Тема: Русский язык как предмет преподавания в начальных классах, его место и значение в учебно-воспитательной работе.




Раздел 1. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

1. Русский язык как учебный предмет в школе.

Родной язык – главный предмет в школе. Почему же изучению родного языка уделяется большое внимание? Охарактеризуйте учебный предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе, в средней школе, в педагогическом колледже, в мире наук.

Каковы основные задачи обучения родному языку в начальных классах?

1. Научить детей осмысленно говорить, читать, писать.

2. Дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о русском языке, литературе.

3. Обогащать речь учащихся.

4. Развивать их внимание и интерес к речи вообще.

5. Воспитывать нравственно – эстетические качества личности.

Какое значение придавал русскому языку К.Д.Ушинский?

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы, долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах родных поэтов.

Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке – в наследие потомкам. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения».

2.Предмет, цели и задачи курса методики преподавания русского языка, разделы курса. Структура курса, ее соответствие типовым разделам начальной филологической подготовки младших школьников.

Методика – это собрание методов. Методика имеет свой предмет. Это процесс обучения русскому языку и литературному чтению. Он включает в себя содержание образования, деятельность учителя по отбору, подаче, контролю учебного материала и деятельность учеников по усвоению ими программного материала.

Методика преподавания русского языка в начальных классах – это наука о том, как надо изучать с детьми родной язык, чтобы они охотно и сознательно совершенствовались в овладении коммуникативными свойствами устной и письменной речи.

Методика преподавания русского языка относится к ряду педагогических наук, но это самостоятельная наука, так как:

а) она имеет свой объект изучения;

б) свою систему понятий;

в) свои методы исследования.

Методика преподавания русского языка решает свои только ей присущие задачи. Их можно сформулировать в виде 4-х коротких вопросов:

«зачем учить?», т.е. определение целей обучения;

«чему учить?»,т.е. определение содержания образования (программы, учебники);

«как учить?»,т.е. определение методов, путей, приемов и их обоснование, конструирование уроков, методических пособий;

«почему надо изучать так, а не иначе?», т.е. освещение вопросов о связи обучения родному языку с воспитательными задачами, обоснование выбора содержания и методов, сравнительное изучение различных концепций (сравнительное изучение работы по различным учебникам).

Методика преподавания русского языка в начальных классах является частью общей методики в целом, однако, она имеет свою специфику по сравнению со старшими классами, так как во всех своих разделах она не может опереться на фундамент, заложенный ранее.

Разделы курса методики преподавания русского языка:

1.Методика обучения грамоте (обучение элементарному чтению и письму).

2.Методика классного и внеклассного чтения (овладение навыком беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения).

3.Методика развития речи (дальнейшее развитие словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи - устной и письменной).

4.Методика грамматики и правописания (система грамматических понятий, формирование орфографического навыка).

5.Методика каллиграфии.

Цели курса методики русского языка:

1. Дать систему работы по русскому языку в школе;

2. Предостеречь от применения научно необоснованных и непроверенных на практике методов;

3. Освободить от ненужных поисков в области приёмов обучения языку;

4. Формировать педагогическое мировоззрение, воспитывать уважение к профессии, вооружать знаниями методов и приёмов обучения, формировать педагога, творчески относящегося к своей работе.

3. История методики русского языка как науки. Источники обогащения методики.

Наука методика относительно молода, ей мене 200 лет, но практика обучения письму, чтению, речи весьма продолжительна. Она возникла вместе с самим языком, особенно письменным. Эта наука во многом нормативна. Она устанавливает критерии деятельности учителя и учащихся, минимумы знаний, выработанные практикой, обоснованные научно, проверенные на практике.

Источники обогащения методики:

1. Практический опыт и его традиции, обобщение лучшего опыта;

2. Развитие преподаваемых наук: языкознания, литературоведения, фонетики, грамматики, орфографии русского языка;

3. Развитие смежных базовых наук: психологии, дидактики, исследование интересов, мышления, эмоций, всего духовного мира ребёнка;

4. Новые исследования в области теории обучения языку как фундаментальной части методики;

5. Методический эксперимент, создание новых программ, учебников, новых практических систем обучения, конструирование новых типов уроков и другое.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: