Государственный механизм и право в период расцвета советской модели социализма (1928-1964 гг.)




В начале 20-х годов XX века в советском обществе был заложен прочный фундамент диктатуры, но не пролетариата, а партии большевиков, и не всей партии, а только ее руководящих органов.

Собственно сама партийная власть стремительно срасталась с государственной властью. С этой точки зрения И.В.Сталин был совершенно прав, когда говорил о недопустимости дискуссий в партии. Дискуссии могли идти в общественной, но не в государственной организации.

Объединяясь то с одним, то с другим блоком в партии большевиков, И.В.Сталин уничтожил (в 20-е годы ХХ века пока морально) различные идеологические взгляды и их носителей по вопросам построения социализма в одной стране. В руководящей партии окончательно установился тоталитарный режим. В 30-е годы ХХ века в ней начинается период не политического, а физического уничтожения всех оппонентов. С середины 30-х годов ХХ века резко возрос объем репрессивных мер, был принят ряд законов о физическом истреблении членов оппозиции. Устанавливалась уголовная ответственность для семей репрессированных.

Построение советской модели социализма требовало изменений в народном хозяйстве и в государственных структурах. Огромное поле деятельности представлял собой аграрный сектор. По его обобществлению, «становлению на социалистические рельсы хозяйствования» было разработано несколько проектов (ВСНХ, Госпланом), но все они не устраивали ЦК партии большевиков темпами преобразований.

В недрах партийного аппарата были разработаны ускоренные темпы коллективизации, определяемые сроком 2-3 года. С 1929 г. начались массовые репрессии против лиц, которые не желали вступать в колхозы. А в декабре 1930 г. была разработана специальная программа для борьбы с кулачеством. В соответствии с этой программой кулаки подразделялись на три категории:

1. «Кулаки, занимавшиеся контрреволюционной деятельностью».

2. «Кулаки, не замеченные в антисоветской агитации».

3. «Кулаки, лояльно относящиеся к советской власти».

Представители первых двух категорий подвергались аресту и ссылке на Алтай, в Сибирь, Казахстан. Их имущество конфисковывалось, и на первых порах оно составляло 50-80% имущества колхозов. Кулаки третьей категории переселялись в пределах области на необработанные земли.

На местах руководили раскулачиванием специальные комиссии в составе секретаря партийного комитета, руководителя местного отдела ОГПУ и председателя исполкома советов. Списки раскулаченных составлялись при содействии деревенских активистов и комитетов бедноты. В качестве награды им передавалось 20-25% имущества раскулаченных хозяйств.

Политика раскулачивания (принудительное безвозмездное изъятие собственности кулаков) наглядно показала отношение советского государства к ранее принятым собственным законам. Государство показало, что оно может не только отменить в любой момент свои законы, но и наказывать за действия, которые еще вчера были правомерными. Политика раскулачивания – это не конфискация (по УК РСФСР – это мера уголовного наказания) и не экспроприация (изменение способа производства и лишение собственника получения нетрудовых источников), а государственный произвол и узаконенный грабеж. Подобные методы преобразования сельского хозяйства не могли не сказаться отрицательно на результатах его продуктивности. Коллективизация нанесла такой урон сельскому хозяйству, что оно смогло от него оправиться только к концу 50-х годов ХХ века. За годы Великой Отечественной войны мы понесли меньший урон (в животноводстве, например), чем за несколько лет сталинского преобразования сельского хозяйства.

Потери могли быть еще более значительными, если бы государство не приняло ряд законов, ограничивающих возможности свободного распоряжения собственным имуществом крестьянину-единоличнику. Так, в январе 1930 г. были приняты постановления ЦИК и СНК, запрещавшие им продавать или убивать на мясо крупный рогатый и рабочий скот. За нарушение – штраф в 10-кратном размере стоимости животного или полная конфискация скота и уголовная ответственность до 2-х лет.

И все же сплошная коллективизация позволила:

1) наладить бесперебойные поставки продовольствия и сырья в города по номинальным ценам;

2) колхозы и совхозы проще было поставить под административный контроль, чем миллионы крестьянских хозяйств;

3) сельское хозяйство обеспечивалось, по сути, бесплатной рабочей силой;

4) через коллективизацию осуществился, хотя и с большими издержками, мощный индустриальный скачок.

С созданием колхозной системы формируется и новое право – колхозное. Основу права составили документы, определившие непосредственно процесс коллективизации и которые фактически узаконили произвол местных властей в части установления и раскулачивания крестьянских хозяйств, а также нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации и деятельности колхозов («Примерные уставы сельскохозяйственной артели»).

Принципиальные изменения происходили не только в производственной сфере аграрного сектора, но и в управленческой. Упразднялась старая общинная структура. Вместо губернии (уезда, волости) создавалась новая система: область – округ – район. В 1930 г. было ликвидировано промежуточное звено – округ. Запрещались сходы как органы местного самоуправления. В 30-е годы ХХ века постоянно происходило разукрупнение краев и областей.

Созданная схема управления имела свои положительные моменты, но ее основная цель – подчинить «все и вся» конкретному чиновнику, назначаемому и подконтрольному партийному аппарату большевиков.

Производственное руководство сельским хозяйством осуществляли специальные органы – Зернотрест, Сельхозснабжение, Колхозцентр. С началом сплошной коллективизации был создан объединенный Наркомат земледелия СССР, который взял на себя функции планирования, регулирования и кредитования сельского хозяйства.

Машинно-тракторные станции (МТС) стали центрами, которые осуществляли контроль за сельскохозяйственным производством. Через МТС государство контролировало размеры посевных площадей и урожаев. А заготовки становились составной частью обязательного налога, который не подлежал пересмотру местными властями. Его невыполнение грозило имущественными и уголовными санкциями.

Для организации деятельности колхозов вырабатывались «Примерные уставы сельхозартели» (1930, 1935 гг.). В соответствии с ними все полевые наделы колхозников обобществлялись, и создавался единый земельный массив колхоза. Обобществлялся также и рабочий, продуктивный скот, сельхозинвентарь, хозяйственные постройки, семенной фонд. В личном пользовании оставались только приусадебные участки, птица, молочный и мелкий скот (все в определенных количествах) и мелкий инвентарь. Здесь же закреплялись новые формы учета труда колхозников – трудодень. Устанавливалась очередность выполнения колхозами своих обязательств: вначале перед государством и МТС, затем создание семенного фонда и фонда социальной поддержки, и в последнюю очередь оставшаяся часть урожая распределялась среди колхозников по трудодням.

По сходной схеме проходила индустриализация страны. Научно обоснованные планы развития промышленности, разработанные специалистами Госплана, ВСНХ, директивным методом пересматривались в сторону резкого увеличения темпов строительства. С 1928 г. начинается череда процессов над старой технической интеллигенцией. Чаще смотрели не на то, как специалист работает, а кто работает, какого он социального происхождения. Подобного рода чистки прошли в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века в органах Госплана, ВСНХ, ЦСУ, Наркомзема и Наркомфина. По сфабрикованным документам прошли открытые процессы, получившие следующие названия: «Шахтинске дело», «Промпартия», «Крестьянская трудовая партия», «Специалисты из ВСНХ» и т.д.

Так происходил процесс формирования социально однородной структуры и в промышленности. Детям «буржуазных родителей» ограничивался доступ в получении высшего образования.

Идет процесс закрепощения рабочей силы. Страховое обеспечение дифференцировалось в зависимости от стажа работы на конкретном предприятии. В 1932 г. вводятся трудовые книжки, суровые меры наказания за опоздания и неявку на работу – увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади, а с 1940 г. – меры уголовного характера. Администрация получила право переводить рабочих с предприятия на предприятие в принудительном порядке (независимо от территориального его расположения).

Индустриализация требовала большого количества рабочей силы. В 1930 г. в стране была ликвидирована безработица и закрыта последняя биржа труда. Паспортная система и коллективизация резко снизили стихийную миграцию сельского населения в города. Поэтому растущий спрос рабочей силы решался двумя основными административными способами. В 1931 г. принимается Закон об отходничестве, который обязывал колхозы обеспечивать промышленность рабочей силой. Еще ранее, в 1929 г. были созданы ИТУ – исправительно-трудовые лагеря, в которых через 10 лет бесплатно трудились на ударных стройках страны около 3 миллионов человек.

Важным элементом управления централизованной экономикой становилось планирование. Если в начале 20-х годов ХХ века планирование распространялось на отдельные отрасли народного хозяйства, а в 1925 г. были составлены контрольные цифры для всего народного хозяйства, то в 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. Следует обратить внимание не только на рост плана вширь, но и на изменение собственно его методологии. Вместо плана прогноза появляется план директива. «Косвенное регулирование» вытесняется элементом непосредственного управления. Резко возрастало количество планово-административных показателей и мер воздействия на экономику страны.

Сокращается, а затем прекращается кредитование «любого частника». Госбанк превращается в единственного распределителя краткосрочных кредитов, которые выделялись целевым способом. Госорганам, кооперативам, смешанным акционерным обществам запрещалось отпускать товары и оказывать друг другу услуги.

Все организационные формы хозяйствования – тресты, синдикаты, картели – обязаны были ориентироваться на плановые показатели. Основным звеном планирования и управления становилось предприятие.

Окончательно сформулировал новые принципы управления
ХVI съезд ВКП(б) (1934 г.). Была ликвидирована функциональная система управления экономикой, а вместо нее установился производственно-территориальный принцип управления.

Вместе с тем подобное изменение в управлении имело положительное значение. Ранее управление осуществлялось не отдельным предприятием, а какой-либо его функцией – планированием, снабжением, сбытом и т.д. В результате ни один орган управления не имел цельного представления о деятельности предприятия. Следствие – волокита, противоречивость указаний от органов управления, диспропорции и т.д.

При производственно-территориальном принципе управления между наркоматом и предприятием в целом устанавливалась прямая связь. Тресты как органы управления в основном изжили себя и в большинстве отраслей были ликвидированы.

Таким образом, в целом структура государственных органов власти и управления, сложившаяся в 20-е годы ХХ века, не претерпевала значительных изменений. Однако принципиальные изменения в аграрном секторе (коллективизация), в промышленности (индустриализация и планирование) требовали поиска оптимальных методов управления народным хозяйством. Проблема многократно усложнялась еще и тем, что отсутствовал мировой опыт централизованного управления. Путем проб и ошибок в стране постепенно формировался новый принцип управления – демократический централизм, хотя упор в большей степени делался на централизм.

Управление страной в годы первой пятилетки выявил ряд негативных факторов, систематически обсуждаемых на партийных форумах. Недостатки в работе государственного аппарата были сгруппированы в 5 направлений:

1) громоздкость аппарата и недостаточная оперативность в работе; 2) несоответствие функциональной системы управления экономикой; 3) некомпетентность руководства; 4) отсутствие должной персональной ответственности; 5) недостаточно эффективный контроль за выполнением принимаемых законодательных актов.

Одновременно с выявлением недостатков в управлении намечались пути их устранения. Внедрялось перспективное пятилетнее планирование народным хозяйством. На смену функциональному принципу управления экономикой приходил производственно-территориальный. Разукрупнялись наркоматы, главки, тресты …. Внедрялся хозрасчет на всех государственных предприятиях. Для устранения недостатков, вызванных субъективными причинами, с 1929 г. начинают проводиться чистки государственного аппарата. Только в ходе первой чистки 1929-30 гг. из государственного аппарата было уволено около 12% служащих. Но этот метод оказался крайне неэффективным. Места старых специалистов (их чаще всего «вычищали») занимали рабочие, неспособные к оперативной работе. Квалифицированные рабочие (со стажем, знаниями, социальным опытом) не желали покидать свое рабочее место и заниматься непонятной «общей руководящей работой». В выдвиженцы попадали в основном (свыше 80%) маргинальные слои общества. В результате сбои в работе еще более возросли. В 1934 г. И.В. Сталин был вынужден приостановить разгул «рабочей демократии», реорганизовать Рабкрин, а с ним и методы по вовлечению народных масс в управление.

Изгнание старых специалистов из аппарата управления, систематическое их запугивание и террор заставляли их уже не руководствоваться научными знаниями и старыми подходами к экономике, а любыми способами обосновывать и составлять планы под волюнтаристские лозунги партии. Основным методом управления экономикой становился волюнтаризм. Научно обоснованные комплексные планы заменяются планом-директивой, выполняемой на основе нарушения объективных законов экономики и трудового энтузиазма.

Вся экономика огосударствляется, партия большевиков окончательно сливается с государством, государство идеологизируется. Каждого индивида общества вовлекают в иерархическую систему идеологических организаций: ВКП(б), ВЛКСМ, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и т.д.

В 30-е годы ХХ века завершается процесс ликвидации гражданских свобод в обществе. Происходят значительные деформации в судебно-правовой системе СССР. Так, в 1932 г. милиция была включена в состав ОГПУ. А в самом ОГПУ образовалась судебная коллегия, т.е. исполнительские функции коллегии дополнялись судебными (как и в годы гражданской войны, когда при ВЧК был создан особый трибунал).

Централизация системы органов безопасности завершилась в 1934 г. Было создано объединенное НКВД СССР, куда вошло и ОГПУ, хотя в 1940 г. объединенный НКВД был разделен на НКВД СССР и НГБ СССР (Наркомат государственной безопасности). Судебная коллегия ликвидировалась. Вместо нее создавалось Особое совещание – орган, который во внесудебном (административном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря.

Все должностные лица правоохранительной и судебной системы в обязательном порядке назначались на должности с ведома и согласия соответствующего партийного органа, они же включались в состав партийных бюро, где получали прямые указания «кого и как судить».

В 1940 г. комиссия Советского контроля была объединена с Главным военным контролем. Образуется Комиссариат народного контроля, который получил право привлекать к ответственности виновных не только по административной линии, но и уголовной. Он мог давать указания обязательные к исполнению и государственным управленческим структурам.

Необычайно жесткий политико-государственный режим, систематические чистки партийных рядов и руководящих кадров связаны не только с личностью И.В. Сталина, борьбой за власть, т.е. субъективными явлениями, но и объективными факторами, с выбранной моделью построения общества. Система могла эффективно действовать только при четком и неукоснительном выполнении плановых директив и команд из центра. В результате неисчислимых трудностей и жертв в 30-е года ХХ века была создана отлаженная система государственного механизма, все элементы которого работали слаженно и четко.

Какое же общество мы построили? С научной точки зрения мы построили «государственно-партийный социализм». Социализм потому, что в соответствии с марксистской доктриной в СССР произошло обобществление производства, была ликвидирована частная собственность на орудия и средства производства, сформировалась социально однородная структура. Но это был государственно-партийный социализм, где государством и обществом в целом управлял аппарат чиновников, а его единство цементировалось всеобъемлющим идеологическим оболваниванием населения и страхом перед репрессиями.

Таким образом, советское общество 30-х годов ХХ века являлось не деформацией, а реальным воплощением идей Маркса-Энгельса-Ленина о бестоварном социализме. Упразднение товарного производства, рыночных отношений, отрицание либерализма, парламентской демократии, политического плюрализма на практике не могло обернуться ничем иным, как лишением экономической и политической свободы всех членов общества.

Методы построения нового общества связаны не только с личностью И.В.Сталина, но и с многовековой традицией гипертрофиро-ванной роли государства, отсутствием исторических традиций гражданского общества, антилиберализмом массового общественного сознания и преобладанием в нем общинных, уравнительно-коллективистских начал. По существу на новом витке отечественного исторического развития были воспроизведены характерные черты «самодержавно-государственно-крепостнического» типа феодализма.

Сформированное к середине 30-х годов ХХ века новое общество требовало своего конституционного закрепления. (Была создана качественно новая экономика – планово-распределительная; сформированы новые методы управления – административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально однородная структура общества – рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция.)

Необходимо было осмыслить и новые теоретические явления. Например, марксистская доктрина утверждала, что диктатура пролетариата необходима только на переходный период от капитализма к социализму. С построением социализма она должна была начать отмирать, что зафиксировала еще Конституция РСФСР 1918 г. Но с построением социализма функции государства не только не отмирали, а возрастали.

С точки зрения международных нормативов из Конституции СССР 1924 г. следовало устранить наиболее одиозные положения (ограничение прав граждан по социальному признаку; включить в Конституцию стандартный набор прав и свобод граждан и т.д.).

Поэтому на февральском (1935 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) принимается решение о разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В.Сталин. Соответственно разделам будущей Конституции здесь было сформировано 12 подкомиссий. Уже сам перечень подкомиссий свидетельствовал, что готовилась принципиально новая Конституция. Многие положения, относящиеся ранее к компетенции союзных республик, стали прерогативой общесоюзного законодательства.

В ходе работы над проектом Конституции возникавшие дискуссионные вопросы разрешались в партийном порядке. 5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов новая Конституция была принята единогласно. Структурно она состояла из 13 глав, 146 статей. По провозглашенным свободам она являлась самой демократической Конституцией в мире. Ее характерные черты – простота, четкость, ясность, продуманность, логичность расположения глав и статей. Вне сомнения это было высшее достижение советской юриспруденции 30-х годов ХХ века.

Конституция 1936 г. закрепила победу социализма в СССР. Это означало, что экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на орудия и средства производства в двух ее формах – государственной и колхозно-кооперативной.

Союзная Конституция резко расширяла права общесоюзных органов за счет республиканских (в бюджетном праве, в количественном росте общесоюзных наркоматов, в народном хозяйстве в целом, законодательстве…). Формально Конституция СССР 1936 г. разграничила компетенции центра и республик. Однако не был создан механизм защиты прав союзных республик.

Верховный Совет формировался по-прежнему порядку. Сохранилась двухпалатная структура – Совет Союза и Совет Национальностей, которые избирались одновременно на срок 4 года. Закон считался принятым Верховным Советом, если за него проголосовало большинство депутатов каждой из палат. К исключительной компетенции Верховного Совета СССР относилось издание общесоюзных законов и формирование СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

После Верховного Совета СССР вторым высшим органом государственной власти был Президиум Верховного Совета СССР. Неофициально он признавался «коллегиальным президентом страны». К его ведению относились вопросы, входящие в компетенцию президентов: роспуск представительных органов государства, учреждение орденов и медалей и награждение ими, установление воинских званий…

В то же время Президиум Верховного Совета СССР, в отличие от Президиума ЦИК СССР, не имел права заниматься законодательной деятельностью, принимать законы СССР. Он мог только толковать законы и принимать указы.

Высшим исполнительным органом являлся СНК СССР.

Конституция 1936 г. внесла и целый ряд нововведений. Изменилось само название Советов (вместо Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов стали Советы депутатов трудящихся). Вместо съездов Советов стали постоянно действующие Советы, работавшие в сессионном порядке. Таким образом, власть переходила к Советам, а их исполкомы из органов власти превращались в исполнительно-распорядительные органы. Они избирались на Советах и были им подотчетны. Одновременно исполком подчинялся и вышестоящему исполкому, т.е. находился в двойном подчинении. Решение исполкомов мог опротестовать прокурор. Но постановления Советов не могли опротестовываться прокуратурой, не мог отменить и вышестоящий исполком. Их мог отменить только вышестоящий Совет. Этим подчеркивался приоритет представительных органов власти.

Конституция 1936 г. в определенной степени закрепила и разделение властей. Законодательная власть была сосредоточена в Верховном Совете, исполнительная – в СНК, высшая судебная власть – в Верховном Суде СССР.

Впервые Конституция 1936 г. четко заявила о равноправии граждан (независимо от пола, расы, вероисповедания, социальной принадлежности и т.д.).

Произошло значительное расширение перечня прав и свобод. В политические права включался стандартный набор мировых демократических свобод. Большое значение Конституция придавала социально-экономическим и социально-культурным правам личности (именно личности, а не гражданина). Если гарантии политических и личных прав были относительны, вызывают в современных условиях дискуссии, то социально-культурные и социально-экономические права были реальными и их реализация обеспечивалась государством по мере его возможностей (право на труд, на отдых, на получение образования, социальное обеспечение по старости и т.д.). Наряду с правами Конституция закрепляла и обязанности. Нередко обязанности переплетались с правами. Например, право на труд одновременно являлось и обязанностью. Важнейшей обязанностью гражданина являлась обязанность защищать Родину.

Многие права личности, зафиксированные в Конституции СССР 1936 г., позднее вошли во Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 г. Большинство стран мира увидели в правах граждан СССР пример справедливого решения вопроса о положении человека в современном обществе. Однако в советском обществе слова и дела слишком далеко разошлись.

Существенно изменилась (по сравнению с Конституцией 1924 г.) избирательная система. Закреплялось прямое, тайное, равное, всеобщее избирательное право. К голосованию допускались лица, достигшие на день голосования 18 лет, независимо от имущественного, полового и прочих различий.

Конституция СССР 1936 г. впервые четко определила критерии источников права. Если ранее законом считались и постановления Всесоюзных съездов Советов, и постановления ЦИК, и СНК, то отныне законом стал считаться нормативный акт, изданный высшим законодательным органом – Верховным Советом СССР. Все остальные акты, в т.ч. и указы Президиума Верховного Совета СССР, считались подзаконными актами.

Высшей юридической силой являлась Конституция. Внести в нее изменения могло квалифицированное большинство голосов (2/3) в каждой палате Верховного Совета СССР.

Указ превращался в закон, если он утверждался на очередной сессии Верховного Совета СССР.

В 30-е годы ХХ века появляется новый источник права – совместные партийно-правительственные постановления.

Конституция 1936 г. принципиально изменила теоретическое представление о праве, что государство диктатуры пролетариата есть власть, не связанная с законом, опирающаяся непосредственно на революционное насилие. Окончательно отходит в прошлое положение, что право есть буржуазная категория и что с построением социализма оно отомрет.

Советское право – это совокупность общих норм поведения, установленных социалистическим государством и выражающих волю трудящихся, направляемая коммунистической партией, охраняемая от нарушений принудительной силой государства. Из вышеназванного определения видно, что советское право – это особый тип права, что оно с построением социализма не отмирает, что право отождествлялось с законом, что сами законы рассматривались как орудие в руках правящей партии.

Не давая подробно характеристик основных отраслей права, можно, прежде всего, отметить наиболее характерные тенденции в их развитии.

1. В качестве источников права утвердились законы и подзаконные акты, а также решения партийных большевистских органов. (Хотя и по Уставу ВКП(б) и по Конституции она являлась общественно-политической организацией.)

2. При возрастании роли общесоюзных актов в такой же степени сокращалось законодательство субъектов федерации.

3. Идет процесс формирования новых отраслей права – колхозного, хозяйственного.

4. В нормотворчестве резко возрастала роль управленческого аппарата. Его инструкции, приказы… нередко играли более существенную роль, чем сам закон.

Необходимо отметить также и значительные деформации в праве 30-х годов ХХ века. Это выражалось в том, что принимались нормы, противоречащие Конституции СССР и союзных Конституций; в присвоении Политбюро ЦК ВКП(б) права принимать совместные постановления с законодательными органами; в принятии общесоюзных актов по вопросам, отнесенным к компетенции союзных республик; в установлении правовых предписаний, грубо нарушающих права и свободы советских граждан; в отсутствии гласности по целому ряду принимаемых документов.

Происходят изменения и в отдельных отраслях права. Так, в административном праве расширилось применение репрессий во внесудебном порядке. В уголовном, уголовно-процессуальном праве ужесточалось уголовное право, упрощался уголовный процесс. Например, упрощенный порядок судопроизводства применялся по делам о террористических актах, вредительстве, диверсиях.

Принимаемые законодательные акты в этой сфере чаще всего не регламентировали уголовную ответственность, а узаконивали государственный произвол.

Первым актом, узаконившим государственный произвол в сфере уголовной ответственности, стало Постановление Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г., по которому, лица, находящиеся за границей и отказавшиеся вернуться в СССР, объявлялись вне закона, т.е. они подлежали расстрелу, а их имущество – конфискации. Постановление придавало закону обратную силу, а устанавливаемые меры уголовного наказания не соответствовали степени общественной опасности.

7 августа 1932 г. принимается новое Постановление ЦИК и СНК СССР, которое определяло государственное и колхозное имущество священной и неприкосновенной. За хищение имущества предусматривалась единственная мера наказания – расстрел с конфискацией всего имущества. Только в исключительных случаях, при наличии смягчающих обстоятельств, виновное лицо подвергалось лишению свободы на срок от 10 лет и выше с конфискацией всего имущества.

После убийства С.М. Кирова постановление ЦИК СССР вносит существенные изменения в уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Вводился особый порядок производства по делам, относящимся к террористическим организациям и террористическим актам. Определялись краткость срока расследования, невозможность его обжалования. Ответственность по этим делам возлагалась не только на самого обвиняемого, но и его прямых и близких родственников. По этому закону физически истреблялись не только прямые, но и потенциальные противники режима.

С 1935 г. к уголовной ответственности стали привлекаться лица с 12 лет (за определенные виды преступлений). В 1937 г. повышается срок лишения свободы до 25 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1940 г. устанавливалась уголовная ответственность директоров предприятий, главных инженеров и начальников ОТК за выпуск некачественной и некомплектной продукции. В том же году была установлена уголовная ответственность за мелкую кражу на производстве на срок до 1 года. Вводились новые составы преступлений – за аборты, за самовольный уход с предприятия, за нарушение паспортного режима, за порчу государственного и колхозного имущества и т.д.

Принципиальные изменения происходили в гражданском праве. Конституция СССР 1936 г. четко определила критерии личной собственности граждан и одновременно отвергала частную собственность граждан. Гражданам запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью, организовывать промышленные и торговые предприятия. К личной собственности относились трудовые доходы и сбережения граждан, их дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы личного потребления, домашнего обихода и хозяйства. Закреплялась охрана государством личной собственности и ее право наследования.

В связи со стремлением государства лишить гражданина СССР добывать средства к существованию вне государственных структур, велась решительная борьба со стремлением колхозников увеличивать приусадебные участки. Все излишки обрезались. Все земли делились на общественные и приусадебные. Закон запрещал из общественных земель образовывать приусадебные участки, вплоть до привлечения к уголовной ответственности председателей колхозов, ограничивалось количество живности во дворе колхозника.

Усложнение международной обстановки во второй половине 30-х годов ХХ века потребовало изменений в трудовом праве. С помощью ужесточения трудового законодательства советское государство пыталось повысить эффективность общественного производства и интенсивность труда, укрепить дисциплину труда. Так, повсеместно устанавливался восьмичасовой рабочий день, сокращалось число праздничных дней. Работнику запрещалось увольнение по собственному желанию. Администрации предоставлялось право переводить ИТР на другие предприятия и даже в другие местности без их согласия. Отсутствие на работе в течение 20 минут без уважительных причин стало считаться прогулом, за что устанавливалась уголовная ответственность.

Для обеспечения производства рабочими кадрами была введена учебно-трудовая повинность для подростков, направляемых в училища. Набор в училища проходил по мобилизационному принципу, а уклонение от мобилизации (тем более побег из учебного заведения) могло повлечь за собой уголовную ответственность.

Так трудовое законодательство закрепощало граждан, лишало их свободы выбора профессии. Связано это было не только с требованиями предвоенных лет, но и с общей тенденцией в развитии права, где интересы государства ставились и ценились выше интересов личности.

Таким образом, в 30-е годы ХХ века возрождались многие методы времен военного коммунизма и гражданской войны. Практически все сложные социально-экономические задачи решались посредством административно-уголовных мер. Принимаемые законы в сфере права узаконивали государственный произвол, создавались органы (НКВД), имевшие такие же полномочия, как и ВЧК.

Миф об обострении классовой борьбы по мере построения социализма потребовался для того, чтобы «списать на врагов» недостатки, просчеты и ошибки, допущенные партией и государством в управлении народным хозяйством; сформировать огромную армию бесплатной рабочей силы в лице заключенных; отвлечь население от реальной оценки событий. Здесь И.В.Сталин использовал классический прием (возникают проблемы, растет социальная напряженность) – «ищи врага, как внутри страны, так и за ее пределами».

Великая Отечественная война потребовала создания внеконституционных структур государственной власти. Создаются новые органы управления и руководства страной. В июне 1941 г. создается ГКО – Государственный Комитет Обороны, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране. Решение, принятое ГКО, подлежало неукоснительному выполнению любым органом государственной власти.

Конституционные органы государственной власти: Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК СССР, наркоматы (продолжали действовать, помогая ГКО реализовывать его постановления и иные решения). После окончания войны (4 сентября 1945 г.) ГКО был упразднен. Власть перешла вновь к конституционно установленным органам государственной власти и управления СССР, хотя стиль руководства страной практически изменился.

Деятельность местных Советов сохранялась лишь в местностях, отдаленных от театра военных действий. В местностях, объявленных на военном положении, местные Советы продолжали функционировать, но направление их деятельности существенно изменилось. В основном они занимались работой для фронта. Прекратились перевыборы депутатов.

Были созданы новые Наркоматы: танковой промышленности, минометного вооружения. Перестраивалась структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи. Создается комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР.

В связи со стремительным продвижением немецко-фашистских войск вглубь страны при ГКО были созданы комитеты по эвакуации населения и материальных ресурсов вглубь страны. А в конце декабря 1941 г. при Правительстве создается единое Управление по делам эвакуации, а на местах – отделы эвакуации.

В целях агитационной и пропагандистской работы в начале 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР».

В быстром сосредоточении всей полноты власти в одних руках, концентрации всех ресурсов, включая людские, и заключалось одно из преимуществ тоталитарной системы. Война явилась апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы. Преодолев шок первых недель войны, СССР смог, пусть и с издержками, использовать такие преимущества, как сверхцентрализацию управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы.

Начинается интенсивное военное строительство. Уже в первые дни войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет). В подавляющем большинстве регионов страны она прошла организованно. В самой армии с 1943 г. вводились новые знаки различия и звания. Военнослужащие стали дели



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: