Задания для самостоятельной подготовки студента




Контрольные вопросы:

1. Пародонтология как самостоятельный раздел стоматологии.

2. Формы организации пародонтологической помощи.

3. Пародонтологический кабинет: оборудование, инструментарий, лекарственные средства, основная документация, заполняемая на пародонтологическом приеме. Нагрузка врача-пародонтолога.

4. Диспансеризация: задачи, этапы, диспансерные группы, показатели эффективности. Стабилизация и ремиссия.

 

Тестовые задания входного контроля:

1. На каждого диспансерного пациента заполняется:

а) учетно-контрольная карта

б) амбулаторная карта диспансерного пациента

в) индивидуальная карта амбулаторного пациента

г) карта санации

2. Критерии оценки первого этапа диспансеризации:

а) полнота охвата диспансеризацией

б) соблюдение сроков осмотров

в) своевременность взятия на диспансерный осмотр

г) полнота проведения лечебных и оздоровительных мероприятий

3. Стабилизация – это:

а) состояние пародонта без признаков активности процесса в течение 2-3 лет

б) состояние, сопровождающееся рецидивами

в) состояние пародонта без признаков активности процесса в течение 1 года

4. Пациентов с пародонтолизисом, независимо от степени тяжести, в возрасте до 30 лет осматривают:

а) 1 раз в год

б) 2 раза в год

в) 3-4 раза в год

5. Качественный показатель эффективности диспансерной работы в течение года:

а) средняя длительность ремиссии заболевания

б) доля больных, не явившихся для контрольного осмотра

в) средняя кратность активных наблюдений, приходящихся на одного больного

г) доля вновь взятых на учет от всех находящихся на учете

6. В группу наблюдения относятся лица:

а) с гингивитами

б) с легкой и средней степенью тяжести пародонтита

в) с наличием факторов риска

7. Сколько УЕТ должен выполнить врач-пародонтолог при пятидневной рабочей неделе за 1 день:

а) 25 УЕТ

б) 21 УЕТ

в) 27 УЕТ

г) 32 УЕТ

8. Согласно графику работы пародонтологического кабинета консультативный день проводят:

а) 2 раза в месяц

б) 1 раз в полгода

в) 1 раз в неделю

г) ежедневно

9. Количество пациентов, принимаемых пародонтологом за смену:

а) 6-8 человек

б) 14-16 человек

в) 12-14 человек

10. На первичного пациента врач-пародонтолог тратит:

а) 20 минут

б) 30 минут

в) 50-60 минут

г) 60-90 минут

 

Тестовые задания итогового контроля:

1. Пациентов из группы «практически здоровый» следует осматривать:

а) 2 раза в год

б) 1 раз в год

в) 2 раза в полгода

г) 3-4 раза в год

2. Количественный показатель эффективности диспансерной работы в течение года:

а) количество вновь взятых на учет

б) удельный вес активных наблюдений на одного больного

в) число явившихся на контрольный осмотр в среднем

г) доля вновь взятых на учет от всех находящихся на учете

3. Критерии оценки второго этапа диспансеризации:

а) полнота проведения лечебных и оздоровительных мероприятий

б) полнота охвата диспансеризацией

в) процент лиц, переведенных из группы активного лечения в группу наблюдения

4. Ремиссия – это:

а) кратковременная стабилизация (в течение одного года)

б) состояние пародонта без признаков активности процесса в течение 2-3 лет

в) состояние, когда процесс не приводит к стабилизации или к ухудшению развития заболевания

5. Время, затраченное на прием повторного пациента врачом-пародонтологом, составляет:

а) 10-20 минут

б) 20-90 минут

в) 30-40 минут

6. Какое количество первичных пациентов должен принять врач-пародонтолог за смену:

а) 4-6 человек

б) 3-4 человека

в) 1-2 человека

7. Наиболее приемлемой формой оказания специализированной пародонтологической помощи является:

а) пародонтологическое отделение

б) пародонтологический кабинет

в) выделение врача для оказания помощи лицам с заболеваниями пародонта на обычном терапевтическом приеме

8. Сколько УЕТ должен выполнить врач-пародонтолог при шестидневной рабочей неделе за 1 день:

а) 20 УЕТ

б) 21 УЕТ

в) 25 УЕТ

г) 28 УЕТ

д) 32 УЕТ

9. Согласно графику работы пародонтологического кабинета диспансерный день проводят:

а) 2 раза в месяц

б) 1 раз в полгода

в) 1 раз в неделю

г) ежедневно

10. Запись пациента к врачу-пародонтологу проводится:

а) до начала санации

б) во время санации

в) по окончании санации

11. Отбор пациентов в группы диспансерного наблюдения врач проводит:

а) в связи с началом отчетного периода

б) ежедневно, в ходе повседневной работы

в) исключительно по результатам массового осмотра

12. На этапе поддерживающей терапии и динамического наблюдения период между контрольными посещениями:

а) 6 мес.

б) более 3 мес.

в) менее 3 мес.

г) 2 раза в год

д) не более 1 мес.

13. При контрольных осмотрах на этапе динамического наблюдения врач уделяет особое внимание:

а) возрасту больного

б) давности заболевания

в) индивидуальной гигиене рта пациента

г) проведению дополнительных исследований

14. В ходе наблюдения больного хроническим пародонтитом в течение года лечение можно признать эффективным, если динамика значений индекса РМА соответствует (в процентах):

а) 49 – 31 – 10 – 5 – 20 – 15

б) 49 – 42 – 31 – 35 – 20 – 15

в) 49 – 25 – 10 – 0 – 0 – 0

г) 49 – 30 – 25 – 25 – 10 – 5

15. Пациент без признаков поражения пародонта проходит лечение в связи с аномалией прикуса и подлежит наблюдению в диспансерной группе:

а) 5-й

б) 1-й

в) 2-й

г) 3-й

д) 4-й

Ситуационные задачи:

1. Пациент К., 35 лет, прошел курс комплексного лечения у врача-пародонтолога по поводу хронического генерализованного пародонтита легкой степени тяжести.

Задание: а) определить диспансерную группу для этого пациента; б) указать количество осмотров у врача-пародонтолога в первый и последующий год.

 

2. Пациентке М., 31 год, 6 месяцев назад был поставлен диагноз: хронический генерализованный быстропрогрессирующий пародонтит с признаками активного воспаления. Проведен курс лечения у врача-пародонтолога, сейчас находится на этапе ортопедической реабилитации.

Задание: а) определить диспансерную группу для этой пациентки; б) указать количество осмотров у врача-пародонтолога в первый и последующий год.

 

Подготовить конспекты и рисунки по изучаемой теме:

Нарисовать схему организации пародонтологической помощи.

Практические навыки:

1. Обследование и заполнение документации пародонтологического первичного и диспансерного больного.

 

Список литературы по теме занятия

Основная литература:

1. Терапевтическая стоматология. Часть 2. – Болезни пародонта / под ред. Г.М. Барера. – М.: ГЭОТАР–Медиа, гриф УМО, 2008 – С. 123-129.

2. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, гриф УМО, 2005 – С. 194-212, 213-216.

3. Николаев А.И. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие / Цепов Л.М. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МЕД-пресс-информ, гриф УМО, 2007 – С.891.

Дополнительная литература:

1. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000 – С. 105-111.

2. Быков В.Л Гистология и эмбриология органов полости рта человека. – СПб., 1996. – С. 127-150.

3. Цепов Л.М., Николаев А.И. Заболевания пародонта: взгляд на проблему. – М.: МЕДпресс-информ, 2006 – С. 108-116.

 

Тема занятия № 2: Анатомо-физиологические

особенности пародонта

Значение темы: Изучение строения и функций пародонта имеет большое значение, так как, являясь мощным рефлексогенным полем, он оказывает влияние на деятельность нижерасположенных отделов желудочно-кишечного тракта.

Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений студент должен:

- знать анатомо-физиологические особенности строения пародонта;

- уметь давать морфологическую характеристику тканей пародонта;

- иметь навык определения анатомо-морфологических элементов пародонта в клинике;

- иметь представление о функциях пародонта.


План изучения темы:

Этапы занятия Оснащение, оборудование и учебные пособия Время /мин./
1. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью, планом занятия Журнал преподавателя, методическое пособие  
2. Входной контроль знаний Тестовые задания, контрольные вопросы, методическое пособие  
3. Демонстрация преподавателем практических навыков: осмотр и характеристика пародонтологического статуса (десневого сосочка, маргинальной и прикрепленной десны) Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, документация пародонтологического первичного и диспансерного больного  
4.Самостоятельная работа студента: осмотр и характеристика пародонтологического статуса (десневого сосочка, маргинальной и прикрепленной десны) Стоматологическая установка, стоматологический инструментарий, документация пародонтологического первичного и диспансерного больного; дневник учета практических навыков  
5.Итоговый контроль знаний Тестовые задания, ситуационные задачи, методическое пособие  
6. Задание на дом Учебный план, методическое пособие  

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия:

1. Развитие тканей пародонта.

2. Гистологическое строение многослойного плоского эпителия, соединительной и костной тканей.


Основные понятия и положения темы:

Пародонт – это комплекс тканей, имеющих генетическую и функциональную общность: ткани зуба, периодонт (связочный аппарат зуба), альвеолярная кость и десна.

Цемент зуба – бесклеточный и клеточный (в области верхушки и бифуркации), при патологических состояниях может подвергаться резорбции. Клеточный цемент имеет в своем составе клетки (цементоциты и цементобласты) и обызвествленное межклеточное вещество.

Периодонт – связочный аппарат зуба. В его состав входят пучки коллагеновых волокон, объединяющих кость и цемент зуба (шарпеевские волокна), и незрелые эластические волокна. Они идут в различных направлениях и выполняют опорноудерживающую функцию. Между пучками волокон имеются промежутки, заполненные рыхлой волокнистой соединительной тканью, содержащей сосуды и нервные волокна, здесь же располагаются эпителиальные остатки (островки) Малассе, участвующие в развитии кист.

Клетки периодонта представлены:

- цементобластами, необходимыми для цементообразования;

- остеобластами, расположенными в лакунах костной ткани;

- фибробластами, ориентироваными вдоль коллагеновых

волокон;

- малодифференцированными клетками-предшественниками.

На поверхности корня зуба и кости находятся одонтокласты (цементокласты) и остеокласты, разрушающие эти ткани; в интерстициальной ткани периодонта присутствуют макрофаги, тучные клетки, лейкоциты, которые реализуют защитные функции.

Костная стенка зубной альвеолы (собственно альвеолярная кость) представляет собой тонкую костную пластинку, которая окружает корень зуба. Она состоит из пластинчатой костной ткани. Альвеолярная кость включает:

1 – компактную кость, которая выстилает лунку зуба и покрывает перегородки альвеолярной кости, которые имеют разное строение: в области передних зубов – остроконечные; премоляров – закругленные, куполообразные; моляров – вид усеченной пирамиды;

2 – губчатую кость, которая образована анастомозирующими трабекулами, между ними располагаются костномозговые пространства, заполненные костным мозгом.

Кортикальная пластинка альвеолы имеет свои особенности: в нее внедряются элементы периодонтальной связки (шарпеевы волокна), фолькмановские каналы, через них в периодонт проникают сосуды и нервы. Наличие подобных структур при развитии острого воспаления в периодонте может способствовать распространению процесса в кость, а лимфатические капилляры и венулы, связанные с общим кровотоком, могут стать основой генерализации процесса вплоть до развития сепсиса и бактериального эндокардита.

Слизистая оболочка десны представляет собой часть слизистой оболочки полости рта, покрывающей альвеолярные отростки челюстей. Выделяют три зоны, различающиеся по строению: прикрепленная, свободная десна и сулькулярная десна.

Прикрепленная десна сравнительно малоподвижна, так как она не имеет подслизистого слоя и плотно сращена с надкостницей соединительнотканными волокнами.

Свободная часть десны не связана с поверхностью зуба и не имеет прочного прикрепления к надкостнице соединительнотканными волокнами. Свободная и прикрепленная десна образованы многослойным плоским ороговевающим эпителием и собственной пластинкой слизистой оболочки, состоящей из рыхлой соединительной ткани с богатой сетью микрососудов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: