Психология в России в 20-30-е гг
1. Революция и психология.
2. Развитие советской психотехники.
3. Развитие советской педологии.
4. Развитие психоанализа в России.
5. Итоги развития советской психологии в предвоенный период.
Революция и психология
Коренные изменения основ общественного устройства, ставшие следствием победы Октябрьской революции 1917 г., не могли не отразиться и на содержании научного мировоззрения. Изменения коснулись всех сторон социальной жизни, в том числе науки.
Немногие представители интеллигенции, в т.ч. и учёные-психологи, безоговорочно приняли революционные изменения, часть – нейтрально, а также некоторые ушли в оппозицию.
31 августа 1922 г. в печати появляется сообщение о высылке из страны наиболее активных «контрреволюционных элементов» из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов. В их числе были и учёные идеалистического направления, религиозные философы: С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Л.М.Лопатин и др. Выдворение из страны известных учёных, составлявших цвет русской интеллигенции, нанесло мощный удар по науке, приведя к разрыву преемственности в развитии культурных процессов.
Ряд учёных с энтузиазмом восприняли соц.преобразования. Они искренне верили в ценности, провозглашённые революцией, и очевидцы событий послереволюционных лет отмечают всплеск научной активности, проявившийся в психологии.
Необходимо отметить, что наука находила поддержку со стороны государства:
1918 г. – создание в Петрограде Института по изучению мозга и психической деятельности; в Тбилисском университете открывается кафедра психологии и лаборатория экспериментальной психологии;
1920 г. – начинается обучение на Московских высших научно-педагогических курсах, готовящих специалистов в области педагогики и психологии;
1921 г. – организован Московский научно-педагогический институт детской дефективности, имевший факультет психической дефективности; открыт педагогический факультет во втором Московском государственном университете с отделением педологии; открыта психолого-педагогическая лаборатория при Академии социального воспитания; специальное постановление Совнаркома о помощи лаборатории, возглавляемой И.П.Павловым.
2. Развитие советской психотехники.
Большое влияние на становление российского психотехнического движения оказал опыт зарубежной психотехники, которая бурно развивается в Европе и Америке, работы Г.Мюнстерберга, В.Штерна и др. С достижениями зарубежной психотехники знакомится И.Н.Шпильрейн в период своего обучения за рубежом.
В 1023 г. Шпильрейн организует психотехническую лабораторию при Народном комиссариате труда СССР. Объектами психотехники выступают производство, транспорт, школа, биржа труда, воинские подразделения и т.д. основные направления психотехнических разработок:
- изучение профессий;
- профотбор и профконсультация;
- рационализация подготовки к профессиональному труду и условий труда;
- психологические и психотерапевтические воздействия;
- повышение эффективности пропагандистской работы.
С 1928 по 1934 г. выходил журнал «Советская психотехника» (под ред. И.Н.Шпильрейна). Психотехническое движение собрало вокруг себя многих талантливых исследователей: С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, К.К.Платонов и др.
1931 г. – в СССР проведена очередная Международная научная конференция по проблемам психотехники, что свидетельствует о росте авторитета советской психотехники в стране и за рубежом.
Оценивая вклад психотехники в развитие психологической науки, необходимо отметить следующее:
1) серьёзное внимание к проблемам дифференциальной психологии;
2) изучение сложных интегральных характеристик человека: профессиональное мастерство, профессиональные способности;
3) Применение новых методов исследования: метод «искусственной деавтоматизации» сложившихся у человека автоматизированных структур регуляции действий, метод психологического анализа профессий;
Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. В 1935 г.был арестован, а в последствии расстрелян по приговору суда И.Н.Шпильрейн, которому было предъявлено обвинение в «контрреволюционной пропаганде» и «троцкизме». После ареста Шпильрейна психотехническое движение в России сворачивается.
Развитие советской педологии
Возникновение педологии в конце Х1Х в. Связано с деятельностью известных учёных С.Холла, Э.Маймана, В.Прейера, Д.Болдуина и др. В России это направление представлено работами А.П.Нечаева, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурского и др. (начало ХХв.). В центре внимания был ребёнок, требование его глубокого изучения, выявление его интересов, склонностей, индивидуальный подход к ребёнку.
Из авторитетных учёных – П.П.Блонский, М.Я.Басов, А.Б.Залкинд, Л.С.Выготский. Возникает сеть педологических центров и учреждений, в педологическое движение включаются специалисты разных профилей, занимающихся изучением ребёнка, т.о. педология приобретает характер комплексного знания о человеке.
Глубокое знание личности ребёнка, законов его развития и воспитания рассматривалось как основа эффективного педагогического процесса. Разрабатывались и использовались разнообразные проёмы и средства исследования детей, их диагностики: опросники, интервью, тесты. Объектом изучения и воздействия выступали как трудные дети, так и одарённые, талантливые. Т.о., практически отрабатывался принцип индивидуального подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания.
В теоретическом смысле педологическое движение не было однородным, в нём было представлено несколько направлений:
- психоаналитическое (И.С.Ермаков);
- рефлексологическое (В.М.Бехтерев);
- биогенетическое (П.П.Блонский);
- социогенетическое (А.Б.Залкинд).
Началом конца педологии стало постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» (1936). В нём говорилось о том, что это лженаука, классово-враждебное течение, издевательски относящееся к детям и тем самым наносящее вред советскому государству.
Причины ликвидации:
1 – моральное и физическое уничтожение большевиков «ленинской гвардии» (Бухарин, Крупская, Бубнов, Луначарский). Развитие педологии ассоциируется с их именами;
2 – педология не выполнила ожидаемой от неё миссии – научной поддержки ряда важных идеологических идей;
Внутренние трудности:
1) Отрыв педолгических исследований от практики воспитания и обучения;
2) Серьёзные недоработки в сфере методического обеспечения педологических исследований, организации изучения и диагностики ребёнка и обусловленная этим в ряде случаев некорректность выводов и практических рекомендаций;
3) Определённую роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что наряду с учёными-педологами в педологическое движение включилось огромное число практикующих педологов, к сожалению, часто слабо подготовленных для углублённой психологической работы с ребёнком.