Цель: выявление у учащихся уровня сформированностиумения логически мыслить и отвечать на вопросы.
Возраст: 7 – 8 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания
Ученику задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.
№п/п | Вопросы | Правильный ответ | Не правильный ответ | Другие ответы |
1. | Какое животное больше: лошадь или собака? | - 5 | ||
2. | Утром мы завтракаем, а днем? | - 3 | ||
3. | Днем светло, а ночью? | - 4 | ||
4. | Небо голубое, а трава? | - 4 | ||
5. | Яблоки, груши, сливы, персики – это что? | Фрукты + 1 | - 1 | |
6. | Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь? | Города+ 1 | - 1 | Станции 0 |
7. | Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… | Спорт+ 3 | Игры, упраж. +2 | |
8. | Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь? | Щенок, жеребенок + 4 | - 1 | Кто-то один щенок или жеребенок 0 |
9. | Почему у всех автомобилей тормоза? | 2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 | - 1 | Названа одна причина 0 |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? | 2 общих признака +3 | Назван один признак +2 | ||
Чем различаются гвоздь и винт? | У винта нарезка +3 | Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 | ||
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? | На кошку (с выделением признаков подобия) + 3 | На курицу - 3 | На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 | |
Чем похожи друг на друга белка и кошка? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | 1 признак +2 | ||
Какие ты знаешь транспортные средства? | 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 | Ничего не названо или неправильно 0 | 3 наземных средства +2 | |
Чем отличается молодой человек от старого? | 3 признака +4 | 1-2 признака +2 |
Критерии оценивания, соответствующие разным уровням сформированностиумения логически мыслить и отвечать на вопросы.
Критерии оценивания | уровень сформированностиумения логически мыслить и отвечать на вопросы. |
14 и более | высокий |
0 - 13 | средний |
-1 и ниже | низкий |
Форма представления результатов диагностики
(по каждому учащемуся)
№ п/п | Ф.И. учащегося | уровень сформированностиумения логически мыслить и отвечать на вопросы. | ||
высокий | средний | низкий | ||
Форма представления результатов диагностики
(сводная по классу)
уровень сформированностиумения логически мыслить и отвечать на вопросы. | |||
высокий | средний | низкий | |
Методика «10 слов» (А.Л.Вегнер, Г.А.Цукерман)
Цель: выявление у учащихся уровня сформированностипроцесса произвольного запоминания.
Возраст: 7 – 8 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания
Для проведения исследования психологу потребуется:
набор из 10 односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу (желательно иметь несколько таких наборов).
Эксперимент желательно проводить в условиях полной тишины.
Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке». И так 5 раз.
В среднем эксперимент должен занимать 5–7 минут.
лес | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мед | огонь | |
Критерии оценивания, соответствующие разным уровням сформированностипроцесса произвольного запоминания.
Критерии оценивания | уровень сформированностипроцесса произвольного запоминания |
9 – 10 слов | высокий |
7 – 8 слов | средний |
6 и менее слов | низкий |
Форма представления результатов диагностики
(по каждому учащемуся)
№ п/п | Ф.И. учащегося | уровень сформированностипроцесса произвольного запоминания | ||
высокий | средний | низкий | ||
Форма представления результатов диагностики
(сводная по классу)
уровень сформированностипроцесса произвольного запоминания | |||
высокий | средний | низкий | |
Класс.
Методика «Скульптура»
Цель: выявление у учащихся уровня сформированности процессов воображения.
Возраст: 7 – 8 лет
Форма (ситуация оценивания): групповая работа
Метод оценивания
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Параметры для оценки воображения по методике«Скульптура»
Параметры воображения ребенка | Оценка параметров в баллах | ||
0 - 3 | 4 - 7 | 8 - 10 | |
1) выразительность, оригинальность образов | Ребенок ничего не придумал, или придумал что-то очень простое | Ребенок сделал поделку,но в ней имеется небольшое количество простых деталей | Придуманная ребенком поделка достаточно оригинальна, выразительна |
2) богатство фантазии | Фантазия развита слабо | Поделка ребенка довольно интересная | Хорошо развита фантазия ребенка,внесены в поделку новые необычные элементы |
3) глубина и проработанность (детализированность) образов | Ребенок просит помощь у воспитателя, детали поделки проработаны слабо | Ребенок самостоятельно дополняет свою поделку интересными деталями, но иногда просит помощь у воспитателя | Ребенок самостоятельно прорабатывает все детали своей поделки. Использует известные приёмы в лепке (расплющивание, оттягивание, скатывание, вдавливаниеи т. д) |
4)Впечатлительность или эмоциональность образов воображения | Образ малоинтересен, не оказывают впечатления | Образ вызывают интерес и некоторую ответную эмоциональную реакцию | Ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения и т.д. |
5) Практические умения и навыки | Ребенок плохо владеет инструментом и материалом | Ребенок владеет материалом и инструментом,но иногда просит помощь у воспитателя | Ребенок хорошо владеет материалом и инструментом |