трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик.




Практическая работа № 15 «Пищевые цепи и сети в природе»

Цель:

§ Научиться составлять цепи питания.

 

Ход работы:

Ознакомиться с теоретической частью.

Выполнить практическую часть.

Теоретическая часть.

Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.
Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.


Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Пищевая цепь является основным каналом переноса энергии в сообществе.

 

Продуце́нты — организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы.

Консументы — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.

Редуце́нты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

 

По мере удаления от первичного продуцента к первичному консументу и далее, скорость потока энергии резко ослабевает, ее количество уменьшается.

 

 

Трофический уровень –совокупность организмов,объединенных типом питания.

 

                    Правило 10 %  
        Плотоядные – 3 порядка            
                  При переходе с одного трофического  
                    уровня на другой передается около  
        Плотоядные – 2 порядка          
                10 % энергии.  
                     
        Плотоядные – 1 порядка          
                 
      Растительноядные, фитофаги        
       
             
    Зеленые фотосинтезирующие растения      
                       

 

Рис. Упрощенная схема экологической пирамиды: основанием служит уровень продуцентов, последующие уровни питания (консументы) образуют этажи и вершину


Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами. В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания (пастбищные), цепи разложения и паразитические цепи.

Пищевую цепь, которая начинается от растений, наз. пастбищной пищевой цепью:

например, осина → заяц → волк.

 

Если цепь питания начинается с детрита (мертвой органики), ее наз. детритной цепью:

листовой опад → дождевой червь → певчий дрозд → ястреб-перепелятник

 

Цепь паразитов пищевые цепи, которые начинаются свободноживущим организмом, на котором живут паразиты первого порядка, на них, в свою очередь, паразиты второго порядка и т.д.:

зеленое растение → заяц → блохи → внутренние паразиты блох (простейшие, бактерии, вирусы).

Практическая часть.

Глоссарий: пищевая цепь, трофический уровень, продуценты, консументы, редуценты.

Задание 1. Запишите термины глоссария в тетрадь.

Задание 2. Укажите различия между пастбищными и детритными пищевыми цепями.

Задание 3. Выберите правильно составленную пищевую цепь:

1) растительный опад → бактерии → крот → дождевой червь

2) крот → дождевой червь → растительный опад → бактерии

3) бактерии → дождевой червь → растительный опад → крот

4) растительный опад → дождевой червь → крот → бактерии

 

Задание 4. Сколько трофических уровней в следующих пищевых цепях? Укажите название каждого звена пищевой цепи.

1) сок розового куста → тля → паук → насекомоядные птицы → хищная птица

2) ежевика → рыжая полевка → обыкновенная неясыть

3) зеленые водоросли → береговая улитка → ястреб

 

Задание 5. Какой из организмов, изображенных на рисунке, является консументом второго порядка?

Задание 6. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.

Задание 7. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик.

Задание 8. Изобразите в виде рисунков примеры экологических пирамид для экосистем суши и водоема.

Задание 9. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон → зоопланктон → мелкие рыбы → окунь → щука).

Задание 10. Выберите правильные суждения:

1. В пищевых цепях при переходе от одного звена к другому теряется около 90% энергии.

2. Детритные пищевые цепи начинаются с зеленых растений.

3. В биогеоценозах совершается круговорот веществ.

4. По правилу экологической пирамиды хищников в экосистеме всегда больше, чем растительноядных животных.

5. Биомасса консументов в наземной экосистеме значительно меньше, чем биомассы продуцентов.

6. Основной принцип устойчивости экосистем - круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии.

7. Кроме растений, никто на Земле не создает органическое вещество из неорганических соединений.

8. Наибольшую продуктивность дают экосистемы жарких и холодных пустынь и центральных частей океанов.

9. Представителям четвертого трофического уровня достается только 1/1000 доли той энергии, усвоенной растением, с которого начиналась пищевая цепь.

10. В цепи: водоросли - мелкая рыб - щука - медведь медведь является консументом третьего порядка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: