Стратегический анализ региональной логистической системы




В основе стратегического планирования региональных логисти­ческих систем находится долгосрочное планирование (рис. 11.1). Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному в кон­це 60-х годов XX в. Основное отличие стратегического планирова­ния заключается в том, что пространство деятельности экономиче­ской системы становится более обширным, а долгосрочные цели развития перестают быть простым отражением условий текущей деятельности и оказываются результатом анализа решений во внеш­ней и внутренней среде системы.

Основными причинами, вызвавшими применение стратегиче­ского планирования в логистике в 90-е годы XX в., были: глобализа­ция бизнеса, использование мировых источников сырья и рабочей силы, слияние и объединение компаний в синдикаты, ассоциации и альянсы, усиление конкуренции.

 

 

К этому времени для стратегического планирования уже было создано много различных экономико-математических методов, но формальные методы планирования показали свою ограниченность в новых условиях мировой экономики. Это произошло по крайней мере по двум причинам:

1) усиления неопределенности деловой среды — возросло коли­чество изменений в хозяйственной жизни, что уменьшило их предсказуемость;

2) повышения значимости человеческого фактора — обезличен­ные методы стратегического планирования вступили в про­тиворечие с новыми теориями управления.

Смысловое содержание понятия «стратегическое планирование» с течением времени менялось. До 60-х годов основным в стратегичес­ком планировании был анализ внутренних возможностей логисти­ческой системы. Анализировалась структура стоимости услуг (про­дукции) и формировались стратегии по ее снижению.

В середине 60-х годов стратегия обслуживания потребителей ста­ла постепенно заменять стоимостную стратегию. Лучший сервис обычно увеличивает стоимость, но еще больше повышает прибыль через реакцию потребителя на логистический сервис. Улучшение обслуживания через быструю и надежную поставку продукции стало приносить больше дохода.

В начале 70-х годов большая часть стратегий была связана с при­менением компьютерных технологий в логистических операциях. Логистические стратегии стали увязываться вместе с другими вида­ми стратегий в единую интегрированную систему стратегического планирования, стали создаваться базы данных и международные коммуникационные системы передачи информации.

В конце 80-х годов большее внимание уделялось росту внешних корпоративных возможностей, при этом исследовалась структура рынка, на котором действовала логистическая система и вырабаты­вались стратегии по вхождению и сохранению позиций на данном рынке

Сейчас главным в стратегическом планировании логистических систем является создание для нее новых бизнес-возможностей, что­бы можно было «выжить» в конкурентной борьбе. Из-за глобализа­ции бизнеса логистические системы стремятся найти партнеров для создания союзов и альянсов. Поток продукции управляется цепью отдельных, но хорошо скоординированных фирм, специализиру­ющихся на определенной части потока продукции. При формирова­нии стратегий учитываются мировые рынки сырья и сбыта и такие факторы, как международные транспортные системы, информацион­ные системы, международный маркетинг.

Заметим, что иногда стратегическое планирование противопостав­ляется долгосрочному планированию вследствие отождествления последнего с экстраполяционным подходом к определению перспек­тив развития. Стратегическое планирование отличается от долгосроч­ного тем, что в нем реализован активный поиск альтернативных вари­антов, выбор лучшего из них, построение на этой основе стратегий развития экономической системы и формирование специального меха­низма их реализации (рис. 11.2).

Стратегическое планирование — это адаптивный процесс, когда регулярно осуществляется корректировка сформированных планов, пересмотр системы мероприятий по их выполнению и оценка проис­ходящих изменений. Наиболее характерными особенностями стра­тегического планирования являются: низкий уровень дифференциа­ции (общий план), слабая детализация, разработка решений на основе приблизительной информации прогнозного характера, слабая струк­турированность проблем; замена экстраполяции развернутым стратегическим анализом, связывающим между собой перспективы и цели для выражения стратегии. Значимым для стратегического планиро­вания является изменение поведения конкурентов, рост требований потребителей к определенным видам продукции и услуг, введение новых стандартов и др.

 

Стратегическое планирование логистической системы региона состоит из ряда взаимосвязанных этапов (рис. 11.3). Сначала прово­дится исследование внешней и внутренней среды, потом определя­ются основные ориентиры развития логистической системы. Затем в рамках стратегического анализа сравниваются результаты первого и второго этапов, определяются возможные варианты стратегий. После этого выбирают один из вариантов и формулируют собствен­ную стратегию. На последнем этапе подготавливается окончательный стратегический план.

Стратегический план — это общий документ, определяющий совокупность всех планов экономики региона и отвечающий на сле­дующие вопросы: каковы общие условия установки и роль системы; какая стратегия нужна для перехода из существующего состояния в новое, отвечающее изменениям во внешней среде и обеспечивающее конкурентоспособность в будущем; насколько реалистична общая стратегия экономической системы на фоне других планов и программ; какое место хотела бы занимать система в сложной социально-эко­номической обстановке окружающей среды, частью которой она яв­ляется.

Продолжительность периода планирования зависит от масшта­бов деятельности логистической системы и характера стратегических целей.

 

 

Завершается стратегическое планирование процессом бюджети­рования — переводом программы и финансового плана на детализи­рованный годовой бюджет; в нем конкретизируются задачи, лимиты затрат, прогнозы финансово-экономические показателей.

Анализ среды — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать вли­яние на способности логистической системы в достижении ею целей. Процесс анализа начинается с определения основных элементов внутренней и внешней среды системы. После того, как эти элементы опре­делены, выделяются те из них, которые являются для системы наи­более важными (критические точки). Затем собирается информация о критических точках.

У каждой системы имеется комплекс критических точек. Он зависит от размеров самой системы, характера ее деятельности, выбран­ных ею целей, географических, исторических и прочих особенностей. Размеры системы неоднозначно влияют на факторы внешней среды. С одной стороны, крупная система имеет возможность большего контроля над окружающей средой, чем небольшая, и способна в определенной степени нейтрализовать воздействие внешней среды на свою деятельность. С другой стороны, крупные системы менее подвижны и гибки, чем небольшие, и поэтому должны хорошо ориентироваться в окружающей среде, чтобы заблаговременно приспособиться к буду­щим изменениям. Крупные системы несут большую социальную ответственность перед внутренними участниками, потребителями, обществом в целом.

Цели деятельности системы определяют специфику критических точек среды: информацию о критических точках можно получить сле­дующими способами:

■ сканирование среды — поиск объективно существующей информации;

■ мониторинг среды — отслеживание текущей, вновь появля­ющейся информации;

■ прогнозирование среды — изучение будущего состоянии среды.

Получение информации для реализации стратегического плани­рования осуществляется с разной частотой:

■ нерегулярно, когда исследуются особые ситуации. Эффективно применять в условиях продолжающегося кризиса среды. Анали­зируется прошлое, чтобы найти события, подобные данным;

■ регулярно, когда результаты периодических исследований применяются для принятия рабочих решений. Здесь также преобладает ретроспективный момент, хотя проявляется неко­торое внимание к будущему;

■ непрерывно, когда исследование значимых элементов среды системы является устойчивым компонентом процесса плани­рования. В этом случае большее внимание уделяется будуще­му и активно используются методы прогнозирования.

Источники информации могут иметь разнообразный характер (и даже нелегальный), но примерно 90% нужной информации мож­но извлечь из легальных источников. Их многообразие представлено на рис. 11.4.

Сбором нужной информации обычно занимается служба плани­рования. Но этот процесс координируется высшим звеном управле­ния; он может параллельно собирать и анализировать информацию, так как обладает возможностью вхождения в различные информаци­онные каналы.

Оценка информации является заключительным этапом анализа среды. Итоги оценки используются в качестве основы для стратеги­ческого анализа и определения возможных вариантов стратегии. Основной целью оценки информации является выяснение отрица­тельных и положительных воздействий среды на будущую деятель­ность логистической системы. В процессе оценки акцент может сме­ститься от тривиального понимания состояния среды к тому, как данное состояние среды может повлиять на систему.

 

Особенности развития региональной логистической системы связаны с наличием общехозяйственной специализации, экономиче­скими, природно-климатическими, экономико-географическими осо­бенностями. Основным фактором, определяющим характер отличий, складывающихся в региональных логистических системах, является ресурсный потенциал территории. Ресурсы определяют специализа­цию, настоящее и будущее развитие. Следующим приоритетным фактором является степень деловой активности в регионе и наличие развитой транспортной инфраструктуры. Разные региональные логи­стические системы имеют много общего, так как удовлетворяют в основном внутрирегиональные потребности (потребности населе­ния и производственные потребности).

Направления развития обусловлены также и его целями. Априо­ри непросто определить, какие цели будут общими, а какие приведут к различиям. Однако часть целей, например, социальные и экологи­ческие, монет формироваться в разных региональных экономических системах.

Стратегическое планирование логистической системы региона должно происходить в соответствии с общими принципами регио­нального экономического планирования: приоритетность; заинтере­сованность; комплексность; эластичность; пропорциональность; альтернативность; преемственность; сбалансированность; эффектив­ность; системность; иерархичность; обеспеченность; реальность; кон­кретизация; сочетаемость; формализуемость. Но эти принципы имеют особенности при разработке планов развития регионов и отдельных элементов регионального хозяйственного комплекса (в частности, системы транспортного обслуживания региона (СТОР)). СТОР — это совокупность элементов транспортной инфраструктуры, т.е. той под­системы, которая удовлетворяет потребности в перемещении грузов и пассажиров в регионе. Особенности развития СТОР связаны с обще­хозяйственной специализацией региона, экономическими, историче­скими и природно-климатическими условиями.

Достижение целей функционирования и развития СТОР не должно противоречить или создавать проблемы для осуществления общих целей социально-экономической системы региона. Более того, необходимо учитывать и двоякую роль системы транспортного обслу­живания региона в развитии всей социально-экономической систе­мы региона. С одной стороны, она удовлетворяет внутрирегиональ­ные и межрегиональные потребности населения и производственные потребности других экономических систем, отраслей и отдельных потребителей; с другой стороны, для обеспечения функционирова­ния транспортной системы необходима транспортная инфраструк­тура и материально-техническая база, создаваемые отраслями эко­номики.

Может быть рекомендована следующая схема стратегического планирования транспортной системы региона (рис. 11.5).

 

 

Первым этапом стратегического планирования транспортной системы региона является определение целей (целевых ориентиров) ее функционирования и развития. Основными целями могут быть: обслуживание различных субъектов экономики (оказание транспор­тных услуг предприятиям и организациям нетранспортных отраслей); оказание транспортных услуг населению (перевозка грузов и пасса­жиров); развитие экономических связей с другими регионами стра­ны и зарубежьем (межрегиональные и международные перевозки).

Определение целей целесообразно проводить на базе системно­го анализа. Его исходным этапом является целеполагание. Число уровней (количество ветвей «дерева целей») и качественные харак­теристики определяются экспертными методами (метод Дельфи, метод «мозговой атаки», анкетирование). Приоритетные направле­ния (ветви) в «дереве целей» можно выявлять методом анализа иерар­хий (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена — Акоффа.

После определения целей необходимо провести стратегический анализ среды транспортной системы региона. Диагностика внутрен­ней среды должна раскрыть сильные и слабые стороны (SWOT-анализ) системы. Моделирование транспортной системы региона обыч­но базируется на корреляционно-регрессионном многофакторном анализе, который позволяет не только отобрать основные факторы, влияющие на состояние системы и сформировать модель, но и коли­чественно оценить влияние факторов на моделируемые показатели, создать «портрет» системы в перспективе.

В ходе анализа внешней среды одновременно формируется про­гноз угроз и возможностей с ее стороны (SWOT-анализ, изменения в институциональной сфере, объемы промышленного производства, уровень цен и тарифов и т.д.). После этого разрабатываются вариан­ты стратегий развития системы транспортного обслуживания регио­на. На этих этапах возможна корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития.

На этапе реализации выбранной стратегии создается механизм развития транспортной системы региона. Прежде всего это органи­зационная структура, субъекты реализации стратегии, механизм мотивации; источники (финансовые, материальные, информацион­ные). И на этом этапе стратегия может корректироваться.

На заключительном этапе — при стратегическом контроле — стра­тегия сравнивается с целевыми ориентирами транспортной системы. В случае достижения устанавливаются «новые» цели.

Заметим, что стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых трудно исправить и тем более отменить. И все-таки планирование увеличивает шансы экономических систем на успех уже хотя бы потому, что побуждает органы управления ими постоянно анализировать среду и реагировать на изменения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: