Лирический роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Тема долга и отречения. Своеобразие психологического анализа.




«Дворянское гнездо» – модель тургеневского лирического романа. Сдержанность психологического анализа, отказ от позиции всеведения. Искусство портретных и пейзажных описаний. Лиза Калитина и Лаврецкий: тема долга и отречения от любви.

 

Литература:

1. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1962;

2. Батюто А. Тургенев – романист. Л.,1972;

3. Аюпов С.М. Эволюция тургеневского романа.
1856-1862. Казань, 2001;

4. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л.,1976.

 

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и трагическая ущербность его нигилизма. Споры о романе.

«Отцы и дети» – лучший антинигилистический роман в русской литературе. Серь­езный и уважительный спор Тургенева с нигилизмом. Бессилие «гиганта» Базарова перед роком страсти и смерти. Базаров и Павел Кирсанов: аналогия судеб. Эпи­лог (описание сельского кладбища): философский смысл, литературные реминис­ценции (Жуковский, Пушкин).
Н. Страхов и Достоевский о романе.

 

Литература:

1. Страхов Н. Литературная критика. М., 1984;

2. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986;

3. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1962;

4. Бялый Г.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
М., 1968.

5. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982;

6. Аюпов С.М. Поэтика и стиль романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Уфа, 1999;

7. Аюпов С.М. Эволюция тургеневского романа.
1856-1862. Казань, 2001;

8. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
М., 1982.

 

Новаторство лирики Н.А. Некрасова. «Прозаические» сюжеты и народно-песенная основа стиха.

«Прозаизация» лирики – новое слово Некрасова в русской поэзии: «низкие», буд­ничные сюжеты, народный сказ. Песенная основа стиха. Переосмысление пушкин­ского Петербурга в циклах «На улице», «О погоде», в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Некрасов и Достоевский. Крестьянская лирика: скорбная ирония над привычкой народа к рабскому состоянию («Размышления у парадного подъ­езда», «Железная дорога», «В дороге» и др.). Суровый трагизм стихотворений о ре­волюционерах – современниках («Памяти Добролюбова», «Пророк»). «Покаянная» лирика («Рыцарь на час», «Уныние», «Зине»).

 

Литература:

1. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978;

2. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.,1964;

3. Гиппиус В.В. Некрасов в русской поэзии XIX века // В.В. Гиппиус. От Пушкина до Блока. М.,1966;

4. Скатов Н. Современники и продолжатели. Л., 1973.

 

Фольклорные поэмы Н.А. Некрасова («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»).

«Кому на Руси жить хорошо» – итоговая фольклорно-эпическая поэма Некрасова. Черты эпоса. Крестьяне-бунтари и рабы. Проблема счастья и образ Гриши Добро­склонова. Фольклоризм поэмы.

 

Литература:

1. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978;

2. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.,1964;

3. Гиппиус В.В. Некрасов в русской поэзии XIX века // В.В. Гиппиус. От Пушкина до Блока. М.,1966;

4. Скатов Н. Современники и продолжатели. Л., 1973.

 

Пантеистическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева.

Пантеизм пейзажной лирики Тютчева. Тютчев и Шеллинг. Образы хаоса и ночи в лирике Тютчева. Сочетание традиций «высокой» поэзии XVIII века с мелодизмом и психологической тонкостью элегической поэзии начала ХХ века, традиций Держа­вина, Жуковского, Лермонтова. Философия любви в лирике Тютчева, мотив «убий­ственной» страсти. Автобиографическая основа «денисьевского» цикла.

Литература:

1. Благой Д.Д. Жизнь и творчество Тютчева //
Ф.И. Тютчев. Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1933 («Библиотека поэта». Малая серия).

2. Бухштаб Б.Я. Ф.И. Тютчев // Ф.И. Тютчев. Полн. собр. стихотворений. Л., 1957;

3. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 1978;

4. Пигарев К.Ф. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
М., 1962.

 

Драмы А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»). Искусство бытописания и психологического анализа.

Трагедия народно-религиозного сознания в драме «Гроза». Катерина и ее конфликт с патриархальным домостроем и религиозными нормами. Символика образы грозы. Трагизм женской красоты в драме «Бесприданница». Лариса Огудалова и мир буржуазной провинции. Психологический подтекст и недосказанность как примета поздней драматургии Островского, предваряющей чеховский психологический театр.

 

Литература:

1. Холодов Е.Г. Мастерство А.Н. Островского. М., 1967;

2. Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967;

3. Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н. Островского.
М., 1982;

4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. Биография. М., 1976;

5. Лакшин В.Я. Пять великих имен. Ста­тьи, исследования, эссе. М., 1988.

 

25. А.Н. Островский-комедиограф. Правда быта и характеров («Свои люди – со­чтемся!». «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес»).

«Свои люди – сочтемся!»: плутовской конфликт и тема обманутого обманщика; искусство речевых характеристик; ономастика. «Волки и овцы»: синтез комедии нравов с комедией интриги; смысл названия и система персонажей. «Лес»: театр жизни и жизнь театра.

 

Литература:

1. Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф.
М., 1981;

2. Холодов Е.Г. Мастерство А.Н. Островского. М., 1967.

 

Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского как идеологический роман. Теория Раскольникова о «праве на кровь» по совести. Христианский гуманизм Сони Мармеладовой.

Полифонизм романов Достоевского. Конфликт «pro et contra» в романе. Безбожная теория Раскольникова. Свидригайлов – демонический двойник Раскольникова. Притча о воскрешении Христом Лазаря и общая логика романа. Соня Мармеладова как святая проститутка и главный оппонент Раскольникова. Роль снов в развитии философского сюжета.

 

Литература:

1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти тт. Т.6.
Л., 1973 (послесловие и коммента­рии к роману);

2. Назиров Р.Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1981;

3. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967;

4. Тихомиров Б. «Лазарь, гряди вон». Роман
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. СПб., 2005.

5. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. М.,1990.

 

27. «Идиот» Ф.М. Достоевского как роман-миф. Мышкин, Рогожин, Настасья Филип­повна; евангельские параллели.

Мифологические и литературные прообразы Мышкина: Христос, Дон-Кихот Сер­вантеса, «рыцарь бедный» Пушкина и др. Рогожин, Настасья Филипповна и их еван­гельские прообразы: раскаявшийся разбойник и блудница. Трагическая судьба до­бра в романе. Кольцевая композиция, ее смысл.

 

Литература:

1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти тт. Т.9.
Л., 1974 (послесловие, коммента­рии).

2. Кириллова И. Литературное воплощение образа Христа // Русская литература. 1991, №8; Померанц С.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990;

3. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 (Тематическая композиция романа «Идиот»);

4. Померанц. С.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990.

5. Назиров Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1981.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: