Виды и характеристика речевых нарушений.




I. Лингвистические нарушения:

1.Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, среднеи заднеязычных звуков; нарушения твердости — мягкости, глухости — звонкости согласных звуков).

2.Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют:

· ограниченный словарный запас;

· обедненная фраза;

· неправильное согласование слов во фразе;

· неправильное употребление предлогов, падежей; недоговаривания, перестановки.

3.Мелодико-интонационные нарушения:

· неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);

· нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий,

· сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).

4.Темпо-ритмические нарушения:

· ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения(тахилалия);

· замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);

· прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки

· несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание).

5 Нарушения письменной речи:

· письма:

· неправильная перешифровка фонемы в графему;

· недописки;

· пропуски и смешение букв в слове;

· несогласование и перестановки слов в предложении;

· выходы за строчку и др.

· чтения:

· замена и смешение звуков;

· побуквенное чтение;

· искажение звуко-слоговой структуры слова;

· нарушение понимания прочитанного;

· аграмматизмы.

II. Клиническая характеристика речи:

Речевые нарушения могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации: центральные ипериферические, а в зависимости от характера нарушения — органические и функциональные.

Клинические формы нарушений речи периферического характера:

механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь —голоса, вызванное нарушением строения, артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке; ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное

дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствамиголосообразующего механизма ценального и периферического характера; 2) центральногохарактера:

дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) врезультате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии на-рушения не ограничиваются только произносительной стороной, касаются также лексико- грамматической стороны и понимания речи;

алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;

афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском возрасте (до 5 — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти;

дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искаженияхзвукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга — заднелобных, нижнетеменных, височных изатылочных отделов;

дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: