Семинарское занятие № 14-16 Обучение чтению




План выступлений

1. Чтение как вид речевой деятельности

2. Виды чтения

3. Требования к чтению

4. Требования к учебным текстам

5. Этапы работы с текстом

6. Содержание обучения чтению

7. Технология обучения чтению вслух

8. Технология обучения чтению про себя на начальном и среднем этапах обучения

9. Специфика обучения чтению текстов различных функциональных стилей в старших классах

10. Контроль сформированности навыков и умений чтения

Практические задания

Задание 1. Изучите Государственный стандарт по иностранным языкам и уясните содержание обучения иноязычному чтению в начальной, основной и полной общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях, а также какими умениями чтения учащиеся должны обладать, какие требования предъявляет стандарт у уровню владения умениями чтения на каждом этапе общеобразовательной школы.

Задание 2. Уточните содержание следующих понятий: чтение как рецептивный вид иноязычной речевой деятельности, техника чтения на родном и иностранном языках, технический навык чтения, скорость чтения, чтения про себя, чтение вслух, аналитическое чтение, интенсивное чтение, экстенсивное чтение, синтетическое чтение, изучающее чтение, поисково-просмотровое чтение, ознакомительное чтение, культурный контекст, текст, контроль.

Задание 3. Просмотрите приведённые ниже виды упражнений по формированию навыков и умений чтения. Отметьте те из них, которые можно использовать на начальном, среднем, продвинутом этапах обучения иностранному языку.

§ называние букв и передаваемых ими звуков;

§ чтение транскрипции;

§ сравнение чтения гласных в словах с различными типами слогов;

§ чтение коротких слов с одной и той же фонемой;

§ выбор и прочтение вслух рифмующихся слов;

§ чтение словосочетаний;

§ чтение коротких предложений;

§ чтение предложений по принципу последовательного «нанизывания» слов с начала или с конца предложения;

§ интонационная разметка текста и прочтение на её основе;

§ найти ответы на вопросы в тексте и прочитать нужные предложения вслух;

§ подобрать подходящие заголовки к абзацам / текстам;

§ составить план текста с ключевыми словами;

§ догадаться о значении слов по контексту;

§ догадаться о тематике / проблематике текста по заголовку / новым словам / вопросам / утверждениям до или после текста;

§ ответить на вопросы по тексту, ориентированные на контроль понимания смысла прочитанного;

§ составить собственные вопросы, ориентированные на точность понимания смысла прочитанного;

§ сравнить несколько текстов по схожей тематике и определить их совпадения и расхождения;

§ оценить степень достоверности информации текста;

§ определить приёмы, которые автор использовал для усиления эмоционального воздействия на читателя (комического, трагического и т.д.);

§ дать характеристику героям / событиям;

§ пересказать текст (подробно / от лица одного из героев / кратко / с новой речевой задачей и т.д.);

§ создать новый текст на основе прочитанного текст в ином жанре (стихи переделать в прозу, газетный заголовок – в лозунги и призывы, пословицы и поговорки – в рекламу и т.д.

Задание 4. Выберите те виды упражнений из задания 2, которые можно использовать на среднем этапе обучения, и расположите их в логической последовательности по принципу «от простого – к сложному». Продумайте, какие из них можно использовать на этапе:

§ до чтения;

§ во время чтения;

§ после прочтения текста.

Задание 5. Проанализируйте один из УМК для начальной школы и определите:

§ когда и с чего начинается в них обучение технике чтения;

§ как изменяются длина и содержание текстов на протяжении учебного года;

§ предусмотрено ли обучение чтению только в учебнике или в других компонентах УМК и если да, то в каких и как;

§ какие упражнения и задания используются наиболее часто и почему;

§ выделяют ли авторы несколько этапов работы с текстом, в чём это проявляется, насколько это оправдано;

§ что можно сказать о тематике текстов и чем определяется данный выбор.

Задание 6. Составьте для учащихся подробную памятку по работе с текстом.

Задание 7. Подготовьте два фрагмента урока по развитию умений в чтении:

Фрагмент урока по чтению для начальной школы на базе одного из УМК;

Фрагмент урока по чтению для средней или старшей школы на основе конкретного УМК.

При составлении плана урока не забудьте:

· указать УМК, тему, номер урока;

· определить, будете ли вы обучать чтению как самостоятельному виду речевой деятельности или на этом уроке чтение будет выступать как средство формирования комплексных коммуникативных умений;

· написать цель урока / фрагмента урока в общей цепочке уроков по теме;

· продумать домашнее задание, вытекающее из хода и закрепляющее сформированные умения и навыки;

· просмотреть материал учебника и книги для учителя;

· выписать те упражнения и задания, которые вы хотели бы использовать, определить их цель и желаемый результат;

· подобрать нужный дополнительный материал;

· при необходимости дополнить список заданий;

· выполнить задание самостоятельно, зафиксировать последовательность своих действий и определить, смогут ли ваши потенциальные ученики сделать это также легко;

· продумать, какие опоры можно предложить классу (отдельным ученикам) в случае затруднений с выполнением каждого задания;

· расположить задания в логической последовательности;

· спланировать опрос;

· ещё раз проверить логику и последовательность расположения заданий;

· внести окончательную правку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: