Общественно политические дела




Название: « Россия наших дней».

Форма: дискуссия.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогическая задача: формирование осознанной гражданской позиции подростков, неравнодушного, бережного отношения к Родине.

Необходимое оборудование и оформление: Государственный флаг; таблички «Да», «Нет», «Может быть»; название дискуссии «Россия наших дней»; ручки и листы бумаги; фонограмма.

Краткое описание:

1. Вступительная часть. Все участники дискуссии приехали в «Орленок» из разных уголков России. От молодого поколения россиян зависит будущее нашей страны. Направления дискуссии: современная Россия, ее успехи и проблемы, роль молодежи в ее развитии. Молодежь и патриотизм.

2. Знакомство с правилами организации дискуссии. Аудитория разделена на три сектора «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий задает вопрос или обозначает проблемную ситуацию, формулирует некое утверждение. Участники дискуссии имеют время на размышление. Приняв индивидуальное решение, участник занимает место в одном из трех секторов. Группа, сформировавшаяся в секторе, вырабатывает общее мнение по поводу прозвучавшего вопроса, отстаивает свою точку зрения. Если аргументы других групп покажутся участникам данного сектора вескими, то каждый из них может изменить свое решение и перейти в другой сектор.

3. Представление гостей-экспертов.

4. Обсуждение вопросов. Примерные вопросы:

· Хотел бы ты прожить свою жизнь в России?

· Что для тебя значит понятие «патриотизм»?

· Что такое патриотизм в наши дни?

· Считаешь ли ты себя патриотом своей родины?

· Какие проблемы нашего государства тебя волнуют?

· Возможно ли решить в России проблемы наркомании, алкоголизма, курения путем их легализации (как, например, в Голландии)?

· Можешь ли ты в свои 14-15 лет повлиять на будущее страны?

5. Итоговая часть. Участники дискуссии пишут сочинения на тему: «В какой стране я хотел бы жить».

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Штормовой», Наталья Новикова, август 2003 года.

 

Название: «Многонациональная дружба».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогическая задача: воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов России и мира.

Необходимое оборудование и оформление: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, национальные костюмы, географическая карта мира, видеозаписи передачи «Непутевые заметки», фонограмма народных мелодий, флаги и карты республик России и стран мира.

Предварительная подготовка:

1. Формирование в отряде микрогрупп – команд путешественников. Команда состоит из представителей приехавших в «Орленок» национальных делегаций, или из ребят, когда-то побывавших в какой-нибудь стране мира.

2. Каждая команд подбирает видеозаписи и музыкальные фонограммы о республике или стране, с которой будет знакомить других ребят.

Краткое описание:

1. Объяснение сюжета дела. Ведущие на разных языках приветствуют участников, приглашают совершить заочное путешествие. Маршрут путешествия обозначается на географической карте. С красотой мест участники познакомятся с помощью видеоматериалов.

2. Вступительное слово. В России живут представители разных национальностей. У каждого народа свои традиции, обычаи, отличительные черты. Что такое традиции?

* Путешествие начинается с «Орленка». (Команда рассказывает о законах и традициях Центра, разучивает с ребятами песню).

* Следующая остановка – Республика Ингушетия. (Представители ингушской делегации рассказывают о своей родине, исполняют и разучивают с остальными участниками национальный танец).

* Маршрут путешествия проходит через Белоруссию. (Команда из Белоруссии рассказывает легенды своей родины, поет народную песню).

* Из Белоруссии путешественники попадают в Югославию. (Представители югославской делегации знакомят с историей своей страны, разучивают народную игру).

* В заочном путешествии возможны мгновенные перемещения, поэтому никто не удивляется, что теперь мы оказались на острове Сахалин. (Ребята сахалинской делегации рассказывают о народностях, населяющих остров, исполняют песню о Сахалине).

* С острова Сахалин путешественники переносятся в Якутию. (Рассказ об особом укладе жизни якутского народа, разучивание национальной игры).

* Путешественники посещают Корею и Японию.

3. Итоговая часть. Вручение небольших карт с проложенным маршрутом путешествия, обмен памятными подарками между командами, общая песня или веселая народная игра.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Комсомольский», Георгий Барминов, июль 2003 года.

Название: «Ох, уж эти сказки».

Форма: игра.

Возраст участников: 12-15 лет.

Педагогические задачи: знакомство со статьями Декларации прав человека, закрепление знаний по теме «Права человека».

Краткое описание:

1. Разбивка на группы. Карточки, на которых нарисованы или написаны имена героев сказок (по 5-6 персонажей), или разрезанные на 5-6 частей иллюстрации (открытки) к разным сказкам, которые необходимо сложить. Каждый участник получает карточку, ищет свою компанию. Собравшись вместе, они громко называют свою сказку: «Теремок», «Колобок» и т.п. По мере формирования компании получают порядковый номер для дальнейшего выступления.

2. Вступительное слово вожатого. История создания Всеобщей Декларации прав Человека, соблюдении этих прав в мире. Он демонстрирует ребятам плакат или книги с детскими рисунками, иллюстрирующими статьи Декларации, говорит, что эти права не всегда соблюдаются не только в мире, но даже в сказках.

3. Группы за 3 минуты составляют список самых любимых сказок (народов мира, русских народных, сказок писателей разных стран и т.п.).

4. По одному человеку от группы ребята выбирают карточки, на которых написаны номера статей «Всеобщей Декларации прав Человека» (от 1 до 30). Вожатый вручает им по книжечке с текстом Декларации, и представитель зачитывает вслух доставшуюся ему статью. Каждая группа из написанного ими списка сказок должна выбрать и подчеркнуть ту, в которой данная статья Декларации нарушается.

5. Представители возвращаются в свои группы и после небольшого обсуждения подчеркивают в своем списке название сказки, в которой, по их мнению, данная статья нарушается наиболее жестоко. Причем надо договориться, что поскольку в сказках все персонажи говорят и действуют, то мы будем трактовать нарушения данной статьи в отношении любого (пусть неодушевленного) персонажа.

6. Группы передают свои листочки с названиями сказок соседям справа. Группа, получившая список с подчеркнутой сказкой и указанием статьи, которая в ней нарушена, должна доказать, что:

а) в данной сказке эта статья не нарушается,

б) потерпевший сам нарушил ряд статей в отношении обвиняемого,

в) если нарушение и имеет место, то это совершенно другая статья, а не статья, указанная группой.

7. После того как группы выбрали один из вариантов доказательства того, что подавшая им список группа ошиблась, назначается заседание суда присяжных. Группа, подчеркнувшая сказку, выбирает из своих рядов Прокурора, который должен доказать имеющееся нарушение данной статьи в представленной ими сказке. Группа, получившая список нарушений, выбирает из своих рядов Адвоката, который должен привести доказательства отсутствия нарушения данной статьи в этой сказке. Остальные группы играют роль присяжных заседателей и после обсуждения отдают свой голос (1 очко) в пользу обвинителей или защитников, чьи доказательства им показались более убедительными. На этом этапе выступает только защита и обвинение.

8. После выступления Прокурора и Адвоката присяжные заседатели могут задать по одному (от команды) уточняющему вопросу. Они могут обратиться и к обвинению, и к защите. После ответов на вопросы Прокурор и Адвокат имеют последнее слово (они же могут «разбить» какие-либо доводы противоположной стороны.) Время выступления ограничено.

9. Совещание присяжных заседателей и вынесение вердикта. Если присяжные заседатели обнаружили нарушение статьи Декларации, согласились с доводами обвинения, очко дается первой команде, если они согласились с доказательствами защиты, то очко получает команда защитников.

10. Переход хода, смена ролей.

Где, кем, когда создано: методический отдел, Юрий Беляков, Самарский педагогический клуб «Радуга», Юрий Майстровский, 2002 год.

 

 
 


Работа с активом.

 

Название: «Хочу быть лидером».

Форма: деловая игра.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогическая задача: практическое применениелидерских навыков, обмен опытом.

Краткое описание:

1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен обладать лидер?»

2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные качества:

* активность,

* целеустремленность,

* справедливость,

* организованность,

* инициативность,

* общительность,

* умение взаимодействовать с командой.

3. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:

1 ключ - ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово, решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.

2 ключ – ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят из других команд не возникло сомнения, что данный человек – настоящий лидер.

3 ключ – ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер», предлагая по очереди по одному предложению.

4 ключ – ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.

5 ключ – ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера XXI века и комментирует изображение.

4. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Олимпийский», Ирина Грушецкая, август 2003 года.

Название: «Калейдоскоп открытий».

Форма: игра по станциям.

Возраст участников: 15-16 лет.

Педагогические задачи: предоставление подростку возможности проявления себя в новых социальных ролях; диагностика творческих способностей и инициативности.

Необходимое оборудование и оформление: маршрутные листы, игровые поля, жетоны для формирования групп, магнитофон, листы бумаги, ручки, карточки с мудрыми изречениями.

Краткое описание:

1. Введение в игру. В «Орленок» приезжают ребята, чтобы поделиться опытом, совершить открытия в себе и окружающем мире. Калейдоскоп этих открытий останется с каждым.

2. Формирование групп. По цветовым жетонам ребята разбиваются на группы, придумывают названия групп.

3. Составление игрового поля. Каждая группа получает игровое поле, разделенное на 9 пронумерованных клеток. Необходимо придумать 9 творческих заданий, символическое изображение которых разместить в клетках игрового поля. Затем следует придумать слово из 7 букв (существительное) и спрятать буквы за символическими изображениями на поле.

Таким образом, у каждой команды имеется игровое поле из девяти клеток, на семи из которых есть буквы, а на каждой - символ задания.

4. Объяснение правил игры. У каждой команды есть маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций. Пребывание на станции ограничено 5 минутами. Команда приходит на станцию, выбирает на игровом поле клетку, выполняет задание, которое обозначено на ней. Если команда справляется с заданием, то ей открывается одна из семи спрятанных букв. Затем выбирается следующая клетка и т.д., пока команда не отгадает зашифрованное слово. Если команда не уложилась в отведенное время и не отгадала слово, она переходит на следующую станцию.

5. Работа по станциям. Команда выбирает ведущего станции и определяет место ее расположения. Оставив ведущего на станции, команды начинают движение согласно маршрутным листам.

6. Итоговая часть игры. Отряд делиться на новые группы по карточкам с изображением животных. Каждая группа обсуждает вопрос: «Была ли полезна игра, если да, то чем?» Мнения группы необходимо записать на листе бумаги. Каждая группа выступает с анализом.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Солнечный», Елена Лаврентьева, Светлана Митрофанова, август 2003 года.

Название: «Президент-шоу».

Форма: экономическая игра.

Возраст участников: 12-15 лет.

Педагогические задачи: приобретение подростками опыта в подготовке и участии в выборах, в формировании собственного мнения, умении сделать свой выбор; выборы органов самоуправления.

Предварительная подготовка: знакомство с избирательными правами граждан, с вопросами формирования избирательных округов, условиями выдвижения и регистрации кандидатов, нормами и правилами проведения предвыборной агитации.

Краткое описание. Игра дает ребятам представление о некоторых технологиях формирования общественного мнения и профессионального имиджа. В пародийных, порой гротескных формах ребята выражают свое отношение к подобным технологиям. Поэтому игра и называется ШОУ, но «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым».

1. Формирование команд - предвыборных штабов кандидатов в президенты, в каждый из которых входят кандидат, пресс-секретарь, имиджмейкер, переводчик, служба охраны, телевизионная группа, группа поддержки.

2. За несколько часов до игры группы получают задания, готовятся к ней, выбирают по одному человеку в состав Избиркома (жюри).

3. Шоу-представление.

Выступление телевизионных групп, которые должны представить видеоролик о своем кандидате. Продолжительность его - 3-5 минут. Не обязательно, чтобы он был снят на пленку, можно представить его в виде инсценировки. Главное - использовать разнообразные художественные и режиссерские приемы при демонстрации достоинств своего кандидата.

Выступление пресс-секретарей. Перед началом демонстрации видео-роликов им вручаются конверты, в которых содержатся отрывки из предвыборных речей кандидатов. Они должны прокомментировать эти отрывки: «говоря это, наш кандидат имел в виду …, хотел сказать …».

Выступление имиджмейкеров. Перед началом своего выступления пресс-секретари выходят на сцену и вытаскивают три карточки. На одной из них - место встречи кандидата с избирателями, на другой - состав избирателей, на третьей - время встречи и погода. Вытащив эти три карточки, имиджмейкеры должны подготовить своего кандидата к выходу «в люди».

Выступление групп поддержки. Демонстрация одного или нескольких концертных номеров на тему «Голосуй, а то …».

Выступление службы охраны президента. Группа должна показать знания и умения защиты своего кандидата в случае внезапного нападения, определить, где должно сидеть охраняемое лицо при поездке в транспорте, что делать, если на пути окажется подозрительный предмет, как защитить кандидата, если раздастся выстрел слева или вспышка справа, как провести охраняемое лицо сквозь толпу и т.п.

Выступление кандидатов. Каждый из них обращается с краткой речью к «дорогим избирателям», а затем участвует в небольших дебатах (например, каждый имеет право задать кандидату всего три вопроса, отвечать на который нужно в течение одной минуты).

Выступление переводчиков. В перерыве между речами кандидатов и дебатами переводчики излагают резюме речей своих кандидатов на одном из европейских языков.

4. Голосование. Поскольку это шоу, то жюри выбирает лучшего в каждой номинации, а все «избиратели» голосуют открыто за наиболее понравившегося им кандидата.

5. Обсуждение итогов игры.. Какими способами команды старались убедить других игроков голосовать именно за своего кандидата, какие приемы они для этого использовали? Не нарушают ли использованные методы пропаганды какие-либо права граждан?

Где, кем, когда создано: методический отдел, Юрий Беляков, 2002 год.

Название: «Здравствуй, барабанщик!»

Форма: игра по станциям.

Возраст участников: 10-12 лет.

Педагогические задачи: открытие школы юного барабанщика, посвящение в отряд юных барабанщиков.

Необходимое оборудование и оформление: флаги, стяги, паруса, декорации, книги В. Крапивина, штурвал, кораблик, рында.

Краткое описание:

1. Вступительная часть. Театрализованное представление по мотивам книги В. Крапивина «Голубятня на Желтой поляне». В ходе представления барабанщики исполняют марш-атаку. В финале представления появляются ребята-«ветерки».

2. Работа станций. Отряд разбивается на группы. Каждая группа со своим «ветерком» начинает странствие по Безлюдному пространству:

* «Барабанщики». Ведущий объясняет правила обращения с барабаном и традиции отряда барабанщиков, учит исполнению марша-атаки.

* «Семафор» – прочитать переданных флажками слова из 3-4 букв,.

* «Такелаж» – научиться вязать 6-10 морских узлов.

* «Традиции морского флота».

Сигналом для перехода от станции к станции служат звуки рынды.

3. Итоговая часть. После прохождения всех станций группы собираются у костра. Обсуждают вопросы: «Готовы ли вы стать барабанщиками?», «Кого называют барабанщиком?» и т.п. Ритуал посвящения в барабанщики.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Стремительный», Наталья Григорьева, август 2003 года.

 

 
 


Нравственные дела

Название: «Жар-птица возвращается».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: формирование у ребят отношение к журналистике как способу самовыражения, саморазвития, познания мира; выявление способностей детей к журналистике.

Краткое описание:

1. Вступительная часть. Участники дела становятся спасателями Жар-птицы – источника хороших вестей в Звездной стране, которая потеряла силу из-за того, что люди стали использовать Слово во вред. Необходимо доказать делом, что ребята - люди, владеющие словом, - смогут вернуть Жар-птицу.

2. Участники разбиваются на три группы спасателей (по цветам перьев). Перья такого же цвета (с написанным на них качеством, которое проявили ребята) появляются на символичной Жар-птице по мере выполнения индивидуальных и групповых заданий.

3. Представитель от каждой команды за 5 минут готовит мини-доклад на тему: «Журналист – это звучит…»

4. Игра «Краткий конспект». Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, иллюстрируя его на полях рисунками, символами, схемами. Слов и предложений в конспектах не должно быть. Затем игроки из другой команды передают смысл информации, пользуясь конспектами. Команда предлагает свой вариант. Оценивается оригинальность и четкость передачи информации.

5. Одному человек от каждой команды должен нарисовать пальцами художественный шедевр на тему «Истина где-то рядом», прокомментировать работу.

6. Команда спасателей должна ответить на 10 вопросов, связанных с журналистикой.

7. Один человеку от команды должен взять интервью, например, у XXI Кумира века, президента страны и т.п. на тему: «Три вопроса, которые потрясли мир».

8. «Вариации на тему». Участникам предлагается выбрать из текста ключевые слова и записать их в столбик. Затем команда должна придумать свою версию забавной истории, используя эти слова. Оценивается использование всех слов и непохожесть на первоначальный вариант.

9. Вызывается самый любознательный. Необходимо провести экспресс-опрос и найти самую горячую «звездную» новость.

10. «Всадник без головы». Каждой команде дается текст без заголовка. После быстрого и внимательного прочтения нужно придумать заголовки: одно емкое слово, строчка из песни, строчка из стихотворения, призыв, восклицание, вопрос, крылатое выражение, пословица, междометье.

11. Вызываются по 2 человека от команды, один из которых читает текст, другой его комментирует.

12. Что такое «репортаж»? Репортаж дает объемное представление о событии. Желающие (4 человека) распределив доставшиеся роли героев сказки, инсценируют кульминационный момент сказки.. Ведущий прерывает: «И тут на место событий послан проныра – журналист». Задание: прокомментировать действие с точки зрения своего героя.

13. Итоговая часть. Жюри оценивает выполнение заданий, вручает перья, на которых написаны качества, проявленные при выполнении заданий, дарит высказывания мудрых людей. Ведущий говорит о том, что Жар-птица возвращается.

Где, кем и когда создано: детский лагерь «Звездный», Лариса Медведева, 2001год.

 

Название: «Фамильный герб».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогическая задача: знакомство с духовными и нравственными ценностями, которые приняты в семьях ребят; формирование отношения доверия, снятие напряженности в отряде.

Необходимое оборудование: контуры фамильного герба (по количеству детей), фломастеры, карандаши, краски.

Краткое описание:

1. Ведущий раздает ребятам вырезанные из бумаги контуры фамильного герба, разделенного на 5 частей, которые затем надо будет наполнить внутренним содержанием. Во вступительном слове он говорит об истории происхождения гербов, их форме (например, у русских дружинников - щит, у татарских всадников - круг), о гербах знаменитых родов России, о российском гербе.

А есть ли герб у вашей семьи? О чем бы вы хотели поведать окружающим, чтобы, взглянув на ваш герб, любой человек проникся к вам доверием, мог бы обратиться за помощью или, наоборот, бежал бы прочь, опасаясь вашего гнева, вашей нетерпимости к предательству и лжи?

Давайте попробуем отразить это на своем гербе. Все части герба (за исключением девиза) должны быть выражены рисунками или символами. Главное при этом не столько качество изображения, сколько выражение себя, своего состояния, своей жизненной позиции.

В первой части герба давайте отразим событие, которое вы считаете самым значимым в истории вашей семьи. Это может быть и история обретения вашей семьей фамилии, если вы знаете историю вашей фамилии.

Во второй - ваше личное достижение или духовный поступок, который вы как продолжатель своего рода, оцениваете как самое знаменательное, самое достойное, что роднит вас со своими предками.

В третьей - вещь или предмет, при помощи которых вас может сделать счастливым другой человек, другие люди.

В четвертой - событие или чьи-либо поступки, которые вам запомнились как самое неприятное в жизни.

В пятой, верхней, части - своеобразный девиз, три главных ценности, ради которых вы готовы пожертвовать всем, даже жизнью

2. Самостоятельная работа ребят.

3. После того как гербы выполнены, их можно развесить на стену, превратить комнату в так называемый "гербовый зал". Сначала ребята смотрят, находят сходство и различие в других гербах, а затем каждый объясняет, что он хотел выразить своими рисунками, представляет себя.

Второй вариант: гербы перемешиваются и вновь раздаются ребятам, и тогда ребенок, получивший чужой герб, пытается его расшифровать, сказать, что он узнал о человеке, "прочитав" его послание на гербе. Автор герба затем дополняет говорящего, дает собственную трактовку нарисованных символов.

4. Когда все ребята выступили, вожатый продолжает беседу: "Скажите, какие гербы вам кажутся наиболее понятными? Чьи символы оказались близкими по выражению? Какой герб был труден для понимания и почему? Рисунки какого герба вам бы хотелось изменить и почему?"

5. В заключение вожатый говорит о том, какие все разные и в то же время, как много у всех общего. И если будем жить отрядом, единой семьей, то мы должны решить, что станет главным для нас, какие события и поступки мы должны совершить, чтобы поместить их на отрядном гербе.

Где, кем, когда создано: методический отдел, Юрий Беляков, 2000 год.

Название: «Окно в мой мир».

Форма: дискуссия.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогическая задача: выявить ценностные ориентации детей.

Краткое описание:

1. Вводная часть. Чтобы быть успешным в современном мире, каждому человеку важно понимать, чем он отличается от других, в чем его особенности, увидеть свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Но мы очень редко обращаемся к такому разговору с собой, заглядываем к себе в душу, а тем более открываем ее другим людям. Это первый шаг к познанию мира в себе и вокруг. Основной вопрос для обсуждения: «Что ценно для каждого в жизни, что дает силы, а что отнимает?».

2. Подготовительная часть. Каждый ребенок получает макет окна, состоящего из 5 частей. Каждая часть соответствует направлению разговора на огоньке:

* Мир для меня

* Что я ценю в себе

* Моя мечта

* Три главных ценности в моей жизни

* Девиз моей жизни (кредо)

Дается время, чтобы подумать и изобразить знаками, рисунками, символами ответы.

3. Практическая часть.

1 вариант. Каждый ребенок складывает свое окно и представляет себя через рассказ об ОКНЕ.

2 вариант. Работы ребят перемешиваются, каждый получает для изучения чью-либо работу, и представляет остальным его ОКНО, исходя из собственных толкований символов. Автор может поправить или дополнить выступающего.

4. Дискуссионная часть. Работа только с ответами на вопрос «Мир для меня…». Ребята делятся на три группы, каждая из которых имеет свое направление обсуждения:

* Что есть мир во мне? Что нужно, чтобы был мир внутри, во мне?

* Что нужно, чтобы был мир в ближайшем окружении (имеется в виду семья, близкие, друзья…).

* Что нужно, чтобы был мир в глобальном смысле? Чтобы сотворить свой, новый мир?

Группы высказываются. Ответы фиксируются. Обсуждение.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Звездный», Лариса Медведева, октябрь 2003 года.

 

 
 

 


Познавательные дела

Название: «Машина времени».

Форма: познавательная ролевая игра.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи: познакомить ребят с правами и обязанностями ребенка и вожатого в лагере; научить видеть последствия своих действий, научить ответственности за свои поступки.

Необходимое оборудование и оформление: 5 экземпляров Устава лагеря, карточки с описанием проблемных ситуаций, 5 ручек, 5 листов.

Краткое описание:

1. Вступительное слово вожатого. Обсуждение вопроса: чем отличаются права человека от его обязанностей?

2. Работа по 4 группам. Знакомство с Уставом ВДЦ «Орленок», зафиксированными в нем правами и обязанностями ребенка и вожатого:

группа № 1 изучает права ребенка;

группа № 2 изучает права вожатого;

группа № 3 изучает обязанности ребенка;

группа № 4 изучает обязанности вожатого.

3. Введение в игру. Каждый из нас порой хотел бы повернуть время назад и исправить некоторые свои жизненные ошибки, или заглянуть в будущее и узнать, правильно ли я поступил. Сегодня у вас есть такая возможность. С помощью «машины времени» мы попадем в любой временный промежуток и сможем проанализировать увиденное.

4. Игровая разбивка на 5 групп. Объяснение правил игры:

* Каждая группа – это «Кнопки машины времени»:

нажимая на «кнопку № 1», мы узнаем, что будет сейчас;

«кнопку № 2» – что будет через час;

«кнопку № 3» – что будет через неделю;

«кнопку № 4» – что будет через годы;

«кнопку № 5» - что будет в конце жизни.

* Каждая кнопка имеет 2 функции:

1 функция (половина группы) - разбирает ситуации с точки зрения прав ребенка и вожатого;

2 функция (другая половина группа) – с точки зрения обязанностей ребенка и вожатого.

* Участник группы №1 вытягивают карточку с описанием проблемной ситуации, зачитывает ее.

* Все группы обсуждают ситуацию.

* Участник группы №1 выбирает кнопку, на которую он хотел бы нажать, чтобы представители этой группы познакомили всех участников игры с решением проблемной ситуации в соответствии со своим временным периодом.

* Ответивший участник выбирает следующую кнопку и т.д., чтобы высказались представители всех групп.

* Представитель группы №1 комментирует решения других «кнопок» и дает свой вариант решения.

* Все группы отвечают на вопрос ведущего игры: «Почему ты принял такое решение? Что тобой двигало: принцип, правило…?»

* Обсуждение следующей ситуации. Все действия повторяются.

5. Подведение итогов игры: насколько ребята усвоили права и обязанности детей, зафиксированные в Уставе Центра.

Варианты ситуаций:

* Я очень хотел(а) поесть чипсы, поэтому убежал в магазин через дорогу, так как заранее знал, что вожатый мне не разрешит.

* Вожатая обнаружила у меня складной нож и забрала его.

* Ко мне на выходные приехали родители и привезли целый пакет сладостей, но врачи и вожатые запретили их есть.

* Сегодня ночью, пока не было вожатых, мы так веселились! Дрались подушками, измазали все шторы и двери пастой. Еще и девчонок соседнего домика напугали.

* Я очень хотела купаться, и вожатый разрешил мне сделать это в тихий час.

Где, кем, когда создано: детский лагерь «Солнечный», Анастасия Лагерек, Елена Крамаренко, август 2003 года.

Название: «Что в имени тебе моем».

Форма: коллективно-творческое дело.

Возраст участников: 11-15 лет.

Педагогические задачи: помочь ребятам лучше узнать друг друга, задуматься над своими личностными качествами, чертами характера.

Краткое описание:

1. «Общее». Вожатый предлагает ребятам разбиться на 4 группы по тем временам года, в которые они родились: весной, летом, осенью, зимой. Затем каждая группа, посоветовшись между собой, должна составить общую характеристику лиц обоего пола, родившихся в данный сезон природы.

Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди, родившиеся в это время, годовому циклу, чем они отличаются от других людей, какими способностями и талантами обладают? Ребята должны продемонстрировать умозаключения на собственном примере. Затем вожатый зачитывает характеристики натур, данные известным психологом и писателем Борисом Хигиром, ребята соотносят эти описания со своими чертами характера, удивляются, соглашаются, спорят.

2. «От общего к индивидуальному». Разговор пойдет о собственных именах ребят отряда.

Имя человека - одно из важнейших составляющих его индивидуальности. В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.

Вожатый спрашивает ребят, знают ли они историю своего имени, в честь кого они были названы, кого из знаменитых тезок они могут назвать.

Разговор идет по кругу. Чтобы он получился и все в разговоре приняли участие, можно составить и написать схему выступления, пользуясь методом неоконченных предложений.

Мое имя означает …

Больше всего мне нравится в себе …

Я чувствую себя счастливым, когда …

Я чувствую печаль, когда …

Я бы хотел быть похожим на …

Моя мечта …

Я хочу стать …

Я хотел бы узнать о …

Когда-нибудь, я надеюсь …

Если ребята затрудняются в объяснении происхождении своего имени, вожатый может им помочь с помощью книг.

3. Заканчивая этот разговор, вожатый еще раз обращает внимание на общие и индивидуальные признаки каждого, на серьезность тех характеристик, которые заложены в имени каждого человека, а также на то, что право на имя и гражданство ребенка зафиксировано в статье 7 «Конвенции о правах Ребенка», которая была принята 20 января 1979 года Генеральной Ассамблеей ООН. Звучит она так: «С момента рождения ребенок получает право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу».

Где, кем, когда создано: методический отдел, Юрий Беляков, 2000 год.

 

Название: «Джуманджи».

Форма: интеллектуально-творческая игра.

Возраст участников: 14-15 лет.

Педагогические задачи: помочь ребенку выбрать направление творческой работы; диагностика творческих способностей ребенка; пополнение банка идей отрядных дел.

Необходимое оборудование и оформление: ватман, краски, кисточки, фломастеры, стяги, карта «Джуманджи», игральная кость с цифрами от 1 до 3.

Предварительная подготовка:

1. Создается детская творческая группа. Участники группы являются организаторами и ведущими станций. Ведущие станций придумывают по 5 творческих заданий, оформляют свою станцию.

2. Отряд делиться на три команды, в каждой выбирается капитан.

Правила игры:

1. Капитаны жребием определяют очередность выхода на маршрут

2. Карта разделена на 6 секторов. Капитан с помощью игральной кости определяет, на сколько секторов может переместиться его команда.

3. Каждый сектор карты имеет свой цвет – обозначение станции, на которую предстоит отправиться команде.

4. После выполнения задания на одной станции команда должна вернуться к карте, чтобы капитан определил следующий сектор - станцию.

5. Хозяин Игры мешает командам выполнять задания на станциях.

6. Выигрывает команда, которая первой доберется до финиша.

Краткое описание:

1. Вступительное слово Хозяина Игры. Объяснение правил.

2. Посещение станций: Интеллектуальная, Художественная, Спортивная, Сценическая, Центральная.

3. Подведение итогов игры.

Где, кем и когда создано: детский лагерь «Солнечный», Алексей Яшкин, июнь 2003 года.

 

Название: «Твои права».

Форма: занятие.

Возраст участников: 13-15 лет.

Педагогические задачи: формирование у подростков знаний и умений по защите и отстаиванию своих прав и прав других людей; знакомство с «Конвенцией о правах Ребенка».

Краткое описание:

1. Знакомство. Подросткам предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель участия в занятии.

2. Знакомство с правилами занятия:

* Каждый участник имеет право быть активным.

* Каждый участник имеет право говорить НЕТ, но при этом должен предложить свой вариант.

* Каждый участник имеет право на откровенность.

* Каждый участник имеет право быть услышанным.

* Каждый участник имеет право высказывать свое мнение.

* Каждый участник имеет право говорить от своего имени.

3. Рассказ об истории создания, содержании, основных положениях «Конвенции о правах Ребенка».

4. Упражнение «Хорошо – плохо ». Ведущий предлагает объект или явление. Необходимо, чтобы один участник нашел в нем как можно больше положительных признаков, а второй - как можно больше отрицательных. Например: Свобода – это хорошо, можно делать что хочешь, ни от кого не зависеть, по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: