Хххххххх х ххххххххххх хххххх хххххххххх




 

Хххххххх Ххххххх хххххххх хххххххх
Хххххххх Хххххххх
XXX ХХХХ XXX ХХХХ
         
1. Ххххх        
2. Ххххххх        
3. Ххх        
4. Ххххх        
5. Хххх        

 

[новая страница]

 

Продолжение табл.0

 

         
6. Ххххх 7. Ххххххх        

 

 

Если таблица имеет много столбцов, которые не размещаются по ширине страницы, то ее следует вынести на отдельный лист и раз­вернуть по горизонтали (заголовок оказывается у сшива­емого края). Эта операция достаточно легко производится в при изменении формата текущей страницы с книжного на альбомный. Текст главы на этой странице уже не печатается. Если таблица широкая, но имеет небольшое число строк, она размещается не в верхней, а в центральной части альбомной страницы.

В основных главах ВКР следует приводить только таблицы с уже обработанными материалами. Все «сырые» результаты, которые не «играют» на доказательство выдвинутой гипотезы, но которые мо­гут заинтересовать рецензента или членов ГАК (например, для пере­проверки расчетов), нужно размещать в приложении.

Таблицы, заимствованные из программных пакетов типа «Statistica», следует адаптировать под требования оформления ВКР, в частности обеспечивать перевод с английского всей терминоло­гии, автоматически поставляемой в таблицу, и ее названия, избавлять­ся от цветного фона, мешающего восприятию, заменять шрифты на принятые и т.п.

Иллюстрации

ВКР может быть иллюстрирована фотографиями, показывающими условия эксперимента, рисунками, графи­ками, чертежами, схемами и т.п. В тексте работы все они обозначаются сло­вом «рисунок». Требования по их расположению, нумерации, а также требования к их тематическим названиям аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам. Но подпись к рисункам, в отличие от таб­лиц, располагается не сверху, а снизу от представляемого объекта и состоит:

- из сокращенного слова «Рис.»;

- из порядкового номера арабскими цифрами;

- из названия рисунка с прописной буквы, в конце которого точка не ставится;

- из дополнительных пояснений, имеющих отношение к обозначени­ям на рисунке (например, названий осей графиков, характера разметки элементов рисунка и т. п.); этот элемент не является обязательным.

Нумерация рисунков и таблиц осуществляется отдельно.

Приведем пример подрисуночной подписи:

 

Рис. 00. Ххххххххххххххххх ххxxxxxxxxxx.

Ххххх xxxxxxxxx хххх хххххх.

Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроиз­ведение (ксерокопирование, микрофильмирование и т. п.). Вполне при­емлемы рисунки в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, но злоупотреблять ими не стоит, поскольку при монохромном копировании часть информации из-за одинаковой плотности разных цветов может потеряться.

Таблицы и рисунки, вынесенные в приложение, нумеруются от­дельно. Ссылка на них в тексте будет выглядеть так: «см. прил. 1, рис. 1.2».

Если таблица заимствована или рассчитана по данным журналь­ной периодики или другого литературного источника, делается обяза­тельная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

Приложение

Приложения являются продолжением ВКР, т.е. размещаются на последних его страницах.

Каждое из них должно начинаться с нового листа (страницы) со словом «Приложение» в правом верхнем углу и номера арабскими цифрами (без знака №). Строкой ниже следует центрированный заголовок приложения, а после пропуска строки - содержание прило­жения (текст, таблица и т.п.).

Если в работе имеется более одного приложения, их нумеруют последовательно, например: прил. 1, прил. 2 и т.д.

Текст каждого приложения при необходимости может быть разде­лен на разделы и подразделы, нумеруемые аналогично главам.

Многочисленные таблицы и иллюстрации, помещаемые в прило­жении, нумеруют в пределах каждого приложения. Для удобства поис­ка и отличия таблиц в приложениях от таблиц основного текста дип­лома, допускается вводить в нумерацию таблиц дополнительную букву «П». В таких случаях номер таблицы в приложении и ссылка на нее в тексте будет выглядеть следующим образом: Таблица П. 1.2 (второй ри­сунок первого приложения).

Отражение приложения в содержании ВКР имеет форму само­стоятельной рубрики с полным названием каждого приложения и но­мера страницы (см. выше).

Внутритекстовые ссылки

 

На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные при написании ВКР, на заим­ствованные рисунки, таблицы и графики должны быть ссылки в тексте. Список источников приводится в конце работы. Заимствование фрагментов произведений без ссылки на источник не допускается и может служить основанием для снятия работы с защиты.

Оформление ссылок - один из окончательных этапов оформления ВКР. Существует два основных способа оформления ссылок в тексте:

1. Для ссылки используется порядковый номер источника в списке литературы, заключаемый в квадратные скобки. Например:

 

Л. С. Выготский [6] и Б. Г. Ананьев [2] считают, что…

Ряд авторов [9], [15], [37], [39] независимо друг от друга пришли к выводу о том, что…

Считается, что иероглифы преимущественно обрабатываются правым, а алфавитное письмо - левым полушарием [14], [46].

 

Особо важные или оригинальные мысли цитируемого ученого целесообразно давать авторским текстом, заключая его в кавычки. После него рядом с номером по списку литературы после запятой необходимо приводить и номер страницы, цитируемого текста. Например:

 

В.С. Тюхтин высказывается еще более определенно: «Активный характер психической деятельности, идеальная форма отражения и индивидуальные особенности деятельности субъекта — эти три признака определяют позитивный смысл субъективного» [14, с 100].

«Для того чтобы перейти от действия к операции, - пишет Ж. Пиаже, – необходимо, чтобы действие было обратимым» [38, с. 177]

 

Приведенный способ оформления ссылок достаточно компактен, но имеет существенный недостаток. Если возникает необходимость ввести в литературный обзор (и в пронумерованный список литерату­ры) новый источник либо, напротив, изъять источник, то приходится пересматривать всю нуме­рацию ссылок в ВКР.

2. Для ссылки используется фамилия автора (с предшествующими инициалами), сопровождаемая годом публикации цитируемой рабо­ты. В зависимости от контекста либо фамилия и год, либо только год заключаются в круглые или квадратные скобки. Подобный способ «предъявления» цитированных авторов несколько загромождает текст, но более приемлем в случаях, когда студент не уверен в количественном составе источников. Кроме того, сразу видно, на работы каких авторов и каких лет студент в основном ссылается. Например:

 

В рамках дистимических или дисфорических состояний отмечается появление периодов тоскливого настроения, аффектов, злобы, ранимости (М. О. Гуревич, 1948; Г.Е. Сухарева, 1955; М. П. Подобед 1967; В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева. 1999 и др.).

Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах Н. А. Бернштейна (1935), О. А. Асратяна (1953), Г. И. Полякова (1959), П. К. Анохина и его научной школы (1968).

В каждом возрастном периоде отдельные системы долж­ны находиться в определенной степени зрелости, иначе не про­изойдет полного слияния систем в единый ансамбль [Л. О. Бадалян, 1983. - С. 213].

 

В работе следует придерживаться какого-либо одного способа офрмления.

Названия иностранных книг в тексте работы даются в русском пе­реводе, названия зарубежных газет, журналов не переводятся и пишут­ся в оригинальной транскрипции. Фамилии общеизвестных иностран­ных ученых, таких как Ньютон, Эйнштейн, Пиаже можно писать по-русски, но малоизвестные фамилии при первом упоминании в тек­сте даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской. На­пример: «По Г. Шмидту (Н. Schmidt, 2000)».

Если ссылка дается одновременно на несколько работ, то сначала упоминаются русскоязычные работы в хронологическом порядке, а затем иност­ранные тоже в хронологическом порядке. Если по смыслу исследования ВКР нет необходимости специально подчеркивать многочисленность работ по той или иной теме, то в тексте следует избегать одновременных ссылок на многих авторов. Если это действительно оригинальные данные, то при разных обстоятельствах их могли установить вряд ли более двух—трех иссле­дователей, а если это широко известные факты, то их допустимо приво­дить вообще без ссылки на источник.

Если используется цитата, взятая не из первоисточника, а из другого документа (позаимствована у другого цитирующего автора), то ссылку, в зависимости от выбранного способа ее оформления, следует заканчи­вать словами: «[цит. по 00, с. 00]» или «(цит. по X. X. Хххххххх, 2000, с. 00)».

 

Список литературы

Список использованной литературы — обязательный раздел выпускной квалификационной работы, который характеризует уровень знакомства с совре­менным состоянием проблемы, над которой студент работает. В него вклю­чаются все печатные издания (книги, статьи, материалы конференций, энциклопедии, нормативные акты, документы и т.д.), а также неопубли­кованные (на правах рукописи, например тексты диссерта­ций) материалы, которыми вы пользовались при выполнении работы.

Это значит, что при подготовке списка необходимо избегать двух ошибок: включать в него источники, на которые нет ссылок в тексте работы, и, напротив, приводить в тексте ссылки или цитаты, не имею­щие адреса в списке.

К оформлению списка литературы предъявляются строгие требо­вания, полностью сформулированные в ГОСТе 7.1.84 «Библиографи­ческое описание документа» с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1991). Рассмотрим самые общие из примеры библиографических описаний.

Во-первых, все документы списка должны быть определенным образом сгруппированы. Наиболее распространенным вариантом группировки является такой, при котором описания книг и статей рас­полагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и ста­тей. В начале списка идут источники на русском языке, в конце - на иностранных.

Библиографическое описание начинается с фамилии автора, после кото­рой следуют его инициалы, например: Иванов А. Н., а не А. Н. Иванов.). Довольно часто встречаются случаи, когда в списке литературы приводится несколько работ одного и того же автора. Упорядочение этих работ в списке производится в хроноло­гическом порядке - сначала более ранние, затем - более поздние. Если возникла ситуация, когда студент ссылается на две работы одного автора, одна из которых написана им индивидуально, а другая в соавторстве, то первой в списке должна стоять индивидуальная работа.

Произведения авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавитном порядке, включая инициалы (например, Иванов А.Б., за­тем Иванов А.П.).

Из алфавитного порядка списка выпадают лишь официаль­ные и нормативные документы (законы, указы, постановления), кото­рые рекомендуется давать в начале списка.

Во-вторых, библиографическое описание источника, на который вы ссылаетесь в дипломе, по правилам должно состоять из нескольких элементов (фамилия и инициалы автора, название работы, место изда­ния, название издательства, год издания, количество страниц), условно разделяемых пробелами, тире, запятыми, двоеточиями, точками, точками с запятой и одиночными или двойными косыми чер­тами. После печатных разделительных знаков должны стоять пробелы.

Не вдаваясь в подробности этих правил, приведем несколько при­меров наиболее распространенных библиографических описаний.

 

Монография

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психи­ческих процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.

 

Переизданная монография

Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд.. перераб. – М.: Мысль, 1989. - 575 с.

 

Переведенная монография

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у чело­века (введение в психологию) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1974. - 561 с.

 

Статья в периодическом издании

Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1965. – Т. 65, № 12. - С. 1777-1779.

 

Статья из тематического сборника

Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегод­ня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 154-160.

или

Мельник И. М. Влияние общения на характер воспроизве­дения в кратковременной памяти // Kaтегории, принципы, ме­тоды психологии. Психические процессы: Материалы VI съез­да Общества психологов СССР. - М., 1983. - Ч. 2. - С. 462-163.

 

Методические документы

Шкала для психологической диагностики уровня невро­тической астенизации (УНА): Метод. рекомендации / Вассерман Л. И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Исурина Г. Л., Кар­пова Э. Б., Малкова Л. Д., Сергеев В. А., Губанова И. В. - СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1988. - 18 с[2].

С тепанов А.Н, Соломин И.Л, Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. - СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга. Комитет по занятости населения, 1994. - 16 с.

 

Автореферат

Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. - Л., 1960. - 28 с.

 

Статья из энциклопедии

Фотьянов М. И. Сознание // БСЭ. -3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Т. 24. - С. 129-131.

 

Статья из Интернета

Сазонов В. Ф., Ладохина И. Ю. Графическая симметрия в рисовании симметричной фигуры у первоклассников // Акту­альные вопросы функциональной межполушарной асиммет­рии: Материалы конференции. Ч. 4. - М.: НИИ мозга РАМН. - Б. г. - https://nii-mozga.narod.ru/ rnater3.html.

 

Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию докумен­тов, число которых в дипломной работе целесообразно ограничивать несколькими десятками. При этом общий объем списка не должен пре­вышать 5 % от объема рукописи. В конечном счете список литературы приобретает следующий формальный вид:

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука. - 1977. – 384 с.

57. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просв., 1969. –317 с.

58. Cescrwind N., Lewitsky M. Human brain left-right asymmetries in temporal speech region // Science. – 1968. – Vol. 161. – P. 186—187.

Правописание и стиль

Окончание университета предполагает, что выпуск­ник выходит в большую жизнь грамотным человеком. Элементарным индикатором этого качества будущего интеллигента и профессионала для членов ГАК является его дипломная работа. Работа по устранению ошибок в текстах за после­дние десять лет существенно облегчилась в связи с распространением компью­терных технологий, в число которых входят специальные программы, обеспечивающие автоматическую проверку грамматики и орфогра­фии набираемых текстов. Имеется такая встроенная программа и в рекомендованном текстовом редакторе Microsoft Word.

Следует иметь в виду, что она очень хорошо «отлавливает» случай­ные опечатки и явные дефекты правописания, но «не узнает» те случаи, когда опечатка приводит к замене одного слова на другое, тоже орфог­рафически правильное («полка» - «палка»), либо сигнализирует об ошибке, натолкнувшись на специфический для данной науки термин (в самом термине тоже может быть допущена ошибка) и многие фамилии

Поэтому компьютерную проверку подготовленного текста следу­ет считать лишь первым шагом проверки грамотности. Практика показы­вает, что орфографические, грамматические, оформительские и сти­листические ошибки самим автором после продолжительной работы над текстом не замечаются. Оптимальным вариантом является такой, при котором ваш текст перед передачей научному руководителю кро­ме вас прочитает редактор или просто гра­мотный человек, способный уловить слабые места, несуразности, за­метить ошибки или даже почувствовать смысловые противоречия.

Задачи дипломника в этот период подготовки текста:

- проверить орфографию вообще и орфографию терминов;

- проверить правильность написания фамилий цитируемых авторов, избавиться от вульгаризмов, слэнга, иногда применяемых в бы­товой речи;

- избавиться от лишних слов, загромождающих текст;

- заменить одинаковые или однокоренные слова в одном предложе­нии или в соседних предложениях адекватными синонимами (вместо повторяющегося «выявили» написать «установили» или «обнаружили» и т. п.);

- отследить и избавиться от тавтологии - одних и тех же высказываний, повторяемых разными словами;

- разделить громоздкие предложения на несколько более кратких и понятных при первом прочтении;

- отследить правильность соотнесения придаточных предложений;

- избавиться (за редким исключением) от неоправданных цитат;

- заменить в ссылках ранние работы авторов на более поздние (при наличии).

Н е д о п у с к а е т с я:

- применять для одного и того же понятия разные научные термины;

- применять произвольные словообразования;

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии или специально оговоренных в дипломной работе; аббревиатура приводится в скобках после полного написания названия. В дальнейшем это название (наименование) можно заменить аббревиатурой. Например:...детский церебральный паралич (ДЦП)...;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначе­ний, входящих в формулы и рисунки;

- применять в тексте дипломной работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) математический знак минус (-) перед отрицатель­ными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять без числовых значений математические знаки, напри­мер: > (больше), < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер) и % (процент).

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Например:

 

Средний рост восьми обследованных девочек составил 152,4 мм, а 27 обследованных мальчиков - 167,2 мм.

В данной методике используется три шкалы, каждая с диапазоном в 10 баллов.

 

Опыт «работы над ошибками» дипломников предыдущих поколе­ний позволяет обратить внимание на следующие конкретные обстоя­тельства оформления текста.

Есть несколько случаев, в которых т о ч к и не ставятся:

- в конце заголовков, в названиях таблиц, рисунков;

- в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназна­чена запятая.

К а в ы ч к и следует использовать только угловые («»). Верхние ка­вычки (² ²) используются только в английских текстах.

Различают д е ф и с и т и р е. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается тире - знак препинания, используемый в предложениях Тире всегда отбива­ется пробелами но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка

П р о б е л используется для отделения единиц измерения от числа (127 м) для разделения порядков в больших числах (10 000 км). При этом нужно смотреть, чтобы из-за этого не возникало переносов части этих целостных элементов на другую строку

Пробелом не отделяются от чисел знаки граду­сы (21°) и показатели степени (62).

Пробелом отделяются от чисел знак процента (99 %).

Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок.

После знака № пробел следует ставить (№ 9).

В текстовом редакторе Word не следует отбивать красную стро­ку (а также центрировать заголовки) пробелами или с помощью табу­ляции. Для этой цели в большинстве версий редактора служат опции «Формат - Абзац - Отступы и интервалы» или их аналоги.

После любого знака препинания ставится пробел.

 

 

Процедура защиты ВКР

 

Процедура защиты ВКР является своеобразной вершиной всей проделанной студентом за годы пребывания в университете учебной и исследовательской деятельности. Зашита ВКР со­стоит из двух взаимодополняющих «слоев». Первый связан с возможностью предложить членам ГАК интересное по задачам и великолепно реализованное исследование. Вто­рой «слой» связан с формой «исполнения» защиты как своеобразного сцени­ческого действа, в котором роль выпускника строго регламентирована поведением и текстом.

Опыт наблюдения за защитами ВКР показывает, что пренебрежение формой защиты, ее внешней стороной, порой может привести к нареканиям и снижению оценки даже очень хороших по содержанию исследований. С дру­гой стороны, не редки случаи, когда скромная по внутреннему потен­циалу работа, будучи искусно озвученной и уверенно защищенной, позволяла получить соискателю самые желаемые результаты. Конеч­но, если работа откровенно слабая, то никакое самое яркое выс­тупление на защите не спасет ситуацию.

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Принципиальная схема защиты, которая может незначительно варьироваться, примерно такова:

- выпускник излагает содержание выполненного им исследо­вания;

- задаются вопросы по теме исследования;

- выпускник кратко и по существу отвечает на поставленные воп­росы (по усмотрению председателя комиссии или по просьбе защища­ющегося ответ может следовать либо сразу после вопроса, либо сначала задаются все вопросы, а потом студент на них отвечает);

- зачитывается отзыв руководителя и рецензия;

- выпускник отвечает на замечания, сделанные в отзыве и рецензии;

- по всем предложенным материалам могут выступить присут­ствующие на защите руководитель, рецензент и другие лица;

- по результатам защиты на закрытом заседании ГАК выносит решение об оценке ВКР и о присуждении выпускнику искомой квалификации.

Смысловым стержнем, вокруг которого выстраивается защита, является доклад выпускника, который должен быть рассчитан примерно на 5-10 минут. Это время должно предусматривать не только зачитывание текста, но и отвлечения, связанные с обращением к иллюстративному мате­риалу и пояснениями к нему. Для того, чтобы уложиться в указанный временной отрезок, еще в период подготовки необходимо точно выве­рить, какое количество страниц (или знаков) выпускник способен со средней скоростью (без волнения, не тараторя и не «спотыкаясь» на сложных словосочетаниях) прочитать вслух за эти 5-10 минут. Полученный объем текста и должен стать базовым для будущего доклада.

Доклад должен исходить из существа выполненного исследования, т.е. в докладе должны быть озвучены необходимость проделанной рабо­ты, ее результаты, аргументированность и интерпретация результатов. Доклад должен быть в меру лаконичным, без «лирических отступлений» и вместе с тем достаточно информативным, чтобы не вызывать у членов ГАК и присутствующих на защите многочисленных уточня­ющих вопросов. Но нельзя уходить и в другую крайность, когда в доклад включают все данные, полученные в процессе работы.

Доклад в своей содержательной части - это конспект ВКР, в котором в достаточно полном виде должен быть представлен материал Введения и Заключения, а меж­ду ними - подвергнутые тщательному отбору материалы основных глав. В соответствии с содержанием доклада подготавливаются иллюст­рации, которые не только облегчают присутствующим восприятие ча­сти сложной информации, но и улучшают общее впечатление от выс­тупления. Иллюстраций должно быть не более 2-5. Как правило, это либо плакаты с таблицами и графиками (стандартные листы ватма­на), либо слайды или прозрачные пленки, требующие для своей демон­страции специальной аппаратуры и экрана.

Все иллюстрации должны иметь достаточные раз­меры, величину букв и цифр, жирность линий, поля, оптимальное рас­стояние между строками, чтобы текст можно было прочитать даже си­дящему в последнем ряду. Для написания цифр и букв на бумаге целесообразно использовать стандартные трафареты, имеющиеся в продаже. Если есть возможность, то клетки таблиц можно заполнять вырезанными и аккуратно подклеенными цифрами и знаками, испол­ненными на струйных или лазерных принтерах.

Попытку вместить слишком много информации на одном плакате следует признать неудачной. Также неудачной является попытка про­демонстрировать многочисленные сдайды, которые для слушателей при быстром обновлении превращаются в калейдоскоп, недоступный для содержательного восприятия, что вызывает раз­дражение.

Сам доклад ни в коем случае не должен быть перегружен цифра­ми, в тексте выступления нужно оставлять лишь минимальное количество цифр. Весь остальной цифровой мате­риал, без которого невозможно обойтись, лучше выразить иллюстри­рующими графиками и таблицами.

Содержание доклада, выверенное по логике и стилю, в напечатанной форме представляется руководителю ВКР, который может по нему сделать свои замечания или внести в него свои исправления.

Готовый доклад в качестве репетиции надо несколь­ко раз прочитать вслух, желательно даже в той аудитории, где будет про­ходить защита, в присутствии научного руководителя и друзей-коллег. Это позволит не только выучить его практически наизусть, но и отработать детали своего выступления: когда взять в руки указку (она должна быть приготовлена!), когда обратиться к плакату (чем и на чем он будет крепиться?), куда встать, чтобы не загора­живать наглядный материал собой, обговорить условия с тем, кто будет показывать слайды (когда, по какой команде и кто будет включать и вык­лючать свет и т.д.). Замечания, полученные на таких репетициях, позво­лят избежать грубых ошибок в будущем. Отработав многократно все элементы, вы будете чувствовать себя во время защиты на­много спокойнее. Это придаст вам уверенность, а слушатели будут ви­деть, что вы свободно владеете материалом. Весьма полезным для знакомства с процедурой мероприятия является и посещение защит однокурсников.

Перед каждым защищающимся всегда стоит вопрос - учить док­лад наизусть или зачитывать его с бумаги «от корки до корки». Обе крайности, хотя и по разным причинам, нежелательны. Свободно, пос­ледовательно, связно, грамотно и интонационно насыщенно прогово­рить на заданную тему даже 5-10 минут могут далеко не все. Поэтому прежде всего выпускник должен представлять себе - по силам ли ему такая задача или лучше перестраховаться. Механичес­кое заучивание при случайном забывании какого-то фрагмента часто приводит к тотальным сбоям в выступлении. Поэтому полный текст, лежащий перед глазами, должен гарантировать выпускника от подобных недо­разумений.

Плохое и безотрывное чтение наводит па мысль, что студент не знает собственного материала или не владеет русским языком. Строгий стиль научных документов, к числу которых относится и ВКР, все же отличается от стиля устного доклада, в котором могут присутствовать известные «вольности», ин­дивидуально окрашивающие предлагаемую информацию, расставля­ющие акценты в выигрышных для докладчика местах или допускающие сдержанную экспрессию.

Волнение на защите ВКР естественно, поэтому даже с учетом проведенных репетиций целесообразно в тексте доклада цветным фло­мастером или другим удобным способом сделать ясные по­метки в тех местах, где нужно отвлечься от текста, повернуться лицом к членам ГАК, сделать эмоциональный акцент, указать на график и т. п.

При подобных обстоятельствах можно прибегнуть и к другим техническим и мнемотехническим приемам, например к выучиванию наизусть лишь первых начальных слов каждого абзаца (в напечатанном тексте они подчеркиваются). Быстрый взгляд, брошенный лишь на первое слово, моментально позволяет вспомнить остальное, а потом можно вернуться взглядом к бумаге и оставшееся дочитать «с листа». Особую важность такое избирательное заучивание приобретает для фрагментов выступления, следующих сразу после обращения к иллюстративному материалу (обычно для показа графи­ков и таблиц приходится отходить от кафедры и отрываться от текста). Отдельного и особого внимания требует и текст комментариев к иллю­страциям. Затянувшаяся пауза после демонстрации выглядит неважно.

Хорошо, если полностью отработанный текст в собствен­ном исполнении выпускнику удастся записать на магнитофон и несколько раз его прослушать. Это позволит «увидеть» его со сто­роны и лучше запомнить.

Текст выступления целесообразно напечатать несколько большим кеглем, чем обычно (например, как в детских книжках). Надо иметь в виду, что он должен легко читаться. Необходимо продумать вопрос о том, как придется находить нужный фрагмент текста после отрыва от него (фиксировать его пальцами, линейкой, полоской бумаги или по­ложиться на быстроту зрительного поиска).

 

Этикет при защите ВКР

На защи­те ВКР существует определенный этикет, который вы­пускник должен соблюдать во время доклада и его обсуждения. Со­гласно правилам, выступление на защите должно начинаться с уважительного обращения к членам ГАК слова­ми «Глубокоуважаемый председатель, глубокоуважаемые члены Го­сударственной экзаменационной комиссии!» и далее, обращаясь уже к залу: «Многоуважаемые коллеги!». Это уважение должно проявляться и в том, что выпускник должен знать членов комиссии по име­ни и отчеству. Подразумевается, что это знание распространяется не только на профессорско-преподавательский состав кафедры, университета, но и на приглашенных членов комиссии.

Во время ответов на вопросы и во время возможной дискуссии необходимо быть предельно корректным. Независимо от тона или содержания за­данного вам вопроса, ответ на него должен предполагать, что член комиссии, задав­ший вам вопрос способствует более полному доведению смысла вашей работы до присутствующих.

Если на заседании председатель не предлагает сразу отвечать на вопросы, выпускник записывает их кратко с указанием фамилии, имени, отче­ства задавшего и отвечает на них в порядке их поступления. Ответ начинается теми же «Глубокоуважае­мый…», «многоуважаемый…», «уважаемый…» (последнее выражение более подходит для ровесников выпускника). Если вопрос задан профессором, то общим правилом является обращение «Глубокоуважаемый…».

Обращенные к выпускнику вопросы обычно бывают двух родов. Первые связаны с просьбой дополнительных разъяснений по экспери­ментальному материалу, по способам его обработки, мотивам выбо­ра тех или иных методов и т.п. Ответы на них требуют удовлетвори­тельного знания и умения быстро ориентироваться в информации, как правило, не выходящей за пределы ВКР. Вторые, серьезнее по сути, ставят под сомнение сформулированные выводы или полученные частные результаты Ответ на них требует раз­вернутой аргументации и таких доводов, которые ни у кого из при­сутствующих не оставляют сомнения в верности точки зрения докладчика. Вместе с тем если правота оппонента для докладчика очевидна, необходим ответ, в котором подтверждается факт согласия с ним, дается объяснение обнаруженной ошибки или противоречия, а также выра­жается благодарность за ценное замечание. Например, на всех видах защит обшепринятой в подобных случаях являйся фраза, заключающая ответ докладчика: «По этому вопросу Вы, безусловно, правы и мы учтем Ваше замечание в нашем дальнейшей работе».

Для словесного оформления ответа при отстаивании своих взглядов в научной практике за многие годы были выработаны и другие вводные шаблонные обороты типа: «Мы полагаем…», «Нам представляется, что…», «Полученные результаты позволяют предположить...» и т. п. При объяснении замеченной ошибки или недоработки ее объяснение мо­жет принимать примерно такие формулировки: «К сожалению, из-за ог­раниченности выборки нам не удалось...», «Сделанное Вами предполо­жение, безусловно, интересно, но его подтверждение не входило в число задач нашего исследования», «Мы с Вами полностью согласны, но дан­ная точка зрения требует своего подтверждения с применением других методик», «Полученные результаты действительно противоречат обще­принятой точке зрения, что, по нашему мнению, может быть объясне­но...» и т. п.

Ответы и по форме и по существу должны быть индивидуальны и учитывать специфику заданного вопроса.

Фразы типа «Сейчас я вам объясню» или «Так я об этом уже гово­рила», «Ну как вы не понимаете» и т.п. абсолютно неприем­лемы как по форме, так и по психологическому контексту.

Этика выпускника на защите ВКР выражается также и в том, что в заключение своего выступления либо в специально предоставляе­мом заключительном слове выпускник выражает свою благодарность членам ГАК, своему научному руководителю, рецензенту и всем тем, кто помогал студенту при написании ВКР.

 

 

Основные ориентиры

Требованиями, по которым ГАК оценивает всю проделанную выпускником работу, являются:

- знание научной литературы и нормативных документов по изу­чаемой теме;

- владение навыком работы с научным документом;

- владение структурой научного документа;

- владение проблемной областью в рассматриваемой теме;

- владение научным стилем речи;

- понимание современного состояния освещаемой проблемы;

- умение анализировать теоретическую позицию других авторов

по данной проблеме;

- умение аргументированно излагать собственную точку зрения и обосновывать выводы;

- умение грамотно поставить проблему исследования, выделить цели и задачи, отобрать методы исследования;

- грамотное построение собственного экспериментального иссле­дования;

- системный анализ результатов исследования;

- доказательность выводов;

- научная и практическая значимость, полнота, достоверность за­фиксированной информации;

- содержание элементов научной новизны: новые факты, подкреп­ляющие известные положения, или новое освещение уже известных фактов, обобщение и систематизация материалов в свете поставлен­ной в работе научной проблемы и т.д.;

- наличие практических рекомендаций;

- адресность рекомендаций;

- самостоятельность исследования и анализа материалов;

- социальная ориентированность проблематики;

- демонстрация подготовленности автора к профессиональной деятельности по своей специальности, владение теорией, методологи­ей и методикой данной науки;

- оформление работы в соответствии с общими требованиями к текстовым документам;

- оформление библиографии в соответствии с ГОСТ 7.1-84;

- правильное оформление ссылок.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: