Общая характеристика исследования




АВТОРЕФЕРАТ

на тему: «Влияние занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у слабослышащих

детей (15-17 лет)» _

 

Студент Э.А. Вольхин (И.О. Фамилия)
Руководитель В.В. Горелик (И.О. Фамилия)

 

  (личная подпись)
  (личная подпись)

 

 

Руководитель программы д.п.н., доцент В.Ф. Балашова ____________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)

«_____» ______________2017 г.

Допустить к защите

Заведующий кафедрой к.п.н., доцент А.А Подлубная ____________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)

«_____» ______________ 2017 г.

 

Тольятти - 2017



 

Общая характеристика исследования

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что психофизическая неполноценность развития детей с нарушением слуха может быть компенсирована за счет занятий адаптивным спортом - мини-футболом. Более того, занятия мини-футболом решают главную задачу физического воспитания - это обеспечение оптимального развития физических качеств, что является основой двигательных способностей человека. К основным физическим качествам относят - силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

У детей с нарушением слуха наблюдаются разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении двигательными навыками у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде нарушения координации при ходьбе (шаркающая походка).

Это, в свою очередь, влияет на ограничение возможности мышления у данной категории детей и особенностях их поведения (замкнутость, нежелание вступать в контакт). Также у детей с нарушениями слуха затруднено общение, что усложняет условия психомоторного развития.

Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирение, плоскостопие I и II степени и др.

Традиционно сложившаяся система физического воспитания молодёжи для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся и, как следствие, порождают у детей старшего школьного возраста возникновение различных комплексов, мешающих полноценно общаться со своими сверстниками.

По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуха. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения. В России более 13 млн. людей с нарушением слуха.

Таким образом, почти 10 % молодежи находится за рамками общения со своими сверстниками. В такой не простой ситуации адаптивный спорт, и, в частности, мини-футбол, может стать тем мостом, который поможет соединить молодежь нашего будущего, где не будет препятствий в общении со слабослышащими детьми.

В настоящий момент подготовка специалистов по адаптивному воспитанию находится в центре внимания российских реформ. Однако уровень адаптивного воспитания не может быть восполнен только новыми кадрами, нужны и разработанные специальные методики по подготовке спортсменов с нарушениями слуха, а самое главное включение занятий адаптивным спортом (обучения мини-футболу) в программу образования детей старшего школьного возраста с нарушением слуха.

Более того, в современной системе обучения детей с нарушением слуха недостаточно используются возможности мини-футбола в формировании и развитии физических качеств у детей старшего школьного возраста, необходимо проводить курсы повышения квалификации преподавателей адаптивного физического воспитания и ставить задачи по формированию и совершенствованию знаний в области обучения игры в мини-футбол, как универсального средства для развития у детей физических качеств. Кроме того, требуются углубленные исследования в вопросах воздействия адаптивного спорта (мини-футбола) на психофизическое развитие детей с нарушением слуха с целью создания на базе специального коррекционного школьного образовательного учреждения комплекса условий, содействующих воспитанию полноценного члена общества, что приведет, в свою очередь, к перестройке системы образования детей с нарушением слуха и освоению новых уровней адаптивного физического воспитания.

В итоге, предлагаемое исследование направлено на разрешение ряда противоречий между необходимостью включения занятий адаптивным спортом (мини-футболом) в учебный процесс и растущими требованиями к деятельности школьных учреждений, связанной с увеличением методической нагрузки в старших классах.

Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как и при каких условиях обеспечивается эффективное формирование и развитие физических качеств у детей с нарушением слуха.

Целью работы является изучение влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у детей старшего возраста с патологией слуха.

Объект исследования: процесс спортивной тренировки по мини-футболу с детьми с ограниченными возможностями.

Предмет исследования. Особенность методики применения специальных упражнений, используемых в мини-футболе для развития двигательных способностей у слабослышащих детей

Гипотеза исследования. Предполагаем, что занятия мини-футболом будут способствовать развитию двигательных способностей у детей с нарушением слуха.

Задачи исследования:

- Определить особенности физического развития и уровень физической подготовленности детей с нарушением слуха (15-17 лет);

- Изучить влияние специальных упражнений и методов, используемых в мини-футболе, на уровень развития двигательных способностей юных футболистов с нарушением слуха;

- Определить эффективность влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у подростков 15-17 лет.

Сложность исследования заключена в необходимости индивидуальных комплексных адаптивных программ для реабилитации детей-инвалидов, в которых должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, заключающиеся в наиболее возможном широком применении спортивно-оздоровительной работы.

Теоретической основой исследования стало изучение научно-исследовательской литературы, методик и данных исследований, касающихся:

- Физического состояния детей старшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха, а также адаптивного физического воспитания данной категории детей;

- Также был изучен вопрос, который раскрывает становление и особенности целенаправленного развития и психологической адаптации детей старшего школьного возраста;

- Отдельное внимание при анализе научно-методической литературы было уделено методикам воспитания физических качеств у детей с нарушением слуха с помощью занятий футболом и мини-футболом;

- Вместе с тем, так же был проведен анализ специальной методической литературы по подготовке юных футболистов и мини-футболистов;

- Были проанализированы психологические и психофизические аспекты личности подростков.

Методы исследования. Для того чтобы собрать, обработать и проанализировать необходимую информацию, достичь цели и решить поставленные задачи, использовались такие методы исследования, как:

1. Анализ данных научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Контрольные испытания (тестирование).

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Эмпирическая база исследования была основана на базе Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5 городского округа Тольятти (далее - ГБС КОУ Школа-интернат № 5) для изучения физических способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с участием физрука, тренера по мини-футболу, классного руководителя. Были отобраны две группы, контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 подростков в каждой.

Основные этапы исследования протекали в течении полутора лет и предполагали три этапа. На каждом из них решались свои задачи.

На первом этапе с сентября 2015 г. по май 2016 г определяли проблему исследования и гипотезу, ставили цель и задачи, подбирали методы исследования. Также на первом этапе проводились педагогические наблюдения на уроках адаптивного физического воспитания. Были составлены карточки о показаниях и противопоказаниях для занятий адаптивной физической культурой учащихся старших классов. Проведено первое тестирование для определения развития физических качеств детей в возрасте 15-17 лет с нарушениями слуха.

На втором этапе с сентября 2016 г. по январь 2017 г. проводился педагогический эксперимент, для проверки влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет, с разделением их на две группы.

Учебные занятия по адаптивному физическому воспитанию в рамках учебной программы были одинаковыми в контрольной и экспериментальной группе.

На занятиях по адаптивному физическому воспитанию учащиеся контрольной и экспериментальной группы занимались по традиционной методике, проводимой в данном учреждении и для данной категории учащихся.

Для учащихся экспериментальной группы дополнительно проводились тренировки по мини-футболу. Для этого были подобраны специализированные упражнения, используемые для тренировки юных футболистов-спортсменов. Занятия мини-футболом проводились два раза в неделю по вторникам и четвергам. Продолжительность тренировки составляла 45 минут в спортивном зале ГБС КОУ Школа-интернат № 5.

На третьем этапе февраль 2016 г., после проведения педагогического эксперимента, повторно проводили тестирование, чтобы определить динамику изменения показателей двигательных способностей в ЭГ и КГ. После чего проводили сравнительный анализ по уровню развития физических способностей между ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Обобщение и структуризация проблем физического и психического развития подростков старшего школьного возраста, возникших у них в результате врожденного или приобретенного дефекта слуха;

- Развитие двигательных способностей у детей-инвалидов по слуху 15-17 лет, при применении специальной методики упражнений используемых в мини-футболе;

- Мини-футбол, как средство преодоления дефектов физического и психического развития, а также, как способ развития моральных качеств у детей-инвалидов, необходимых им для полноценной подготовки к жизни в социуме.

Достоверность результатов доказана практическим и теоретическим апробированием, описанным в этой работе, методики работы с подростками, а также личным участием автора данной работы в применении методики для работы с конкретной группой слабослышащих подростков и наличием полученных положительных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования была проведена на базе ГБС КОУ Школы-интернат № 5, а также изложена в курсовых работах на базе обучения автора в ТГУ и в научных журналах.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Для развития двигательных способностей у слабослышащих детей посредствам тренировок по мини-футболу необходимо создание и внедрение методики подготовки футболистов с дефектами слуха для специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

2. Организация дополнительных занятий адаптивным спортом (мини-футболом) в специальных учебных заведениях, является необходимым условием для развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха;

3. Организация занятия по мини-футболу, является важным средством коррекционно-воспитательной работы, направленным на преодоление дефектов физического развития и развития моральных качеств необходимых для полноценной подготовки к жизни в социуме подростков с потерей слуха.

Основное содержание работы.

Вводная часть. Содержит актуальность, формулирование объекта и предмета исследования, а также указывает цель исследования и конкретные задачи

В первой главе был рассмотрен вопрос этиологии и причин заболевания детей. Была дана характеристика видам нарушения слуха, рассмотрены причины нарушения слуха у детей, в зависимости от локализации возникновения, а также течение и характер данного заболевания. Особое внимание было уделено классификации нарушений слуха у детей.

Кроме того, были изучены особенности физического развития детей с нарушением слуха. Определены сенситивные периоды развития физических качеств у детей с нарушением слуха. Проведен анализ отставания слабослышащих и глухих детей от детей категории «норма» в развитии физических качеств. Дана полная характеристика физического развития подростов с нарушением слуха в возрасте 15-17 лет.

Самое важное в первой главе то, что был проанализирован вопрос развития физических качеств у детей с нарушением слуха. Особое внимание было уделено использованию подвижных игр в методике воспитания двигательных способностей у слабослышащих детей. Проведен анализ используемых игр, с целью определения их функции для направленного развития физических качеств у слабослышащих детей, а также были подобраны подвижные игры с элементами игры в мини-футбол для развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха.

Особое внимание было уделено влиянию занятий по мини-футболу на развитие двигательных способностей и значению адаптивного спорта в воспитании детей с нарушением слуха.

Во второй главе был рассмотрен вопрос организации исследования. В соответствии с целью и задачами работы, были подобранны методы исследования. В целях реализации задач исследования и определения влияния занятий мини-футболом на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей, были подобраны тесты для определения физической подготовленности подростков. После получения данных тестирования, они были проверены на достоверность методом математической статистки.

В третьей главе было дано обоснование необходимости занятий по мини-футболу среди слабослышащих детей (15-17 лет). Проведенное исследование показало, что физическое развитие подростков, занимающихся мини-футболом, соответствует уровню физического развития здоровых сверстников. Наблюдения за подростками с дефектом слуха доказали, что определенная методика тренировочных занятий дает результат в развитии не только скоростно-силовых способностей, но и в развитии двигательной подготовленности в целом.

Исследовательская работа проводилось с целью определения эффективности влияния занятий мини-футболом на повышение уровня развития двигательных способностей у слабослышащих детей в возрасте 15-17 лет. В экспериментальную и контрольную группу входили по 10 детей.

Для учащихся экспериментальной группы проводились дополнительные занятия по мини-футболу. Продолжительность тренировки составляла 45 минут. Занятия проводились два раза в неделю по вторникам и четвергам в 15:00 часов. Структура спортивного занятия была типовая и состояла из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть была продолжительностью от 10 до 12 минут, в зависимости от характера тренировки. В начале каждого урока проходило объяснения задач тренировочного занятия, а также разъяснялось, какие упражнения и какой направленности сегодня будут на уроке. Как правило, это занимало 1-2 минуты. Далее проводился комплекс общефизических упражнений, направленных на подготовку организма ребенка к предстоящим физическим нагрузкам (7-8 минут).

Вводная часть заканчивалась выполнением специальных подводящих упражнений с мячами (2-4 минуты).

Основная часть тренировки по мини-футболу длилась, как правило 30 минут. Подбор упражнений производился в зависимости от направленности тренировочного занятия. Исходя из количества занятий в неделю, а именно, во вторник и четверг планирование тренировочного процесса осуществлялось следующем образом: во вторник проводились занятия, как правило, на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, а в четверг тренировка была на развитие выносливости. Вместе с тем, в основную часть тренировочного занятия, кроме упражнений на развитие силы, быстроты и выносливости, так же включались упражнения по обучению и совершенствованию технических действий в футболе, что позволяло нам развивать координационные способности обучающихся.

Заключительная часть занятия была продолжительностью 3-5 минут. Основная цель заключительной части - это восстановление физического состояния спортсмена после тренировочного занятия. Как правило, в заключительной части выполняется комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости.

В конце каждого занятия в обязательном порядке проводилось подведение итогов с выставлением оценок каждому обучающемуся.

В ходе исследования до начала эксперимента и после его проведения были произведены контрольные испытания (тесты) для выявления изменений показателей уровня развития двигательных способностей у слабослышащих детей, а именно: скоростных способностей (таблица 1), координационных способностей (таблица 2, 3), скоростно-силовых способностей (таблица 4), выносливости (таблица 5) и силовых способностей (таблица 6).

 

Таблица 1 - Изменения контрольных показателей скоростных способностей

  Бег на 30 метров (сек)
  Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 5,67 + 0,03 5,77 + 0,04 5,56 + 0,04* 5,49 + 0,03**

* - достоверные результаты (p < 0,05), ** - p < 0,01

 

После эксперимента результаты (таблица 1), отражающие развитие скоростных способностей, улучшились, а именно, в беге на 30 м результаты улучшились в среднем на 0,28 сек. Это подтверждает нашу гипотезу, что занятие мини-футболом положительно влияет на развитие двигательных способностей у слабослышащих детей, в частности на развитие скоростных способностей.

 

Таблица 2 - Изменения контрольных показателей координационных способностей

  Челночный бег на 30 метров (сек)
  Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 8,62 + 0,02 8,67 + 0,02 8,51 + 0,03** 8,46 + 0,03**

** - достоверные результаты (p < 0,01)

  Бег на 30 метров с обеганием стоек(сек)
Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 6,34 + 0,03 6,35 + 0,03 6,28 + 0,02** 6,17 + 0,04**

 


 

Таблица 3 - Изменения контрольных показателей координационных способностей

  Удар по воротам (кол-во раз)
  Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 5,9 + 0,23 5,9 + 0,28 5,3 + 0,21* 7,3 + 0,21**

* - достоверные результаты (p < 0,05), ** - p < 0,01

 

Как видно из представленных в таблице 3 данных, в упражнении «Удар по воротам» до эксперимента среднее количество попаданий в цель составляло 5,9 раз, а после эксперимента увеличилось почти в 20 раз и составило в среднем 7,3 раза, что свидетельствует о том, что занятия мини-футболом способствовали развитию координационных способностей у слабослышащих детей.

 

Таблица 4 - Изменения контрольных показателей скоростно-силовых способностей

  Пятикратный прыжок в длину с места (см)
  Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 11,42 + 0,06 11,49 + 0,05 11,63 + 0,05** 11,84 + 0,09**

** - достоверные результаты (p < 0,01)


 

Таблица 5 - Изменения контрольных показателей выносливости

  Шестиминутный бег (м)
  Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 1076 + 4,52 1069 + 3,79 1092 + 5,33** 1106 + 4,99**

** - достоверные результаты (p < 0,01)

 

Таблица 6 - Изменения контрольных показателей силовых способностей

 

  Подтягивание на перекладине (кол-во раз)
  Показатели в начале исследования Показатели в конце исследования
КГ ЭГ КГ ЭГ
М + m 5,1 + 0,23 5,9 + 0,28 5,5 + 0,22* 6,5 + 0,27*

* - достоверные результаты (p < 0,05)

Примечание -

КГ - контрольная группа;
ЭГ - экспериментальная группа;
M - среднее арифметическое значение
m - стандартная ошибка

 

Оценивая показатели проведенных тестов, можно сделать вывод, что данные достоверны

При анализе научно-методической литературы и результатов исследования мы увидели, что прирост уровня развития двигательных способностей у слабослышащих подростков, занимающихся мини-футболом, был существенно выше, по отношению к показателям испытуемых контрольной группы.

Это объясняется тем, что подростки, занимающиеся мини-футболом, из экспериментальной группы, в течение года в процессе тренировок использовали упражнения, со специализацией на развитие двигательных способностей с акцентом на выносливость, координацию, скорость и упражнений для повышения уровня технической и тактической подготовленности с акцентом на отстающие физические способности.

Итог данного исследования был таков:

- У обеих обследуемых групп была выявлена положительная тенденция изменения показателей двигательных способностей;

- Сравнение контрольных показателей уровня развития двигательных способностей дало видение того, что слабослышащие подростки, занимающиеся мини-футболом имели более высокую динамику развития двигательных способностей.

Результаты исследования и сравнительный анализ показали, что занятия по мини-футболу способствовали повышению уровня развития двигательных способностей, что подтверждается результатами контрольных испытаний:

- «Бег на 30 метров» средний результат ЭГ увеличился в на 9 %, в КГ только на 2 %;

- «Челночный бег на 30 метров» в ЭГ на 7 %, в КГ на 1 %;

- «Бег на 30 метров с обеганием стоек» в ЭГ на 9 %, в КГ на 1 %;

- «Удар по воротам» в ЭГ средний результат увеличился на 20 %, в КГ снизился на 10 %;

- «Прыжок в длину» в ЭГ увеличился на 7 %, в КГ увеличился на 1%;

- «Пятикратный прыжок в длину с места» в ЭГ увеличился на 8 %, в КГ увеличился на 1 %;

- «Шестиминутный бег» в ЭГ увеличился на 9 %, в КГ увеличился на 1 %;

- «Подтягивание на перекладине» в ЭГ увеличился на 10 %, в КГ увеличился на 7 %.

В заключении необходимо подвести итоги проделанной работы.

Первое. Полученные результаты в ходе проведенных тестов во время исследования являются достоверными и подтверждают выдвинутую гипотезу, что занятия мини-футболом способствуют развитию двигательных способностей у слабослышащих детей.

Второе. Мини-футбол может явиться хорошим коррекционно-воспитательным средством для подростов с потерей слуха, с помощью которого они смогут преодолеть свой дефект физического развития, неполноценность развития моральных качеств, а так же подготовить этих детей к полноценной жизни в социуме.

Третье. Считаю возможным рекомендовать введение занятий по мини-футболу, как форму физкультурного образования в средних специальных образовательных учреждениях.

Основные положения магистерской диссертации были отражены в следующих публикациях:

1. Вольхин Э.А. Значение адаптивного спорта для развития детей с нарушением слуха [Электронный ресурс]//Научный резерв. Наука и образование: новое время. 2016, № 6 (ноябрь-декабрь). URL: https://articulus-info.ru/category/zhurnal/nauchnyj-rezerv/

2. Вольхин Э.А. Особенности проблемы самооценки подростков, имеющие дефект слуха//Наука и образование: новое время. -2016. - № 1 - С. 98



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: