара и возможности его доставки;

- определение канала товародвижения; - выбор места размещения складов.

Транспортная логистика на микроуровне занимается более детальными вопросами: - организация погрузочно-разгрузочных работ;

- внутрискладские операции; - выбор перевозчика; - разработка экономичных партий отгрузок; - разработка взаимоувязанных графиков отгрузок и др.

Транспортная логистика в производственном процессе соединяет все звенья производства и сбыта. При исполнении контракта купли-продажи она работает с готовым товаром и обеспечивает его распределение и доставку до получателя.

Цель построения транспортного модуля в управлении деятельностью производственной или торговой фирмы состоит в создании уравновешенной системы доставки, тесно связанной с закупкой, распределением, складированием и контролем запасов, а также реализацией товара.

 

36. Анализ экспортных и импортных операций предприятия.

Анализ экспортно-импортных операций позволяет выявить и количественно оценить эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия, помогает принять правильные решения, оптимизировать экономические показатели.
Вначале рассмотрим операции экспорта товаров. В этом случае предприятие несёт следующие издержки: себестоимость продукции; транспортные расходы, организационные расходы. Транспортные расходы включают в себя расходы на транспортировку товара, которые несёт предприятие-экспортёр.

Организационные расходы - это расходы предприятия на заключение контракта, таможенные пошлины и сборы при перевозке товара через таможенную границу и т.д. Таким образом, экспортные затраты равны сумме себестоимости товара, транспортных расходов и организационных расходов.
Экспортный доход предприятия от экспорта товаров - это валютная выручка, поступающая на расчетный счёт предприятия.
Для того, чтобы экспорт товара был эффективен, необходимо, чтобы экспортный доход превышал экспортные затраты. Однако это условие не является достаточным. Экспорт товара целесообразен, если экспортная прибыль превышает внутреннюю прибыль предприятия от продажи товара внутри страны. Экспортная прибыль равна экспортному доходу за вычетом экспортных затрат, а внутренняя прибыль - внутреннему доходу за вычетом себестоимости товара. При этом внутренний доход - это рублевая выручка от продажи товара, предназначенного на экспорт. При операциях импорта товаров предприятие стремится выгодно закупить товары за рубежом с целью их дальнейшего использования в своей стране. В связи с этим предназначение товаров имеет большое значение. Предприятие может закупить товары для их последующей продажи на территории страны. Такие товары мы классифицируем как товары потребления (ТП). Предприятие может также приобрести товары для их использования в собственном производственном цикле (оборудование, сырьё и т.д.). Такие товары классифицируются как товары производства (ТПР). В случае импорта товаров потребления предприятие несёт следующие издержки: стоимость товара, транспортные расходы, организационные расходы. Стоимость товара - это контрактная цена импортируемого товара. Транспортные и организационные расходы аналогичны экспортным транспортным и организационным расходам. Импортные затраты равны сумме стоимости товара, транспортных и организационных расходов. Импортный доход - это рублевая выручка за импортируемый товар. Как и в случае с экспортом товара, импорт товара выгоден, если импортный доход превышает импортные затраты. ТПР.

 

 

37. Порядок расчета экономической эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

Для определения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия рассчитывается показатель экономической эффективности экспорта:

где ЭЭэкс - показатель экономического эффекта экспорта, руб.; Ов.ф - рублевой эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый путем пересчета валютной выручки в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.; Вр - рублевая выручка от обязательной продажи валюты, руб.; Зэкс - полные затраты предприятия на экспорт, руб.

где Ээкс1 - показатель экономической эффективности экспорта;

где Ээкс2 - показатель экономической эффективности экспорта; Оэкс - объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах, руб.; Сэкс - производственная себестоимость экспортных товаров, руб.

где Эзкс3 - показатель экономической эффективности экспорта, %; Кэкс - среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, руб.

Если показатель Ээкс1 > 1, а Ээкс1 > Ээкс2 то экспорт соответствующих товаров является для предприятия экономически выгодным, и следует искать пути увеличения экспорта данных товаров с учетом наиболее выгодных направлений экспорта. Показатель Ээкс3, свидетельствует об уровне эффективности соответствующих товаров, причем первая часть формулы, выражающий данный показатель указывает, какой процент от результатов экспорта предприятия составляет доход от экспорта, а вторая часть этой формулы определяет, сколько раз за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал. Соответственно, чем больше обе части данной формулы и, следовательно, величина Ээкс3 - тем выгоднее экспорт соответствующих товаров.

Рассчитываются показатели экономической эффективности импорта, при этом они подразделяются на две группы: показатели эффективности импорта товаров производственного назначения (ТПрН) и показатели эффективности товаров народного потребления (ТНП). Для их расчета потребуется определить полную цену потребления импортных ТПрН по формулам:

где ЦП - полная цена потребления импортного ТПрН, руб.; Цп - покупная цена импортного ТПрН, руб.; Эр - эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, руб.; См - стоимость потребляемого сырья и материалов на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, руб.; Сэн - стоимость топлива и энергии на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, руб.; Срем - стоимость ремонтов ТПрН, руб.; Сзап - стоимость запчастей для ТПрН, руб.; ЗП - заработная плата рабочих, обслуживающих ТПрН, руб.

Далее рассчитываются показатели экономической эффективности импорта ТПрН:

где Эимп1 - показатель эффективности импорта ТПрН;

где Эимп2 - показатель эффективности импорта ТПрН; Оп - объем выпускаемой на данном ТПрН продукции во внутренних среднегодовых ценах, руб.; ЗимпТПрН - затраты на импрорт данного ТПрН, руб.

На основе этих показателей можно сделать следующие выводы.

1. Чем более показатель Эимп1 приближен к 1, тем импорт соответствующих товаров эффективнее. На основе этого показателя предприятие может выбрать наиболее предпочтительный товар с учетом не только его цены, но и будущих эксплуатационных расходов.

2. Показатель Эимп2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой на данном импортном ТПрН продукции на рубль затрат по его приобретению для предприятия. При изучении его динамики за ряд лет может быть сделан вывод об эффективности использования данного импортного ТПрН.

3. Прямой экономический эффект импорта ТНП может быть выражен следующей формулой:

где Цр - цена реализации импортных ТНП на внутреннем рынке, руб.; ЗимпТНП - затраты на импорт ТНП, руб.

Величина ЭЭимп характеризует прибыль от реализации импортных ТНП, она может использоваться при покупке ТНП, при планировании и анализе внешнеэкономической деятельности. Помимо оценки эффективнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: