Тема 11. Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога




Структура педагогической деятельности. Основные стороны труда учителя (по А. К. Мар­ковой). Профессионально важные качества (ПВК) учителя. Профессионально-ценностные ориентации учителя. Педагогические способности. Стиль деятельности.

Профессиональные деструкции и деформации в профессии учителя. Особенности труда педагога в современной школе.

Особенности деятельности психолога. Профессиональная этика. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта. Имидж профконсультанта. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. "Использование" энергии кризиса. Основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности.

 

 

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

По курсу «Психология труда»

 

Семинарское занятие 1

ТЕМА: Предмет, цели и задачи психологии труда

 

Базовые понятия

Субъектность______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Предмет психологии труда__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Субъект труда _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Этический «парадокс» предмета психологии труда_____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Общий метод психологии труда_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Адаптационно-производственный уровень ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Социально-адаптационный уровень__________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ценностно-смысловой уровень_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Инженерная психология____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Психология управления_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профориентация___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Профессиональное образование______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Эргономика_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. Как соотносится предмет психологии труда с предметом психологии?

2. Назовите основные и вспомогательные проблемы психологии труда.

3. Что такое «эргономика»?

4. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?

5. Назовите основные разделы психологии труда.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.

2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.

3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

7. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.

Задание для самостоятельной работы

1. Сделайте аннотацию одной из статей, посвященной актуальным проблемам психологии труда по следующей схеме.

 

Автор статьи _____________________________________________________________________

Название статьи __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Источник, выходные данные _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности ___________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Позиция автора ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ваше собственное отношение к проблеме______________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

Основные проблемы современной психологии труда

№ п\п Проблема психологии труда Вариант, способы решения
     
     
     
     
       
     

 

 

Семинарское занятие 2

ТЕМА: Методы психологии труда. История развития психологии труда

 

Базовые понятия

Аналитический метод ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Проектировочный метод ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Производственный метод___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Лабораторный метод_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Объективный метод _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Субъективный метод ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Эмпирический метод_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Экспериментальный метод __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Социологическая концепция бюрократии_____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Административная концепция_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Концепции «человеческих отношений» ______________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Концепции трудовой мотивации_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Концепции «коллективистских отношений» __________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Кризис психотехники ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Вопросы для обсуждения

1. Отличаются ли принципиально методы психологии труда от общепсихологических метод?

2. Назовите основные источники сбора данных (информации) в психологии труда

3. Как повлияли особенности социально-экономического развития России начала ХХ века на развитие психологи труда?

4. Какова основная причина кризиса психотехники?

5. Что нового предложил Ф.У. Тейлор в плане изучения труда?

6. Чем характеризуется современный этап в развитии научных представлений о труде?

Литература

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.

2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 2002. 221 с.

3. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 2005. 334 с.

4. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.

5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

Задание для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу

Методы психологии труда

№ п\п Название метода Возможности использование Особенности и специфика применения
       
         
         
       
         
       

 

2. Выберите по одному ученому (отечественному и зарубежному) и опишите их вклад в развитие психологии труда.

Фамилия ученого _________________________________________________________________

 

Основные достижения, вклад в развитие психологии труда _____________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Фамилия ученого _________________________________________________________________

 

Основные достижения, вклад в развитие психологии труда _____________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Семинарское занятие 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: