К КОЛЛОКВИУМУ И ЗАЧЁТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ




Разделы курса

Первый раздел. Сказ как литературоведческая проблема и история его научного изучения в России и за рубежом.

Второй раздел. Развитие сказовых форм в русской литературе XIX века и литературе Серебряного века.

Третий раздел. Сказ в русской литературе советского периода.

Четвёртый раздел. Сказ в русской литературе конца ХХ–XXI вв. Современное изучение литературного сказа.

 

Темы и краткое содержание курса

Тема 1. Проблема сказовой формы повествования в литературе (сказ), история его изучения. Статьи Б.М. Эйхенбаума «Иллюзия сказа» (1918) и «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919). Проблема сказа в трудах В.В. Виноградова и М.М. Бахтина. Сказ как «установка на чужую речь» и, как следствие на устную речь (М.М. Бахтин). Фольклорный и литературный сказ. Сказ и фольклорная стилизация. Сказ и персонифицированное повествование от первого лица (Ich-Erzählung). Повествователь в сказе как художественный феномен. Рабочая терминология. Определения сказа. Усечённый сказ (сочетание сказа с персонифицированным повествованием, со стилизацией слова автора под «чужое»). Условный сказ (совокупность монологических повествований, объединённых автором-повествователем или героем-повествователем). Сказовая новелла. Отечественные концепции теории повествования и нарратология (теория повествования) в зарубежном литературоведении. Основные представления о структуре нарратива.

Тема 2. Сказ и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Повествование в фольклоре и «Русские сказки» Владимира Даля. Рассказчики у Гоголя. Повествование в «Герое нашего времени».

Тема 3. Сказовые формы в творчестве Н.С. Лескова и его современников (А.Ф. Погосский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.В. Успенский, В.А. Слепцов, И.Ф. Горбунов, Н.А. Лейкин).

Тема 4. Сказ в прозе Серебряного века («Серебряный голубь» Андрея Белого, Е.И. Замятин, Ф.К. Сологуб, И.С. Шмелёв, Саша Чёрный). Сказовые формы у Алексея Ремизова («Посолонь»).

Тема 5. Сказовая проза советского времени. 1920-е годы (А.С. Неверов, Л.М. Леонов, Вс.В. Иванов, Б.А. Пильняк). Сказовое повествование в «Донских рассказах» М.А. Шолохова и условный сказ в «Конармии» И.Э. Бабеля.

Тема 6. Комический сказ М.М. Зощенко.

Тема 7. «Уральские сказы» П.П. Бажова. Поморские были и сказания Б.В. Шергина. Сказки и рассказы С.Г. Писахова. Судьба шергинско-писаховской сказовой традиции. «Душа неизъяснимая: размышления о русском народе» Владимира Личутина.

Тема 8. Сказовые формы в творчестве В.И. Белова. «Бухтины вологодские». Своеобразие сказовой формы в творчестве В.М. Шукшина.

Тема 9. «Затоваренная бочкотара» В.П. Аксёнова и «История села Брёхова» Б.А. Можаева.

Тема 10. Сказ и условное повествование от первого лица в рассказах и повестях Валерия Попова и Евгения Попова. «Москва – Петушки» Вен.Ерофеева. «Школа для дураков» Саши Соколова

Тема 11. Сказ в русской литературе постсоветского времени. «Чижик-пыжик» Александра Чернобровкина.

Тема 12. Перспективы развития сказовой формы повествования в литературе эпохи Интернета.

*

Коллоквиум ( проводится в середине семестра ). Эволюция сказовых форм в русской прозе. Сказовое повествование в зарубежной прозе как проблема.

 

Зачёт по итогам спецкурса.

*

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ВОПРОСЫИ ТЕМЫ

К КОЛЛОКВИУМУ И ЗАЧЁТУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

 

1. Дайте характеристику основных элементов сказа: автор – рассказчик – слушатель – читатель.

2. В чём заключаются особенности позиции рассказчика в сказовом повествовании?

3. Система рассказчиков в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина».

4. Композиционные принципы повествования в «Герое нашего времени».

5. Сюжетно-композиционная система «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

6. Своеобразие сознания гоголевских рассказчиком и его связь с народно-поэтическим восприятием мира.

7. Функция фантастического в гоголевском сказе.

8. Фольклорное и литературное в повествовании «Русских сказок» Даля.

9. Место и значение лесковского сказа в литературной традиции сказового повествования.

10. Автор-повествователь, рассказчик и слушатели в «Очарованном страннике».

11. Рассказчики в «Левше» и в «Леоне дворецком сыне».

12. Структура повествования в повести «Уездное».

13. Повествовательные точки зрения в рассказе Е.И. Замятина «Непутёвый».

14. Рассказчик в «Серебряном голубе» Андрея Белого.

15. Сопоставьте рассказчиков в «Серебряном голубе» Андрея Белого, «Неуёмном бубне» А.М. Ремизова, «Уездном» Е.И. Замятина.

16. Социальное и индивидуальное у героя-рассказчика повести И.С. Шмелёва «Человек из ресторана».

17. Объективное и субъективное в речи рассказчика («Марья-большевичка» А.Н. Неверова).

18. Особенности сказа в повести А.Н. Неверова «Ташкент – город хлебный».

19. Структурные особенности «Конармия» как условного сказа.

20. Функции сказа в «Донских рассказах» М.А. Шолохова.

21. Сопоставьте рассказы «Письмо» Бабеля и «Родинка» Шолохова с точки зрения того, как в них изображены главные персонажи.

22. Сопоставьте рассказы «Соль» Бабеля и «Шибалково семя» Шолохова и определите повествовательные особенности изображённого в них.

23. Особенности сказового повествования в «Петушихинском проломе» Л.М. Леонова.

24. Чем в рассказах М.М. Зощенко отличается автор от его героя?

25. Покажите своеобразие авторской позиции и особенности образа героя-повествователя в рассказе «Аристократка»?

26. Покажите приметы времени в восприятии героя и в автоском осмыслении (по рассказу «Аристократка» и другим произведениям М.М. Зощенко).

27. Какое место занимает герой-рассказчик в системе персонажей в цикле «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова»?

28. Определите художественный смысл и идейно-эстетическое значение просторечных выражений в рассказах М.М. Зощенко.

29. Особенности комического в повествовании у М.м. Зощенко («Галоша», «Баня», «Аристократка»).

30. Смысл образа монтёра в одноимённом рассказе Зощенко в контексте традиции изображения «маленького человека» в русской литературе.

31. Гротескное и абсурдное в повествовании («Рассказы о Ленине» Зощенко).

32. Изображение детского сознания в сказе (цикл «Лёля и Минька» М.М. Зощенко).

33. Обезьяна и люди в рассказе Зощенко «Приключения обезьяны»: смысл образа и его значение в повествовании.

34. Рассказы серии «Мелкий случай из личной жизни» в системе повествования «Голубой книги» М.М. Зощенко.

35. Повествовательные приёмы М.М. Зощенко в творчестве русских писателей последующего времени (Евгений Попов и др.).

36. Фольклорное и идеологическое в «Уральских сказах» П.П. Бажова

37. Повествователи в «Уральских сказах» П.П. Бажова

38. Архангельские старины в записи Б.В. Шергина как опыт освоения фольклорного сказа.

39. Цикл Б.В. Шергина «Шиш Московский» как опыт обновления классического русского литературного сказа.

40. Повествование в «Архангельских новеллах» Б.В. Шергина как опыт народной истории. Смысл жизни в восприятии шергинского рассказчика.

41. Книга «Поморщина-корабельщина» как попытка противостояния вульгаризации народно-поэтического творчества в советское время и её трагическая судьба.

42. Народнопоэтические основы мировидения шергинских рассказчиков.

43. Фольклорное и временнóе в сказочном повествовании у С.Г. Писахова.

44. Художественный смысл гиперболы в сказках С.Г. Писахова.

45. С.Г. Писахов и Б.В. Шергин как авторы-повествователи: черты сходства и различия.

46. Способы передачи народного мировидения в прозе В.И. Белова («Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Бухтины вологодские»).

47. «Бухтины вологодские»: фольклорное и литературное в цикле.

48. Повествовательные точки зрения в «Затоваренной бочкотаре» В.П. Аксёнова.

49. «Сон» как повествовательный приём в «Затоваренной бочкотаре».

50. Сказовое и сатирическое в повести Б.А. Можаева «История села Брёхова...».

51. Автор и рассказчики в рассказах В.М. Шукшина.

52. Автор как персонаж в прозе Валерия Попова.

53. Сказовое и литературное в рассказах Евгения Попова.

54. Газета и сказ в книге Евгения Попова «Прекрасность жизни…».

55. Структура повествования в книге Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки».

56. Формы передачи мировидения главного персонажа в повести Саши Соколова «Школа для дураков».

57. Сказовые приёмы создания картины мира в повести Саши Соколова «Школа для дураков».

57. Тюремно-уголовный фольклор советского времени как повествовательная основа романа Александра Чернобровкина «Чижик-пыжик».

 

 

Рекомендуемая литература

 

основная

Эйхенбаум Б.М. Иллюзия сказа // Сквозь литературу. Л., 1924

Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // Поэтика. Л., 1928. Также: О языке художественной прозы. М., 1980.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание).

Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. Воронеж, 1978

Успенский Б.А. Поэтика композиции (любое издание).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для филол. ф-тов. М.: ИК «Логос», 1995

Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Изд. 2-е, доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980

Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт; РГГУ, 2004

Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979

Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004 (статьи о наративе и нарратологии).

Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции. Школы. Термины. М.: Интрада, 1996 (статьи о нарративе и нарратологии).

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: