УБЕЖДЕНИЯ: ПРАВИЛА ЖИЗНИ




  • Убеждения — это правила жизни, правила, по которым мы живем. Эти правила могут быть воодушевляющими и ободряющими, расширять ваши горизонты и позволять вам достигать своих целей и придерживаться своих цен­ностей. Но могут быть и препятствиями, которые делают цели невозможными или недостижимыми для вас.

Убеждения — это принципы действия, а не пустые тео­рии. Поэтому, если вы хотите понять, во что верит человек, присмотритесь к его поступкам, которые могут разительно отличаться от его рассуждений. Мы верим в закон тяготе­ния и действуем в соответствии с ним, не стремясь его про­верить попытками самостоятельно оторваться от земли. Закон тяготения не зависит от нашей в него веры. А вот на­ши взаимоотношения, способности и возможности очень зависят от того, верим мы в них или нет.

Мы формируем свои убеждения в результате жизнен­ного опыта, а потом действуем так, словно они есть исти­на в конечной инстанции. В каком-то смысле убеждения — это самоисполняющиеся пророчества. Если вы верите в соб­ственную привлекательность, то дружелюбны, искренни и открыты в общении с людьми и радуетесь этому общению. Люди же, со своей стороны, открываются вам навстречу, тем самым подтверждая справедливость вашего убеждения. Мы считаем, что убеждения формируются жизнен­ным опытом, но в равной степени и жизненный опыт есть результат наших убеждений.

Это означает, что у вас есть выбор, во что верить, и что убеждения можно корректировать. Если вы довольны сво­ими результатами, продолжайте действовать так же и дер­житесь своих убеждений. Если же нет — меняйте убежде­ния и начинайте действовать по-другому.

Убеждения можно и нужно менять. Но вера в то, что убеждения не есть что-то неизменное, для многих сама по себе является подрывом всяких убеждений, ибо людям свойственно считать убеждения чем-то незыблемым, слов­но все тот же закон всемирного тяготения. Убеждения «имеют», их «придерживаются», «утрачивают», «обретают». Никому не хочется что-то «утрачивать». Лучше говорить, что вы «отошли» от них или «переросли», чем «утратили».

Кроме того, наши убеждения носят личностный харак­тер. Когда мир подтверждает их справедливость, то стано­вится для нас понятным, предсказуемым и дает нам ощу­щение надежности и уверенности в себе. Мы даже способ­ны с каким-то извращенным удовлетворением узнать о нес­частье, если предсказывали его, основываясь на своих убеж­дениях. «Я же говорил», — вот что мы произносим в таких случаях, но не потому, конечно, что желали этого несчастья, а потому, что наши убеждения оказались справедливы.

Коучинг с убеждениями

Некоторые виды коучинга можно проводить, обходя убеждения. Когда клиент приходит к коучу, дабы усовер­шенствовать или приобрести навыки, он может уже ве­рить в то, что может это. Точно так же, если клиент прихо­дит с деловой или личной проблемой, коуч может помочь найти решение в рамках уже имеющихся убеждений. Это — коучинг «одинарной петли», поскольку коуч помогает клиенту достичь цели, проясняя ее, предпринять действие и получить обратную связь, а в процессе — обучиться.

Однако, если клиент сомневается в своей способности достичь цели, то коучу приходится анализировать его убеждения.

Коучинг, занимающийся убеждениями, могуществен­нее, поскольку не только решает проблему, но и меняет образ мышления, который вывел именно эту проблему на первое место. Это — уже «коучинг двойной петли», потому что она переводит убеждения клиента в петлю обратной связи. А поскольку убеждения о том, что воз­можно, действуют как незыблемые всеобъемлющие пра­вила, клиент станет более креативным и в других областях своей жизни.

; Здесь клиент узнает, что его убеждения относительно проблемы — часть самой проблемы. Изменив убежде­ния, он приходит к необходимости предпринять иные действия, которые не только решат проблему, но и при­ведут к новому опыту за пределами контекста этой проблемы.

Начать работать с убеждениями клиента можно, в част­ности, дав ему заполнить таблицу «Убеждения в зависи­мости от времени» (см. «Ресурсы»). В ней анализируются убеждения разного возраста о возрасте, красоте, счастье, доме, любви, карьере и возможностях. Например, каковы были ваши убеждения о возрасте в детстве? Скорее всего, вы делили мир на детей примерно своего возраста и взрос­лых, которые были много старше. Затем в подростковом возрасте для вас существовали уже дети, ваши сверстники и старики (возможно, глубокие). После двадцати возраст­ная граница (категория «стариков») стала отодвигаться все дальше и дальше, словно линия волос. А о любви, каковы ваши убеждения были в детстве? А в подростковом возрас­те? А после двадцати? Таблица четко показывает и доказывает, что убеждения меняются. Они могут меняться в ре­зультате жизненного опыта или же эволюционировать ес­тественным путем.

Говоря с клиентом о позитивных убеждениях, прове­ряйте, отражают ли они уровень его идентичности. Напри­мер, один клиент может сказать: «Хочу обрести (иметь) счастье». Другой может сказать: «Хочу быть счастливым». Хоть звучит вроде бы и похоже, а внутренний смысл раз­ный. Все, что я имею, принадлежит не мне, а чему-то вне меня и не является частью меня нынешнего.

В некоторых языках, например в португальском, для глагола «быть» («пребывать, находиться») имеются два эк­вивалента. Один подразумевает постоянство, некую неотъ­емлемую часть человеческого существа. В португальском это глагол ser. Другим глаголом обозначается нечто вре­менное, соответствующее сиюминутному состоянию души и тела. В португальском это глагол estar. Поэтому во фразе «Я устала» («Я пребываю в усталости») я употребляю глагол estar — «Eu estou cansada». Но, называя свое имя — «Я Анд-реа» — говорю «Eu sou Andrea» и употребляю глагол ser. Ус­таю я время от времени, а Андреа я всегда. Уставая, я не утра­чиваю своей идентичности, это состояние скоропреходящее, по жизни я не усталый человек. Но могу сказать «Я счастли­ва!» И неважно, что порой я печалюсь и огорчаюсь. По жиз­ни я счастливый человек.

Английский язык не делает различия между разными состояниями нашего бытия, но коуч — должен. Иногда клиент делает обобщение, исходя из своего временного состояния или убеждения, и переносит его на свою иден­тичность. Его вводит в заблуждение язык. С временными негативными убеждениями иметь дело гораздо легче. Вот полезное правило для коуча:

Любое негативное убеждение делайте временным. ' Любое ободряющее убеждение делайте постоянным.

Учите клиента различать их, если язык этого не пре­дусматривает.

ОБОДРЯЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ

Коучинг действует, исходя из ободряющих убеждений. Вот некоторые из предположений коучинга. Действуйте так, как если бы они были верны, и станете отличным коучем.

· Если хотите понять — действуйте.

Первый принцип коучинга: познание (обучение) заключает­ся в действии. Перемены начинаются с действия, а не с по­нимания умом. Действие же приводит к познанию (обуче­нию) и обратной связи. Действовать в коучинге — это дви­гаться к целям, придерживаться ценностей и проверять убеждения относительно себя и других.

· Неудач нет, есть только обратная связь.

Неудача — это всего лишь ваше суждение о промежуточ­ных результатах. Если вы не достигли цели, это означает, что вы пока еще не достигли цели. Неудача — бессмыс­ленное понятие, потому что вы не можете доказать обрат­ного. Вы не можете сказать, что потерпели неудачу до тех пор, пока не сдались и не сделали тем свой выбор.

· Мы уже имеем все необходимые нам ресурсы, или можем их создать.

Не существует людей, не обладающих необходимыми ре­сурсами, существует только безресурсное (безнадежное) состояние разума. Задача коуча — выявить внутренние ресурсы клиента. Наша, подсознательная мудрость только и ждет, пока мы ее откроем.

· Все поступки имеют цель.

Наши действия не случайны. Мы всегда к чему-то стре­мимся, хотя и не всегда осознаем, к чему именно. Сами ставьте перед собою цели, в противном случае найдется немало желающих поставить их перед вами.

· Иметь выбор лучше, чем не иметь его.

Если вы предоставляете клиенту лучший выбор, более со­ответствующий его ценностям и убеждениям, он предпоч­тет именно его.

· Вы делаете все возможное и, вероятно, можете делать больше.

· Вы сами создаете свою реальность.

У нас у всех разный жизненный опыт, интересы, настрое­ния, обязательства, предпочтения, антипатии и увлечения.

Поэтому, исходя из своего жизненного опыта, все мы фор­мируем разные убеждения, преследуем разные цели и име­ем разные ценности. Именно эти цели, убеждения и ценнос­ти и рисуют ту ментальную карту воспринимаемого нами ми­ра, в соответствии с которой мы действуем так, словно эта карта и есть наша реальность. Карта может быть точной, под­робной, позволяя прямо и свободно двигаться к намеченной цели, не натыкаясь на разнообразные помехи, а может быть и неверной, скудной, не отражающей даже видимых препят­ствий, сильно ограничивая свободу нашего движения. У коуча своя карта, и он должен уважительно относиться к мировоз­зрению клиента. Ведь его задача не совместить два мировоз­зрения, а дать клиенту булыиую свободу выбора, помогая на­рисовать более точную карту его мира.

· Коучинг — это синергическое партнерство равных.

· Взаимоотношения — это не просто сумма двух частей. Если вы полагаете, что один и один будет всего только два, то вы всего-навсего забыли о соединительной силе «и».

· У клиента есть ответы. У коуча есть вопросы.

Эти предположения могут стать для коучинга ценными ресурсами. Скажем, у клиента трудные отношения с парт­нером. Вот если партнер перестанет..., то все сразу нала­дится. То есть клиент считает, что партнер ведет себя нера­зумно. Что может сделать коуч?

Во-первых, очень внимательно понаблюдать за клиен­том, прислушаться к тону его голоса и провести калибров­ку. Затем попросить клиента выбрать одно из предположе­ний коучинга или обдумать собственное и представить, что в данной ситуации оно верно. Пусть предположение, выб­ранное клиентом, звучит так: «Ты делаешь все возможное». Коучу следует попросить клиента представить на минутку, что это предположение в отношении его партнера на дан­ный момент верно. На что это похоже? Что он чувствует? Какие еще мысли могли бы прийти ему в голову?

В нашем примере клиент вполне вероятно перестанет об­винять себя в плохих отношениях, поняв, что делает все возможное. Кроме того, осознает, что и партнер делает все воз­можное, в соответствии со своей картой реальности. И если бы ему предоставили лучший выбор, он предпочел бы его.

Теперь клиент переключился с желания изменить партне­ра на стремление изменить свое восприятие ситуации и по­смотреть на нее не только собственными глазами, но и гла­зами партнера.

Коуч проводит калибровку клиента, пока тот размыш­ляет об убеждениях. Пока еще они говорят и действуют со­вершенно по-разному. Клиенту еще невдомек, что убежде­ние, которое привело к переменам, верно всегда, стоит только применить его к ситуации.

И в конце коуч дает клиенту задание. В следующий раз, начав ссориться с партнером, пусть он вспомнит это убеждение, действует так, как если бы оно было верным, и посмотрит на результаты. Будут ли они отличаться от обычных? Почти всегда — да.

На следующем занятии коуч с клиентом могут обсудить эти отличия и то, чему клиента научила ситуация.

Вот резюме процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: