На выбор транспортных средств влияют:
- характер груза (вес, объем, консистенция);
- количество отправляемых партий;
- местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;
- расстояние, на которое перевозится груз;
- ценность груза;
- близость расположения точки доставки груза к ж/д сети или автомагистрали;
- сохранность груза;
- риск для груза, невыполнение поставок;
Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки |
ж/д | Возможность перевозок массовых партий грузов, наличие сети ж/д линий связывающих разные районы страны | Медленный (280 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций. перевозка только в те районы, где есть ж/д пути, хищения и потери, длительные простои |
автотранспорт | Оперативный вид перевозок, возможность экспидирования | Высокая стоимость, сложность значительных объемов перевозок, зависимость от состояния дорог, только на короткие расстояния, непригодность для внешнеторговых перевозок (несоответствие западным стандартам) |
воздушный | Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях | Высокая стоимость, ограниченный размер партии, зависимость от погоды |
водный | перевозка больших партий, дешевый, широко используется при международной торговле | Низкая скорость, зависимость от работы порта, зависимость от времени года и от погоды |
Факторы, учитываемые при выборе транспортного средства:
- характеристика изделий (что перевозится, в каком виде);
- расстояние и трасса перемещения;
- условия производства продукции;
При выборе перемещения на участках разрабатывается транспортно-технологическая схема, учитывающая согласованность транспортных средств на смежных участках производства, учитываются физикохимические свойства продукта.
Лекция - Сущность и содержание сервисной логистики
В условиях роста конкуренции на мировых, национальных и региональных рынках существенно возрастает роль качественного обслуживания потребителей, что объясняется многими причинами, в частности:
- реализацией социальных программ, принимаемых в различных странах;
- развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества предприятий и трудоспособного населения;
- нацеленностью деятельности предприятий на конечного потребителя продукции и услуг.
Большинство специалистов, принимая во внимание актуальность решения проблем в сфере услуг, выделяют такую важную часть логистики как сервисная логистика.
Целью является разработка методологических подходов к формированию концепции сервисной логистики как неотъемлемой части общей концепции логистики – новой управленческой парадигмы, позволяющей повысить эффективность различных видов человеческой деятельности.
Сервис обозначает то же, что и обслуживание. В свою очередь понятие «обслуживать»:
- работать по удовлетворению чьих-нибудь бытовых, текущих или постоянных нужд;
- работать по эксплуатации машин, станков, технических устройств.
В приложении к сервисной логистике это означает, что можно выделить два ее уровня:
- сервисная макрологистика как составная часть предпринимательской логистики;
- сервисная микрологистика как составная часть логистики движения ресурсов.
Можно отметить следующие аспекты:
1) сервисная логистика может быть как частью предпринимательской логистики, так и логистики в целом, поскольку ее реализация может быть не направлена на получение прибыли;
2) сервисная логистика включает в себя такую важную часть логистики как коммерческая логистика;
3) структура как сервисной, так и производственной логистики включает три основных раздела логистики: концентрационную, распределительную и логистику движения ресурсов;
4) сервисная логистика частично охватывает производственную логистику, поскольку:
- производство продукции предусматривает взаимодействие основного производства со вспомогательным и обслуживающим хозяйствами;
- движение материального потока между местами обработки предметов незавершенного производства можно рассматривать как часть сервиса на промышленном предприятии.
Последнее обстоятельство предопределяет необходимость выделения такого раздела логистики как логистика обеспечения;
5) предметом исследования сервисной макрологистики являются сложные логистические потоки, состоящие из материальных, финансовых и информационных потоков. В этом состоит одно из главных отличий сервисной макрологистики от сервисной микрологистики.
Под сервисом понимается комплекс услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой продукции производственно-технического назначения и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации.
Услугой называется «действие, приносящее пользу, помощь другому». В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные услуги, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством, послепродажный сервис, техническое обслуживание и деятельность государственных учреждений, организаций и ведомтв.
1) «сервис» может восприниматься как термин статики – «комплекс услуг» и как термин динамики – «обслуживание»;
2) «сервис» может трактоваться как в глобальном смысле – «комплекс действий, приносящих пользу, помощь другому лицу», так и в узком смысле – «комплекс действий, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой продукции производственно-технического назначения».
Выделенные выше два классификационных признака:
а) состояние логистического процесса (логистического потока):
- статика (покой);
- динамика (движение);
б) тип (уровень) логистической системы:
- микроуровень;
- макроуровень.
Проектная сервисная логистика – раздел сервисной логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микро- и макрологистических сервисных концентрационно-распределительных систем.
Функциональная сервисная логистика – раздел сервисной логистики, посвященный оперативному управлению потоками ресурсов в микро- и макрологистических сервисных системах.
Сервисная макрологистика – раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации макрологистических сервисных концентрационно-распределительных систем и их эффективному использованию при управлении логистическими потоками во внутренней и внешней среде организации.
Сервисная микрологистика – раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению сервисными потоками в микрологистических концентрационно-распределительных системах.
Ключевым понятием сервисной логистики является понятие логистической сервисной системы, под которой мы понимаем систему управления сервисными потоками с целью придания им количественных параметров и качественных характеристик в соответствии с требованиями внешней среды.