Вопрос 16. Классификация трансакционных издержек (ТАИ) и способы их минимизации.




Термин ТАИ был введен Коузом. ТАИ –издержки связанные с заключением сделок.Главная функция институтов-сокращение ТАИ.

Источники ТАИ:

-несовпадение экономических интересов индивидов (конфликт)

-существование ограниченной рациональности.

Классификация ТАИ:

1.Издержки поиска информации или издержки выявления альтернатив. Способы минимизации: поисковые системы интернета; ярмарки; бюро кредитных историй; сигналы; торговый знак; реклама; репутация.

2.Издержки измерения - заключается в определении физических параметров товаров или услуг(вес, объем, цвет, количество). А так же в определении прав собственности (право пользования, право получения, и тд)

Здесь выделяют 3 категории:

1)Исследуемые блага- качество можно определить путем осмотра перед покупкой (одежда)

2)опытные блага- их качество можно оценить только в процессе потребления(поддержанный авто)

3)доверительные – высокие издержки как до так и после покупки(медицина, образование)

Способы минимизации издержек измерения: единая система меры весов; денежная система; специализированные агентства.

3.издержки ведения переговоров, т.е. временные и денежные ресурсы для проведения переговоров. Способы снижения переговоров:

-стандартизация договоров, разработка типовых контрактов (фьючерские, опционные и др.)

-используемые 3ей стороны в качестве гаранта с целью компенсации недостатка взаимного доверия сторон.

Издержки оппортунистического поведения.

Издержки спецификации и защиты прав собственности.

Понятие контракта. Сопоставляющие контракта.

Контракт (договор) — соглашение об обмене правомочиями и их защите» являющееся результатом осознанного и свободного выбора индивидов.

Конкретные же рамки взаимодействия, описывающие условия совершения сделок, определены положениями контракта, или договора между непосредственными участниками взаимодействия. При заключении контракта индивиды используют в качестве данных формальные и неформальные нормы, применяя и интерпретируя их для нужд конкретной сделки. Даже если все участники такой сделки ведут себя согласно нормам рыночного соглашения, следовательно, оппортунизм исключен.

Неоклассическая теория фирмы

Фирма рассматривается как производственная единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.

В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление), отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной для решения практических задач.

 

Теорема Коуза.

Если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав собственности, если отвлечься от эффекта дохода. Иными словами, первоначальное распределение прав собственности совершенно не влияет на структуру производства, так как, в конечном счете, каждое из правомочий окажется в руках у собственника, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного правомочия.

С этой точки зрения непринципиально, кто получил право

владения на первом этапе реформы собственности — трудовой коллектив, администрация предприятия, Госкомимущество или банковская структура, — в конечном счете, это право получит действительно самый заинтересованный в нем и эффективный

собственник.

 

21. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта.
Вымогательство является вторым видом оппортунистического поведения. Это случается тогда, когда две группы сотрудников тесно работают друг с другом, становятся незаменимыми, и один из команды решает ее покинуть. Другие группы не могут заменить его и несут убытки. Происходит шантаж в виде угрозы.
С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистического поведения — предконтрактное и постконтрактное.
Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор. Он характеризуется неблагоприятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выделяющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, которые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта.
Существует также постконтрактный оппортунизм. К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: