Программа государственного междисциплинарного комплексного экзамена
по специальности 040101.65 - Социальная работа
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании в качестве специалиста по социальной работе в государственных и социальных службах, учреждениях и организациях социальной защиты, образования, здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм.
Выпускник должен уметь:
- оказывать социальную помощь нуждающимся в ней отдельному человеку, семье или группе лиц путем поддержки, консультирования, реабилитации или использования других видов адресной помощи и социальных услуг;
- активизировать потенциал собственных сил и возможностей человека, семьи или социальной группы, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и обеспечивать им максимум самостоятельности в ее преобразовании;
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нравственной и организационной позицией «рядом с клиентом»;
- строить взаимоотношения и общение с людьми в конкретной ситуации с учетом их возраста, пола, религиозной принадлежности, социального статуса, психологических и физических особенностей, состояния;
- грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями, способными оказать содействие в преобразовании ситуации клиента;
- проводить работу по предупреждению возникновения факторов, угрожающих жизнедеятельности личности;
- находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в профессиональной и иной деятельности;
- рационально планировать и оптимизировать свою работу, анализировать ее результаты, корректировать последующую деятельность;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии;
Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности Социальная работа определяются вузов на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области Социальной работы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности – Социальная работа.
Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза по социальной работе. Фонд оценочных средств государственного экзамена формируется вузом и должен включать в себя вопросы по всем дисциплинам специализации, входящих в федеральный компонент настоящего государственного образовательного стандарта.
Разделы и их краткое содержание
Раздел I. Теория и история социальной работы.
Институционализация социальной работы в России: теория и практика. Социальная работа как система: основные элементы и уровни. Микро-, мезо- и макроуровни социальной работы. Социальная работа как наука: предмет, методы, закономерности, категории. Основные научные теории и концепции социальной работы. Психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексные модели социальной работы. Связь теории социальной работы как отрасли научного знания с другими науками.
Зарождение и развитие социальной работы за рубежом. Американская и европейская модели социальной работы.
Историко-культурные предпосылки зарождения и развития социальной работы в России: общественное призрение и благотворительность. Основные этапы развития социальной работы в России. Современные институты социальной работы в условиях модернизации российского общества.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности: субъекты, объекты, мотивы, методы и технологии. Социальные работники как инновационная социально-профессиональная группа в социальной структуре современного российского общества. Общественные организации как инновационные субъекты социальной работы и социальной политики.
Социальная сфера современного российского общества: понятие, сущность, содержание. Основные функции социальной сферы, ее структура и организации. Социальная сфера как социальное пространство для реализации государственной социальной политики и социальной работы.
Личность социального работника. Морально-этический кодекс социального работника. Психология объектов социальной работы и ее учет в социальной практике.
Социальная адаптация: понятие, типы, виды. Уровни и проблемы социальной адаптации к условиям современного модернизирующегося российского общества. Роль социальной работы в повышении уровня социальной адаптации населения.
Государственно-правовые основы социальной работы. Права человека и актуальные вопросы их защиты в России. Правовое обеспечение современной социальной работы в России. Основные нормативно-правовые акты в области социальной работы в России.
Социально-политические основы социальной работы. Понятие и сущность социальной политики как основы социальной работы. Основные направления социальной политики в России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Федеральный, региональный и местный уровень социальной политики в России.
Социально-экономические основы социальной работы, социальной помощи и социального страхования населения. Виды и основные источники финансирования социальной работы. Бюджетные и внебюджетные источники. Социальные стандарты и нормативы. Пенсионное, медицинское, социальное страхование в системе социальной защиты населения.
Социально—экологические основы социальной работы.
Социально-психологические основы социальной работы. Основные школы психологии и их значение для социальной работы.
Особенности социально-медицинской работы с различными группами населения. Здоровье человека и его составляющие. Понятие нормы и патологии. Физическое, психическое и социальное здоровье.