Франция: долгий путь к единству.




Учитель: В XI веке Франция переживала период феодальной раздробленности. Королевская власть была как никогда слабой, и всё же в XII веке ей удалось добиться первых успехов в объединении страны.

Ученый-архивариус: С сокращением регулярных нападений внешних врагов феодальные усобицы превратились едва ли не в основную угрозу жизни людей и развитию хозяйства.

Военные силы местных сеньоров, которые прежде первыми приходили на помощь населению, отбивая нападения внешних врагов, и тем оправдывали свое существование в глазах всего общества, теперь топтали посевы и грабили купцов. Их действия объективно мешали становлению единого экономического пространства и единого самосознания жителей соседних феодальных владений, номинально находившихся под верховной властью одного монарха. Так или иначе новый виток феодальных усобиц, инициированных влиятельными сеньорами, мешал всем: горожанам, крестьянам, клирикам, значительной части мелких и средних феодалов. В этих условиях взоры всего общества обратились к прежде находившейся в тени фигуре государя. Король и крупные феодалы оказались двумя силами, которые могли уравновешивать друг друга, а монарх получал поддержку общества и санкцию Церкви для обуздания феодальной вольницы и укрепления своей власти. В свою очередь монарх и его окружение осознавали «священный долг короля» перед страной, народом, Церковью. Укрепление собственной власти виделось им не целью, а лишь средством обеспечить процветание страны, за которую монарх отвечает перед Богом. В оформлении всех идей ведущая роль принадлежала духовенству. Важное значение также имел и комплекс массовых представлений о сакральности власти короля, и пышный придворный церемониал. Объединить страну значило сделать власть короля по всей её территории столь же прочной, как в королевском домене. А для этого нужно было разорвать узы феодальных связей и присоединить бывшие феоды к домену. Добиться этого можно было несколькими способами. Король мог жениться на наследнице феода, мог выкупить его у своего вассала (если тот этого желал). В случае если вассал короля умирал, не оставив наследника, его феод также возвращался к королю. Наконец, феод можно было отобрать у вассала силой, если тот не выполнял своих вассальных обязательств. Но для этого с мнением короля должны были согласиться пэры – «равные» провинившегося вассала, а они, опасаясь усиления власти короля, предпочитали этого не делать.

По сравнению с крупными феодалами у короля было два важных преимущества. Во-первых, его домен, Иль-де-Франс, был хоть и не очень велик, зато чрезвычайно выгодно расположен в центре страны, на пересечении важнейших сухопутных и речных путей. Здесь находился и самый важный город страны – Париж. Во-вторых, и это важнее, у короля было то, что отсутствовало даже у самых могущественных его вассалов: благодаря обряду коронации он считался помазанником Божьим и уже поэтому, замыкая собой феодальную иерархию, в то же время возвышался над ней.

Обряд коронации французских королей, то есть их торжественного возведения на престол, издавна совершался в соборе города Реймса. Известное ещё из Ветхого Завета помазание на царство наделяло короля божественной благодатью. Глава французской церкви архиепископ Реймсский с молитвами наносил священное благовонное масло миро на чело, руки, грудь и спину короля. Король клялся править справедливо и милосердно, оберегать мир, почитать и защищать церковь. Затем помазанника Божьего увенчивали короной, вручали ему знаки королевского достоинства: меч, скипетр и державу. Отныне власть короля становилась священной. С этим связано и распространение в народе представления о способности королей одним прикосновением рук излечивать от некоторых болезней.

Ученый-археолог: Король Людовик VI (1108-1137) многое сделал для укрепления власти короля в собственном домене: он строил укреплённые пункты, уничтожал разбойничьи отряды, подавлял восстания непокорных вассалов.

Ему также удалось женить сына, будущего короля Людовика VII, на Алиеноре Аквитанской, наследнице огромных территорий на юге Франции. Однако брак распался, и Алиенора вышла замуж за Генриха Анжуйского, будущего Генриха II Плантагенета, короля Англии. По матери он имел наследственные права на Англию и Нормандию, от отца унаследовал графство Анжу и другие французские земли, а также прозвище Плантагенет (возможно, по веточке растения, которой отец Генриха любил украшать свой головной убор), ставшее названием новой английской династии. Когда Генрих объединил наследство отца и матери и присоединил к нему аквитанское «приданое» своей жены, в его руках оказалось более половины Франции.

При сыне Людовика VII Филиппе II Августе французским королям удалось взять «реванш» у западных соседей. Ему удалось захватить многие земли, принадлежавшие Плантагенетам, в том числе и Нормандию. В 1214 г. английские войска были разбиты при Бувине, что закрепило за французским королём его новые владения. Движение альбигойцев предоставило французской короне возможность не только проявить религиозное рвение, но и укрепить свои позиции на юге Франции. Сын Филиппа II Людовик VIII завершил разгром еретиков, а к домену было присоединено обширное и богатое графство - Тулузское.

Святой король. «Во Франции только один король», - говорил один из самых знаменитых французских монархов Людовик IX Святой (1226-1270). Едва ли какой-нибудь король более, чем он, соответствовал представлениям того времени об идеальном государе. Красивый и крепко сложенный, он обладал редким набором душевных достоинств и вскоре после смерти был причислен к лику святых. Набожность, покровительство церкви, милосердие сочетались в нём с мужеством и государственным умом. Но особенно славился король своей справедливостью. Его суда искали и крестьяне, которых он, как рассказывают, милостиво выслушивал под сенью большого дуба недалеко от дворца, и иностранные монархи. Твёрдой рукой пресекал король все попытки англичан вернуть утраченные владения во Франции, однако не стал силой лишать Плантагенетов остатков их земель. Людовик IX потребовал у английского короля лишь одного – принести за эти владения вассальную клятву.

В правлении Людовика IX начал складываться единый для всей страны порядок управления, суда, сбора налогов. Король добивался, чтобы все наиболее важные тяжбы решались в королевских, а не сеньориальных судах. Изменилась и сама судебная процедура. Прежде исход дела часто решался в судебном поединке: считалось, что Бог пошлёт победу тому, кто прав. Людовик IX запретил судебные поединки. Отныне приговоры должны были выноситься на основе показаний свидетелей. В своём домене король запретил междоусобные войны между феодалами, а на остальной территории страны ввёл «40 дней короля » - срок, в течение которого стороны обязывались воздерживаться от военных действий в ожидании посредничества короля. Усобиц во Франции стало гораздо меньше.

Филипп IV Красивый. Филипп IV Красивый (1285-1314) достиг колоссального усиления королевской власти. Для достижения своих целей он постоянно нуждался в деньгах. Чтобы добыть их, Филипп IV не стеснялся в выборе средств: портил монету (его даже прозвали «король-фальшивомонетчик»), занимал деньги, не собираясь их возвращать, облагал подданных всё новыми налогами. Он посредством выгодной женитьбы присоединил к домену богатейшую область Шампань. Филипп IV одержал неслыханную победу над папским престолом. Бонифаций VIII, претендовавший на всемирное господство, уже был готов отлучить от церкви своевольного французского короля, но последний оказался расторопнее и послал своих людей к папе. Они объявили Бонифация VIII арестованным и дали ему пощёчину. Такого потрясения Бонифаций не выдержал, потерял рассудок и вскоре умер. Пощёчина в Ананьи стала своего рода реваншем светской власти за унижение в Каноссе. Но победу одержал не германский император, а французский король. Под давлением Филиппа IV следующим папой стал француз, который перенёс свою резиденцию во французский Авиньон. Так начался период «авиньонского пленения пап». Там папы находились под сильным влиянием французских королей. Лишь позже папам удалось вернуться в Рим.

Ради пополнения казны Филипп IV развязал масштабный судебный процесс, направленный против тамплиеров. Тамплиеры обладали огромными богатствами, на которые претендовал король. Он обвинил рыцарей в ересях. Орден был распущен, а великого магистра, отвергшего все обвинения, сожгли на костре. Перед смертью он проклял Филиппа IV и папу, одобрившего расправу над тамплиерами. Удивительно, но и папа, и вовсе не старый Филипп IV вскоре умерли. Поползли слухи, что в могилу их свело проклятие великого магистра.

Возникновение Генеральных штатов. В 1302 году в разгар конфликта с папой Филипп IV, нуждаясь в поддержке подданных, созвал представителей всех трёх сословий. Третье сословие – «те, кто трудятся» - было представлено богатыми горожанами. Так возникли Генеральные штаты – орган, в котором представители трёх сословий обсуждали положение дел в королевстве и утверждали предложенные королём налоги. Каждое сословие заседало в отдельной палате, и лишь для вынесения общего решения они собирались вместе, причём каждое сословие имело один голос. Таким образом, церковная и светская знать, выступая совместно, имели при голосовании преимущество над горожанами, хотя те представляли большую часть населения страны. Между королём и сословиями случались разногласия, но в целом Генеральные штаты были надёжным помощником королевской власти в делах управления.

Ученый-архивариус: ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ЛЮДОВИКА VI, НАПИСАННОГО ЕГО ПОМОЩНИКОМ АББАТОМ СУГЕРИЕМ (XII ВЕК)

Священный долг королей – мощною рукою обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разрушают… Пример тому Томас Марль, человек отчаянный. Дьявол ему сопутствовал, как бывает это с безумцами, коих успехи неизменно приводят их к гибели… Не страшась наказания церковного, он разорял и, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады ни клиру, ни народу. Всё истреблял, всё губил, отнял даже два лучших селения у монастыря Св. Иоанна Ланского. Неприступные замки Креси и Ножан, как если бы они были его собственные, укрепил достойными удивления валами и высочайшими башнями и, сделавши из них как бы гнездо драконов и вертеп разбойников, почти всю округу немилосердно предавал грабежу и пожару. Измученная его неистовством, собралась церковь французская на общем соборе в Бове, дабы произнести здесь… постановление об осуждении. Достопочтенный легат святой римской церкви… поразил этого тирана-насильника мечом блаженного Петра, то есть общим церковным отлучением, и по единодушному приговору заочно лишил его, как гнусного злодея и врага имени христианского, рыцарского пояса и всех феодов. По просьбе и жалобам великого собора сего король немедленно двинул против него своё войско…

Учитель: Таким образом, в начале XIV века во Франции возникла сословная монархия – государство с довольно высокой степенью централизации, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. сословная монархия – государство с довольно высокой степенью централизации, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: