Чтобы продолжить изучение проблем, связанных с определением количества хладагента, которое нужно заправить в установку, рассмотрим признаки нехватки хладагента, проявляющиеся в различных частях холодильного контура.
А) Проявления нехватки хладагента в системе ТРВ/испаритель.
Какими бы ни были причины нехватки хладагента, это означает, что в установке его мало. Следовательно, недостаток жидкости ощущается в каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе, ресивере и жидкостной линии. При нормальной заправке жидкостная линия заполнена только переохлажденной жидкостью, но при нехватке хладагента в ней будет находиться парожидкостная смесь, поступающая на вход ТРВ (см. точку 1 на рис. 5.).
Рис. 5.) Проявления нехватки хладагента в системе ТРВ/испаритель.
Поскольку на входе ТРВ жидкости не хватает, ее также не хватает и на выходе, и последняя капля жидкости выкипает в испарителе слишком рано (точка 2). Как следствие, пары хладагента длительное время находятся в контакте с охлажденным воздухом, обеспечивая большую протяженность зоны перегрева. Вот почему температура термобаллона (точка 3) аномально повышена (в пределе, температура всасывающей магистрали может становиться почти равной температуре окружающей среды).
Из-за повышения температуры в охлаждаемом объеме растет также и температура воздуха на входе в испаритель (точка 4).
Но низкая холодопроизводительность приводит к тому, что воздух в испарителе охлаждается плохо. Так как температура воздуха на входе в испаритель уже повысилась, температура воздушной струи на выходе из испарителя также возрастает (точка 5).
В результате недостаточного количества жидкости испаритель слабо заполнен хладагентом и холодопроизводительность низкая. Поэтому температура воздуха в теплообменном испарителе повышается, что приводит к вызову ремонтника, так как "стало слишком, жарко ".
Б) Проявление нехватки хладагента в системе испаритель/компрессор.
Каждый килограмм жидкости, который проходит через испаритель, выкипает, поглощая тепло и производя определенное количество пара.
Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает. Так как компрессор может потенциально перекачать гораздо больше пара, чем производит испаритель, давление кипения также аномально падает (см. точку 6 на рис. 6.).
Рис. 6. Проявление нехватки хладагента
в системе испаритель/компрессор.
Ввиду того, что давление кипения имеет склонность к падению и одновременно растет температура воздуха на входе в испаритель, полный температурный напор на испарителе становится аномально высоким.
Более того, падение давления кипения обусловливает снижение температуры кипения в соответствии с соотношением между температурой и давлением насыщенных паров для данного хладагента. При этом одновременно повышается температура термобаллона (точка 3) и перегрев обязательно будет очень значителен.
В) Проявление нехватки хладагента в системе компрессор/конденсатор.
Ввиду того, что перегрев очень высокий и температура термобаллона ТРВ увеличилась, температура пара на входе в компрессор также возросла.
Как следствие, картер компрессора будет горячим (вместо того, чтобы быть чуть теплым) на уровне вентиля всасывания (точка 8 на рис. 7.) и чрезмерно горячим в нижней части (точка 9), в зоне, где находится масло.
Рис. 7. Проявление нехватки хладагента в системе компрессор/конденсатор.
Таким образом, по причине аномально высокого перегрева по линии всасывания весь компрессор целиком может становиться аномально горячим.
Заметим, что вследствие повышения температуры паров на линии всасывания, температура пара в магистрали нагнетания будет также повышенной (точка 10).
Более того, мы видели, что Холодопроизводительность стала аномально низкой. Однако размеры конденсатора первоначально были выбраны исходя из номинальной Холодопроизводительность установки.
Следовательно, как и при всех неисправностях, приводящих к падению давления всасывания, при нехватке хладагента конденсатор становится как бы переразмеренным!
Если используемый способ регулировки давления конденсации не предусматривает изменения расхода охлаждающей воды, перепад температуры воды будет меньше нормального и температура воды на выходе из конденсатора (точка 11) также станет меньше.
В связи с тем, что конденсатор оказывается переразмеренным, давление конденсации имеет тенденцию к снижению (в соответствии с используемым способом регулирования давления конденсации).
Наконец, поскольку в контуре ощущается нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно в зоне переохлаждения. Однако, если в трубопроводе, при нормальных условиях полностью залитом жидкостью, начинает ощущаться ее недостаток, в нем обязательно появится насыщенный пар этой жидкости (см. рис. 8.)
Рис. 8 Образование насыщенного
пара в трубопроводе.
Следовательно, образовавшаяся парожидкостная смесь будет выходить из конденсатора без малейшего переохлаждения (см. точку 12 на рис. 7.).
Таким образом, в ресивер будет попадать очень мало жидкого хладагента и его забор с помощью заборной трубки значительно усложнится (точка 13).
В предельном случае, если нехватка хладагента станет очень значительной, жидкостная линия окажется опустошенной и компрессор может очень быстро отключиться по сигналу защитного реле НД. При этом из ресивера будет выходить парожидкостная смесь (преимущественно, насыщенный пар при температуре конденсации, (см. точку 14 на рис. 7).
Впрочем, прохождение такой смеси можно очень отчетливо наблюдать в смотровом стекле жидкостной линии (точка 15) либо в виде непрерывного потока газовых пузырьков, либо в виде их прохождения от случая к случаю в зависимости от величины дефицита хладагента в контуре.
Внимание! В дальнейшем мы увидим, что прохождение пузырьков пара в смотровом стекле может наблюдаться даже при нормальной заправке хладагента. Пузырьки в смотровом стекле на жидкостной магистрали появляются не только потому, что в контуре установки имеется дефицит хладагента. С другой стороны, недостаток хладагента всегда приводит к значительному снижению переохлаждения.
Рис. 9 Алгоритм диагностирования неисправностей,
обусловленных нехваткой хладагента.
2. Перегорело пусковое реле:
Возможная причина: | Способ устранения: |
1. Пусковое реле неправильно подключено | 2. Подключить реле согласно схеме |
2. Вибрация реле | 3. Реле жестко закрепить |
3. Реле не соответствует мощности двигателя | 4. Заменить реле |
4. Повышенное напряжение в сети | 6. Обеспечить напряжение в сети не более чем на 10% выше номинального |
5. Низкое напряжение в сети | 7. Обеспечить напряжение в сети не более чем на 10% выше номинального |
3.5 Техника безопасности при обслуживании оборудования
При обслуживании холодильного оборудования требуется специальная одежда. В ходе обслуживания присутствует риск получения небольших травм, таких как порезы, ссадины. Этого помогут избежать простейшие средства защиты (перчатки). При ремонте следует пользоваться только теми запасными частями, которые подходят для этого оборудования. При работе с хладагентом следует быть особо внимательными. Нельзя входить в закрытое помещение после обнаружения утечки хладагента, если помещение тщательно не проветрено, нельзя допускать попадания жидкого хладагента на кожу или в глаза. Так же нужно избегать контакта хладагента с открытым пламенем или горячими поверхностями, т.к. при воздействии высоких температур пар хладагента распадается на воду и нервно-паралитический газ, который может привести к токсическому отёку лёгких и удушью. При вынужденной работе в таких средах следует применять индивидуальные средства защиты дыхательных путей. Электрическая проводка и кабели питания должны проверяться только аттестованным электриком, имеющим лицензию на проведение таких работ. Перед проведением работ связанных с электричеством следует убедится в заземлении установки. Так же следует применять средства индивидуальной защиты препятствующие поражению электрическим током. Все работы связанные с ремонтом и техническим обслуживанием следует производить при обесточенной установке. Если защитные крышки не установлены, а установка не обесточена, то стоит остерегаться открытых контактов и вращающихся элементов установки.
Заключение
В данном курсовом проекте успешно разработана технологии монтажа, наладки и эксплуатации холодильного оборудования, представленного чиллера. Рассматриваются все этапы работ от расчёта до пусконаладочных работ и устранения появившихся в процессе эксплуатации неисправностей. Приведена техника безопасности для работ с возможностью получения травм. В курсовом проекте проанализирован весь процесс монтажа и учтены все факторы, необходимые для успешного завершения работ. Монтаж и настройка машины должны осуществляется квалифицированными специалистами. Агрегат должен быть сконфигурирован установщиками в соответствии с условиями установки и степенью опытности пользователя. При сдаче оборудования в эксплуатацию рабочий персонал должен получить инструкцию по работе с установленным оборудованием. После сдачи требуется организовать обслуживание машины, которое так же должен проводить квалифицированный специалист, знающий свое дело.
Список литературы:
1. Курс лекция по дисциплине «Монтаж, эксплуатация и ремонт холодильников»
2. Полевой А.А. Монтаж холодильных установок. 2005 г.
3. Холодильная техника. № 11. 1991г.
4. Крылов Ю.С., Пирог П.И., Васютович В.В., Дементьев А. И., Карпов А.В. «Проектирование холодильников» 1972 г.
5. СНБ 2.04.02-2000 «Строительная климатология» Минск 2008.
6. ТКП 45-3.02-151-2009 (02250) «Здание холодильников строительные нормы проектирования» Минск 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ