Структура философии связана с ее делением на тематические разделы. Первая систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школой стоиков. Философия была разделена на три части: логику (учение о мышлении), физику (учение о природе), этику (учение о человеке).
Средневековый философ Ф.Бэкон делит философию на теологию (науку о Боге), математику, физику (учение о природе), метафизику (учение о конечных причинах в природе), механику и магию (прикладные части физики и метафизики), антропологию.
Г. Гегель – представитель немецкой классической философии – выделял логику (диалектику и теорию познания), философию природы, философию духа (науки о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Современная система философии состоит из следующих основных разделов.
1. Онтология (греч. «ontos» – сущее, «logos» – знание) – это учение о бытие.
Предмет познания: сущность и соотношение мира и человека, проблемы материального и идеального.
2. Гносеология (эпистемология) (греч. «gnosis» — знание, «logos» — учение) — учение о познании.
Предмет познания: границы познания, его методы, сущность и цели, проблема существования объективной истины, соотношение субъекта и объекта познания.
3. Философская антропология — учение о человеке.
Предмет познания: человек, его сущность, способности, предназначение, смысл жизни, проблема бессмертия.
4. Социальная философия — учение об обществе.
Предмет познания: понятие общества, его структура, механизмы возникновения, существования и развития общества.
5. Диалектика — учение о развитии.
Предмет познания: источники, закономерности и принципы развития общества, бытия и познания.
6. Логика — учение о мышлении.
Предмет познания: формы и законы правильного мышления, искусство ведения спора, методы и правила аргументации.
7. Этика — учение о морали.
Предмет познания: происхождение морали, отношение к человеку как нравственному существу, значение морали в обществе и в жизни конкретного человека.
8. Аксиология — учение о ценностях.
Предмет познания: духовность человека, его способность ориентироваться на общечеловеческие ценности.
9. Эстетика — учение о прекрасном и безобразном.
Предмет познания: объекты природы, культуры и человек как источники духовного наслаждения.
Функции философии. Отличительная черта философии – это ее полифункциональность.
Выделяют следующие функции философии.
1. Мировоззренческая функция. Связана с формированием обобщенного абстрактно-теоретического видения мира.
а) Гуманистическая функция помогает человеку обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях.
б) Аксиологическаяфункция состоит в формировании определённой системы ценностей. Этой системой ценностей во многом определяется поведение человека и его жизненная стратегия.
в) Культурно-воспитательная заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.
2. Гносеологическая (познавательная) функция - заключается в том, что философия содействует познанию окружающего мира и самопознанию человека. Философия изучает всеобщее в системе отношений «мир – человек».
а) Рефлексивная функция. Ориентирует человека на необходимость самопознания
б) Критическая функция. Учит человека критично относится к представляемой информации, оценивать ее достоверность исходя из определенных критериев.
3. Методологическая функция. Философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира.
а) Интегрирующая функция. Способствует объединению достижений науки в единое целое.
б) Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия
4. Социальная функция. Объясняет социальное бытие, способствует его материальному и духовному обновлению.
4.Место и роль философии в культуре. Роль философии в культуре определяется:
Во-первых, тем, что она является рефлексией над основаниями культуры. Извлекая культурные смыслы из социально-исторического контекста, философия очищает их и превращает в чистые логические конструкции, понятия, из которых начинает конструировать идеалы, позволяющие оценивать наличное бытие не как единственно возможное и наилучшее.
Во-вторых, если определять культуру как систему исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности, то главная задача философии – решить проблему обоснованности ценностей, на которых эти программы базируются, выявить универсалии культуры, используя знание, полученное посредством рефлексии, которая придает объективное значение переживаемой субъектом очевидности.
В-третьих, философия выступает хранителем идеалов культуры как сферы свободной самореализации личности в границах сверхличностных начал. Она выявляет также императивы нормативного сознания, которое в разные культурно-исторические эпохи может выступать даже в качестве абсолютного мерила логической, этической и эстетической оценки, обозначая и фиксируя высшие точки культурного развития эпохи, которые, вместе с тем, оказываются базовыми основаниями для понимания культуры как мирового целого.
Контрольные вопросы:
1. Что такое философия? Что является предметом и объектом ее исследования?
2. Кто впервые стал использовать термин «философия»?
3. Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии?
4. Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?
5. В чем специфика философского отражения мира?
6. Каковы основные функции философии?
7. Какова роль философии в культуре?
Литература
1. Волкова, А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации/ А.Н. Волкова. — М.: Технопечать, 2007.
2. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? /Ж. Делез, Ф. Гваттари. — Спб.: Алетейя, 1998
3. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. — М.: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1998.
4. Философия в системе культуры: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.В. Ильина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
5. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу/ Ф. Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2003
6. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова.- М.: Канон +, 2010
7. Пятигорский, А.М. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа/ Пятигорский А. М..- М.: Языки славянской культуры, 1996.
8. Основы современной философии. - СПб.: Лань, 2013.
9. Философия: Учебник/ Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004