Политический строй России на рубеже 19-20 веков




Политический строй России - абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Николай II, вошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

Смерть жесткого консерватора Александра III и восшествие на престол Николая II (1894-1917) пробудило надежды тех, кто по-прежнему стремился к таким реформам, как отделение религии от государства, гарантии основных свобод, наличие выборных органов власти. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ 60-х - 70-х гг. Однако, 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически отказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их "бессмысленными мечтаниями".» На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие. Социальная база самодержавия медленно, но неуклонно сокращалась. Однако Николай II этого не понимал… Итак, с этого момента началось формирование в обществе отрицательного образа последнего российского самодержца.

Также вРоссии на рубеже XIX–XX вв. деятельность любых политических партий была запрещена, а общественные организации (научные, культурные) находились под контролем полиции.

Гос-во устройство в начале ХХ вв. (2 варианта объяснений):

1) Вплоть до 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II, всемерно ограждая свою власть крайне ревниво относился к любой крупной личности среди своих министров. Так С. Ю. Витте, приобретший в результате успешных реформ большую власть и влияние в правящих сферах, был в 1903 г. смещен со своего пота и назначен на почетную, но малозначащую должность председателя Комитета министров.

2) В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Государственный Совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Мнения, высказываемые членами Совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. Исполнительный орган самодержавного государства - Совет Министров - имел также консультативные функции. Что же касается Сената, то к рассматриваемому периоду он фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного Суда. Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно самим государем, должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах.

Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.

 

Экономика страны представляла собой сложное сочетание элементов капитализма с остатками феодально-крепостнического строя: фабрик и заводов с новыми машинами и мелких кустарных мастерских с ручным трудом; капиталистических сельских предприятий и помещичьих имений с отработками крестьян, их малоземельем и нищетой.В начале XX в. Россия переживала тяжелый экономический кризис 1900–1903 гг. Он начался в легкой промышленности, затем охватил металлургию и машиностроение. В стране было закрыто 3 тыс. заводов и фабрик. Только в 1909 г. экономика страны сделала новый скачок вперед, и объем промышленного производства вырос в 1,5 раза.Экономический кризис ускорил процесс монополизации промышленности. Одновременно шло укрупнение банков (Азовско-Донской, Русско-Азиатский). Укреплялась взаимосвязь банков и промышленности.

Так к началу XX в. в России вновь активизировалась оппозиция, задавленная было при Александре III. Реакция властей не заставила себя ждать. Репрессии начались с того момента, когда в апреле министром внутренних дел был назначен Плеве. Для подавления крестьянских восстаний и рабочих забастовок была послана армия. Подверглись преследованиям евреи (в 1902-1904 гг. при полном попустительстве полиции в Кишиневе и Одессе произошли массовые еврейские погромы), на которых правительство стремилось направить волну народного недовольства. Все земские деятели, мало-мальски подозреваемые в либерализме, были смещены со своих постов. Таким образом, правительство давало ясно понять, что оно как и впредь намерено отвергая какие бы то ни было реформы силой отстаивать незыблемость традиционных форм правления. Однако Россия была уже иной.

Кризис режима стал особенно очевиден в ходе русско-японской войны (27 января 1904 - 23 августа 1905 года), ставшей мощным катализатором революции.Переплетение в русле единого революционного процесса различных по своему характеру общественных движений придало первой революции в России яркое своеобразие, обусловило оригинальную расстановку классовых сил, по-новому поставило вопрос о ее перспективах. В чем это проявилось?

1. Ее наиболее активным и влиятельным участником явилась не буржуазия, а рабочий класс, выступления которого и стали наиболее ярким событием революции. Российский пролетариат страдал не столько от капитализма, сколько от его недостатка, от полуфеодального репрессивного режима. И он, естественно, был крайне заинтересован в уничтожении царизма, в решительной победе буржуазной революции. Более заинтересован, чем сама буржуазия.

Немаловажную роль в революции сыграло крестьянство. Составляя большинство населения страны, оно, казалось, должно было занять доминирующие позиции в классовой борьбе.Именно от его позиции зависел исход политической борьбы. Так как социальное лицо "мужика" прояснилось не сразу, различные общественные силы пытались первоначально найти в нем союзника.

Расстреляв 9 января 1905 года шествие рабочих к царю, правительство стремилось запугать вышедший из повиновения народ. Но результат этого преступления оказался противоположен замыслам его организаторов. Начавшаяся революция заставила царизм изменить тактику. Под влиянием январских забастовок правительство впервые заговорило о созыве народного представительства, утверждении в политической жизни страны выборных начал. 6 августа 1905 года, например, были опубликованы разработанные министром внутренних дел А. Г. Булыгиным положения о Государственной думе и о выборах в нее. "Российский парламент" мыслился властями как законосовещательное учреждение, способное предварительно обсуждать законы, но не утверждать их. К выборам в Думу допускались только помещики, зажиточные горожане и имущие крестьяне.

Подобная уступка не могла остановить нарастания революционного движения. Во время Октябрьской стачки, поставившей под угрозу существование правящей династии, С. Ю. Витте сумел убедить Николая II дать Государственной думе законодательные полномочия, а также увеличить число людей, имеющих право голоса на выборах в нее. Так появился знаменитый Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственно­го порядка», положивший начало российскому парламентаризму.

Манифест устанавливал, что никакой закон не может быть принят без одобрения Государственной думы, гарантировал неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. 20 февраля 1906 г. Государственная дума превратилась в нижнюю законодательную палату, а верхней палатой стал реорганизованный Государственный совет. Окончательно правовой статус Государственной думы и Государственного совета был закреплен в «Основных государственных законах Российской империи», утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 г.Образование Государственной думы, реорганизация Государственного совета и принятие «Основных государственных законов» привели к ограничению власти императора в законодатель­ной сфере, что, как известно, является главным признаком дуа­листической монархии.

Государственная дума. По Манифесту 17 октября 1905 г. Государственная дума получала законодательные полномочия. Закон о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.) вводил четыре избирательные курии: землевладельческую, городских избирателей, крестьянскую и рабочую. Выборы в думу носили многоступенчатый характер: для первой курии — двухступенчатые, для второй и четвертой — трехступенчатые, для третьей — четырехступенчатые. Если избиратель соответствовал цензовым требованиям сразу по двум куриям, ему предоставлялось два голоса. Для всех избирателей устанавливался возрастной ценз — 25 лет. Права голоса не имели женщины, военные, чины полиции и высшей губернской администрации, учащиеся, «бродячие инородцы», осужденные судом или находящиеся под следствием, священники-расстриги, исключенные из дворянских собраний или кресть­янских обществ.

Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска. К предметам ведения думы были отнесены рассмотрение законов и бюджета, надзор за Государственным контролем, утверждение уставов акционерных обществ и компаний (в случаях, если испрашивались «изъятия» из действующего законодательства), дела о постройке железных дорог за счет казны. Хотя в Основных государственных законах (ст. 86) было сказано, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы, ее законодательные полномочия в действительности были ограничены. Согласно другой, 87-й статье, за императором сохранялось право издавать во время прекращения работы Государственной думы указы, имеющие законодательную силу. Правда, оговаривалось, что такие указы не могут вносить изменения в Основные государственные законы. Формирование правительства и его деятельность также оставались вне контроля Государственной думы.

Реорганизация Государственного совета. До 1906 г. Государственный совет являлся высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались императором. 20 февраля 1906 г. Государственный совет был наделен законодательными полномочиями и превращен в верхнюю палату. Изменился и порядок формирования Государственного совета: половина его членов, как и раньше, назначалась императором; другая половина избиралась от земств, дворянских обществ, торгово-промышленных комитетов, духовенства, университетов. Члены Государственного со­вета по выборам избирались на девять лет, каждые три года обновляясь на 1/3. Государственный совет получал новую организационную структуру: вместо прежних департаментов образовывались два новых — первый и второй. В Государственном совете не было партийных фракций, и его члены объединялись в группы: правую, центра, академическую, беспартийную. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначались императором, председатели департаментов избирались их членами.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: