начение достижений физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем для современной психологии.




Предмет и история развития физиологии высшей нервной деятельности. Место физиологии высшей нервной деятельности в системе наук.

Методы исследования в физиологии высшей нервной деятельности. Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности.

Классический условный рефлекс как ассоциативная память. Подкрепление и его типы. Значение условно-рефлекторной деятельности в приспособительной эволюции животного мира.

И.М.Сеченов и И.П.Павлов как создатели классического учения о высшей нервной деятельности.

Безусловное и условное торможение.

Условный и ориентировочный рефлекс, их взаимодействие.

Биохимические и электроэнцефалографические корреляты индивидуальных различий.

Экстраполяционные рефлексы и их биологическое значение.

Функциональная система (П.К.Анохин).

Инструментальные (оперантные) условные рефлексы.

Импринтинг, его роль в формировании патологических форм поведения.

Негативное научение. Пищевые аверсии.

Свойства нервной системы, детерминирующие принадлежность к типу ВНД.

Нейрофизиологические механизмы регуляции цикла сон бодрствование.

Исследование типологических свойств нервной системы в школе Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина.

Классификация мотиваций и их отображение в электрической активности мозга.

Доминанта. Свойства доминанты. Значение доминанты в организации поведения.

Функциональная пластичность нервной ткани. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани.

Межполушарная асимметрия и функции мозга.

Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности.

Классификация врожденных форм поведения.

Научение как интеграция процессов в декларативной и недекларативной памяти.

Роль антиципации и обстановки в формировании условных рефлексов.

Условия и механизмы выработки условного рефлекса и динамика его формирования. Динамический стереотип.

Виды внутреннего торможения и их роль в формировании социально адаптированного поведения.

Роль обратной связи (Э.А.Асратян) в формировании условных рефлексов.

Морфологические и молекулярные механизмы памяти. Теории памяти.

Концепция нервной модели стимула Е.Н.Соколова.

Виды памяти и их характеристика. Теории памяти.

Безусловный и условный рефлексы, их сходство и различие.

Влияние алкоголя, токсических и наркотических веществ на процессы апоптоза и нейрогенеза.

Функции центров награды и наказания.

Классификация и функции эмоций.

Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

Функции медленно-волнового (ортодоксального) и быстрого (парадоксального) сна. Сон и сновидения.

Пейсмекеры «биологических часов», регулирующих цикл «сон - бодрствование». Виды сна и их генетические и средовые детерминанты.

Нарушения сна. Десинхронозы, причины их возникновения.

Потребности. Классификация потребностей.

Мотивация как опредмеченная потребность. Общие свойства различных видов мотиваций.

Механизмы непроизвольных и произвольных движений.

Первая и вторая сигнальные системы.

Механизмы восприятия и генерации речи. Сенсорные и моторные центры речи.

Развитие речи у ребенка. Влияние среды на формирование речевых функций.

Функции гиппокампа и мозжечка в ассоциативном научении.

Функциональные состояния. Механизмы регуляции функциональных состояний.

Виды функциональных состояний и их ЭЭГ-корреляты.

49.Сенсорные системы как первый функциональный блок деятельности мозга. Общий план строения сенсорных систем.

Рительная сенсорная система Строение и функции.

Слуховая сенсорная система. Строение и функции.

Взаимодействие сенсорных систем как одно из условий объективного отражения окружающего мира.

Этапы формирование сигнальных систем у ребенка.

начение достижений физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем для современной психологии.

1. Физиология ВНД - наука о деят ведущих отделов головного мозга. Изуч функции КБП, образование и действие условных рефлексов, механизм осуществления высших псих функций, мышления, речи, памяти, ФС, поведенческих реакций, темперамента и пр. Физиология ВНД изуч процессы жизнедеятельности организма чел-ка, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окр среды, адаптироваться к ним и выживать - сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физ, но псих и соц благополучие. Предмет –объективное изучение материального субстрата псих деят мозга и использование этих знаний для решения практич задач сохранения здоровья и высокой работоспособности чел-ка, управления поведением. Физиология ВНД явл базовой академич наукой для развития таких практич дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология ВНД и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения чел-ка в постоянно меняющихся условиях внешней среды. История:Аристотель признавал единство псих явлений у животных и чел-ка. Чел-ку присущи 3 рода души (растительная, чувственная, разумная), а животному 2 (чувств и раст). Примерно в то же время были высказаны первые предположения о возможной связи псих явлений и мозга. Первые экспериментальные исслед псих деят были проведены Галеном, который изучал животных в ходе постановки над ними экспериментов, наблюдал изменения поведения. Он предположил, что псих деят связана с ГМ, является его неотъемлемой функцией. Галену принадлежат первые предположения, касающиеся разделения форм поведения на врожденные и приобретенные. А так же вычленение произвольных и непроизвольных мышечных реакций. Декарт выдвинул предположение о рефлекторном механизме взаимодействии организма с внешней средой, дал описание рефлекторного механизма как прототипа рефлекторной дуги. Кювье рассматривал поведение как видовой признак, связанный со степенью развития мозга. Каждому виду животных присущи свои особенности врожденного поведения, которые опред степенью развития мозга. Первые представления о физиологическом механизме ВНД, близкие к современным связаны с именем Прохазки. Он впервые подошел вплотную к истинному пониманию физиологических механизмов ВНД. Он ввел понятие рефлекс, и дал классич описание рефлекторной дуги. Дарвин уделял внимание эволюции псих деят чел-ка и животных. Торндайк изуч поведение животных объективным путем. Были сформулированы 2 закона обучения: закон эффекта и упражнения. Открыл, что если реакция на стимул сопровождается поощрением, вызывает + эмоции, то она отпечатывается в сознании быстрее и эффективнее. Сеченов -обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу ГМ. Павлов – выделил аналитическую часть мозга отвечающую за поведение, ввел понятие анализаторов. Ввел понятие ВНД, предложил метод УР, как метод изуч псих явлений. Изуч словно-рефлекторную деят ЦНС.

2. 20. Метод УР – выработка в онтогенезе реакций организма на раздражитель, ранее индифферентный для этой реакции. ЭЭГ - регистрация суммарной электрической активности мозга с поверхности головы. Запись ЭЭГ с коры ГМ - электрокортикограммой. ЭЭГ производится с помощью биполярных и униполярных (активный и индифферентный) электродов. Анализирует частоту и амплитуду волновой активности. Регистрирует 4 физиологич ритма: a -Ритм -в сост покоя. b - сменяет a-ритм при сенсорной стимуляции. Смена a-и b-ритмов - десинхронизациейЭЭГ, объясняется активирующим влиянием на КБП восходящей РФ. q -Ритм регистрируется в процессе развития фаз медленноволнового сна. D -Ритм а свидетельствует о снижении функциональной активности мозга, фиксируется во время глубокого медленноволнового сна. Метод вызванных потенциалов - регистрация колебания электрич активности на ЭЭГ при однократном раздражении периферич рецепторов. Ранние компоненты отражают поступление в КБП афферентных возбуждений через спец ядра таламуса - первичный ответ, регистрируется в корковых проекционных зонах. Поздние компоненты обусловлены поступлением в кору неспец возбуждений через РФ, неспец ядра таламуса –вторичные ответы. Метод дает возможность выявить взаимодействия различных зон коры. Магнитоэнцефалография при движении электр зарядов возникает магнитное поле. Преимущество методики перед ЭЭГ в повышенной точности локализации очага корковой активности, т.к сигналы от соседних участков не накладываются др на друга. При компьютерной томографии через мозг пропускается тонкий пучок рентгеновских лучей, получают рентгенографические изображения участков мозга с различных точек. В результате получают высококонтрастное изображение среза мозга. При позитронно-эмиссионной томографии используют радиоизотопы био важных атомов, испускающие позитроны. Каждый позитрон, сталкивается с электроном; при этом обе частицы взаимоуничтожаются и испусканием 2 g-луча под углом 180°, улавливающиеся фотодетекторами. На основании данных строится изображение в соответствующей плоскости, отражающее различия в плотности распада изотопа, т.е в радиоактивности участков исслед объема ткани. Микроэлектродный метод - подведение к одиночным нейронам микроэлектродов. Позволяет изуч активность одиночных нейронов ЦНС. Методы молекулярной биологии - изучение роли молекул ДНК, РНК и др био активных веществ в образовании УР. Методы холодового выключения структур ГМ дают возможность визуализировать пространственно-временную мозаику электрич процессов мозга при образовании УР. Стереотаксический метод позволяет ввести электрод в подкорковые структуры по стереотаксич координатам. Позволяет регистрировать биоэлектрическую активность структуры, раздражать или разрушать ее, вводить различные хим вещ-ва. Метод перерезки и выключения используя электрошок или вводя снотворные вещ-ва, можно обратимо видоизменять активность мозга и наблюдать за изменением условно-рефлект поведения. Реоэнцефалография - регистрация изменений сопротивления ткани мозга переменному току высокой частоты в зависимости от кровенаполнения. Эхоэнцефалография основана на свойстве ультразвука по-разному отражаться от структур мозга, его патологических образований, цереброспинальной жидкости, костей черепа и др. Эволюционный подход в изуч ВНД заложен Орбели. Его последователь Л.Г Воронин показал, что стойкие временные связи, позволяющие животному реагировать на сигналы жизненно важных событий, появл только у кольчатых червей, высших беспозвоночных и хордовых. У низших беспозвоночных и одноклеточных истинные УР не обнаружены.Выделил ур индивидуального приспособления: 1) привыкание 2) сенсибилизация 3) нестойкая условная связь 4) стабильная усл связь5) комбинационная усл связь 6) абстрактно-логич усл связь. Между классич УР и логикой, лежит ряд промежуточных ур.

3. КлассУР - УР, вырабатываемый при сочетании во времени двух раздражителей, индифферентного и безусловного, через определенный интервал после усл раздражителя предъявляется раздражитель вызывающий БР.В результате повторных сочетаний первый начинает вызывать к действию второй, приобретая свойства безусл раздражителя. Для выработки К.у.р. необходимо: -совпадение во времени двух раздражителей – усл и безусл; -действие усл раздражителя должно несколько предшествовать действию безусл; -усл раздражитель должен быть физиологич более слабым чем безусл и не вызывать сильной реакции; -нормальное сост НС; -отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного сост. Необходимым условием образования функциональной связи между корковыми центрами ассоциируемых раздражителей явл синхронизация биопотенциалов (в диапазоне θ-ритма). Параллельно со становлением УР идет процесс формир др усл-рефлекторной связи, спец изменяющей сост нейронов, что выражается в росте их фоновой активности – частоты спайков (ассоциативный тонический ответ). Если по каким-то причинам усл-рефлекторное изменение состояния нейрона не возникает, то и вырабатываемый у него УР не обнаруживается. Это дало основание для заключения, что ассоциативный ответ включает в себя формир-ние состояния, качественно специфического для каждой временной связи. Данное явл – один из ведущих механизмов формир усл-рефлекторного поведения. Деят не сущ отдельно от сост-ния, а выступает как единое целое с ним. Подкрепление - любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности по отношению к цели.Важно то, что стимулы, которые изначально не явлподкреплениями, могут превратиться в таковые благодаря ассоциированию с др подкреплениями. Выделяют: положительное П- любой стимул, увеличивающий вероятность возникновения поведения, отрицательное П - стимул, снижающий вероятность возникновения поведения. 2 типа П:- первичное - событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами, не требуют предварительной ассоциации с др подкреплениями, чтобы удовл био потребность (пища, вода, комфорт). Их ценностное значение для организма не зависит от научения.- вторичное, усвоенное П- событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом (деньги, внимание, привязанности). УР –приспособительная деят, осущ-мая высшими отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражением и сигнализируемой реакцией. УР занимает важное место в эволюции ВС, являющихся универсальным приспособительным явлением в животном мире. Внутриклеточные - примитивный механизм приспособления к условиям жизни у простейших. Зачатки межклеточных ВС развиваются у колониальных форм. Возникновение НС сетчатого строения дает начало ВС диффузной НС у кишечнополостных. Узловая НС у беспозвоночных приводит к бурному прогрессу ВС ЦНС и возникновению УР.

4. Важную роль в развитии учения о ВНД сыграл Сеченов. Свои взгляды и результаты исслед изложил в книге «Рефлексы ГМ». Сеченов впервые высказал мысль, что сознание -отражение реальной действительности и познание окружающей чел-ка среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых явл первоначальным источником всей псих деят. Наблюдая за поведением и формир сознания ребенка, показал, как врожденные рефлексы с возрастом усложняются, вступают в разнообразные связи и создают всю сложность чел поведения. Сеченов стал на путь детерминизма в вопросах псих деят. При изуч рефлексов обосновал приспособительный характер изменчивости рефлекса, открыл торможение рефлексов (центральное торможение), суммацию возбуждения в ЦНС. Основоположником учения о ВНД явл Павлов. Он открыл УР и, используя их как объективный метод исслед псих деят, разработал основы учения о ВНД. Согласно учению различают В и Н нервную деят. ННД –совок нейрофизиологич процессов, обеспечивающих осущ-ние БР и инстинктов. Термин «ВНД» предложил использовать вместо термина «псих деят», что способствовало изучению псих деят объективным методом УР. ВНД - условно-рефлекторная деят ведущих отделов ГМ, обеспеч адекватные отношения организма к внешнему миру, т.е поведение. Псих деят осущ с помощью ВНД – таково соотношение этих понятий. Псих деят протекает осознанно. ВНД может быть осознанно и подсознательно. Павлов сформулировал 3 принципа рефлекторной теории. П. детерминизма (принцип причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена. П.структурности - каждая рефлекторная реакция осущ с помощью опред структур, чем больше структурных элементов участвует в осущ-нии реакции, тем она совершеннее. П. единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции -НС анализирует, т.е различает, с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию – синтез.

5. Безусловное (врожденное) торможение бывает: Внешнее – проявляется в ослаблении или прекращении наличного (в данный момент) УР при действии постороннего раздражителя. Павлов называл это рефлексом «что такое?». Он состоит в настораживании и подготовке организма к действию на случай внезапно возникающей необходимости. С повторением действия дополнительного раздражителя реакция на этот сигнал ослабевает и исчезает, т.к организму не требуется предпринимать действий. Выделяют: Гаснущий тормоз- посторонний сигнал, который с повторением его действия теряет свое тормозящее влияние, т.к не имеет существенного значения для организма. Постоянный тормоз доп раздражитель, который с повторением не теряет тормозящего действия (раздражения от переполненных вн органов (моч пузыря, кишечника), болевые раздр). Механизм внешнего Т. Согласно Павлову, посторонний сигнал сопровождается появлением в КБП нового очага возбуждения, который при ср силе раздражителя оказывает угнетающее влияние на текущую усл-рефлекторную деят по механизму доминанты. Запредельное -возникает при длит нервном возбуждении, при действии сильного усл сигнала. Между силой раздражителя и величиной ответа имеется соответствие - закон силы: чем сильнее усл сигнал, тем сильнее усл-рефлекторная реакция. Но закон сохраняется до опред величины, выше эффект начинает уменьшаться, несмотря на увеличение силы: при достаточной силе усл сигнала эффект действия может полностью исчезнуть. Эти факты говорят имеют пределе работоспособности корковых клеток. Условное торможение -активный нервный процесс, требующий выработки. Его и называют усл-рефлекторным Т: оно явл приобретенным, индивидуальным. Согласно теории Павлова, оно локализовано в пределах НЦ данного УР. Различают: Угасательное Т- возникает при повторном применении усл сигнала и его неподкреплении. При этом вначале условный рефлекс ослабевает, а затем полностью исчезает, через некоторое время он может восстановиться. Запаздывательное - возникает при отставлении подкрепления на 1-3 мин относительно начала действия усл сигнала. Постепенно появление усл реакции сдвигается к моменту подкрепления. Дифференцировочное - вырабатывается при доп включении раздражителя, близкого к условному, и его неподкреплении. Чем меньше различия между сигналами, тем труднее идет выработка дифференцировочного Т. Условный тормоз- возникает при добавлении к усл сигналу др раздражителя и неподкреплении этой комбинации. Функциональные изменения при выработке УР и УТ имеют общие черты, т.к стадии их формир одинаковы. Значение УТ заключается в устранении ненужной деят– тонком приспособлении организма к окр среде.

6.УР - приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду. Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически. Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формир на базе БР при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, конкретных условий, в которых формир УР.При действии индифферентного раздражителя возникает возбуждение в рецепторах, и импульсы из них поступают в мозговой отдел анализатора. При воздействии безусл раздражителя возникает специфич возбуждение рецепторов, и импульсы через подкорковые центры идут в кору ГМ. Т.о, в коре ГМ одновременно возникают 2 очага возбуждения: В коре ГМ между 2-мя очагами возбуждения по принципу доминанты, образуется временная рефлекторная связь. При возникновении временной связи изолированное действие усл раздражителя вызывает безусл реакцию. В соответствии с теорией Павлова, формирование временной рефлекторной связи происходит на ур-не КБП, а в его основе лежит принцип доминанты. Ориентировочный рефлекс –безусловно-рефлекторное непроизвольное сенсорное внимание, сопровождаемое повышением тонуса мышц, вызванное неожиданным или новым для организма раздражителем. Эту реакцию часто называют рефлексом настораживания, тревоги, Павлов назвал ее рефлексом «что такое?». Структура ОР: 1 фаза выражается в прекращении текущей деят с фиксацией позы. 2 фаза «стоп-реакция» переходит в реакцию вздрагивания. 3фаза начинается с фиксации поля раздражителя для развертывания процесса дифференцированного анализа внешних сигналов и принятия решения об ответной реакции организма. Ориентировочный рефлекс входит в структуру ориентировочного поведения (ориентировочно-исслед деят). Механизм осущ ОР –результ динамического взаимодействия между множеством различных образований специфич и неспец систем ЦНС. Фазу общей активации связывают с активацией стволовой РФ и генерализованным возбуждением коры, в этот период наблюдается депрессия α-ритма (реакция десинхронизации в ЭЭГ), изменение кожно-гальванической реакции. В развитии фазы анализа стимула ведущее место занимает корково-лимбико-таламическая интеграция, при этом важную роль играет гиппокамп. Более устойчиво удерживаются локальные проявления ОР в виде депрессии a-ритма и вызванных потенциалов в проекционных зонах коры.

7. Деят чел-ка (степень активности во время физ и умственной работы, действие различ сигналов, сосредоточение внимания) требует различной активности ЦНС. Метод ЭЭГ, позволяет изуч суммарную электрич активность, оценивать по изменениям ритмов ЭЭГ псих деят чел-ка.При интеллект деят наблюдаются изменения опред ритмов ЭЭГ. Преимущественные изменения низкочастотных составляющих спектра ЭЭГ, обнаружена тесная связь q- и D-активности с выполнением задания. Изменения ЭЭГ во время инструкции о предстоящей деятзаключается в существенном снижении спектральной мощности a- и q-диапазонов в большинстве областей, в лобной обл нарастает мощность b -ритма. В процессе интеллект деят формир новые функциональные связи мозговых структур. Резко падает мощность a2-диапазона в левой теменной области, отмечается ее снижение в левой височной. Лок изменения мощности наблюдаются в q-диапазоне спектра. В норме происходит нарастание мощности в лобной обл справа, теменной и височной -слева. Снижается мощность в задних отделах Пполушария. В осущ-ние арифметич операций вовлекаются оба полушария. Возрастание мощности q-ритма при умственной работе рассматривается как коррелят интеллект напряжения. Согласно данным Корольковой и Труша, повышение когерентности по D и q- ритмам явл условием для осущ-ния моторной деят. Функциональные перестройки в процессе деят проявл в динамике пиковой частоты a- и b-ритмов. Наибольшие сдвиги a отмечаются в лобных и височных обл-тях Л полушария, b -в обеих височных и лобных обл-тях. Метода вызванных потенциалов (ВП). Индикатором ФС мозга явл вызванная электрич активность. Компоненты ВП могут существенно изменяться в зависимости от динамики внутреннего сост испытуемых. Исслед реакций проекционных зон. На вспышку света возникает многокомпонентный ВП. В затылочных отделах макс амплитуду имеет позитивный компонент, в лобных – негативный. Сенсорный послеразряд в лобных отделах выражен хуже, чем в затылочных. У олигофренов в отл от нормы амплитуда зрит ВП на вспышку света выше в Л полушарии. Это отражает большую занятость Л полушария обработкой невербального материала, снижая его возможности обработки вербального. Эта асимметрия ВП - индекс умственной отсталости. Исслед реакций ассоциативных корковых обл -ВП регистрируются с латентными периодами, близкими ответам проекционной коры. Наличие одновременного развития поздних компонентов ВП в проекционной обл и в переднеассоциативных отделах коры - отражение системного вовлечения этих обл в реализацию завершающих операций зрит восприятия. У лиц олигофренов, вовлечение лобных отделов в анализ сенсорной инф-ции происходит медленнее, чем проекционных обл. ВП при направленном внимании. Динамика ВП при переходе от спокойного бодрствования к направленному на стимул вниманию позволяет характеризовать ФС лобных отделов КБП, обеспеч и формир этот вид деят. При направленном на стимул внимании наблюдается увеличение амплитуды компонентов ВП в затылочных и лобных обл. У олигофренов не выявл изменения амплитуды ВП ни в Л, ни в П полушарии. У здоровых отмечены некоторые изменения временных параметров: удлинение и укорочение латентного периода некоторых компонент. У олигофренов не выявлено сдвигов латентного периода - следствие наруш произвольной регул перцептивной деят. Изменение ур-ня общей активации, как и опосредованное вкл механизмов локальной фаз активации, обеспеч системой связей лобных отделов с неспец структурами лимбико-ретикул комплекса. Наблюдаемое ослабление реактивности корковых структур у лиц с наруш умств развит отражает дисфункцию лобных отделов, что проявл в недостаточности системы общей и лок активации. Т.о для успешного исследо интегративной деят мозга необходимо регистрировать ВП обоих полушарий одновременно, + в условиях псих деят.

8. Экстраполяционный рефлекс -термин, введенный Л. В. Крушинским для обозначения элементарной единицы рассудочной деят. Стимулом экстраполяционного рефлекса служит движущаяся приманка, скрывающаяся за преградой; ответное действие на стимул — движение животного к другой стороне преграды. Т.о, термин ЭР указывает на способность прогнозировать события на основе улавливания особенностей хода текущих событий. Увеличение в процессе филогенеза размера мозга, а также ассоциативных зон коры, усложнение нейронной организации коры полушарий большого мозга - условия, которые играют существенную роль в развитии способности к образованию экстраполяционного рефлекса у млекопитающих. У птиц со слаборазвитыми корковыми формациями роль новой коры выполняет полосатое тело — стриатум, и способность к образованию экстраполяционного рефлекса у них находится в прямой зависимости от развития и сложности его нейронной организации. У рептилий способность к образованию экстраполяционного рефлекса связана с функционированием переднего отдела их дорзальной коры, нейроны которой имеют хорошо развитую систему аксонодендритных разветвлений, по степени дифференциации мало уступающую нейронам млекопитающих. У амфибий и рыб не удалось выявить ясно выраженной способности к экстраполяции. При изучении условий образования экстраполяционного рефлекса оказалось, что у тех групп животных, у которых высока доля правильных решений задач, часто развивается ряд неадекватных форм поведения: появляются фобии экспериментальной обстановки, наблюдаются симптомы резкого возбуждения животных или, наоборот, их «застывание» на месте; животные начинают систематически избегать выбор того пути, который приводит к получению награды. Все эти формы неадекватного поведения могут исчезнуть после перерыва в опытах или после введения транквилизаторов (см. Психотропные средства). Образование экстраполяционного рефлекса представляет трудную для мозга животных деятельность, часто приводящую к развитию невротических состояний.Крушинский рассматривает экстраполяционный рефлекс как один из критериев рассудочной деятельности животных.

9. Теория ФС описывает организацию процессов жизнедеятельности в целостном организме, взаимодействующем со средой. Теор была разработана при изуч механизмов компенсации наруш функций организма. Анохин показал, что компенсация мобилизует различные физиологич компоненты – центральные и периферич образования, функционально объединенные для получения приспособительного эффекта, необходимого организму. Это функциональное объединение различно локализованных структур и процессов для получения конечного результата было названо ФС – единица интегративной деят целого организма, включающая элементы различной анатомич принадлежности, активно взаимодействующие между собой и с внешней средой в направлении достижения полезного результата. Приспособительный результат -соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и делает возможным реализацию следующего поведенческого акта. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном направлении. Достижение результата осущ с помощью спец механизмов: Афферентный синтез –отбор и синтез различных сигналов об окр среде и степени успешности деят организма в ее условиях, на основе которого формир цель деятельности, управление ею. Здесь происходит взаимодействие: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (инф-ции о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта; принятие решения с одновременным формир аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия; собственно действие; сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора и параметров выполненного действия; коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных параметров действия. Состав ФС не определяется пространственной близостью структур или их анатом принадлежностью. ФС имеют разную специализацию, отвечают за дыхание, движение, питание. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности: одни свойственны всем особям вида; др индивидуальны- формир пожизненно и сост основу обучения. ФС различаются по степени пластичности, по способности менять составляющие компоненты. Так ФС дыхания состоит из стабильных структур, обладает малой пластичностью. ФС, обеспечивающая движение, пластична и может перестраивать компонентные взаимосвязи (дойти, добежать, допрыгать, доползти). П ризнаки ФС:1) ФС - центрально-периферич образование. 2) Сущ ФС связано с сущ-нием приспособительного эффекта. 3) Наличие рецепторных аппаратов позволяет оценивать результаты действия ФС. 4) Каждый приспособительный эффект ФС формирует поток обратных афферентаций, представляющий признаки полученных результатов. Если при подборе наиболее эффективного результата эта обратная афферентация закрепляет наиболее успешное действие, она становится санкционирующей (определяющей). 5) ФС, на основе которых строится приспособительная деят новорожденных к характерным для них эко факторам, обладают всеми чертами и созревает к моменту рождения.

10. Отцом инструментальной формы научения (оперантного) считается Торндайк, он в конце XIX назвал ее обучением «методом проб, ошибок и случайного успеха». Основной вклад в изуч закономерностей инструментальных УР внес Скиннер. Оперантные методы научения и дрессировки изложены в работах Прайор. Скиннер разработал методику свободного оперантного поведения, при которой животному позволяют совершать действия и подкрепляют нужные. В инструментальных УР значительную роль играет внутренняя активность животного. Конорский: Инструментальные УР - рефлексы, в которых в ответ на данный раздражитель производится движение, выполняя которое животное либо обеспечивает себя привлекающим безусл раздражением, либо избегает отвергаемого раздражения. Асратян: инструментальные - рефлексы, в которых непременным условием явл осущ-ние двиг реакций, где движения всегда имеют сигнальное значение. Инструментальный рефлекс состоит не в воспроизведении безусл реакции, а в реализации того активного действия, которое позволит достичь или избежать последующего безусл подкрепления.Этапы оперантного научения:1. Создание состояния выраженной потребности.2. Первичная инициация нужного поведения. При этом избегаются способы болевого воздействия, предпочитаются способы, основанные на отборе поведения.3. Создание условий при которых животные самостоятельно воспроизводят первично инициированное поведение.4. Введение стимула, санкционирующего данный поведенческий акт.5. Использование свойств подкрепления и тренировочного процесса для закрепления поведенческого акта до навыка.Эффективность научения в форме образования инструментальных УР заключается не только в том, что животное само стремится совершить действие, но и в том, что подкрепление - не просто событие, связанное временной последовательностью с сигналом, а всегда удовлетворение доминирующей потребности, поэтому и становится био важным, а действия приводящие к нему -био целесообразными.

11. Импринтинг запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности, особая форма неассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития организма. При наблюдениях за животными этологов особенно интересует относительная роль в их поведении врожденного и приобретенного. Лоренц занимался изуч гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым они встречались в момент вылупления стал Лоренц и вместо того чтобы присоединяться к стаду гусей, они повсюду следовали Лоренцом. Оказавшись в присутствии матери, они не обращали на нее внимания и возвращались под защиту Лоренца. Проявление этой привязанности к чел-ку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с чел-ком, не проявляя интереса к представителям собственного вида. Исследователи показали, что в условиях эксперимента импринтинг может быть вызван любым объектом. Механизм импринтинга важен для выживания. У животных, у которых детеныши гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит позднее и выражен сильнее. У ребенка соц связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивид первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям (иногда значительным) в его поведении. Различают несколько разновидностей импринтинга. 1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи. 2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей), имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг – половое поведение особей внутри своего вида. 3. Реакция следования – слепое следование новорожденного за родителями. Наблюдение за развитием детей свидетельствует, что важную роль в нервно-псих развитии имеет И, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы. В развитии имеются крит периоды, определяющие дальнейшее развитие ребенка. У новорожденных первых месяцев определяющим фактором в возникновении привязанности к матери явл чувство комфорта и ощущение безопасност



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: