Финансы и финансовая система государства




Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных (государственных) и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансы – важнейшая распределительная категория, берущая истоки из потребностей государства. В качестве предпосылок возникновения финансов выступают товарно-денежных отношения.

Сущность финансов проявляется в функциях, основными из которых являются следующие.

Распределительная – реализуется при распределении национального дохода на первичные (заработная плата работников и доходы предприятий в сфере материального производства) и вторичные (доходы непроизводственной сферы экономики, налоги) доходы. Эта функция представляет собой целевое обособление каждой части созданной стоимости (для финансов характерно одностороннее безвозмездное движение стоимости) на фонд возмещения (на возмещение потреблённых в процессе производства средств производства), на фонд накопления (прибавочный продукт) и фонд потребления (необходимый продукт) и тем самым играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса.

Контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП и НД, позволяет оценить пропорции распределяемого общественного продукта, непрерывность воспроизводственного процесса, формирование фондов целевого назначения в различных сферах общественного производства.

Функционирование финансовой системы реализуется посредством системы финансовых отношений, представляющих собой значимую часть денежных отношений. Финансовые и денежные отношения не тождественны между собой. Финансовые отношения предусматривают движение денежных средств в качестве средства обращения (уплата физическими и юридическими лицами налогов) и средства платежа (возмещение ущерба при наступлении страхового случая). Материальным носителем финансовых отношений выступают финансовые ресурсы. Ониформируются на всех стадиях общественного производства и используются через денежные фонды целевого назначения.

Влиянию финансовой политики, роли государственных финансов, налогов, кредита, цены и бюджета на воспроизводственный процесс в экономике посвящены труды представителей классической политической экономии. Во Франции изучением государственных финансов занимался П. Буагильбер, в Великобритании – У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит показал влияние производительного труда на такие финансовые категории как капитал, заработная плата, прибыль, доходы и расходы, исследовал проблему распределения налогов и заложил основные принципы эффективной организации налоговой системы.

Существенный вклад в развитие финансовой науки внесла марксистская теория. К. Маркс, исследуя методы персонального накопления капитала, показал первостепенное значение финансовых методов – государственных расходов, государственного кредита и налогов, способствующих развитию производства.

Революционным этапом развития науки о финансах явилась концепция Дж. М. Кейнса, основанная на идее «эффективного спроса». Главным инструментом регулирования экономики ученый считал бюджетную политику, а её приоритетным направлением – налоги. Кейнсу принадлежит «теория встроенных налоговых стабилизаторов», основанная на принципе государственного регулирования экономики. Он впервые определил, что налоги автоматически реагируют на циклические колебания, смягчая их, и тем самым обеспечивают определенную гибкость экономической системы.

Неоклассическая концепция основана на использовании факторов производства и исходит из того, что стоимость продукта создается тремя главными производственными факторами – капиталом, трудом и землей. Эффективность государственных расходов рассматривается с точки зрения достижения рационального соотношения между этими факторами. Неоклассики выступали за перевод экстенсивного типа расходов государства на интенсивный, то есть за повышение их эффективности при общем сокращении объема. Неоклассическая концепция послужила истоком развития монетаризма.

В основе монетаризма лежит приоритет денежной политики. М. Фридмен считал, что государственное вмешательство должно быть ограничено денежной сферой, а денежно-кредитная политика призвана создавать благоприятные условия для экономической активности. По М. Фридмену, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. С этой целью целесообразно устанавливать процент прироста денег в обращении, который бы соответствовал среднему росту национального дохода, занятости, цен и сальдо платежного баланса.

В настоящее время происходит взаимопроникновение концепций кейнсианства, неоклассиков и монетаризма и активизируется их интеграция в новое теоретическое направление.

Государственный бюджет. Бюджет представляет собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования денежного фонда страны, зависящие от уровня развития экономики, методов хозяйствования, а также задач, поставленных перед обществом. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства на текущий год и имеет силу закона.

Социально-экономическая сущность бюджетазаключается в перераспределении национального дохода в государственных целях. Бюджет, будучи составной частью системы финансов, обладает такими же функциями, имеет стоимостной, распределительный характер. Его объектом выступает стоимость общественного продукта. Однако, в отличие от финансов, в бюджетной системе преобладает централизованный порядок распределения и управления денежным фондом страны.

Основными формами расходов бюджета являются различные бюджетные ассигнования (направляемые получателю или распорядителю бюджетных средств), трансферты (обязательные выплаты населению), бюджетные кредиты (предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах), бюджетные ссуды (предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года), субвенции (предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для определённых целевых расходов), субсидии (предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов), дотации (предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов).

Размер доходной и расходной части бюджета определяется на стадии его составления и имеет ограниченный характер, предусматривающий жёсткий централизованный порядок финансирования отраслей народного хозяйства. Приоритетные направления бюджетной политики на финансовый год закладываются в президентском бюджетном послании. В нем находит отражение и такой показатель как дефицит (превышение расходных статей над доходными) или профицит бюджета(превышение доходной части бюджета над расходной без учёта обслуживания государственного долга).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: