Понятие, признаки, функции, типы социальных институтов»




Почему коллективные формы повседневной жизни обладают устойчивостью, существуют десятилетия, даже столетия, хотя людей, их создавших, давно нет – одна из главных загадок социальной жизни. Устойчивость в обществе обеспечивают социальные институты. Слово «институт» происходит от латинского institutum – установление, устройство. Жизненный процесс – всегда некая определенность. Биология стала наукой, когда ученые научились классифицировать живые организмы. Образ жизни волка существенно отличается от образа жизни дельфина или дятла. Жизнь животного диктуется инстинктами. Человек ведет свойственный ему образ жизни. Он пре- одолел (в значительной степени) силу инстинктов. Следовательно, инстинкты не могут определять образ жизни человека. Ему нужны иные способы ориентации, особые установки, позволяющие преодолевать хаос, регулировать социальные связи и отношения. Социальный институт – это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные потребности человека. Мы уверены, что, зайдя в магазин, купим необходимые то- вары; что в библиотеке нам выдадут нужные книги; что в поликлини- ке нам окажут медицинскую помощь и т. д. Явно действует какой-то невидимый, но надежный, отлаженный механизм, гарантирующий упорядоченность и предсказуемость нашей повседневной жизни. Со- циальные институты ответственны за воспроизводство социальных взаимодействий. 22 Многообразие потребностей человека и общества породило множество институтов. Например, потребности в воспроизводстве рода обеспечивает институт семьи и брака; потребности в безопасно- сти и социальном порядке – политические институты; потребности в добывании средств существования – экономические институты; по- требности в передаче знаний, ценностей, социализации подрастаю- щего поколения – институты культуры и т. д. Общая задача всех социальных институтов – в выполнении функции приносить пользу обществу и личности. Если же институт наносит вред, это называется дисфункцией. Скажем, сотрудник ГИБДД, помимо выполнения своей функции – обеспечения безопас- ности дорожного движения – берет взятки. Или вуз, наряду с класс- ными специалистами, выпускает в жизнь дилетантов, не способных квалифицированно выполнять свои обязанности, но занимающих ра- бочие места, высокие должности. Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, осознаются людьми и очевидны; и латентными, если они не осознаются. Например, инициаторы «антиалкогольной кампании» в годы перестройки не прогнозировали ряда ее последствий: вырубки виноградников; резкого роста самогоноварения; отравления различ- ными суррогатами и т. д.. В жизни каждого из нас социальные институты диктуют «пра- вила игры», написанные задолго до нас. Хотим мы или нет, но эти правила – реальность, с которой нельзя не считаться. В большинстве случаев мы подчиняемся правилам, потому что это ограждает нас от огромных трудностей. Ведь социальная жизнь – сложнейшее образо- вание, из каждой точки которого расходится множество векторов возможных действий. Что предпочесть, как выбрать? Сущность со- циального института для каждого из нас уже определена, является единственным оптимальным вариантом поведения. Это эффективно для общества и для человека, и психологически комфортно настоль- ко, что другие варианты действия не приходят в голову. Надо признать, что социальный институт содержит элемент об- мана и самообмана: данный вариант – единственно возможный. Это нормально, поскольку доля условности присуща любому социально- му феномену. Проблемы начинаются тогда, когда занимается однознач- ная позиция: вариант, выбранный мною, моей группой, семьей, куль- 23 турой – действительно единственно возможный. Современному че- ловеку надлежит иметь более гибкое мышление, иначе не избежать разного рода конфликтов.

Для социальных институтов характерно четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействий. Некоторые обязанности исполняют профессиональ- но подготовленные люди. Важную роль играет фактор обезличенно- сти требований к тому, кто включается в деятельность института. Поэтому люди меняются, но заменивший «выбывшего», по сути дела, меняет не его, но заполняет освободившуюся позицию, «ячейку» с заранее заданными функциями. Формы взаимодействия самовос- производятся, несмотря на смену индивидов и целых поколений. Нельзя не упомянуть и функцию социального контроля, прису- щую социальным институтам и усиливающую их эффективность. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля, по- скольку в противном случае возникает угроза его распада. Контроль опирается на социальные нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допусти- мого поведения людей в обществе. Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы поведения. Отсюда понятно, что любой социальный порядок основан, в той или иной степени, на насилии. Ведь совместная человеческая жизнь предполагает согласование громадного числа потребностей, интересов, ценностей, что невозможно без некоторых ограничений. Контроль может быть внешним, со стороны социальных институтов, групп, людей. Но также и внутренним, как самоконтроль. Когда мы выбираем вариант поведения из множества возможных вариантов, к тому же кажущихся равноценными, мы совершаем своего рода насилие. Следовательно, мы полагаемся на силу нашего суждения, предпочтения, решения, отвергающую все другие возможности в данный исторический момент. В иное время и в иных культурах реализуются иные варианты. В итоге человечество, как единый субъ- ект истории, суммарно отрабатывает и выбирает наиболее оптималь- ный вариант развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: