Библиографический список
1) О.Д. Марков. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. – М.: Транспорт, 1999. – 270 с.
2) Г.Ф. Фастовцев. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомбилей, принадлежащих гражданам./Фастовцев Г.Ф., Ляско В.И., Чепелевский В.И. – М.: Транспорт, 1978. – 232 с.
3) Г.М. Напольский. Техническая эксплуатация легковых автомобилей./ Г.М. Напольский, Е.И. Кривенко, В.И., Ю.Н. Фролов. – М.: Транспорт, 1978. – 216 с.
4) Г. М. Напольский Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и СТО. – М.: Транспорт, 1985. –232с.
5) Краткий автомобильный справочник – М.: Транспорт, 1983. – 220с.
Приложение А (справочное)
Таблица А.1 – Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега разовые в зависимости от типов автомобилей, для городских и дорожных СТОА
Тип подвижного состава | Нормативы трудоемкости, чел. ч. | |||||
Удельная ТО и ТР на 1000 км пробега | Разовая на 1 заезд | |||||
ТО и ТР | мойка и уборка | приемка и выдача | предпродажная подготовка | противокоррозионное покрытие автомобилей | ||
Городские СТОА | ||||||
Автомобили легковые: | ||||||
Особо малого класса | 2,0 | - | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 |
Малого класса | 2,3 | - | 0,2 | 0,2 | 3,5 | 3,0 |
Среднего класса | 2,7 | - | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 |
Дорожные СТОА | ||||||
Автомобили легковые всех классов | - | 2,0 | 0,2 | 0,2 | - | - |
Автомобили грузовые и автобусы | - | 2,8 | 0,25 | 0,3 | - | - |
Примечания 1. Трудоемкости уборочно-моечных работ и работ по антикоррозийному покрытию автомобилей в показатели удельной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега автомобилей (графа 2) не включаются. 2. Работы по противокоррозионной защите автомобилей рекомендуется предусматривать для СТОА с числом рабочих постов 15 и более, если указанные работы не оговорены заданием на проектирование. |
Таблица А.2 – Примерное распределение трудоемкости ТО и ТР автомобилей по видам работ
Виды работ | Процентное соотношение при количестве рабочих постов | ||||
до 5 вкл. | св. 5 до. 10 | св. 10 до 20 | св. 20 до 30 | св. 30 | |
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) | |||||
Техническое обслуживание в полном объеме | |||||
Смазочные работы | |||||
Регулировка углов управления колес | |||||
Ремонт и регулировка тормозов | |||||
Электротехнические работы | |||||
Работы по системе питания | |||||
Аккумуляторные работы | |||||
Шиномонтажные работы | |||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | |||||
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) | - |
Продолжение таблицы А2.
Виды работ | Процентное соотношение при количестве рабочих постов | ||||
до 5 вкл. | св. 5 до. 10 | св. 10 до 20 | св. 20 до 30 | св. 30 | |
Окрасочные и противокоррозийные работы | |||||
Обойные работы | - | ||||
Слесарно-механические работы | - | ||||
Итого: | |||||
Примечание. В зависимости от специализации СТОА при наличии соответствующего технико-экономического обоснования или в соответствии с заданием на проектирование допускается корректировка процентного распределения годовых объемов по видам работ ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. |
Таблица А.3 - Численно значения коэффициентов К3 корректирования нормативов в зависимости от климатических условии эксплуатации подвижного состава.
Климатический район по ГОСТ 16350-80 | Коэффициент корректирования, К3 | ||
периодичность ТО | трудоемкости ТР | ресурса | |
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 |
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 |
Таблица А.4 - Числовые значения коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТОА
Количество рабочих постов СТО | К5 |
до 5 | 1,05 |
св. 5 до 10 | 1,0 |
св. 10 до 15 | 0,95 |
св. 15 до 25 | 0,9 |
св. 25 до 35 | 0,85 |
св. 35 | 0,8 |
Таблица А.5 - Распределение трудоемкости работ ТО и ТР легковых автомобилей на «постовые» и «участковые»
Наименование видов работ ТО и ТР | Процентное соотношение по видам работ | |
постовые | участковые | |
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) | - | |
Техническое обслуживание в полном объеме | - |
Продолжение таблицы А.5.
Процентное соотношение по видам работ | ||
Наименование видов работ ТО и ТР | ||
постовые | участковые | |
Смазочные работы | - | |
Регулировка углов управления колес | - | |
Ремонт и регулировка тормозов | - | |
Электротехнические работы | ||
Работы по системе питания | ||
Аккумуляторные работы | ||
Шиномонтажные работы | ||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||
Кузовные и арматурные работа (жестяницкие, медницкие, сварочные) | ||
Окрасочные работы | - | |
Обойные работы | ||
Слесарно-механические работы | - | |
Уборочно-моечные работы | - | |
Антикоррозийное покрытие автомобилей | - |
Таблица А.6 – Типы дорожного покрытия
Д1 | цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика |
Д2 | битумоминеральные смеси (щебень или гравии, обработанные битумом) |
Д3 | щебень или гравий (без обработки), дёгтебетон |
Д4 | булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия |
Д5 | грунт, укреплённый или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия |
Д6 | естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути не имеющие твёрдого покрытия |
Таблица А.7 - Типы рельефа местности в зависимости от высоты над уровнем моря
Равнинный Р1 | до 200 м. |
Слабохолмистый Р2 | свыше 200 до 300 м. |
Холмистый Р3 | свыше 300 до 1000 м |
Гористый Р4 | свыше 1000 м до 2000 м. |
Горный Р5 | свыше 2000 м. |
Таблица А.8 - Основные характеристики автомобильных дорог
Условия | Тип рельефа местности | Тип дорожного покрытия | |||||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д4 | Д5 | Д6 | ||||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | Равнинный, слабохолмистый, холмистый | I | II | IV | V | ||||
Гористый | |||||||||
Горный | |||||||||
В малых городах (до 100 тыс. жителей), и в пригородной зоне | Равнинный | II | |||||||
Слабохолмистый, холмистый, гористый | III | ||||||||
Горный | |||||||||
В больших городах (более 100 тыс. жителей) | Равнинный | ||||||||
Слабохолмистый, холмистый | |||||||||
Гористый | |||||||||
Горный | |||||||||
Таблица А.9– Примерное распределение трудоемкости вспомогательных работ на СТО
№ | Виды работ | Распределение работ, % |
работы по самообслуживанию | ||
транспортные | ||
перегон автомобилей | ||
принятие, хранение и выдача материальных ценностей | ||
уборка помещений и территорий | ||
всего |
Таблица А.10 - Примерное распределение трудоемкости работ по самообслуживанию на СТО
№ | Виды работ | Распределение работ, % |
электромеханические | ||
механические | ||
слесарные | ||
кузнечные | ||
сварочные | ||
жестяницкие | ||
медницкие | ||
трубопроводные | ||
деревообрабатывающие и ремонт зданий | ||
всего |
Таблица А.11 – Виды работ, выполняемых на СТО различной мощности
Наименование работ | Городские СТО | Дорожные СТО | Спецавто- центры | ||
Малые | Средние | Большие и крупные | |||
Диагностирование Д-1 | + | + | + | + | + |
Диагностирование Д-2 | — | +(±) | + | — | + |
Уборочно-моечные | + | + | + | + | + |
ТО в полном объёме | + | + | + | + | + |
Смазочные | + | + | + | + | + |
Регулировочные | + | + | + | + | + |
Крепёжные | + | + | + | + | + |
Шиномонтажные | + | + | + | + | + |
Вулканизационные | + | + | + | + | + |
Электрокарбюраторные | + | + | + | + | + |
Заряд аккумуляторных батарей | + | + | + | + | + |
Ремонт аккумуляторных батарей | — | + | + | — | + |
ТР агрегатов | +(±) | + | + | +(±) | + |
Замена агрегатов | +(—) | +(—) | + | +(—) | + |
КР агрегатов | — | — | + | — | + |
Медницкие | +(±) | + | + | + | + |
Сварочные | +(±) | + | + | + | + |
Жестяницкие | +(±) | + | + | + | + |
Кузовные | +(±) | + | + | — | + |
Обойные | +(±) | + | + | — | + |
Подкраска | +(±) | + | + | — | + |
Полная окраска | — | + | + | — | + |
Противокоррозионное покрытие | — | + | + | — | + |
Продажа запчастей и материалов | + | + | + | + | + |
Продажа автомобилей, в т.ч. комиссионная | — | +(±) | + | — | + |
Предпродажная подготовка автомобилей | — | +(±) | + | — | + |
Техническая помощь по вызову | — | +(±) | + | + | + |
Заправка автомобилей горюче-смазочными материалами | — | +(±) | + | + | + |
Слесарно-механические работы | — | +(±) | + | — | + |
Изготовление мелких деталей инструмента и оснастки | — | +(±) | + | — | + |
Аренда производственных площадей и оборудования | — | — | (±) | + | (±) |
Тюнинг (спецкомплектация) автомобилей | (±) | (±) | + | — | + |
Установка, ремонт и обслуживание ГБО | (±) | (±) | (±) | — | (±) |
Эвакуация автомобилей на базовую СТО | — | — | + | + | + |
Прокат(аренда)автомобилей | — | — | (±) | (±) | (±) |
Предоставление дополнительных сервисных услуг (страхование и т.п.) | — | (±) | + | — | + |
Подготовка и повышение квалификации производственного персонала | — | — | (±) | — | + |
Примечания:
Знак «+» - работы выполняются в обязательном порядке:
Знак «±» - возможно выполнение или невыполнение работ в зависимости от расположения СТО, её технической оснащенности и проводимой маркетинговой политики;
Знак «-» - работы не выполняются.
Таблица А.12 — Технологическое оборудование для уборочно-моечных работ.
Наименование и модель оборудования | Краткая техническая характеристика | Габариты в плане, мм. |
1 Автоматическая линия мойки и оборудование легковых автомобилей. | Стационарная, пяти-щеточная, Ку=30- 40 авт/ч, Р=51,3 кВт. Мод.118 | 34200*4600 |
1.1 установка для мойки легковых автомобилей, М 115 | Стационарная, пяти-щеточная, Ку=30- 40 авт/ч, Р=51,5 кВт. | 14000*3950 |
1.2. установка для мойки автомобилей | Стационарная, струйная, Р=15 кВт | 3540*3790 |
Наименование и модель оборудования | Краткая техническая характеристика | Габариты в плане, мм. |
снизу, мод. М 121 | ||
1.3. установка для мойки дисков колес, мод. М 205. | Стационарная, щеточная, Р=6,0 кВт | 3200*3400 |
1.4. установка для обдува автомобиля, мод. М 111 | Стационарная, арочная, 3-ех- вентиляторная, Р=22,5 кВт | 4640*3870 |
1.5. конвейер для перемещения автомобилей, мод. М 117 | Толкающий, одноколейный, скорость 4,6 - 7,0 м/мин, Р=2,3 кВт | 34200*2400 |
2. Установка для мойки и сушки легковых автомобилей, мод. М 124 | Арочная, самодвижущаяся, 3-ех- щеточная, N=12-15 авт/ч, Р=9,0 кВт | 2300*3200 |
3. Установка для наружной мойки двигателей, М 203 | Стационарная, пневматическая с подогревом воды, Р=10,0 кВт | 1400*600 |
4. Установка для шланговой мойки агрегатов, М 3360 | Передвижная, пароводоструйная | 1340*810 |
5. Установка для шланговой мойки автомобилей, М 107 | Стационарная, двухпостовая, Р=1,5кВт. Питание от водопровода | 830*450 |
6. Установка для шланговой мойки автомобилей, М 125 | Передвижная, однопостовая, Р=2,2 кВт | 1220*550 |
7. Установка для шланговой мойки автомобилей, мод. 1112 | Передвижная, питание от водоема или водопровода, Р=7,5кВт | 1420*540 |
8. Установка для ручной мойки автомобилей, мод. М 906 | С подводом воды через рукоятку, масса 1,2 кг. | 1500*274 |
9. Прибор для полировки кузовов легковых автомобилей, мод. 2406 | Ручной с электроприводом. И=368. Р=0,37 кВт. | 420*180 |
10. Пистолет для сушки деталей сжатым воздухом, мод. 199 | Ручной с регулируемым характером воздушной струи | |
11. Машина вакуумная, модметальная- пылесосная, мод. КУ-403 А «Астра» | Передвижная с двумя вентиляторами Р=1,24 кВт | 1400*650 |
12. Электрический пылесос, «Тайфун» | Разрежение 12 кПа (1200 мм в ст.) Р=0,6 кВт | |
13. Промышленный пылесос, мод «Торнадо»-131, ВНР | Передвижной, Р=0,8 кВт |
Заказ № ____ от «__» ____ 2009 г.
Триаж 51 экз
Изд-во СевНТУ