ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИРИДОДИАГНОСТИКИ И ДИАГНОСТИКИ ПО ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫМ РЕАКЦИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО




ВВЕДЕНИЕ

 

На заре ХХ века в Русском уголовном праве приводились слова Штельцера, который еще в 1790 году говорил о том, что "цель наказания может быть только одна - исправление преступника так, чтобы он, по собственному своему почину, перестал быть опасным для общественного спокойствия"[1]. Природа отношений в среде современного преступного мира неоднозначна и многопланова. В последнее время сообщества преступников становятся наиболее сложной категорией, а поэтому традиционные методы изучения личности осужденных требуют пересмотра, научного их осмысления, дополнения на основе нетрадиционных методик эзотерической ориентации, зарубежного пенитенциарного опыта, биофизики, астропсихологии, нейропсихологии, генной инженерии, придологии и других наук.

В пенитенциарной социологии успех исследования и разработки научно аргументированных исправительных программ для конкретных ИТУ во многом зависит от уровня интеллектуальной активности сотрудников ИТУ, развития умственных способностей, определяющих широту и глубину познавательного интереса воспитывающих коллективов[2], без которого вряд ли возможно движение вперед. Данной работой мы и пытаемся пробудить этот интерес. Мы не поднимаем проблем, касающихся структуры интеллекта практических работников, генерирования новых алгоритмов и программ, перестройки исходных логических парадигм в процессе решения, формирования и выбора избирательных систем логических связей, вплоть до разграничения интеллекта (умственной способности) и мышления (умственной активности) в столь сложном процессе исправления и перевоспитания преступников.

Нам важно учитывать, что интеллект имеет сложное строение, включающее такие формы его организации, как здравый смысл, рассудок. Девиз нашего времени - "наращивать интеллектуальный потенциал перестройки" - не утратит своей актуальности в обозримом будущем. ХХI век будет веком торжества высшей формы человеческого интеллекта - разума. Но для того чтобы это торжество наступило скорее, необходимо помимо прочего укрепить позиции фундамента интеллекта - здравого смысла, сильно подорванные догматизированным рассудочным воспитанием, односторонней практической деятельностью и абстрактным схоластическим теоретизированием[3].

Если говорить о сотрудниках исправительно-трудовых учреждений, то в большинстве своем они консервативны в поиске подходов воздействия на личность преступника, не проявляют усердия в приобретении современных знаний, и хотя очень эмоционально воспринимают происходящие процессы, теряются в своем однозначно ориентированном выборе. Эрик Берн считает, что в большой степени люди различаются скоростью перехода от радости к унынию и наоборот. Действительно, "некоторые люди осторожны, другие же импульсивны. Некоторые способны выдержать ожидание, другие не способны. Некоторые встречают любую ситуацию быстрой, импульсивной и правильной реакцией; другие же как-то обходятся, едва реагируя на целый ряд ситуаций, а затем внезапно и импульсивно высвобождают накопленную энергию". В работах Эрика Берна можно найти объяснение многих проблем ИТУ, которые связаны с тем, что "некоторые люди слишком склонны грезить наяву. Поскольку им никак не удается осуществить свои грезы, проникающие в их сознание, они проходят через жизнь неудовлетворенными. Представляя себе, что им хотелось бы сделать, они раздумывают о своих делах и кое-какие из своих планов приводят в исполнение. Другие же люди не имеют сознательных желаний, неосуществимых на практике, и поэтому не фантазируют о вещах, им недоступных[4]". Вот почему вполне объяснимы различные кадровые шараханья, текучесть и размывание профессионального ядра в ИТУ.

Так как же проводить реформы ИТУ, если на приток новых специалистов пенитенциарной науки и практики уголовно-исполнительная система не рассчитывает? Выход есть - работникам ИТУ необходимо развивать интеллектуальные способности, накапли-вая новые знания и находя нетрадиционные подходы к диагностике осужденных и коррекции их поведения. Этому и должна помочь данная работа.

Всем известно, что возможный для человека уровень интеллекта зависит от врожденной способности его ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Деятельный уровень интеллекта, который человек использует, определяется этой его способностью минус воздействие эмоций. Приведя в порядок эмоциональную жизнь человека, мы даем возможность его интеллекту развиться до высшего доступного ему уровня. Сказанное может иметь развернутый комментарий, который выстроился бы в комплексную программу по выводу системы ИТУ из кризисной ситуации, но это совершенно самостоятельная тема для другой монографии.

Прежде всего следует принять на вооружение весь исторический опыт системы ИТУ. Как бы ни оценивался советский период криминологии, исправительно-трудового права и пенитенциарной педагогики и психологии, надо отметить, что более 70 лет назад в России было положено начало биопсихологическому исследованию преступной среды. Московский кабинет по изучению личности преступника и преступности основное внимание концентрировал на биологическом исследовании преступника, которое включало антропологическое, психиатрическое, психологическое, биохимическое изучение человека. В своих выводах по результатам исследований кабинет пытался объяснить преступность главным образом наличием среди преступников высокого процента душевнобольных и психически ненормальных. Подобный подход к проблемам исправления и перевоспитания осужденных мы встречаем и сегодня в научных трудах Ю. Антоняна, Е. Самовичева, Ю. Кудрякова и других ученых - исследователей психолого-педагогического обеспечения исполнения уголовных наказаний.

Заметим, что мы не будем сколь-нибудь оригинальны в разра-ботке персональных исправительных программ в ИТУ. Первые попытки классификации преступников с целью обеспечения индивиду-ального воздействия на них были предприняты еще в начале ХIХ столетия, когда Г. Дией разделил преступников на три категории: а) вступившие на преступный путь "благодаря" дурной компании, нужде или неожиданным для них обстоятельствам; б) попавшие на преступ-ную дорогу вследствие недостатка воспитания; в) глубоко испорчен-ные, неисправимые, которые, раз вступив на преступный путь, становятся профессиональными преступниками.

Другая классификация преступников, предложенная Тулмашом, выделяла из них: лиц, которые стали преступниками вследствие невежества, нужды или дурных советов; лиц, которые порочны по природе и инстинктивно стремятся к обману, краже или иному преступлению; лиц, совершивших преступление в порыве страсти или гнева.

Прежде чем говорить о нетрадиционных мерах влияния на преступную среду, следует иметь в виду мнения о том, что:

- преступность есть проявление атавизма, то есть во внешнем виде и строении тела преступника отражены черты наших предков-дикарей (выпуклые скулы, большие челюсти, торчащие уши, ямки на затылочной части и т.д.);

- прирожденного преступника не надо принимать за сумасшед-шего в полном смысле этого слова, но в нем есть известные патологи-ческие черты, характеризующие нравственное помешательство - то есть не что иное, как специальная форма проявления эпилепсии. Криминалистами-антропологами выделяется несколько типов преступников[5]. Подробнее об этом автором говорилось на страницах предыдущего издания о социально-ценностных ориентациях осужден-ных, путях совершенствования отрядной системы, об особенностях личности и перевоспитания различных категорий правонарушителей.

Все это подтверждает мысль о том, что прежде чем воздейст-вовать на осужденного, необходимо всеми доступными средствами определить его тип личности, разобраться в особенностях его характера и поведения, мотивах его поступков. При этом нужно учитывать мнение Артура Шопенгауэра: "Есть вообще лишь три основные пружины человеческих поступков, и только через возбужде-ние их действуют все, какие только возможно, мотивы; вот они:

1. Эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен).

2. Злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней

точки жестокости).

3. Сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благо-

родства и великодушия).

Всякий человеческий поступок необходимо сводится к одному из этих импульсов, хотя могут действовать и два из них вместе"[6].

Мы полагаем, что методы обнаружения этих качеств у преступ-ников могут быть самыми различными, как и набор программ воспитательной работы, труда и подготовки осужденных к жизни в социально активной среде. В сфере нравственного воспитания на смену воинствующему атеизму и коммунистическому воспитанию пришли психологический подход к изучению личности и воздействию на нее, религиозное просвещение.

Эти подходы до сих пор совершенно не апробированы, а проповеди религиозных деятелей вызывают у осужденных лишь любопытство. Предстоит большая научная проработка этой формы воспитательного воздействия на различные категории осужденных. При этом следует иметь в виду, что еще Френсис Бекон предупреждал о том, что "плохой человек становится еще хуже, когда пытается казаться святым". Осужденные пока еще не воспринимают нравственные религиозные проповеди, относятся к ним как к мероприятиям политико-воспитательного характера. Здесь вполне уместна мысль американского просветителя и ученого Б. Франклина (1706-1790): "Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы".

К числу нетрадиционных методов воспитательной работы в ИТУ можно отнести и "педагогику сотрудничества". Известно, что бывший (16-й) президент США Авраам Линкольн (1809-1865) говорил: "Ни один человек не может быть достоин права править другим человеком без его согласия"[7]. Такой подход должен быть взят на вооружение режимно-воспитательными и психологическими службами ИТУ в современных условиях всестороннего развития и внедрения демократических принципов.

Пенитенциарную педагогику сотрудничества вполне иллюстри-рует пример, который приводит Э. Берн: "Однажды некоторое число умственно отсталых детей соединили в виде опыта с приемными матерями - девушками из ближайшего дома молодых правонаруши-телей. Каждый из детей обрел, таким образом, материнскую любовь и заботу, которых он был лишен в своей прежней жизни. Под этим эмоциональным воздействием у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем повысился уровень интеллекта и у "матерей", поскольку у них тоже заполнился пробел в эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого можно было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно подействовала на самочувствие и интеллект обеих сторон"[8].

Сегодня к предмету исправительно-трудовой психологии и методам исправительно-трудовой педагогики следует относиться с серьезными отступлениями от прежней марксовой методологии, нетрадиционно. Ведь действительно, в современных условиях мы наблюдаем совершенно новые процессы. К примеру, теперь в жизнь ИТУ активно внедряется индивидуальная трудовая деятельность, ведется поиск нетрадиционных форм воздействия труда на осужденных. К таким новым формам можно отнести оpганизацию выставки "Творчество заключенных США и России", открытие секций "Изделия преступников" в валютных магазинах и т.д.

Происшедшая эволюция воспитывающейся среды явно нетради-ционна, что можно отметить и применительно к системе ИТУ, где существует множество проблем, не позволяющих пока преодолеть развитие кризисных явлений. Одна из наиболее сложных из них - низкое использование достижений педагогики, психологии, а также других наук, позволяющих более эффективно влиять на воспитательный процесс в ИТУ.

В трудах П.Д. Успенского, а особенно во впервые публикуемой на русском языке монографии "Психология возможной эволюции человека", самая первая лекция начинается со слов: "Прежде всего я должен сказать, что никогда еще в истории психология не находилась на столь низком уровне, как сегодня. Она утратила всякое соприкосновение со своими истоками и смыслом, а потому сейчас даже трудно определить сам термин "психология", то есть сказать, что же такое психология и что она изучает. И это так, несмотря на то, что еще никогда в истории не было такого множества психологических теорий и книг по психологии.

Психологию иногда называют новой наукой. Это совершенно неверно. Психология, конечно же, древнейшая наука и, к сожалению, в главных своих чертах - забытая наука. Для определения того, что такое психология, необходимо знать о том, что психология, исключая новое время, никогда не существовала под своим собственным именем. По тем или иным причинам психология всегда подозревалась в неправедных или подрывных тенденциях в религии, политике или морали, а потому должна была носить различные маски"[9]. Сегодня необходимо шиpе использовать достижения психологии, т.к. до конца не изучено влияние многих факторов на склад характера и поведение человека.

Так, современный характер организации исполнения наказания в пpоцессе труда осужденных, до сих пор обусловливающий невозможность полной компенсации накапливаемых функциональных сдвигов не только на протяжении всего срока лишения свободы, но и за время рабочей смены, формирует "компромиссную форму адаптации", существенной особенностью которой является фазность динамических перестроек физиологических функций. Автор согласен с мнением некоторых исследователей о том, что трудовая деятельность преступников подобна положению, когда "вызванная внешними факторами длительная десинхронизация физиологических функций может стать первичной причиной болезненных состояний и снижения работоспособности. Развитие временной структуры биологических ритмов определяется, с одной стороны, типологическими особен-ностями человека, а с другой - состоянием внешних, в том числе и искусственно созданных условий в данный период времени"[10].

При перевоспитании преступников надо иметь в виду, что биоритмологическую структуру функций человека в большой степени изменяют ситуации, подобные тем, которые характерны для длительной герметизации, трансмеридианных и орбитальных полетов, океанских плаваний. Эти функции нетрадиционны и весьма вырази-тельны в условиях строгой изоляции тюрьмы или камерного пребыва-ния в исправительно-трудовой колонии особого режима, когда можно говорить об изменении воздействия привычных для обычных условий "датчиков времени". Именно в этих условиях происходит непрерывное "наложение" внешних ритмов среды на внутренние биоритмы организма, интегральная сумма которых в конечном счете нарушает константность защитных функций, задерживает процесс долговремен-ной адаптации в экстремальных условиях[11].

Это весьма сложная научная проблема, которая выходит за рамки данного исследования. Однако ясно, что, основываясь на компетентных выводах, следует признать практическую значимость хронодиагностики и хронопрофилактики. Тем более что "ранняя диагностика и прогнозирование функциональных состояний являются основой стратегии и тактики в организации профилактики заболева-ний и повышения работоспособности человека"[12]. Суть такого подхода состоит в том, что на основе оценки напряжений защитно-приспособи-тельных возможностей организма выявляются не болезни, а степень адаптации организма к условиям окружающей среды, что дает возмож-ность раннего выявления донозологических состояний, т.е. диагнос-тики на этапе срыва адаптации. Теоретической основой ее следует считать современные представления о возможностях управления адап-тационным процессом, внедрения научно обоснованных методов, неспецифической профилактики и фармакологической регуляции адаптивных процессов, что, безусловно, является важным дополнением к существующей системе медицинских мероприятий. Это, на наш взгляд, в некоторой степени может быть решено за счет регулирования светового и цветового режимов воздействия на человека в условиях строгой изоляции (в ИТУ), что позволит упредить тяжелые последст-вия влияния тюремного сумеречного света на личность и психику человека, разрушение защитных функций организма, биосоциальный "сдвиг" по хронометрической фазе.

Если серьезно говорить о нетрадиционных методах перевоспитания преступников, то следует напомнить вывод о том, что, только лишь "овладев трансцендентным сознанием, человек начинает жить в гармонии с природой, получая ее поддержку"[13]. Это совершенно новая концепция, а применительно к уголовно-исполнительной системе она осложняется концентрацией людей специфического типа личности, со своими особыми гранями мыслительно-эмоционального аппарата, жизненными ориентациями, межличностными отношени-ями, саморазвитием личности в нетрадиционной социально активной среде с особым вектором ориентации.

В этой связи было бы интересно обратить внимание читателей - сотрудников ИТУ, работающих с преступниками, на книгу Арнольда Патента "Вы можете иметь все в изобилии...", где предлагается несколько оригинальных упражнений на развитие чувственного восприятия, а ведь интуиция есть не что иное, как наши чувства. Представляйте мир в красках и образах: темные цвета - это обычно что-то мрачное и трагическое, яркие - сильные впечатления, светлые - гармония и спокойствие. К примеру, перед началом важного события постарайтесь представить, какого оно цвета. Если оттенок вызывает у вас отрицательные эмоции, не стоит даже начинать дело. По этому же принципу можно научиться разбираться в людях[14]. Ряд дpугих оpигинальных, нетpадиционных, но апpобиpованных автоpом пpиемов воздействия на личность подpобно освещен в данной книге, пpичем пpедставлены лишь матеpиалы, имеющие вывеpенную фактуpу. Известный английский писатель Чаpльз Диккенс (1812-1870) писал: "В жизни нужны только факты". Только достовеpные источники инфоpмации и взвешенные методики могут способствовать самосовеpшенствованию субъектов воспитательного пpоцесса.

Французский писатель Жан де Лабрюйер отмечал, что "если бедность можно назвать матерью преступности, то недостаток разума - ее отцом". Корни преступности весьма глубоки. Мы и не ставим перед собой цели их раскрыть в данной монографии, поскольку, как считает английский историк Генри Томас Бакл (1821-1862), "общество готовит преступление, преступник совершает его"[15]. Но мы должны быть нацелены на использование в исправительно-трудовом процессе наиболее актуальных открытий современных отраслей знаний и мирового человеческого опыта по реадаптации личности и ресоциализации преступного сообщества.

Рассматривая воспитательный процесс в современной уголовно-исполнительной системе с позиций развития личности, мы должны иметь в виду, что одна из главных задач воспитуемого - уметь контролировать свою энергию и проявление темперамента. Поэтому в известных работах П. Донова многократно указывается на необходи-мость пробужденности сознания, чтобы в каждый момент человек умел контролировать и регулировать проявление сил, обусловливающих заложенный природный темперамент.

Сотрудникам ИТУ, обладающим основами эзотерических зна-ний, известно, что в каждом темпераменте действуют и проявляются все родовые силы и внешние символы, но некоторые из них всегда доминируют, определяя характер темперамента. На этом строится и структура личности осужденного. Четыре темперамента соответствуют четырем элементам, и каждый темперамент определяет свою эпоху жизни. В эзотерике на примитивном уровне рассуждают так: флегматический (лимфатический) темперамент отвечает детской фазе жизни; сангвинический - юношеской поре; холерический - зрелости, а меланхолический - старости. С древних времен считается, что холери-ческий, или желчный, темперамент - внутренняя поляризация огненной стихии. Сангвинический, или воздушный, темперамент связан с горячим и влажным воздухом, лимфатический (флегматический) - с водой, а меланхолический - с земными функциями[16].

В соответствии с темпераментом, по мнению эзотериков, в человеке преобладает та или иная известная система. Так, при лимфатическом темпераменте преобладает пищеварительная система: до семилетнего возраста ребенок развивается преимущественно физически, а физическое в человеке характеризуется желудком. У сангвиника преобладают дыхательная и кровеносная системы, связанные с развитием духовной жизни (фаза юноши, который находится в постоянном внешнем и внутреннем движении). Холерик - деловой, человек воли, и в нем преобладают желчная, нервная и костная системы. Он полон амбиций, это человек реализующий. Меланхолик, чей темперамент соответствует старости, - человек, у которого преобладает нервная система. Он рассуждающий, мыслит и усваивает опыт, приобретенный в трех предшествующих фазах жизни. Каждый элемент создает определенную геометрическую форму, определенный морфологический тип, специфический темперамент. На этом основании мы имеем нормальные типы тогда, когда есть соответствие, гармония между морфологическим типом и темпераментом[17].

Эту теорию можно принять к сведению. Данное объяснение в некоторой степени адекватно типологии осужденных, разработанной автором в методике "Социально-психологический портрет осужденного"[18].

Прежде чем перейти к монографическому исследованию невербальных отношений различных страт осужденных, возможностей нетрадиционных методов исследования сообществ преступников и воздействия на них, следует обратить внимание читателя на то, что данная книга предполагает приобщение к наиболее актуальным научным гипотезам в области человековедения. Именно с этих позиций для повышения эрудиции читателя из числа воспитателей ИТУ считаем необходимым хотя бы в предисловии привести некоторые выдержки из восточной науки о Человеке.

Замеченные осложнения или отклонения в состоянии здоровья, вызванные умственной деятельностью, по мнению восточных мудрецов, вполне можно исправить концентрацией на счете (считать выдохи, или частоту дыхания), концентрацией на неподвижной глади озера, луны. Например, при повышенном давлении сосредоточтесь на низких местах. Если же вам необходимо тонизировать себя - сконцентрируйтесь на горах, возвышенностях. При одышке, затруднен-ном дыхании или во время восстановления дыхания сосредоточтесь на голубом небе, белых облаках, порывах ветра. При неприятных ощуще-ниях в желудке или селезенке желательно сосредоточиться на золотистом цвете (цветы георгина, желтой хризантемы). Усталость глаз, печени снимается и тонизируется сосредоточением на зелени леса (сосна, ель, береза) или зелени поляны, луга. При восстановлении функции сердца предпочтительно сосредоточение на красной гамме (цветы, огонь). Для рассеивания энергии почек возможно сосредоточение на черном цвете или более мягком - темно-фиолетовом (графит, свинец). Если человек подавлен, то коррекцией состояния заниматься не стоит, та как это вызовет головную боль, чувство сжатия в груди и т.д. Мы считаем, что этим приемам следует обучить не только всех сотрудников ИТУ, но и осужденных в период их адаптации к жизни в колонии.

Из настоящей монографии выделилась отдельная книга, посвященная новой науке - пенитенциарной цветопсихологии, которая готовится к изданию. В ней убедительно доказывается, что эффективность нетрадиционных методов имеет свое подтверждение на практике и этому есть конкретные объяснения. Приводится такой пример. Британская фирма "Пи Эйч Ол Стар" провела исследование, касающееся соотношения между характером человека и цветом его автомобиля. Упоминается интересный факт опроса водителей и дилеров, который показал, что цвета белый и красный при выборе автомобиля предпочитают деловые люди. Растет популярность цветов серых, голубых и зеленых оттенков. Считается, что человек, выбира-ющий серый цвет, старателен, обладает чувством ответственности и верой в то, что каждый должен вести такой же правильный образ жизни, как и он сам. Британские исследователи доказали, что пристрастие к зеленому цвету свидетельствует об осторожности человека. Синий цвет предпочитают прилежные труженики, которые пусть и немного скучноваты, но зато прекрасно работают в составе группы[19].

Для того чтобы глубже проникнуть в методы пенитенциарной цветопсихологии, следует усвоить основы популярных знаний о психологическом воздействии цвета. Как известно, черный в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой - вызывает психические состояния, навевающие мрачные мысли; белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всем; красный - возбуждает, раздражает; желтый - теплый и веселый, создает хорошее настроение; зеленый - улучшает настроение, успокаивает; голубой - ухудшает настроение; коричневый в сочетании с яркими цветами - создает уют (однако в психодинамике считается, что именно этот цвет без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию).

Этот аспект в пенитенциарной цветопсихологии подтверждается знаниями автора из области теоретической физики. Известно, что длинноволновая часть видимого цветового спектра (красный, оранжевый, желтый) действует возбуждающе, мобилизует, стимулирует. Закономерно, что коротковолновая (начиная с голубого) - успокаивает или угнетает. В диагностике существенное значение имеет личностное отношение к цветам. Весьма достоверную информацию об этом можно получить не только тестированием, но и наблюдением (цвет костюма, галстука и т.п.). Методом наблюдения или опроса можно установить любимый цвет, вызывающий приятные ощущения, с целью моделирования настроения. Модельеры не случайно говорят о том, что целесообразен сознательный выбор одежды для свободного времени.

В хорошо разрекламированной литературе по психологии говорится о том, что человеку трудно скрыть свою внутреннюю суть. Информацией о ней служит его цветовой выбор в одежде: синий - умиротворенность, внутренняя гармония и благополучие; зеленый - стремление доминировать, доказывать свою значимость; красный - энергичность, активность; желтый - надежды на перемены к лучшему; фиолетовый - стремление быть в центре внимания; коричневый - неблагополучие, подавленность; черный - негативизм, агрессивность; белый - открытость новым впечатлениям, внутренняя чистота; серый - закрытость, попытка произвести впечатление зрелого человека[20]. В ходе изучения различных точек зрения в области коллотерапии и цветопсихологии мы установили, что, кроме внешности и позы человека, дополнительным сигналом о нем является предпочитаемый цвет одежды. Не случайно в местах лишения свободы некоторые особо стремящиеся к лидерству личности красят в черный цвет даже нижнее белье. Блеклый серый цвет в одежде осужденных производит впечатление зрелости - осужденные стремятся доказать, что они "прошли огонь, воду и медные трубы" тюремных камер. Тогда как всеобщий синий (первоначальный цвет) чаще всего наблюдается у вновьприбывших в ИТУ и у "голубых", т.е. изгоев и пассивных гомосексуалистов. Чаще других форму одежды коричневого цвета имеют несовершеннолетние и отвергнутые средой осужденные. Шарфы фиолетового цвета обычно у лидеров отрицательных групп, стремящихся занять центральное место. Красные футболки, майки, носки предпочитают осужденные спортивного поведения, отстаива-ющие свое лидерство. Варежки и свитера зеленого цвета распростра-нены большей частью у бригадиров (в лесных ИТУ), шарфы и спортивные трико зеленого цвета - у "воров в законе". Это основные цвета, которые наиболее популярны в среде осужденных.

Что касается иридодиагностики, то давно замечено, что поскольку состояние глаз зависит от кровообращения, то они отражают физическое состояние организма, и даже в большей степени, чем волосы и цвет кожи. Йоги считают, что "все в них отражается - неправильная диета, недостаток сна, потеря жизненной энергии, неудовлетворенность, недовольство и депрессия. Большинство людей злоупотребляет, перенапрягает глаза и пренебрегает ими, забывая, что рабочий процесс никогда не останавливается в течение часов бодрствования и то, что постоянно регистрируется ими, передается для осмысления в мозг"[21]. Уже имеются аргументированные научно-методические рекомендации по обеспечению хорошего "зрительного здоровья"[22].

Иридологи давно должны были бы вмешаться в деятельность уголовно-исполнительной системы. Разве можно в работе с осужденными не учитывать того, что уже давно замечено исследователями?! Стоит светлоглазому человеку переехать с севера на юг, как его нервная система сильно перевозбуждается - появляются бессонница, раздражительность, случаются даже гипертонические кризы. И наоборот, смуглые, темноглазые южане, прибывая на север, становятся вялыми и апатичными, у них резко снижается работоспособность, появляются усталость, слабость, адинамия, подавленность настроения, склонность к застойным явлениям и развитию тромбоза[23]. Но переводы осужденных из региона в регион в настоящее время носят явно хаотический характер.

С другой стороны, для ИТУ важно иметь в виду, что от взаимодействия светового климата и световой защиты организма зависит здоровье человека. Свет - сильнейший регулятор многих функций. Если случается нарушение энергетического баланса в организме, неважно, чем оно в данном случае вызвано - чрезмерным ли световым раздражителем или брешью в световой защите, итог единый: здоровье человека под угрозой. Типичный пример такого нарушения - особая нервозность и раздражительность в периоды повышения солнечной активности, кстати, чаще наблюдаемые у светлоглазых людей. Именно световой эффект вызывает приступы мигрени и гипертонические кризы у курортников, злоупотребляющих общением с солнцем. Люди, обладающие светлыми глазами, чаще страдают стенокардией и язвой[24].

Все это можно было бы учитывать при выработке более четких рекомендаций по региональному перемещению людей, а также использовать как один из методов диагностики в пенитенциарной социологии.

В повседневной работе с осужденными сотрудникам ИТУ часто приходится наблюдать не только за тем, как они общаются друг с другом, но и как изнашивают обувь (скарпология - метод изучения личности по сношенным подошвам), как принимают пищу, какую позу занимают во время сна.

Говоря о психодинамических реакциях, следует заметить, что характер человека в местах лишения свободы определяется по тому, как он ест: быстро принимающий пищу предпочитает ускоренный ритм жизни, стремится немедленно покончить со всеми делами, чтобы начать новое; медленно принимает пищу тот, кто считает, что удовольствие можно и нужно получать и от маленьких "тюремных радостей"; тот, кто ест "на ходу",вечно спешит, недисциплинирован и плохо планирует время; привыкший есть по расписанию - педантичен, дисциплинирован, т.е. привык беречь время.

Наиболее ярко психодинамические реакции человека проявляются в его бессознательных действиях, телодвижениях и позах. Одним из вариантов такого проявления может быть состояние сна. Вполне оправдывает себя применение в ИТУ диагностической методики психолога из США Самуэля Дэнкеля "Характер и сон", в которой он рассматривает три варианта сна и соответствующие им характеристики человека. В нашем переводе и адаптации к специфике мест лишения свободы эта методика сводится к следующему.

Тип 1. Спят "калачиком" - "бутоны". Это люди, не желающие расставаться со своим прошлым. В местах лишения свободы они испытывают потребность в покровительстве со стороны человека с более сильным характером. Такие осужденные, как правило, избегают ответственности и подвержены равно как хорошему, так и дурному влиянию. Более того, это весьма чувствительные, импульсивные натуры, которые в своих поступках руководствуются больше сиюминутным настроением, чем здравым смыслом. Их поза напоминает сжатую пружину, которая утром может резко распрямиться и больно ударить.

Тип 2. Спят на животе - "черепахи". Они очень уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят общий порядок и ценят сложившуюся систему отношений. Они не терпят неожиданностей. Такие люди очень расчетливы, предусмотрительны, стремятся навязывать свое мнение, командовать, руководить. Однако они мало доверяют своему окружению, а больше надеются на себя и свою способность защищаться.

Тип 3. Спят на спине, заложив руки за голову - "загорающие". Это открытый тип человека. Осужденные этой категории наиболее общительны, даже можно сказать, что они сердечны и добры к своим близким. Они, как правило, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать об этом и не бороться за их искоренение. Это люди светлого ума, они дружески настроены к окружающим и принимают людей и мир таковыми, каковы они есть. Их позиция в местах лишения свободы в немалой степени обусловлена желанием не усложнять себе и без того сложную жизнь. С такими людьми, по мнению Самуэля Дэнкеля, легко общаться, они без труда входят в любую компанию, не конфликтуют на работе и со своими близкими. Автор считает, что спящие на спине в детстве были любимцами родителей. Это баловни судьбы. Естественно, что судьба большинства осужденных не такова, чтобы занимать столь блаженную позу, поэтому в их среде более распространены первые два типа.

К нетрадиционным можно отнести методы изучения личности преступника по физиологическим проявлениям его внутренних особенностей. Первые попытки научного исследования личности преступников с этих позиций предпринял австрийский врач и анатом Галль (1758-1828), который разработал системный метод френологии из раздела науки физиогномики. По его убеждению, внутренняя и внешняя стороны черепа представляют собой точные отпечатки поверхности мозга, поэтому достаточно измерить и рассмотреть череп, чтобы определить нравственные и умственные качества человека. Эта теория послужила основанием для ломброзианской классификации типов личности преступника с учетом его френологических психологических качеств и свойств[25]. Однозначно принимать или отрицать все существующие на этот счет точки зрения нельзя, поэтому мы считаем, что в современных условиях многие теории, в том числе и френология[26], требуют дополнительного уточнения специалистами.

Кроме всего прочего, для аудиовизуальной диагностики преступников можно использовать такие нетрадиционные методы, как хирономия и дерматоглифика, помогающие распознать индивиду-альные качества человека. Величайший пророк нашего времени Каиро в предисловии к своему рукописному труду писал: "Форму руки наблюдать легче, чем линию на ладони руки; так, с помощью хирономии можно читать характеры незнакомцев, сидя в поезде, в церкви, на концерте или в салоне..."[27].

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что мы живем в эпоху технократии и компьютеризации, а "психика людей, повседневно работающих в технике, над техникой, с техникой, приучается ко всему на свете подходить с критерием практической полезности. Если человек не сумеет сам заметить эту опасность, если он не отгородит глухой стеной ту сферу своей жизни и деятельности, где властвует техника, от остальных сфер своей жизни и души, он превращается в духовного калеку, духовного импотента, духовного слепца"[28]. Процитированное свидетельствует о том, как ошибаются те авторы и разработчики исправительных программ для различных категорий преступников, которые переносят результаты исследований исторического прошлого на современные условия, не соизмеряя происшедших изменений в социальном устройстве, бытии и сознании людей.

Сегодня должны измениться и представления о человеке. До сих пор внимания этому понятию уделялось в литературе явно недостаточно. Это было связано с общей многолетней недооценкой в нашем обществе проблем человека, который зачастую рассматривался в качестве приложения к производительным силам, производственным от<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: