Государственная политика в сфере охраны труда




Основные направления государственной политики в сфе­ре охраны труда сформулированы в статье 210 Трудового ко­декса Российской Федерации.

На этих направлениях в дальнейшем выстраивается вся нормативная правовая база, регулирующая отношения субъек­тов права в сфере охраны труда, разрабатываются законода­тельные и иные нормативные правовые акты по охране тру­да, а также организуется работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на всех уровнях организации и управления социально-трудовой сферой.

Основные принципы государственной политики соответству­ют Конституции Российской Федерации, ратифицированным нашей страной международным трудовым стандартам МОТ.

Реализация основных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается согласованны­ми действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления, ра­ботодателей, объединений работодателей, а также профессио­нальных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Приоритет сохранения жизни и здоровья работников при трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Меж­дународному пакту об экономических, социальных и культур­ных правах, декларациям и конвенциям Международной орга­низации труда, международным обязательствам России, положениям ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства и иных видов трудовой деятельности обеспечить без­опасные и здоровые условия труда его участникам.

Определяя другие основные направления государственной политики в области охраны труда, законодатель особо выделил:

· государственное управление охраной труда;

· федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

· государственную экспертизу условий труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Государственное управление в сфере охраны труда, связан­ной с социально-трудовыми отношениями, немыслимо без при­нятия и реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных норма­тивных правовых актов субъектов Российской Федерации в об­ласти охраны труда,что закреплено законодателем как одно из основных направлений государственной политики.

Разумно сочетая административные возможности органов власти с рыночными методами управления, законодатель опре­делил как основные направления государственной политики:

а) принятие и реализацию федеральных целевых, ведомствен­ных целевых и территориальных целевых программ улуч­шения условий и охраны труда;

б) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда(как правило, вышеназванных программ по охране труда и через финансирование бюджетных органи­заций, учреждений, казенных предприятий);

в) проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда, разработку и внед­рение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Естественно, что к основным направлениям государственной политики было отнесено и международное сотрудничест­во в области охраны труда.

Такое сотрудничество осуществляется нашей страной на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, например, с Международной организацией труда или с Европейским агентством по обеспечению безопасности и сохранению здоровья на работе.

Многие практические вопросы охраны труда, например, из­менение технологических процессов, носят мультидисциплинарный характер, строго говоря, выходят за рамки «чистой» охраны труда, а потому законодатель определил в качестве основного направления государственной политики в области охраны труда координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности.

Законодатель особо выделил как самостоятельное направ­ление государственной политики профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников,важность ко­торой несомненна. Непосредственное проведение профилак­тических мероприятий возложено на работодателя, который является организатором производства и должен так органи­зовать производственную и трудовую деятельность, чтобы исключить или свести к минимуму возможные отрицатель­ные воздействия факторов производственной среды или тру­дового процесса на организм работников.

В рамках реализации профилактических мер законодатель счел нужным особо выделить такие важнейшие направления государственной политики в области охраны труда профи­лактического характера, как:

· установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Законодатель вынужден был специально оговорить эти вопросы, для того чтобы еще и еще раз сформулировать главный принцип обеспечения охраны труда в рыночной экономи­ке: работодатель, являясь собственником средств производства и организатором производства, а также нанимателем рабочей силы работника, по праву должен сам полностью обеспечи­вать своих работников. Поскольку все эти расходы относятся на себестоимость продукции, реально за все платит не работо­датель, а конечный потребитель, т.е. все общество в целом.

В условиях современного общества быстрое получение и оперативное внедрение информации – залог устойчивого и динамичного развития производства. Поэтому законода­тель определил в качестве основных направлений государ­ственной политики обеспечение функционирования единой ин­формационной системы охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Не остались без внимания законодателя и проблемы за­щиты законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, немысли­мые без расследования и учета несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний.

К основным направлениям государственной политики от­несено и установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Реальная организация огромной работы в сфере труда (если считать, что из 50 наемных работников один будет занят, пусть даже частично, вопросами охраны труда, то нашей стране по­требуется свыше одного миллиона таких лиц, а если считать, что у каждого работодателя хотя бы один человек занят, пусть даже частично, вопросами охраны труда, то потребуется свыше двух миллионов таких лиц) невозможна без подготовки специалистов по охране труда и их дополнительного профессионального образование,что также составляет одно из важнейших направлений госу­дарственной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: