Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в компетенцию штатов.
Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств.
Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. В 3/4 штатов в графствах избирается совет комиссионеров. Они попеременно избирают председательствующего и коллегиально решают местные вопросы, распоряжаются финансами.
Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. Управляющий, являющийся главой администрации, который назначается советом из, числа опытных менеджеров (совет всегда вправе его уволить). В руках у управляющего практически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для представительских функций.
Комиссионная форма городского самоуправлении как бы отвергает разделение властей, соединяя законодательные и исполнительные функции и руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5–7 членов на срок 2–4 года избирают жители города, она сама издает необходимые правовые акты, и сама через членов комиссии организует их исполнение (действуют бесконтрольно). Один из членов комиссии становится председателем комиссии.
Внутри крупных городов, часто образующихся путем слияния нескольких соседних городов, а иногда и графств, оказывается несколько самостоятельных муниципалитетов (метрополитенские регионы).
Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер.
Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков. В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет.
В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам.
Общая характеристика Конституции Великобритании.
В Великобритании нет писанной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны.
Характерные черты конституции:
1) Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
2) Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право; Общее право; Конституционные соглашения. Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты, включая доктринальные источники; конституционные обычаи.
3) Конституция Великобритании является "гибкой" конституцией, поскольку в английском праве нет различия между "конституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными
Статут – акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства – монархом.
Судебный прецедент – это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах. Совокупность таких прецедентов получила название общего права.
Доктринальные источники – мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.
Конституционные обычаи сложились в практической деятельность высших органов государства. Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом право вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).