ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ




ГЛАВА 4

4.1. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Индивидуализированные рекомендации всегда основывают­ся на той или иной типологии вариантов психического разви­тия. Далее предлагается типология, включающая не только психологические особенности ребенка, но и систему его отно­шений с окружающими. Такая типологии наиболее удобна для выработки действенных рекомендаций.

Как показано в работах Л. С. Выготского и его последова­телей (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца), в каждом возрастном периоде существует специфичная для него социальная ситуация развития, то есть система взаимоот­ношений ребенка с обществом (в частности, с собственными ро­дителями, воспитательницей детского сада, школьными учителями и т. п.). Она реализуется в ведущей деятельности данного периода (в раннем возрасте — предметной, в дошколь­ном — игровой, в младшем школьном — учебной, в подростко­вом — в деятельности межличностного общения).

Социальная ситуация развития, соответствующая тому или иному возрасту, вырабатывается в ходе исторического разви­тия общества. Так же как культура в целом, она не выбирается ребенком, а принимается им. Однако в каждом отдельном слу­чае она имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окру­жающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений, т. е. конкретное воплощение социальной ситуации развития мы называем межлич­ностной ситуацией развития. Она-то и определяет возник­новение и последующие изменения индивидуальных психоло­гических особенностей.

«Вклад» самого ребенка в межличностную ситуацию свое­го развития определяется особенностями его поведения и дея­тельности. Таким образом, теперь нам придется рассматривать не общевозрастную ведущую деятельность, а конкретные осо­бенности деятельности данного ребенка.

Объектом нашего особого внимания станет также тот вклад в межличностную ситуацию, который вносят окружающие: родители, учителя, сверстники, психологи, братья, сестры и т. д. От их действий в огромной мере зависит весь ход психическо­го развития ребенка.

При описании «психологических диагнозов» мы будем пользоваться термином «синдром». Этот термин заимствован из медицины. Он используется для обозначения комплекса свя­занных между собой симптомов, образующих то или иное за­болевание. Мы будем говорить о психологических синдромах. В медицине этот подход давно уже доказал свою высокую прак­тическую эффективность. А. Р. Лурия успешно использовал его в исследованиях, посвященных нейропсихологическому анали­зу мозговых функций. В психологии синдромный подход был намечен Л. С. Выготским уже 60 лет назад, однако он до сих пор оставался довольно слабо разработан.

Выготский предложил использовать в качестве единицы пси­хологического анализа не набор отдельных симптомов, а «пси­хологический синдром», представляющий собой совокупность закономерно связанных между собой симптомов, имеющих свою логику развития. Он описал, в частности, ряд синдромов, характерных для аномального развития, в ходе которого пер­вичный дефект приводит к появлению различных вторичных дефектов. Например, умственно отсталый ребенок часто ока­зывается не в состоянии успешно строить взаимоотношения со сверстниками, что приводит к сниженному уровню социализированности. В этом случае недостаточная социализированность представляет собой вторичный дефект (в отличие от аутизма, при котором сниженная социализированность – это проявление первичного дефекта). Целостный синдром образу­ется совокупностью первичного и вторичных дефектов. Раз­витие подобного синдрома (т. е. возникновение вторичных дефектов) может быть предотвращено благодаря целенаправ­ленной профилактико-коррекционной работе (в приведенном примере – благодаря организации общения умственно отста­лого ребенка со сверстниками).

В настоящей книге синдромный подход применяется для ана­лиза различных вариантов развития нормального ребенка и для описания ряда пограничных состояний (невроз, психопатоподобное поведение и т. п.). Психологический синдром представ­ляет собой комплекс взаимосвязанных проявлений (симптомов). Он характеризуется определенными условиями своего проис­хождения, высокой устойчивостью и специфическим направле­нием развития, в ходе которого одни симптомы закономерно сменяются другими. Общая схема, отражающая развитие пси­хологического синдрома, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема развития психологического синдрома

Источники синдрома — это те факторы, которые суще­ственны для его возникновения. Они могут иметь самую раз­нообразную природу — генетическую, социальную, медицин­скую. Это могут быть личностные особенности ребенка (например, его повышенная потребность во внимании к себе со стороны окружающих или низкий уровень его чувствитель­ности к социальным нормам); ожидания и установки родите­лей (например, их отрицательное отношение к существующе­му общественному устройству, собственная педагогическая концепция или уверенность в одаренности своего ребенка); ус­ловия жизни (например, невозможность найти группу свер­стников с близкими себе интересами) и т. п. В процессе раз­вития синдрома его источники не претерпевают каких-либо закономерных изменений.

Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Рассмотрим их подробнее. Как видно на схеме, специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков.

Психологический профиль ребенка – это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящих­ся к познавательным (когнитивным) процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особеннос­ти психологического профиля. Как правило, наиболее важную роль играют те или иные акцентуации – характера как, напри­мер, тревожно-мнительный характер, истероидная или шизо­идная акцентуации.

Особенности деятельности ребенка зависят от его психоло­гического профиля (на схеме эта зависимость указана стрелкой). Эти особенности могут относиться к интенсивности и эффек­тивности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т. п. Особенно большое значение имеет основная направленность деятельности — направлена ли она, в первую очередь, на общение, на практические достижения, на познание или на какие-либо еще стороны действительности. Важно помнить, что одна и та же психологическая особенность может порождать различные поведенческие проявления в зави­симости от степени ее выраженности, от других психологичес­ких особенностей, от условий жизни, поведения окружающих и т. п. В свою очередь, одни и те же (или весьма сходные) поведен­ческие проявления могут вызываться разными психологически­ми особенностями.

Под реакцией социального окружения здесь понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности данного ребенка (зависимость меж­ду этими блоками указана стрелкой). Реакция социального ок­ружения может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивно­сти общения с ним и т. п. Очевидно, что связь этой реакции с са­мими проявлениями неоднозначна и зависит от взглядов, привычек, личностных особенностей и педагогических устано­вок взрослых, воспитывающих ребенка.

Между описанными блоками существует кольцевая взаимо­связь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднознач­но) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою оче­редь, эта реакция обусловливает те или иные изменения пси­хологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка (отмеченное на схеме стрелкой, как и ранее) обеспечивает обратную связь.

В кибернетике разработано понятие положительной и от­рицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь нормализует режим, в котором работает система. Положитель­ная обратная связь («порочный круг») выводит систему из рав­новесия и может привести к ее разрушению. Психологический синдром – это и есть такое нарушение равновесия. Он возникает в том случае, когда имеется положительная обратная связь, т. е. когда реакции социального окружения обостряют ту самую психологическую проблему (неблагоприятную спе­цифику психологического профиля), которая и породила эти реакции. При отсутствии положительной обратной связи ус­тойчивый психологический синдром не складывается. В этом случае может возникнуть лишь относительно кратковременное состояние, которое легко видоизменяется и преодолевается.

Предлагаемый способ анализа психологических синдромов позволяет не только успешно выявлять их, но и определять эффективные пути их коррекции и профилактики. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обрат­ной связи и замене ее на отрицательную, нормализующую систему отношений ребенка с его социальным окружением.

Синдромный подход не отвергает и не снимает классичес­кой типологии акцентуаций характера и общего склада лично­сти. Однако, в отличие от последней, он учитывает не только «внутренние» психологические особенности ребенка, но и их проявление в деятельности, а также систему социальных от­ношений, что делает этот подход более продуктивным при вы­работке рекомендаций.

Существует закономерная, хотя и неоднозначная взаимо­связь между акцентуациями характера и психологическими синдромами: при одной акцентуации более характерны одни синдромы, при другой — другие. Однако акцентуации харак­тера не обязательно порождают какой-либо целостный психо­логический синдром. Они могут встречаться и в относительно «чистом» виде.


 

4.2. ХРОНИЧЕСКАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ И ТОТАЛЬНЫЙ РЕГРЕСС



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: