Рекомендации для родителей




Габдуллина А., студентка отделения 050704 Дошкольное образование

 

Научный руководитль:

Мусина Е.Н., преподаватель педагогики и психологии

 

Рецензент:

Мусифуллин С.Р., к.п.н., директор филиала УГАТУ в г.Туймазы

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка 4

Занятие 1 5

Занятие 2 6

Занятие 3 8

Занятие 4 9

Занятие 5 9

Занятие 6 11

Занятие 7 12

Занятие 8 12

Занятие 9 14

Занятие 10 14

Занятие 11 15

Задание 12 17

Занятие 13 19

Рекомендации для родителей 20

Рекомендации для педагогов (воспитателей) 23

Литература 25

 

 

Пояснительная записка

Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков продуктивного её решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Эта программа была создана с целью коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Программа состоит из 13 занятий. Продолжительность 40–60 минут. Цикл рассчитан на 1,5 месяца. Количество участников 5-7 человек.

Основные направления проведения программы:

1) От неустойчивости и тревожности во фрустрационных ситуациях к большей толерантности.

2) От неэффективных форм общения к более эффективным.

3) От замкнутости и зажатости к умению открыто выражать свои потребности и желания.

4) От инициативы психолога к собственной инициативе.

5) От совместного с психологом поиска способов разрешения конфликтных ситуаций к самостоятельному решению.

 

Задачи:

1) Выявление причины, характера и времени возникновения страха.

2) Раскрытие особенностей поведения ребёнка в конфликтной ситуации.

3) Актуализация и реконструкция страхов посредством ролевой трансформации.

4) Закрепление ребёнком новых моделей поведения в ситуациях, вызывающих страх.

Занятие 1

1. Приветствие: «Снежный ком». Один ребёнок называет своё имя, другой повторяет его имя и говорит своё, третий – называет их имена и добавляет своё и т.д. Последний участник перечисляет всех и заканчивает своим именем.

2. Рисование: Дети получают карандаши и чистый лист бумаги. Они должны нарисовать иллюстрации к «Книге страхов». Садятся за столы и придумывают свои картинки.

Когда все работы будут закончены, предложите детям сесть в круг, показать и рассказать о том, что же у них получилось. Затем пусть всем придумают, что надо добавить в рисунок, чтобы страх пропал и стал менее страшным.

Цель: развитие умения справляться с чувством страха, находить конструктивный выход из ситуации, вызывающей страх.

3. Тематические игры:

а) «Паровозик». Дети цепляются друг за друга, представляя собою вагончики, впереди – паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик преодолевает в ходе игры различные препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, летает в космос.

Цель игры: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы, чувства «МЫ», устранение страхов.

б) «Передача предметов». По кругу передаются воображаемые предметы. При этом развивается умение изображать, выразительные средства, наблюдательность.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение. Дети под спокойную музыку совершают произвольные танцевальные движения.

6. Домашнее задание: Детям предлагается тема: «Как я провёл день».

Занятие 2

1. Приветствие: Дети здороваются друг с другом за руку. Далее один ребёнок закрывает глаза и через рукопожатие определяет, чья это рука. Затем другой ребёнок и т.д.

2. Рисование: «Нарисуй свой страх». Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок. Цель: снятие страхов. 3. Тематические игры:

а) «Передача чувств». Вместо изображаемых предметов передаются чувства. Воспитывается умение снимать барьеры.

Основная цель игры – достичь взаимопонимания.

б) «Изображение животных». Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, и храбрый заяц.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Шалтай-балтай». Ведущий: «Шалтай–балтай сидел на стене, Шалтай–балтай свалился во сне».

Ребёнок поворачивает туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слове «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Цель: обучение приёмами саморасслабления детей.

6. Домашнее задание: Даётся тема, нарисовать своего любимого героя из любой сказки.

 

Занятие 3

1. Приветствие: Дети улыбаются, кивают друг другу головой и садятся на свои места.

Цель: Создание тёплой атмосферы.

2. Рисование: Дети рассаживаются за столами. Ведущий предполагает им нарисовать рисунок на тему: «Что страшного мне снится» или «Чего я боюсь днём». (Тема даёт возможность отобразить наиболее яркий страх).

3. Тематические игры:

а) «Игры с мячом»: футбол; регби; бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови»; подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.

б) «Забег в круг»: поочерёдное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение. Ребятам предлагается соревнование: кто сделает выше прыжок в воздухе. Каждому участнику даётся три попытки.

6. Домашнее задание: «Моё любимое время года».

Занятие 4

1. Приветствие: Детям даётся задание: жестами и мимикой поприветствовать друг друга.

Цель: Снятие телесных зажимов.

2. Рисование: «Рисунок по кругу» (не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка). Дети рассаживаются вокруг стола и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передовая его друг другу. В завершении групповое обсуждение результата рисования, обмен мнениями о замыслах рисования и о том, что получилось в результате.

3. Тематические игры:

а) «Борьба-соревнование»: метание мяча друг в друга. При этом нужно увернуться от него, защищаться рукой или картонным щитом.

б) «Лазанье наперегонки»: по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой психолога). Перепрыгивание верёвочки, небольшой ямы с песком.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: Дети берутся за руки и под спокойную музыку делают движения, которые показывает ведущий.

6. Домашнее задание: «Нарисовать свою семью».

Занятие 5

1. Приветствие: Детям предлагается изобразить приветствие движениями. Движения не должны повторяться.

Цель: Снятие телесных зажимов.

2. Рисование: «Чего я боюсь днём» (даёт возможность отобразить наиболее яркий страх; какой именно страх воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его).

3. Тематические игры:

а) «Пятнашки»: служит разминкой и содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Игра длится 5 минут. Психолог принимает участие в игре. Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре.

б) «Жмурки»: обстановка на игровой площадке та же. Дети стоят с условием не двигаться. Если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, похлопать в ладоши, покричать. Желательно угадать, кто попался. Победителем считается тот, кто больше нашёл участников игры. Эта игра способствует развитию выдержки и терпения.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение. Ребёнка просят свободно сесть на стул и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объявляет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребёнка, показывая, как это делается. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем сидящего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Цель: Обучение методам саморегуляции.

6. Домашнее задание: «Нарисуй, что тебе захочется».

Занятие 6

1. Приветствие: Предложить детям поздороваться с другими детьми. Как они хотят (кивком головы, улыбкой и т.д.).

Цель: Установление доброжелательной атмосферы в группе.

2. Рисование: «То, чего я уже не боюсь …».

Цель: Формирование активной позиции боящего.

3. Тематические игры:

а) «Быстрые ответы»: игровая площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит психолог и держит в руках приз. В этом быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Ответивший на вопрос делает шаг вперёд, а те, кто не ответил, остаются на месте, но психолог облегчающими вопросами помогает им, так что все, в конце концов, достигают финишной черты и получают призы.

б) «Бег ассоциаций»: участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников в слух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает своё слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым, а свое собственное слово – уже четвёртое в этой цепочке – передаёт в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами. Фиксируется время.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: Дети встают в круг. Звучит весёлая музыка. Предлагается кому-нибудь начать танцевальные движения. Все остальные повторяют эти движения. Затем подобное повторяется по кругу (по «часовой стрелке», в течение 15-20 минут).

6. Домашнее задание: «Нарисовать свою комнату».

Занятие 7

1. Приветствие: Детям даётся задание поздороваться со всеми мимикой, изображая какое-нибудь животное.

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на занятие.

2. Рисование: «Сны, которые я боюсь».

3. Тематические игры:

а) «Не может быть»: любой из участников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!».

б) «Антивремя»: каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Магазин», «Школа», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть её, описывая всё относящиеся к ней события «задом наперёд» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

4. Просмотр диафильма – сказки.

5. Релаксационное упражнение: Детям предлагается представить себя «снежинками» и кружиться под музыку.

6. Домашнее задание: «Мой любимец (домашнее животное)».

Занятие 8

1. Приветствие: Детям даётся задание поздороваться друг с другом. Ребёнок поворачивается к тому, кто сидит справа от него, называет его по имени и говорит, что рад его видеть. Он (ребёнок, которого назвали только что) поворачивается к своему соседу справа, и делает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из них не поприветствует своего соседа.

Цель: создание положительно настроя.

2. Рисование: При детях ведущий рисует на ватмане лодку. Затем каждый ребёнок рисует себя в этой лодке.

Цель: снятие напряжения, внимание к партнёру.

3. Тематические игры:

а) «Кто первый»: дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает, что, как только он скажет определённое слово, все должны прыгать, как зайчики, и проскочить между стульями, чтобы, вернувшись, взять первым приз (конфету, картинку, значок). Пусковым словом может быть одно из названий животных, растений, цвета. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремиться быть первым. Это вызывает азарт, смех и веселье.

б) «Перевоплощения»: участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает указание от психолога превратиться в определённую вещь. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник даёт задание следующему по кругу.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: Исходное положение сидя. Руки и всё тело устремлены вперёд, пятку от пола не отрывать. Необходимо тянуться вперёд насколько можно. Затем лечь на спину и полностью расслабиться.

6. Домашнее задание: «Нарисуй танец, который больше всего тебе нравится».

Занятие 9

1. Приветствие: Дети, стоя в кругу и по часовой стрелке говорят друг другу комплементы.

Цель: Установление доброжелательной атмосферы в группе.

2. Рисование: «Я дома».

3. Тематические игры:

а) «Прятки» (проводится везде, где можно спрятаться; заранее разрабатывается маршрут).

б) «Кто громче»: дети должны кричать, соревнуясь в громкости. Когда выбирается самый громкий голос, все дети начинают кричать хором, пока не получится какая-то мелодия. Упражнение служит объединению группы. 4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: Положение, сидя на стуле, глаза закрыты. Слушаем спокойную, тихую музыку, отдыхаем.

6. Домашнее задание: «Плохое и хорошее».

Занятие 10

1. Приветствие: Дети здороваются друг с другом, передовая по кругу свечку. При этом необходимо почувствовать тепло, которое от неё исходит. «Взять» себе немножко тепла, повернуться к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбаясь сказать, например: «Миша, я рад тебя видеть!».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

2. Рисование: «Семья».

3. Тематические игры:

а) «Турнир». Участники обговаривают правила игры-борьбы. Например, на одной ноге или не переступая линии, с оружием или без него. Назначается судья. В игре воспитывается произвольный контроль, корректируется эффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребёнок становится в разные позиции – соревнующегося, судьи, зрителя.

б) «Кораблик». Двое взрослых раскачивают за углы одеяло «гамак» - это кораблик. В нем лежит ребёнок. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребёнок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!». Игра повышает самооценку, используется метод внушения с целью создания уверенности в себе.

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, вспоминая любимые движения.

6. Домашнее задание: «Свободная тема».

Занятие 11

1. Приветствие: «Назови своё имя». Дети садятся в круг. Ведущий даёт первому ребёнку цветок и называет своё имя. Затем этот ребенок передаёт цветок другому и тоже называет своё имя, после чего передаёт цветок третьему и т.д.

Цель: создание положительного настроя.

2. Рисование: «Что было бы со мной плохое (или хорошее)».

3. Тематические игры:

а) Упражнение 1: Посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своём лице.

Пиктограмма «страх».

 
 

 


Цель: Изучение выражения эмоционального состояния (страх) в мимике.

б) Упражнение 2: «История про девочку Галю». Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-Ш». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и сказала: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю. (В этой сценке 3 участника: Галю, гусь и бабушка. И дети начинают разыгрывать эту сценку.)

Цель: Научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

4. Прослушивание сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Тень». Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются 2 ребёнка. Остальные – «зрители». Один ребёнок – «путник», другой – его «тень». «Путник» идёт через поле, а за ним на 2 – 3 шага сзади идёт его «Тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «Путника».

Желательно стимулировать «Путника» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге и т.д.

Цель: развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

6. Домашнее задание: «Добро и зло».

Задание 12

1. Приветствие: «Паровозик». Когда он едет, то не гудит, а, хлопая в ладоши, повторяет своё имя. После того как паровозик выберет одного из детей себе в замену, а сам станет вагончиком, и будет помогать новому паровозику, повторять его имя.

Цель: Настроить детей на работу в группе.

2. Рисование: Проективный рисунок «Нарисуй себя». Дети рассаживаются за столами. На каждом столе – краски, карандаши. Взрослый наблюдает за детьми, обеспечивая необходимый настрой, доброжелательно подбадривая. Затем рисунки развесить на стенке, посмотреть вместе с детьми.

Цель: формирование позитивной «Я» – концепции на основе выражения и осознания своих чувств, переживаний.

3. Тематические игры:

а) Упражнение 1: Показать ребятам карточки из игры «Азбука настроений». На них изображены попугай, рыба, кошка, мама, папа, мишка. Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал.

Цель: Научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

б) Упражнение 2: «Сочинение историй». Из группы детей выбирается ребёнок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребёнка), другие дети – «зрители». Ребёнок рассказывает свою историю. Затем её продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и грамотные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребёнком. Затем предлагается продолжить историю ребёнка, потом – опять ведущий и т.д.

Игру можно модифицировать следующим образом. Все дети садятся в круг. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке 2-ой ребёнок называет своё предложение, продолжая ведущего, третье и т.п. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.

Цель игры: Снятие страхов.

4. Чтение сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Свободный танец». Группа садиться в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть «хорошим танцором». Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте, пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте до тех пор, пока каждый желающий не использует возможности исполнить танец.

Необходимое условие: никого нельзя принуждать к участию.

Цель: Дать возможность каждому участнику проэксперементировать с танцевальными движениями перед другими.

6. Домашнее задание: «Нарисовать эмоциональное состояние (радость, грусть, удивление, страх)».

Занятие 13

1. Приветствие: Представьте себе, что вы разучились говорить, а можете только петь. Каждый из детей должен пропеть своё имя, а все остальные будут за ним повторять.

Цель: Создание позитивного настроения.

2. Рисование: «Подводный мир» (коллективное рисование).

Цель: единение группы.

3. Тематические игры:

а) «Страшные сказки»: гасится свет, и дети по очереди начинают рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок (а к этому занятию это уже достигается), дети воспроизводят свои реальные страхи, не испытывая их, без тревоги и напряжения.

б) «Хоровод»: дети встают в круг, берутся за руки, поют и ведут хоровод. Всё это совершается под музыкальное сопровождение. Затем хором говорят «до свидания».

4. Просмотр диафильма–сказки.

5. Релаксационное упражнение: «Мудрец». Представьте поляну, на ней большой дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос. «Выслушайте» ответ мудреца. Можно ограничится вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

Цель: Научить приёмам релаксации, снятие эмоционального напряжения.

6. Домашнее задание: Детям предлагается тема: «Как я провожу выходные».

 

Рекомендации для родителей

1) Излишняя строгость родителей, как и вседозволенность, способствует появлению страхов у детей. Поэтому старайтесь выбрать «Золотую середину» воспитания ребёнка.

2) Не внушайте детям страхи своими угрозами вроде: «заберёт тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т.д.

3) Расширяйте круг общения вашего ребёнка со сверстниками.

4) Не рекомендуется конфликтовать друг с другом. Создать благоприятный климат в семье.

5) Не угрожайте ребёнку лишением и недостаточной любви, усиливая этим страх и делая его всё более и более труднообратимым.

6) Не рекомендуется брать ребёнка на похороны, т.к. может быть выражена боязливость, заторможенность и повышенная плаксивость.

7) У вашего ребёнка могут быть тики. Нередко тики и гиперкинезы расцениваются взрослыми как гримасы, нарочное кривляние и баловство. Поэтому не пытайтесь беспрерывными замечаниями, запретами и наказаниями устранить их.

8) Детские страхи – очень серьезная проблема. Родители иногда и не подозревают о том, что ребенка мучают невротические фантазии, переживания, а, узнав, посмеиваются: «Трусишка». «Чепуха, разве этого можно бояться»? «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги ребенку, но и порождают дополнительный страх – страх откровения с взрослыми.

9) Правильнее рассказать, что у папы и мамы тоже когда – то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него рождается надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.

10) Создавать для ребенка атмосферу максимального психологического комфорта, т.е. стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки или у лифта (если он боится). Нельзя сообщать в присутствии ребенка о его страхах. Лучше внушать, что все будет хорошо, ничего плохого не случится, т.е. формировать устойчивое чувство защищенности. Другими словами, важно беречь детей от психотравмирующих ситуаций.

11) Не запугивать ребенка разными устрашающими обещаниями: отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол и т.п. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в автобусе, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.

12) Стараться понять скрытый смысл вопросов, которые задают дети в тревожащих их ситуациях.

13) Заранее подготовить ребенка к разлуке, если она неизбежна.

14) Родители зачастую просто «сбегают», когда дети спят. Ребенок, поставленный перед фактом маминого или папиного отъезда, очень переживает, ждет, плохо ест, скучает.… Иногда даже считает, что его обманули, бросили, предали.

15) Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что – то ужасное, и к тому же испытывают необоснованное чувство вины. Если бы не случилось, не сломалась игрушка, не потерялись ключи, то все было иначе.

16) Боязнь темноты – один из наиболее распространенных детских страхов. Часто он связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего особенного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто – то входит и зажигает свет. Образы путающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или плохого настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более уверенным перед кажущейся опасностью, научиться понимать свое состояние, управлять эмоциями, владеть собой.

17) С целью усиления чувства защищенности дети и сами придумывают счастливые приметы, наделяют различные предметы свойствами амулетов, талисманов.

18) Один из действенных способов помощи ребенку, по мнению Д. Бретт, - психотерапевтические истории, которые рассказывает взрослый.

19) Не рассказывайте при детях о своих страданиях и болезнях.

20) Если вы видите, что ребенок позвал вас без необходимости, пожелайте ему еще раз спокойного сна и больше не входите в комнату.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: