Долбилина Владимира Сергеевича




Проектно-исследовательская работа

Эколидера ученика 9 класса МБОУ «Старогородская основная общеобразовательная школа» Темниковского района РМ

Долбилина Владимира Сергеевича

«Влияние деятельности человека на экосистему пруда»

Вода - важнейший компонент жизнеобеспечения человека, непременное
условие существования всего живого.
Водоем (река, озеро, пруд) населен разнообразными живыми организмами:
растениями, животными, микроорганизмами; вместе с неживой природой они
образуют экосистему.
Недалеко от школы есть пруд. Площадь его составляет 0,5 га, по берегу очень много деревьев и кустарников. Это очень красивое место. Летом на берегу пруда много отдыхающих, здесь же можно видеть как люди моют машины, стирают белье, т. е. оказывают вредное воздействие на экосистему пруда.

Поэтому цель работы: оценить экологическое состояние пруда.


Задачи: 1. Изучить видовой состав растений прибрежной части пруда.
2. Изучить видовой состав животных, обитающих в прибрежной зоне.
3. Изучить влияние деятельности человека на состояние водоема
4. Сделать вывод о состоянии экосистемы пруда.

Описание объекта и методики исследований.
Объект исследования - пруд, расположенный в селе Старый Город Темниковского района Республики Мордовия в 200 метрах от школы.

Площадь зеркала 500 квадратных метров, Наибольшая глубина 4 метра. На дне слой ила, а под ним твердый грунт. Пруд питается многочисленными родниками, расположенными в овраге и стекает в пруд.

Этапы работы:
Ознакомление с экосистемой пруда - применялась методика изучения
природных экосистем.
1. Изучение видового состава растений прибрежной части пруда.
Растительность преобладает в местах, не используемых для купания.
У берега, на мелководье, господствуют осоки, стрелолисты (50см в
высоту, цветут все лето). На глубине 0,5-0,6м тростник, рогоз (1,5м в
высоту, цветки собраны в початки), а далее можно видеть плавающие
листья водяного лютика и выступающие из воды колосовидные соцветия
рдеста.
Зачерпнув воду банкой, с помощью лупы рассмотрел одноклеточные
зеленые водоросли, чем и объясняется <цветение> воды.
Достав из воды палку, обросшую зеленой тиной, опять же с помощью лупы
рассмотрел многоклеточные водоросли и понял, это спирогира, т.к.
нити не переплетаются.
2. Животные, обитающие в прибрежной зоне.
На поверхности воды достаточно много клопов-водомерок различной
величины, жуков-вертячек, гладышей. Над прудом летали стрекозы,
которые активно охотились, а некоторые прятались от жары в зарослях
рогоза. При помощи сачка я извлек обитателей прибрежной зоны из
пруда. И обнаружил прудовика обыкновенного, плавуна окаймленного,
паука-серебрянку, личинку стрекозы.
При осмотре листьев растений, я увидел кладки яиц, видимо водомерок,
т.к. они постоянно снуют, высматривая себе добычу: мелких насекомых,
падающих на поверхность воды. Но и слепни прилетают на листья и стебли
прибрежных растений, так что это могут быть и их кладки.
Обычный обитатель прибрежной зоны пруда - пиявка ложноконская, но для
человека она не опасна, а для животных - безжалостный хищник.
При взятии проб из толщи воды и со дна, я увидел личинку стрекозы,
несколько личинок комара (мотыль), червей, куколку насекомого,
маленьких двустворчатых моллюсков.
3. Влияние деятельности человека.
Пруд находится на окраине деревни, в 100-150 м огороды и пашни. Воду
берут поливать и на хозяйственные нужды, купаются летом, с резиновых
лодок ловят рыбу - карася. На берегу стирают летом паласы, дорожки,
другие вещи. Моющие средства попадают в воду.

Очень много пустых бутылок пластиковых и стеклянных находится в воде. Есть пустые банки из- под консервов.
Поэтому я решил:
а) определить кислотность воды с помощью индикаторной бумаги
(универсальной)
б) изучить влияние моющих средств на обитателей водоема.
Эту работу я проводил уже в школе в конце августа.
Предварительно выращенную культуру простейших поместил на предметное
стекло, а рядом каплю воды, в которую на кончике иглы добавил
стиральный порошок, а во втором опыте раствор хозяйственного мыла.
Капли соединил водным мостиком. После этого наблюдал за поведением
простейших в этой и другой (контрольной) капле (без моющих средств)
отмечал характер изменений и время.

Результаты работы
Состояние экосистемы пруда.
Продуцентами в экосистеме пруда являются водоросли, в том числе
фитопланктон и водные цветковые растения прибрежной зоны - рдест,
заросли рогоза, камыша, стрелолиста и др.
Но я заметил, что отсутствуют кувшинки, не обнаружил я и дафний,
ручейников - индикаторов чистого водоема.
В результате увеличения нагрузки на ландшафт из-за увеличения
количества отдыхающих в летнее время, возрастает загрязненность пруда.
Пока это не наносит существенного ущерба экосистеме, но необходимо
обратить на это внимание.
Наблюдения показали, что под воздействием даже незначительного
количества СМС жизнедеятельность микроорганизмов меняется.
Характер движения простейших из поступательного становится
вращательным (на одном месте). Через некоторое время они умирают. В
растворе хозяйственного мыла через 2-3 мин. В стиральном порошке
через 2.5 - 3 мин.

ВЫВОДЫ:
1. Возможной причиной отсутствия целого ряда растений и животных в
водоеме может быть хозяйственная деятельность человека, нерациональное
использование им этого биогеоценоза.
2. СМС, попадая в пруд, оказывает влияние на экосистему: меняется
величина РН, количество кислорода, освещение нижележащих слоев,
нарушается фотосинтез и др.
3. Один из путей сохранения водоема - экологическое просвещение
населения. 4. Чтобы очистить пруд от мусора, в том числе от бутылок, банок надо провести акцию «Чистый пруд»

 

 
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: