Романтические тенденции в творчестве А. Куприна: проблематика, конфликт, образы героев




Романтическая направленность искусства начала ХХ века. А. Куприн как художник романтического типа: сюжет, идеализация «естественного» и «маленького человека», поэтизация любви. Пантеистическая основа миропонимания писателя. Этический конфликт в повести «Поединок». Ромашов как романтический герой, столкновение идеальной и реальной действительности, мотив разочарования в любви. Образ Шурочки. Драма человека как результат безнравственного миропорядка. Тема воскрешения души в рассказе «Гранатовый браслет». Образы Желткова, Веры Шеиной, Василия Шеина, Николая Тугановского, Аносова. Символика. Поэтика финала. Конфликт цивилизации и природы, драма «естественного» человека в повести «Олеся». Темы любви и величия страдания в рассказе «Суламифь». Кризис творчества писателя эмигрантского периода: «Юнкера», «Жанета».

 

Литература:

1. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе ХIХ–ХХ веков. М., 1990.

2. Кулешов Ф.И. Творческий путь Куприна. М., 1987.

3. Волков Л.А. Творчество А.И. Куприна. М., 1981.

4. Символизм как художественное течение. Этапы и тенденции развития (Д. Мережковский, В. Брюсов,
К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый и др.)

Философские и эстетические основы символизма: влияние русской и западной философии (Вл. Соловьев, Н. Бердяев,
Л. Шестов, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман). Религиозно-философские «Собрания» и их роль в формировании сознания символистов.

Символизм как миропонимание. Две концепции искусства в творчестве «старших символистов». Мир как «эстетический феномен» (Д. Мережковский); цель искусства – постижение жизни человеческого духа, объект искусства – личность творца (В. Брюсов); К.Бальмонт о бегстве от реальности и роли поэта-гения. Противоречивость религиозных и художественных устремлений символистов (Д. Мережковский, В. Брюсов), признание иррациональной природы человека.

Понятие о символе, структура символического образа. Теория единства классицистических и импрессионистических форм В. Брюсова, его ориентация на историко-мифологические принципы поэтики, утверждение символизма как «синтетической» художественной системы.

Младосимволисты о новом искусстве. Поиск сверхличного идеала и всеобщих аналогий в мире, интимное «мировое чувство» в поэзии, вера в единство и цельность мира, роль и назначение искусства и поэта в критических статьях А. Блока. А. Белый о поиске Мировой Души, утверждении жизнетворческой действенности искусства. Сотворение нового человека как высшая цель символизма.

Преодоление принципов модернизма в художественной практике символистов: обращение к социальной проблематике, возникновение темы «страшного мира».

Влияние символистов на художественные искания начала ХХ века.

 

Литература:

1. Минц З. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

2. Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: МГУ, 2000.

3. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.

4. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

5. Дмитриев В.А. Поэтика: Этюды о символизме.
СПб., 1993.

6. Неженец Н.И. Русские символисты. М., 1992.

 

5. Символистский роман (В. Брюсов, Ф. Сологуб,
А. Белый)

Особенности художественного мировосприятия писателей: чувство бесконечности бытия; идея жизни, творимой свободной волей; отражение быта и сознания сквозь призму фантазии. Особенности поэтики символистского романа: чувственное и рассудочное восприятие мира, соединение реального с фантастическим. Объективно-историческое и субъективно-биографическое в повествовании. Гротескно-экспрессионистическая основа художественного образа, поэтика бессознательного. Символика как средство преодоления разрыва между названным явлением и его подлинной сущностью.

Авторская концепция истории человечества в романах
В. Брюсова «Огненный ангел», «Алтарь победы». Синтез реалистического и фантастического.

«Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» А. Белого как феномен символистского романа. Переосмысление традиций классического романа в «Мелком бесе» Ф. Сологуба
(Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин). Двойственность авторского сознания. Противопоставление видимого и сущего. Передонов как типичный герой своего времени. Гротесковость образов. Значение образа-символа Недотыкомки. Пространственно-временная организация повествования.

«Петербург» А. Белого – роман «потока сознания», мифологизация истории. Спор о России и Европе, восточной и западной цивилизациях, личности и истории, времени и вечности, насилии и христианских ценностях. Двойственность авторской позиции. Подсознание как главный предмет изображения. Жанровые особенности романа. Дискретность художественного времени и форм повествования, поэтика обрывочных диалогов. Подсознательное и сознательное в структуре образов. Роль образов-символов в романе. Современные споры о месте и значении символистского романа в литературе рубежа веков.

 

Литература:

1. Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.

2. Ломтев С. Проза русского символизма. М., 1994.

3. Ильев С.П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики. Киев, 1991.

4. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

5. Ерофеев В. На грани разрыва. «Мелкий бес»
Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции // Вопросы литературы, 1985. № 2. С. 140-158.

6. Минц З. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки Тартуского гос.университета, 1979. № 459. С.110.

7. Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской литературе. М., 1974. Т.3. (Анализ эволюции прозы Ф. Сологуба).

8. Максимов Д.Е. Брюсов: Поэзия и поэзия. Л., 1969.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: