Аграрные отношения и их специфика. Земля как основной фактор сельскохозяйственного производства




Аграрные отношения – это экономические отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве по поводу владения и распоряжения землей и другими факторами сельскохозяйственного производства. Характер и специфика аграрных отношений определяются социально-экономическим строем, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, формой собственности на землю и другие факторы производства.

Основными направлениями преобразования аграрных отношений являются: земельная реформа на основе приватизации земли в частную и коллективно-долевую (совместную) собственность; реорганизация колхозов и совхозов на основе разгосударствления и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; приватизация предприятий переработки, хранения, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства; создание институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в АПК.

Общеизвестно, что земля является основным фактором производства в сельском хозяйстве и выступает, с одной стороны, в качестве средства труда, с другой, – предмета труда. Кроме того, земля обладает целым рядом специфических особенностей. Особенность земли как основного фактора производства обусловлена ее неподвижностью и территориальной ограниченностью, различиями в почвенном плодородии, невоспроизводимостью в отличие от труда и капитала и др. Землевладение – это собственность на землю, то есть признание права данного лица на определенный участок земли. Землепользование представляет собой пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник, как правило, – разные физические (юридические) лица.

Участниками земельных отношений являются:

–собственники земельных участков – лица, являющиеся полными собственниками земельных участков;

–землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

–землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

–арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды;

–обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Рынок земли представляет собой совокупность всех мер и операций, связанных с продажей, арендой, обменом, передачей по наследству, субарендой, временным пользованием, совместным использованием и т.д. То есть рынок земли включает все виды движения земли между владельцем и покупателем или различные формы передачи юридических прав на землю.

В условиях современной земледельческой цивилизации рынок земли регулируется государством через создание соответствующей институционально-правовой основы и необходимой инфраструктуры. Рынок земли отражает всю совокупность исторических, экономических, психологических, конфессиональных и других условий России, а также особенности ее регионов. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, рынок земли не создается в виде какого-то одномоментного акта (принятия закона), а формируется годами и десятилетиями.

На рынке земли, как и на любом другом рынке, земля выступает в качестве товара. Рыночная стоимость земли формируется через взаимодействие спроса и предложения, а с позиций доходности ориентировочная цена земли определяется как капитализированная рента.

По расчетам В.И. Назаренко, цена земли в США примерно в два раза выше капитализированной ренты, и объясняется это тем, что уровень доходности от всех видов вложений обратно пропорционален надежности объекта вложения. Поскольку земля принадлежит к числу наиболее стабильных и надежных видов вложений, то предельная норма доходности земли низка.

В основе ориентировочной цены земли лежит земельная рента как важнейший фактор ее формирования. Рента как экономическая категория - это доход от какого-то фактора производства, предложение которого неэластично, что часто имеет место в нефтедобыче, сельском хозяйстве. Земельная рента – это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено, то есть это текущий доход ее собственников, цена услуг земли как фактора производства.

Земельная рента, по К. Марксу, выступает в двух формах: абсолютная и дифференциальная. Причем дифференциальная рента I связана с качеством и местоположением земли, а дифференциальная рента II – с дополнительным вложением капитала в землю.

Марксистское понимание земельной ренты берет свое начало у Д. Рикардо, считавшего, что рента может зависеть как от качества земли, так и от местоположения земельного участка.

Согласно К. Марксу, существование абсолютной земельной ренты обусловлено наличием частной собственности на землю, а условием ее формирования является разница в органическом строении капитала в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Все экономические школы, анализировавшие земельную ренту (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл), исходят из неоднородности качества земельных участков, т.е. из того, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от плодородия и местоположения.

Рынок продовольствия большинства стран мира близок к совершенно конкурентному, т.к. на нем преобладают мелкие фермы. Государство не ограничивает прав граждан на куплю-продажу земли, кроме тех стран, где преобладает аренда земли (Бельгия, 68%).

Спрос на продовольствие неэластичен, он мало меняется при значительном изменении цен. Это означает, что даже незначительное сокращение предложения может вести к значительному росту цен на продовольствие и наоборот. Поэтому аграрная сфера существенно зависит от природных условий. На спрос на продовольствие влияет также устойчивое сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя в связи с сокращением расходов на продукты питания при росте доходов. Поскольку доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается, постольку это отражается и на спросе на землю.

В отличие от сельскохозяйственного спроса на землю несельскохозяйственный устойчиво растет – строительство жилья, инфраструктуры, промышленных предприятий, инфляционный спрос на землю. Он безразличен к плодородию, но чутко реагирует на местоположение.

В отличие от прокатной цены земли – арендной платы, капитальная цена земли – цена купли-продажи земельных участков определяется путем капитализации ренты и зависит от: размеров земельной ренты и ставки банковского процента.

Цена купли-продажи земли рассчитывается как дисконтированная стоимость, но с учетом того, что при покупке земли доход в виде арендной платы будет выплачиваться собственнику земли в течение неопределенно продолжительного времени. Собственник земли должен получить альтернативную стоимость – такую сумму денег, положив которую в банк, он мог бы получать аналогичный ренте процент на вложенный капитал.

 

V = · 100%,

 

где V – текущая цена земельного участка;

R – ожидаемая арендная плата;

i – норма капитализации (ставка банковского процента).

Эта формула определения капитальной цены земли основывается, как и цена купли-продажи капитального товара, на капитализации ренты (арендной платы) при условии, что число лет получения дохода стремится к бесконечности.

 

V = .

 

Если j стремится к бесконечности, то 1/(1+i)j стремится к 0, тогда предел V равен R / i.

Это теория. На практике цена земли зависит от множества других факторов. Например, спрос на землю резко возрастает в условиях инфляции.

Рента представляет собой только часть суммы, которую платит арендатор, т.к. арендная плата включает амортизацию построек и сооружений на земельном участке и процент на вложенный капитал.

Наиболее распространенным способом передачи прав землевладения и землепользования за рубежом, наряду с продажей земли, является аренда. В частности, в США 2/3 используемой фермерами земли находится в их собственности, остальные они арендуют. При этом как продажа, так и аренда сельскохозяйственных земель регулируется специальными законами. Основными целями такого регулирования являются: приобретение земли только квалифицированными фермерами, недопущение чрезмерной концентрации земли, исключение дробления участков земли, сохранение сельскохозяйственных угодий, недопущение их необоснованного вывода из сельскохозяйственного оборота и др.

Государственное регулирование осуществляется как административными, так и экономическими методами. Среди мер административного характера в большинстве развитых стран применяются зонирование земель, регулирование их использования и землеотвода. Существующее законодательство направлено, прежде всего, на ограничение вывода земель из сельскохозяйственного оборота. Продажа или иная передача сельскохозяйственных угодий на несельскохозяйственные цели почти везде требует специального разрешения и во многих случаях жестко лимитируется. Кроме административных мер, широко распространено и экономическое, финансовое стимулирование сохранения сельскохозяйственного использования земли. Основным инструментом здесь являются льготное налогообложение сельскохозяйственных земель, освобождение от уплаты поземельного налога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: