Государственное регулирование регионального развития




Для реализации задач региональной политики могут быть использованы разнообразные формы и методы государственного регулирования как административного, так и экономического воздействия. В первую очередь – это прогнозирование и программирование.

Региональный аспект общероссийских прогнозов позволяет субъектам Федерации иметь необходимые ориентиры, определять основные тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, место во внутрироссийском разделении труда, корректировать прогнозируемую динамику общероссийского и регионального рынков.

При разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов должны отражаться вопросы совершенствования региональной экономической и социальной политики, обеспечения экологической безопасности, международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.

Основными формами участия государства в регулировании регионального развития являются государственные региональные программы, финансируемые за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции, выполнение работ и услуг для общегосударственных нужд через контрактную систему.

Однако в современной сложной финансовой и экономической ситуации государство не может, да, пожалуй, и не должно брать на себя прямой контроль за всеми аспектами развития регионов разного уровня.

Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициативе федеральных органов исполнительной власти с возможным привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ. ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансироваться на совместной основе, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ и привлекаемых внебюджетных источников.

Федеральные региональные целевые программы составляют примерно 15% от всех принятых ФЦП. Большая их часть (почти три четверти) разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический потенциал и низкую бюджетную обеспеченность. Естественно, что для повышения уровня экономического развития и коренной реструктуризации производственной базы таких регионов необходима существенная помощь Федерации.

Комплексные программы социально-экономического типа в последнее время получают все большее распространение. Они разрабатываются на всех региональных уровнях. Отметим ряд особенностей подобных программ.

Во-первых, они охватывают все аспекты хозяйственной и социальной жизни региона. Во-вторых, по своей сути – многоцелевые. В-третьих, развитие любого региона в немалой степени зависит от экзогенных факторов: от поведения соседних регионов, от общегосударственной политики в различных сферах и даже от международной ситуации и мирового рынка. В этих условиях неизбежна вариантная проработка перспектив развития, в то время как целевая программа ориентирована на реализацию конкретных мероприятий, которые должны быть увязаны между собой в систему.

Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам.

Цели и задачи программы должны соответствовать положениям Программы социально-экономического развития Российской Федерации, другим программным и прогнозным документам Правительства Российской Федерации, положениям основных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Основные направления региональной программы должны ориентироваться на долгосрочный период, на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Сокращение государственного инвестирования в производство и социальную сферу может быть в определенной мере компенсировано за счет значительного расширения круга институциональных инвесторов – это фонды поддержки производства, предпринимательства, пенсионные, страховые фонды, действующие по принципу трастовых (доверительных) фондов. По трастовому принципу могут формироваться такие региональные фонды, как компенсационные фонды за добычу невозобновляемых ресурсов на территории, экологические фонды, социальные фонды – жилья, образования и т.п.

Особое значение в составе методов государственного воздействия на региональное развитие принадлежит косвенным методам финансового и денежно-кредитного регулирования. Одним из таких методов может быть использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные производства, требующие новых инвестиций.

Важную роль должны сыграть налоговые льготы, а также введение регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную модернизацию своего производства.

Таким образом, регионализация социально-экономической политики предполагает широкое применение методов экономического регулирования и размещения производительных сил. При этом государственное регулирование регионального развития должно осуществляться на различных уровнях управления – федеральном, межрегиональном, региональном и местном.

Меры по модернизации экономики и реформированию социальной сферы должны осуществляться с учетом региональных особенностей и региональных интересов на основе следующих принципов федеративных экономических отношений:

единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы;

разграничения компетенции между уровнями государственной власти, в соответствии с их полномочиями;

согласованного формирования и осуществления единой экономической политики Российской Федерации и ее субъектов;

создания равных условий экономического развития субъектов Федерации и равных условий в конкурентной среде и получении государственной помощи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: