ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ




Пояснения к отдельным словам.

 

— “Сомнительное”. Согласно комментарию имама Ахмада, сомнительное представляет собой нечто среднее между дозволенным1 и запретным2, а в другом месте он сказал, что сомнительным является то, в чём дозволенное смешивается с запретным.

Согласно же другому мнению, сомнительным является то, относительно дозволенности или запретности чего нет единого мнения.

 

Вопросы, затронутые в этом хадисе.

 

Вопрос первый: дозволенное, запретное и то, что находится между тем и другим.

 

Есть вещи ясные и очевидные для каждого члена общины, но есть и такие вещи, которые очевидны и ясны не для всех. Можно указать на целый ряд допустимых или запретных вещей, которые известны всем и незнание которых непростительно никому. Так, например, известно, что мужчина может спать со своей женой, или же, что можно пить воду и есть финики. Общеизвестно также, что к числу запретных вещей относятся такие действия как употребление вина, прелюбодеяние, ростовщичество и так далее.

Однако есть и такие вещи, дозволенность или запретность которых ясна лишь некоторым улемам, поскольку им известны

доводы в пользу дозволенности или запретности тех или иных действий или же потому, что они понимают, какое решение следует принимать в каждом конкретном случае, например, когда речь идёт о временном браке, употреблении в пищу ослиного мяса, совершении хаджжа на деньги, силой отнятые у другого человека, и многих других вещах. Из этого следует, что каждый мусульманин должен стремиться к приобретению знания о дозволенном и запретном, немедленно отказываясь от того, запретность чего станет для него очевидной, не прибегая при этом ни к каким уловкам и не уподобляясь иудеям, которые стали использовать различные ухищрения, когда Аллах запретил им охотиться по субботам и употреблять в пищу жир мертвечины.

 

Вопрос второй: причины возникновения сомнений и совместимость этого с полной ясностью.

 

Аллах Всевышний сказал:

…Мы ниспослали тебе Писание как разъяснение всего… («Пчёлы», 89)

Муджахид сказал: «Имеется в виду разъяснение всего того, что было повелено или запрещено людям».

Аллах Всевышний также сказал:

-…а тебе Мы ниспослали Коран, чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано прежде…(«Пчёлы», 44)

Имам Ахмад, Ибн Маджах и Ибн Абу ‘Асим приводят в своих сборниках хадис, передаваемый со слов аль-‘Ирбада ибн Сарийи, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я оставил вам нечто совершенно ясное, и никто, кроме обреченных на гибель, не станет отклоняться от этого».

Аль-Мунзири в «Ат-таргъиб ва-т-тархиб» считает иснад этого хадиса хорошим, но если это так, то каким же образом смысл его соотносится со смыслом того хадиса, в котором говорится о существовании сомнительного?

На этот Вопрос можно ответить следующим образом: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, действительно разъяснил всё самым наилучшим образом, что же касается сомнений, то они, как мы уже указывали выше, являются относительными и могут возникать у отдельных людей, и именно поэтому в цитированном нами хадисе сказано: «…а между ними находится сомнительное, о котором многие люди ясного представления не имеют…». Это означает также и то, что некоторые люди знают об этом, а поэтому если мусульманин, боящийся за себя самого, как боялись за себя наши предшественники, да помилует их Аллах, станет защищаться посредством благочестия, то он, с соизволения Аллаха, ничего сомнительного и не совершит, а образцом для него в этом могут служить поступки господина людей, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Поистине, бывает так, что приходя к себе домой, я обнаруживаю на своей постели упавший на нее финик и поднимаю его, чтобы съесть, но потом у меня возникают опасения, что этот финик может оказаться частью закята, и я отбрасываю его в сторону».

Что же касается причины сомнений, то они могут возникать либо в силу незнания того, что говорится об этом в Коране или сунне, либо по причине неуверенности в этом, либо из-за неправильного понимания этого, либо из-за убеждённости в том, что то или иное указание было отменено, либо ввиду возникновения каких-нибудь колебаний, вызванных противоречивостью самого явления, либо в силу неясности смысла этого явления, либо же в силу какой-нибудь иной из многочисленных возможных причин, с чем сталкивались и сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также их последователи.

 

Вопрос третий: принцип допустимости (ибаха), лежащий в основе взаимоотношений между людьми, применим и к тому, что они могут употреблять в пишу.

 

Если основой всего того, что касается исполнения религиозных обязанностей, являются ниспосланные свыше откровения, то отношения между людьми и выбор ими того, что они употребляют в пищу, должны основываться на принципе допустимости, в соответствии с которым допускается всё то, что прямо не запрещается Кораном или сунной.

 

Аллах Всевышний сказал:

О те, кто уверовал! Вкушайте пищу добрую, которой Мы наделили вас, и благодарите Аллаха… (“Корова”, 172.)

Аллах Всевышний также сказал:

Он — тот, кто сотворил для вас всё то, что есть на земле… (“Корова”, 29.)

Ат-Тирмизи приводит хадис, передаваемый со слов ‘Амра ибн ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Дозволено примирение между мусульманами за исключением тех случаев, когда дозволенное объявляется запретным, а запретное — дозволенным.»

В силу того, что передают со слов целого ряда сподвижников, этот хадис можно признать хорошим. С учётом всего вышеупомянутого можно сказать, что из содержания хадиса, переданного Ирбадом, да будет доволен им Аллах, следует, что допустимое также очевидно и что всё, имеющее к этому отношение, подразделяется на две категории: на то, относительно запретности чего нет прямых указаний, и на то, допустимость чего подтверждается сунной.

 

Вопрос четвёртый: категории людей в зависимости от их отношения к сомнительному.

 

В зависимости от отношения людей к сомнительному их можно разделить на три категории:

 

· I — Люди, которым ясна допустимость или запретность тех или иных действий и которые, в соответствии с этим, либо предпринимают те или иные действия, либо отказываются от их совершения.

· 2 — Люди, для которых нечто является сомнительным, но тем не менее они не страшатся делать это.

· 3 — Люди, которые стараются защититься от сомнительного посредством своего благочестия и отказываются от этого ради своей религии и своей чести.

 

Как следует из содержания данного хадиса, из всех вышеупомянутых категорий людей порицания достойны те, кто знает о запретности или дозволенности определенных вещей, но поступает вопреки известным им указаниям, равно как и те, кто испытывает сомнения, но тем не менее совершает нечто сомнительное.

 

Вопрос пятый: освобождение от сомнительного ради религии и чести.

 

Поистине, совершение сомнительного подчас может навлекать на человека обвинения в том, что он нарушает установления своей религии или же совершает нечто такое, что может запятнать его честь.

Так, например, если во время рамадана человек станет есть днём в силу тех или иных уважительных причин, а его увидят те, кому будет неизвестно, почему он поступает таким образом, они обязательно обвинят его в нарушении установлений шариата. Нечто подобное произойдёт и в том случае, если женщина встретит на площади, своего брата и начнет перекидываться с ним шутками, ибо тогда люди, увидевшие её с посторонним мужчиной, обязательно станут говорить, что она не блюдет свою честь должным образом.

В качестве примера, поясняющего, как следует поступать в подобных случаях, можно привести сообщение, касающееся Анаса, да будет доволен им Аллах. Однажды он отправился на пятничную молитву, но когда подошёл к мечети, то увидел, что люди, уже совершившие молитву, расходятся по домам. Тогда он укрылся там, где его никто не мог видеть, и сказал: «Кто не стыдится людей, тот не устыдится и Аллаха».

Другим примером может служить содержание хадиса, который приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд. В этом хадисе сообщается о том, что однажды ночью в период уединения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети его пришла навестить его жена Сафийа.

 

Сафийа сказала:

— А потом я поднялась со своего места и вместе со мной поднялся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая проводить меня домой. Это увидели двое ансаров, которые при виде пророка, да благословит его Аллах и приветствует, поспешили уйти, однако он сказал им: «Не спешите, это же Сафийа!»-, а они воскликнули: «Преславен Аллах!»- после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, шайтан проникает к человеку и по жилам его, и, поистине, побоялся я, что сумеет заронить он в ваши сердца нечто дурное!»

 

Вопрос шестой: сомнительное приводит к запретному.

 

В данном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прямо указывает на то, что сомнительное является теми вратами, войдя в которые человек неизбежно придёт и к запретному.

Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, в «Джами’ аль-‘улюм ва-ль-хикам» (с.63) сказал:

— Что же касается совершающих нечто сомнительное, не избавившись от своих сомнений, то о таких пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что они станут совершать и нечто запретное. Эти слова можно истолковать двояко. Суть одного из двух возможных толкований состоит в том, что если человек будет совершать нечто сомнительное, понимая, что он занимается сомнительными делами, то постепенно в результате потворствования своим страстям он придёт и к совершению запретных действий, даже если и будет знать об их запретности.

В обоих «Сахихах» приводится версия этого хадиса, в которой сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Осмелившийся совершить нечто такое, что может внушить мысль о греховности этого поступка, близок к совершению и того, греховность чего очевидна».

Второе толкование: осмеливающийся совершать нечто сомнительное, не зная о том, дозволено это или запретно, не застрахован от того, чтобы совершить нечто запретное, даже не подозревая об этом.

 

Вопрос седьмой: примеры и их важность.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уподобляет запреты Аллаха заповедным местам, а сомнительное -тем территориям, которые примыкают к ним, указывая на то, что человек, занимающийся сомнительными делами, подобен тому, кто пасёт свой скот возле заповедника и рискует по невнимательности или же в силу своей слабости не только оказаться там, где ему быть запрещено, но и превратить это место в пастбище для своего скота.

 

Надо сказать, что как Коран, так и сунна изобилуют разного рода примерами, важность которых состоит в том, что они весьма поучительны, дают слушателю наглядное представление о предмете разговора и в наибольшей степени способствуют правильному пониманию, что является примером предельной ясности и совершенства в доведении желаемого до сведения людей.

 

Вопрос восьмой: о значении сердца.

 

Поэт сказал:

— Язык юноши — половина, а другая половина — сердце,

и не остается ничего, кроме вида мяса и крови.

 

Здесь это означает, что если негодно сердце, то и язык будет представлять собой не более чем кусок плоти с кровью.

Сердце является основой человека и вместилищем его духа, благодаря которому он может совершать те или иные действия, а поэтому если с сердцем всё будет в порядке, то благими и полезными будут все дела, слова и мысли человека, в противном же случае этого ожидать не приходится. Поскольку этот кусочек плоти является столь важным органом, ему следует уделять особое внимание. Достаточно сказать, что именно сердце может становиться очагом таких тайных болезней как лицемерие, зависть, коварство и многих других, о которых сам человек может даже и не подозревать до тех пор, пока они не ввергнут его в бездну гибели. И эти болезни могут превратить сердце из ослепительно белого и чистого в черное, а для лечения его применяются различные средства, однако здесь не место говорить об этом, а о помощи следует взывать к Аллаху. См. «Хадисы и термины», пер. Вл. Нирша.

 

_____________________________________________

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

 

Этот хадис занимает весьма важное место и заключаете себе много пользы. Он относится к числу тех хадисов, которые лежат в основе ислама. Многие говорили, что он составляет собой треть ислама, а Абу Дауд сказал: “Четверть”. Однако тот, кто вникнет в его смысл, увидит, что он охватывает весь ислам в целом, поскольку включает в себя объяснение дозволенного, запретного и сомнительного. Кроме того, в нем объясняется, что приводит сердце в порядок и что его развращает, а все вышеупомянутое требует познания установлений шариата, его основ и ответвлений. Это и является основой благочестия и подразумевает отказ от сомнительного.

 

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: