Правовой статус личности в Японии.




В основных нормах закрепляются традиционные личные права: право на жизнь, стремление к счастью, право на свободу и неприкосновенность личности, право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Специально зафиксирована свобода совести и религии. Согласно ст. 20 Конституции ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью. Установлен запрет на принуждение к участию в каких-либо религиозных мероприятиях, празднествах, церемониях или обрядах. Лишение жизни и свободы происходит только в соответствии с процедурой, установленной законом (ст. 31).

Наряду с традиционной свободой мысли и слова, мнений, печати, свободой собраний и объединений, избирательными правами (активное избирательное право имеет японский гражданин, достигший 20-летнего возраста) на конституционном уровне получили отражение и специфические политические права. Во-первых, говорится о праве народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, о праве обращаться с мирными петициями о смещении должностных лиц органов публичной власти; во-вторых, зафиксирован институт народной правотворческой инициативы (право обращаться с петицией о введении, об отмене или исправлении законов, указов или предписаний). Также установлено, что все должностные лица органов публичной власти являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части, а избиратель не несет ответственности за сделанный им выбор в ходе голосования.

Гарантируется свобода слова, средств массовой информации, поэтому какая-либо цензура не допускается.

Широким является круг социально-экономических прав. Это право на труд (оно же и является обязанностью), право свободного выбора профессии, право собственности, право трудящихся на создание объединений и ведение переговоров с целью защиты своих интересов, право на образование, свобода научной деятельности. Государство взяло на себя обязательство проводить политику, направленную на подъем и дальнейшее развитие общественного благосостояния, социального обеспечения, здравоохранения.

Глава государства в Японии.

Император – символ государства и единства народа.

В Японии действует салическая система престолонаследия (трон передается только по мужской линии – от отца к сыну).

Все действия Императора могут осуществляться только с одобрения Кабинета Министров.

Имущество императорской фамилии передано государству, а земельная собственность, капиталы в виде акций, банковских вкладов, облигаций – национализированы.

Полномочия:

· По представлению Парламента назначает Премьер – министра

· По представлению Кабинета Министров назначает главного судью верховного суда

· С одобрением Кабинета Министров осуществляет промульгацию законов

· Созывает парламентские сессии

· Распускает Палату представителей

· Объявляет всеобщие выборы

· Подтверждает назначение и отправку министров и иных высших должностных лиу

· Подтверждает всеобщие и частные амнистии

· Принимает иностранных послов

· Осуществляет церемониал и др.

Царствование каждого императора провозглашается властями определенной ≪эрой≫, в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление. Монарх правит долго.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Для большинства японцев онвысший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания.

Правительство Японии.

В соответствии с Конституцией Кабинет министров осуществляет исполнительную власть. В его состав входят Премьер-министр, 12 министров, отвечающих за определенную сферу государственного управления, и 8 ≪министров без портфеля≫, являющиеся советниками Премьер-министра. Как результат демилитаризации государственной идеологии и политики в составе Кабинета нет ≪силовых≫ министров (обороны, внутренних дел). В состав Кабинета входят только гражданские лица, не состоящие на военной службе, не являющиеся носителями милитаристской идеологии.

Статус Кабинета министров регулируется Конституцией, законом о Кабинете министров 1947 г., законом о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. Согласно указанным законодательным актам, правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранного Парламента, является выдвижение Премьер-министра. Как правило, главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. После избрания все члены правительства утверждаются специальным указом императора.

Глава Кабинета наделен правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом.

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то премьер-министра (ст. 75 Конституции).

Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

• добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

• руководство внешней политикой;

• заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

• организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом;

• составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

• издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов.

• принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах".

К полномочиям премьер-министра как главы Кабинета относится общая координация деятельности Кабинета, назначение и освобождение от должности государственных министров, внесение на рассмотрение Парламента законопроектов, доклады Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики, подписание законов и указов единолично (как соответствующий министр) и контрасигнация подписи уполномоченного министра, участие в проведении переговоров и подписание международных договоров, руководство подготовкой и заключение межправительственных соглашений. При премьер-министре действует канцелярия.

Каждый министр имеет двух заместителей: парламентского и административного. Министры

финансов, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности имеют по два парламентских заместителя.

Непосредственно при Кабинете министров действуют секретариат, возглавляемый генеральным секретарем Кабинета, законодательное бюро, совет по делам персонала и совет национальной обороны. При законодательном бюро могут создаваться временные комиссии и советы.

При канцелярии премьер-министра и министерствах существует большое количество комитетов и управлений. Так, при канцелярии премьер-министра действуют комиссия по урегулированию экологических конфликтов, комитет по делам государственной безопасности (ему подчиняется управление полиции), комитет по делам справедливой торговли, управление по делам государственных земель, управление императорского двора, управление по делам окружающей среды и др.

Парламент Японии.

Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Верхняя палата — Палата советников не может быть распущена. И нижняя палата — Палаты представителей.

Палата советников.

Численный состав: 252 депутата.

Особенности формирования: 152 советника избираются в многомандатных избирательных округах, совпадающих с границами префектур по системе единственного непередаваемого голоса; 100 советников избираются по пропорциональной системе в масштабе общенационального округа.

Каждые 3 года переизбирается половина членов Палаты.

Срок полномочий: 6 лет.

Требования к кандидатам:

· Гражданство Японии

· Достижение 30 лет

· Обладание избирательными правами

· Внесение избирательного залога в размере 2 млн. йен.

Палата представителей.

Численный состав: 500 депутата.

Особенности формирования: депутаты избираются по системе единственного непередаваемого голоса. При этом вся страна делится на 129 многомандатных избирательных округов, в каждом из которых избирается 3 – 5 депутатов. Депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе 1 – 3 (1 – 5) места.

Срок полномочий: 4 года.

Требования к кандидатам:

· Гражданство Японии

· Достижение 25 лет

· Обладание избирательными правами

· Внесение избирательного залога в размере 3 млн. йен.

Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии.

В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей — не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в Палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированного большинства в две трети от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. В случае применения указанных мер правительство должно уйти в отставку либо император распускает Палату представителей.

Особенность японского Парламента проявляется в осуществлении организационно-судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

Судебная власть Японии.

С уды арбитражной и административной юстиции отсутствуют. Действуют семейные и дисциплинарные (первичные) суды, некий аналог мировых судов, рассматривающие соответственно семейные и незначительные гражданские и уголовные дела.

Вся судебная власть принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, учреждаемых только законом.

Верховный суд состоит из 14 судей и главного судьи (председателя). Все судьи, за исключением председателя Верховного суда, назначаются правительством (Кабинетом). Председателя Верховного суда назначает император по представлению правительства. Судьи Верховного суда назначаются без ограничения срока, судьи других судов — на 10 лет, а затем возможно их переназначение. Все судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке процедуры импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности.

Верховный суд выступает в качестве: 1) высшей судебной инстанции; 2) органа конституционного контроля (надзора); 3) органа руководства нижестоящими судами.

Согласно конституционным нормам, он наделен правомочиями устанавливать общеобязательные правила судопроизводства, внутреннего судебного распорядка, работы адвокатов. Его правилам подчиняются и прокуроры. Верховный суд рассматривает жалобы лишь по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств. Он рассматривает жалобы на конституционность закона или любого другого официального акта, дает толкование конституционных норм.

Действует восемь высших судов, расположенных в крупнейших городах. Они выступают в качестве апелляционных судов и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Им подведомственны дела по жалобам, вынесенным на решения во второй инстанции, а также дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд Японии в случае необходимости может учреждать филиалы каждого из высших судов.

Существует разветвленная сеть обычных судов общей юрисдикции, рассматривающих по первой инстанции большинство уголовных и гражданских дел.

Судопроизводство осуществляется на демократических началах. Введен законодательный запрет на учреждение особых (специальных) судов. Все судьи независимы и ≪действуют, следуя голосу своей совести≫; они связаны только действующими конституционными и законодательными нормами.

Существует институт смертной казни, но применяется чрезвычайно редко за совершение отдельных тяжких преступлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: