Организационно-педагогические условия




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа дополнительного профессионального образования

По должности «Вожатый»

Москва, 2015

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………...…...…3

1.Цели и задачи программы………………………………………..….…5

2.Требования к уровню освоения содержания программы. Планируемые результаты обучения……………………………..…..…..6

3. Учебный план…………………………………………………………..7

4.Содержание программы. ………………..……………….…..……..…..7

5. Организационно-педагогические условия……. …………………..…9

6. Формы аттестации. Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля. Требования к оцениванию качества освоения программы повышения квалификации…………………………….…..13

7.Учебная практика ……….. …………………………………......…….14

 

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная профессиональная программа курсов повышения квалификации «Школа вожатского мастерства» предназначена для решения задач обеспечения организаций и учреждений сферы детского отдыха и оздоровления квалифицированным педагогическим персоналом с одной стороны, и качественной профессиональной подготовки специалистов в области отдыха и оздоровления детей по должности «Вожатый» с другой.

В основе разработки данной программы лежат следующие нормативно-правовые документы:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499;

- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18.04.2013 года № 292 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 21.08.2013 года № 977);

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.);

- Соглашение о взаимодействии в области развития профессионального образования между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением Всероссийский детский центр «Орленок» и Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды», предметом которого является информационно-аналитическое, методическое и организационное взаимодействие сторон.

Программа повышения квалификации «Школа вожатского мастерства» позволяет готовить квалифицированные педагогические кадры для работы в организациях и учреждениях сферы детского отдыха и оздоровления, а также содействовать прохождению педагогической практики студентов высших и средних профессиональных учебных заведений педагогического профиля и их дальнейшему трудоустройству.

Содержание программы сформировано на основе взаимодействия с ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», многолетнего опыта теоретической и практической подготовки студентов к работе в детских лагерях, их дальнейшего методического сопровождения. Программа обеспечивает профессиональную и личностную подготовку специалистов к будущей практической деятельности по должности «вожатый» в условиях детского лагеря и включает в себя следующие разделы:

- возрастные особенности детей,

- этапы и закономерности развития временного детского коллектива,

- логика развития лагерной смены, задачи и особенности её этапов,

- единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе,

- методы и формы организации отрядной деятельности,

- напарничество,

- основы конструктивного взаимодействия всех участников педагогического процесса,

- основы конфликтологии,

- аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа,

- структура лагеря, детского центра,

- нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого,

- основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива,

- особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Содержание программы основывается на теоретических положениях С.А. Шмакова, О.С. Газмана, И.П. Иванова, и др., а так же на анализе практической деятельности воспитателя, вожатого, педагога-организатора в летнем лагере.

Данная образовательная программа ориентирована на формирование определенных морально-нравственных качеств студентов, на стремление к высокому уровню образованности, развитие творческих и коммуникативных способностей. Курс предусматривает социальный эффект, который заключается в решение вопросов кадровой политики учреждений отдыха и оздоровления детей РФ, успешной социализации, профориентации студенческой молодежи, профориентации и содействию временной занятости студентов.

В целях отслеживания динамики развития профессиональных и личностных качеств слушателей предусмотрена диагностика, позволяющая определить профессиональную пригодность студентов, эффективно сформировать педагогический коллектив для работы в детском лагере.

Обучение по программе повышения квалификации «Школа вожатского мастерства» носит практикоориентированный характер. С этой целью в процессе обучения используются активные методы обучения, позволяющие продемонстрировать применение теории на практике, показать законы и алгоритмы решения ситуаций в проблемном поле, отработать навыки применения полученных знаний на практике.

Структура программы повышения квалификации по должности «вожатый » состоит из 2 блоков: инвариантный (обязательный, остающийся неизменным) и вариативный (региональный, изменяющийся от конкретных организационно-педагогических условий, социального заказа). Инвариантная часть составляет не менее 80% общего объёма программы повышения квалификации. Объём вариативной части может составлять до 20% от общего объёма программы.

Инвариантная часть предусматривает изучение всех разделов программы повышения квалификации, обеспечивающих профессиональную и личностную подготовку специалистов к будущей практической деятельности по должности «вожатый» в условиях детского лагеря.

Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления подготовки, предусмотренной обязательной частью программы, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.

Форма обучения по программе: очно-заочная (вечерняя).

Срок обучения: 4 месяца.

Общая трудоемкость программы составляет 144 часа, из которых 72 часа отведено на аудиторную работу, 72 часа вынесено на самостоятельную работу слушателей, промежуточный и итоговый контроль.

Настоящая программа ориентирована на слушателей в возрасте от 18 лет. Лица в возрасте до 18 лет допускаются к обучению по программе при условии их обучения по образовательным программам среднего и (или) высшего профессионального образования. По окончанию курса, после прохождения итогового аттестационного экзамена, совершеннолетние обучающиеся получают удостоверение о повышении квалификации по должности «вожатый» с указанием количества часов. На основе этого документа выпускник «Школы вожатского мастерства» распределяется для прохождения летней педагогической практики и/или трудоустраивается в учреждения и организации сферы детского отдыха и оздоровления, учреждения дополнительного образования.

Цели и задачи программы

Цель программы: вооружить слушателей системой научно-практических знаний в области организации воспитательной и досуговой деятельности участников временных детских коллективов, сформировать необходимые умения и навыки работы с детским коллективом.

Задачи программы:

- познакомить с нормативно-правовыми основами работы вожатого в детском лагере;

- обеспечить усвоение слушателями необходимых знаний в области охраны жизни и здоровья детей, обеспечения безопасности, соблюдения их прав и законных интересов, основ педагогики и психологии временного детского коллектива, логики развития смены, организации досуга, возрастного воспитания и развития детей в загородном лагере;

- сформировать психолого-педагогическую компетентность;

- обеспечить овладение слушателями умениями и навыками по формированию и организации деятельности временного детского коллектива, методики организации коллективно-творческих дел соуправления и мотивации деятельности участников смены, планированию деятельности временного детского коллектива;

- развить аналитико-рефлексивные, коммуникативные, организаторские, проектные и прикладные умения.

 

Требования к уровню освоения содержания программы. Планируемые результаты обучения.

 

Требования к уровню освоения содержания программы предъявляются на основе квалификационных характеристик должности вожатого, представленных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).

Выпускник, прошедший обучение по программе,

должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности;

должен владеть: актуальными профессиональными умениями, педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять воспитательный процесс в условиях детского лагеря; умением управлять динамикой развития детского коллектива, организовать жизнедеятельность детского коллектива в рамках лагерной смены; умением организовать оздоровительную работу с детьми; методикой подготовки и проведения отрядных дел в логике лагерной смены; умением организовать работу органов самоуправления и аналитическую деятельность с детьми и подростками в отряде; умением осуществлять педагогическую поддержку детей и подростков в процессе их жизнедеятельности в лагере, строить свою профессиональную деятельность с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; навыками рациональной организации труда и быта; способами саморегуляции и саморелаксации; основами бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов; различными видами и формами анализа педагогической деятельности; умением работать с информацией, а также письменно оформлять результаты аналитической деятельности; умением обобщать собственный педагогический опыт.

 

3. Учебный план.

  Блоки программы Аудиторные занятия Самостоятельная работа слушателей Форма контроля
теория практика
  Возрастные особенности детей и применение теоретических знаний в практической деятельности вожатого       решение педагогических ситуаций
  Этапы и закономерности развития временного детского коллектива       контрольные вопросы
  Логика развития смены, задачи и особенности её этапов       тест
  Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе       дискуссии
  Методы и формы организации отрядной деятельности       сценарии отрядных дел
  Напарничество       деловая игра
  Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса       круглый стол
  Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения      
  Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа       «копилка» форм анализа
  Структура лагеря/детского центра       контрольные вопросы
  Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого       мини-сообщения
  Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива       составление памяток действий
  Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации       решение педагогических ситуаций

 

Содержание программы.

Тема1. Возрастные особенности детей и применение теоретических знаний в практической деятельности вожатого.

1. Общие возрастные характеристики: физические, умственные, психоэмоциональные (7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет).

2. Особенности работы в отрядах младшего, среднего, старших возрастов: организация режимных моментов, принципы воспитательного воздействия, специфика подготовки, организации и проведения отрядных дел, особенности подготовки отрядных выступлений на массовых мероприятиях.

3. Характерные трудности каждой возрастной группы, которые могут возникнуть в условиях детского лагеря и пути их решения.

4. Методы работы с разновозрастным отрядом, исходя из психологических особенностей детей и подростков.

 

Тема 2. Этапы и закономерности развития временного детского коллектива.

1. Понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива.

2. Теория развития ВДК по Лутошкину.

3. Периоды развития детского коллектива.

4. Педагогическое управление развитием детского коллектива.

5. Сплочённость малой группы.

6. Лидерство в ВДК: понятие, деловое и эмоциональное лидерство, развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами.

7. Система самоуправления и соуправления в ВДК.

8. Стили руководства.

 

Тема 3. Логика развития смены, задачи и особенности её этапов.

1. Этапы развития лагерной смены.

2. Особенности каждого этапа смены.

3. Цель, задачи и результат этапов лагерной смены.

4. Методы и формы организации жизнедеятельности отряда на каждом этапе развития смены.

5. Конфликтные зоны в деятельности вожатого в соответствии с этапами развития лагерной смены.

 

Тема 4. Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе.

1. ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря.

2. Поощрение и наказание в условиях детского лагеря.

3. Запреты и ответственность за их нарушение.

 

Тема 5. Методы и формы организации отрядной деятельности.

1. Игра как вид деятельности, педагогические требования к организации и проведению игр, место игры в режиме дня.

2. Методика подготовки, организации и проведения отрядных дел различной направленности.

3. Эмоциональные и технологические основы массового мероприятия.

4. Методика подготовки, организации и проведения массовых мероприятий с учётом регионального компонента.

5. Методы и формы работы вожатого в условиях плохой погоды.

6. Методика организации и проведения КТД (виды, цели, этапы подготовки).

7. Особенности оформления отрядного уголка.

8. Создание «образа», «имиджа» отряда.

9. «Огонёк»: понятие, особенности проведения, альтернативные методики анализа дня и дела.

10. Песни, «кричалки».

 

Тема 6. Напарничество.

1. Напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество.

2. «Самоменеджмент».

3. Профилактика профессионального «выгорания».

 

Тема 7. Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

1. Содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый - воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый - родители», «вожатый - дети», «вожатый – технический персонал».

2. Психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях.

3. Правила делового общения.

 

Тема 8. Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения.

1. Конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый - воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый - родители», «вожатый - дети», «вожатый – технический персонал»: участники, причины и следствия, условия протекания, приёмы и способы урегулирования.

2. Типология конфликтов.

3. Стратегии и способы разрешения конфликтов.

4. Этапы регулирования конфликтных ситуаций.

 

Тема 9. Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа.

1. Диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результаты.

2. Диагностические методики ВДК, ребенка в условиях детского лагеря, способы их использования.

3. Формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности.

4. Анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей воспитательной деятельности.

5. Анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению.

 

Тема 10. Структура лагеря/детского центра.

1. Управление жизнедеятельностью детского лагеря: субъекты, функции, система соподчинённости.

 

Тема 11. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого.

1. Статус ребёнка и вожатого в соответствии с законодательством.

2. Уголовно и административно наказуемые деяния, касающиеся деятельности вожатого.

3. Типовые положения, регламентирующие деятельности учреждений сферы детского отдыха и оздоровления.

 

Тема 12. Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива.

1. Инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп.

2. Постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

3. Ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей.

 

Тема 13. Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

1. Категории детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, согласно законодательству РФ.

2. Дети в социально-опасном положении и их характеристика.

3. Особенности выстраивания конструктивных взаимоотношений с данными категориями детей.

 

 

Организационно-педагогические условия

Организация или учебное заведение, организующие курсы повышения квалификации, самостоятельно разрабатывает и утверждает вариативный блок программы повышения квалификации по должности «вожатый» на основе настоящей программы повышения квалификации «Школа вожатского мастерства».

Реализация программы повышения квалификации по должности «вожатый» должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт работы в детских лагерях/центрах и систематически занимающимися практической или методической деятельностью.

Организация, реализующая программу повышения квалификации по должности «вожатый», должна располагать материально–технической базой, обеспечивающей систематическое проведение всех видов учебных занятий и практической работы, предусмотренных учебным планом.

Методическое обеспечение учебного процесса включает издания и разработки «Школы вожатского мастерства», методические указания и рекомендации, конспекты лекций, компьютерные обучающие программы, тесты и др.

Учебно-методическое обеспечение включает учебники, учебные пособия и другие материалы доступные слушателям. Учебники и учебные пособия должны быть актуальными и обеспечивать достаточное качество подготовки специалиста.

Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Абрамова Г.А. «Возрастная психология». Учебник для высшей школы. М., 2000.

2. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль Академия развития, 2003.

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с

5. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. /Т.Д. Балашова – М.: МГПО, 2000. – 120 с.

6. Веселые игры для дружного отряда. / М.А. Бесова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 160 с

7. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. М., 2002.

8. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 80 с.

9. Григоренко Ю.Н. Здравствуй, наш лагерь!: Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. М., 2003.

10. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

11. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2005. 160 с.

12. Маслов А.А. «Педагогика каникул». Учебно-методическое пособие. Омск: Издательский дом «Наука», 2006.

13. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. Под редакцией Н.А. Левановой. М.: педагогическое общество России, 2003.

14. Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 47 с.

15. Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. Великий Новгород, 2002

16. Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов Вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

17. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха// Народное образование. 2000. №4-5. С. 5-13

18. О подготовке специалистов в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи президентская программа «Молодежь России». М., 2000.

19. Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2004. 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).

20. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 215 с.

21. Организация летнего отдыха детей и подростков: Методический сборник. Великий Новгород, 2005.

22. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. М.: ЦГЛ, 2003.

23. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис 12. учебно-методическое пособие. М.: педагогическое общество России, 2005.

24. Шмаков С.А. Досуг школьников. Липецк, 1993.

б) методическая литература ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»

1. Винокурова О.А. Методика организации и проведения отрядных огоньков, методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.

2. Иванченко И.В. «Как рождается микрогруппа», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.

3. Киреева А.А. «Методика по коллективному целеполаганию и планированию деятельности временного детского коллектива», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.

4. Киреева А.А. «Работа с детской творческой группой», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.

5. Кравцова С.И. «Особенности взаимодействия с нестандартным ребёнком, методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.

6. Можейко О.В. «Логика развития лагерной смены», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2015 г.

7. Можейко О.В. «Организация аналитической работы с детьми», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2015 г.

8. Можейко О.В. «Педагогическая диагностика в отрядной работе», методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2015 г.

9. Серия книг «КИПАРИС» Библиотека журнала «Вожатый века»

10. Сборник информационно-методических материалов в помощь воспитателю детского лагеря «Сто незаданных вопросов». ВДЦ «Орлёнок», 2014 г.

11. Яркина Н.В. Весёлые старты и конкурсы, методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.

в) дополнительная литература:

1. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 320 с.

2. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель И.Б.Нескуба. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с.

3. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. М.: Рольф, 2000. 224 с.

4. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. / М.Е. Сысоева. М., 2009.

5. Азбука коллективных творческих дел. /Г.Д. Кочергина. Смоленск, 2006.

6. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А. Кувватов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 311 с.

7. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. М.: ТЦ "Сфера", 2004. 160 с.

8. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. Волгоград: Учитель, 2007. 166 с.

9. Досужее время. Из опыта взаимодействия детских объединений. / Под ред. Н.И.Волковой. СПб.: Ассоциация "Взрослые - детям", 2007.

10. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 2001.

11. Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. М., 2001.

12. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.

13. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004.

14. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников/ О.Н. Козак. М, 2002. 288.

15. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003

16. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. / М.Е. Сысоева, С.С. Хапаева. М., 2002.

17. Тебе вожатый! Выпуск 2. Нижний Новгород. «Педагогические технологии», 2004.

18. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. М.: педагогическое общество России, 2005.

Формы аттестации. Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля. Требования к оцениванию качества освоения программы повышения квалификации

Проверка качества усвоения учебного материала проводится путем проведения контроля промежуточных результатов усвоения знаний.

Текущий контроль осуществляется по итогам изучения темы, определяется потребностью определения качества усвоения учебного материала оп каждой теме программы.

Итоговая аттестация включает сдачу комплексного зачета, позволяющего выявить и оценить теоретическую и практическую подготовку к решению должностных задач, готовность к основным видам профессиональной деятельности, а также защиту педагогической программы/плана смены отрядной деятельности. Испытания, входящие в состав итоговой аттестации, полностью соответствуют основной образовательной программе, освоенной за время обучения:

1) теоретический зачёт проходит в форме устного или письменного экзамена, теста; содержание теоретического зачёта должно полностью соответствовать программе повышения квалификации;

2) практический зачёт организуется таким образом, чтобы выпускники имели возможность продемонстрировать умения организации профессиональной работы с детьми в составе временного детского коллектива;

3) самостоятельная работа по разработке педагогической программы/ плана смены, в которой на основе полученных знаний выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по организации смены, имеющая методическое обоснование или практическую значимость. Конкретные требования к содержанию, объему и структуре педагогической программы смены определяются организацией, реализующей программу повышения квалификации на основе методических рекомендаций.

Состав аттестационной комиссии формируется из преподавателей программы повышения квалификации «Школа вожатского мастерства», представителей высших учебных заведений, региональных отделений общественных организаций.

Диагностика профессиональной компетентности выпускников осуществляется на основе диагностическая карты (Приложение 1) и позволяет оценить и анализировать профессиональные компетенции вожатого, необходимые для работы с временным детским коллективом в условиях детского лагеря.

Уровень овладения и развития знаниями и умениями может быть оценен по 3-бальной шкале, где:

3 балла – данные знания и умения проявляются постоянно, имеют высокий уровень развития, используются при решении учебных и практических задач;

2 балла – знания и умения достигают минимально необходимого уровня, их применение в конкретной ситуации вызывает определенные трудности;

1 балл – знания и умения выражены слабо или отсутствуют.

Диагностическая карта состоит из 3 блоков:

1 блок – основополагающие знания в работе вожатого, количество баллов, полученных при оценке знаний и умений данного блока, увеличивается в три раза (умножается на 3);

2 блок – важные практические умения вожатого в работе с временным детским коллективом, количество баллов, полученных при оценке, увеличивается в два раза (умножается на 2);

3 блок – знания и практические умения, владение которыми желательно для выпускника школы подготовки вожатых, количество баллов, полученных при оценке, остаётся фиксированным.

Диагностики профессиональной компетенции вожатых с использованием данной диагностической карты осуществляется в двух направлениях:

1) Диагностика вожатого его непосредственным руководителем.

Уровень овладения теоретическими знаниями и практическими умениями оценивается руководителем, преподавателями школы подготовки вожатых, методистом отряда, штаба или другим специалистом, принимавшим непосредственное участие в подготовке диагностируемого вожатого и принятии у него экзамена по итогам обучения.

2) Самодиагностика вожатого.

Выпускник курсов подготовки вожатых самостоятельно оценивает уровень овладения собой знаний и умений.

Диагностика выпускников с использованием диагностической карты осуществляется в 2 этапа. На первом этапе после окончания курсов подготовки вожатых, перед выездом на целину вожатый и его непосредственный руководитель оценивают профессиональную компетентность с помощью диагностической карты. Баллы, полученные по результатам самодиагностики и диагностики руководителя вожатого суммируются. Данные, полученные на первом этапе диагностики анализируются руководителем программы, непосредственным руководителем выпускника. Анализ данных позволят оценить качество организации и проведения курсов повышения квалификации, общий уровень овладения знаниями и умениями выпускников. Информация, полученная на первом этапе, позволяет более грамотно сформировать пары для работы в детском лагере/центре, определить участников студенческого педагогического отряда на должности педагогов организаторов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физической культуре и плаванию.

Второй этап диагностики осуществляется по итогам непосредственной работы в детском лагере/центре. Вожатый и его непосредственный руководитель (старший вожатый, методист отряда/лагеря или другой специалист, непосредственно руководивший профессиональной деятельностью вожатого в лагере) так же, как и на первом этапе осуществляют диагностику профессиональной компетентности вожатого. Баллы, полученные по результатам самодиагностики и диагностики руководителя вожатого суммируются. Данные, полученные на втором этапе диагностики анализируются с точки зрения динамики уровня профессиональной компетенции вожатых. Для проведения аналитической работы используются данные, полученные на первом и втором этапах. Этапы работы с диагностической карты повторяются ежегодно.

Использование диагностической карты для оценки профессиональной компетентности вожатых позволяет систематизировать оценку знаний и умений вожатых, осуществлять более грамотный обмен вожатыми между учреждениями отдыха и оздоровления детей регионов.

 

Учебная практика

Учебная практика предполагает выездной инструктивный сбор по отдельной программе, включающей темы образовательной программы, согласно учебного плана. Организация или учебное заведение, организующие курсы повышения квалификации, самостоятельно разрабатывает и утверждает программу инструктивного сбора на основе настоящей программы повышения квалификации «Школа вожатского мастерства».

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: