Развитие советской педологии




Психология в России в 20-30-е гг

1. Революция и психология.

2. Развитие советской психотехники.

3. Развитие советской педологии.

4. Развитие психоанализа в России.

5. Итоги развития советской психологии в предвоенный период.

Революция и психология

Коренные изменения основ общественного устройства, ставшие следствием победы Октябрьской революции 1917 г., не могли не отразиться и на содержании научного мировоззрения. Изменения коснулись всех сторон социальной жизни, в том числе науки.

Немногие представители интеллигенции, в т.ч. и учёные-психологи, безоговорочно приняли революционные изменения, часть – нейтрально, а также некоторые ушли в оппозицию.

31 августа 1922 г. в печати появляется сообщение о высылке из страны наиболее активных «контрреволюционных элементов» из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов. В их числе были и учёные идеалистического направления, религиозные философы: С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Л.М.Лопатин и др. Выдворение из страны известных учёных, составлявших цвет русской интеллигенции, нанесло мощный удар по науке, приведя к разрыву преемственности в развитии культурных процессов.

Ряд учёных с энтузиазмом восприняли соц.преобразования. Они искренне верили в ценности, провозглашённые революцией, и очевидцы событий послереволюционных лет отмечают всплеск научной активности, проявившийся в психологии.

Необходимо отметить, что наука находила поддержку со стороны государства:

1918 г. – создание в Петрограде Института по изучению мозга и психической деятельности; в Тбилисском университете открывается кафедра психологии и лаборатория экспериментальной психологии;

1920 г. – начинается обучение на Московских высших научно-педагогических курсах, готовящих специалистов в области педагогики и психологии;

1921 г. – организован Московский научно-педагогический институт детской дефективности, имевший факультет психической дефективности; открыт педагогический факультет во втором Московском государственном университете с отделением педологии; открыта психолого-педагогическая лаборатория при Академии социального воспитания; специальное постановление Совнаркома о помощи лаборатории, возглавляемой И.П.Павловым.

2. Развитие советской психотехники.

Большое влияние на становление российского психотехнического движения оказал опыт зарубежной психотехники, которая бурно развивается в Европе и Америке, работы Г.Мюнстерберга, В.Штерна и др. С достижениями зарубежной психотехники знакомится И.Н.Шпильрейн в период своего обучения за рубежом.

В 1023 г. Шпильрейн организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда СССР. Объектами психотехники выступают производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. основные направления психотехнических разработок:

- изучение профессий;

- профотбор и профконсультация;

- рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда;

- психологические и психотерапевтические воздействия;

- повышение эффективности пропагандистской работы.

С 1928 по 1934 г. выходил журнал «Советская психотехника» (под ред. И.Н.Шпильрейна). Психотехническое движение собрало вокруг себя многих талантливых исследователей: С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, К.К.Платонов и др.

1931 г. – в СССР проведена очередная Международная научная конференция по проблемам психотехники, что свидетельствует о росте авторитета советской психотехники в стране и за рубежом.

Оценивая вклад психотехники в развитие психологической науки, необходимо отметить следующее:

1) серьёзное внимание к проблемам дифференциальной психологии;

2) изучение сложных интегральных характеристик человека: профессиональное мастерство, профессиональные способности;

3) Применение новых методов исследования: метод «искусственной деавтоматизации» сложившихся у человека автоматизированных структур регуляции действий, метод психологического анализа профессий;

Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. В 1935 г.был арестован, а в последствии расстрелян по приговору суда И.Н.Шпильрейн, которому было предъявлено обвинение в «контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме». После ареста Шпильрейна психотехническое движение в России сворачивается.

Развитие советской педологии

Возникновение педологии в конце Х1Х в. Связано с деятельностью известных учёных С.Холла, Э.Маймана, В.Прейера, Д.Болдуина и др. В России это направление представлено работами А.П.Нечаева, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурского и др. (начало ХХв.). В центре внимания был ребёнок, требование его глубокого изучения, выявление его интересов, склонностей, индивидуальный подход к ребёнку.

Из авторитетных учёных – П.П.Блонский, М.Я.Басов, А.Б.Залкинд, Л.С.Выготский. Возникает сеть педологических центров и учреждений, в педологическое движение включаются специалисты разных профилей, занимающихся изучением ребёнка, т.о. педология приобретает характер комплексного знания о человеке.

Глубокое знание личности ребёнка, законов его развития и воспитания рассматривалось как основа эффективного педагогического процесса. Разрабатывались и использовались разнообразные проёмы и средства исследования детей, их диагностики: опросники, интервью, тесты. Объектом изучения и воздействия выступали как трудные дети, так и одарённые, талантливые. Т.о., практически отрабатывался принцип индивидуального подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания.

В теоретическом смысле педологическое движение не было однородным, в нём было представлено несколько направлений:

- психоаналитическое (И.С.Ермаков);

- рефлексологическое (В.М.Бехтерев);

- биогенетическое (П.П.Блонский);

- социогенетическое (А.Б.Залкинд).

Началом конца педологии стало постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» (1936). В нём говорилось о том, что это лженаука, классово-враждебное течение, издевательски относящееся к детям и тем самым наносящее вред советскому государству.

Причины ликвидации:

1 – моральное и физическое уничтожение большевиков «ленинской гвардии» (Бухарин, Крупская, Бубнов, Луначарский). Развитие педологии ассоциируется с их именами;

2 – педология не выполнила ожидаемой от неё миссии – научной поддержки ряда важных идеологических идей;

Внутренние трудности:

1) Отрыв педолгических исследований от практики воспитания и обучения;

2) Серьёзные недоработки в сфере методического обеспечения педологических исследований, организации изучения и диагностики ребёнка и обусловленная этим в ряде случаев некорректность выводов и практических рекомендаций;

3) Определённую роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что наряду с учёными-педологами в педологическое движение включилось огромное число практикующих педологов, к сожалению, часто слабо подготовленных для углублённой психологической работы с ребёнком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: