Определение стадии стресса по глазам




I стадия. Внезапный или недавний стресс. Остекленевшие глаза, кожа блестит.

II стадия. Продолжающийся стресс. Видна белая полоска под одним зрачком. Полоска под правым зрачком означает, что в стресс вовлечена мужская энергия, мужская половина окружения пациента. Полоска под левым зрачком - в стресс вовлечена женская половина окружения пациента, женская энергия. Белая полоска под зрачком - мышцы напряжены не одинаково. Глаза находятся на разных уровнях или немного расходятся (сходятся).

III стадия. Длительный стресс. Видны белые полоски под обоими зрачками. Гормона стресса (адреналина) все больше и больше. Это симптомы наркомании, алкоголизма.

IV стадия. Экстремальный уровень. Зрачки постоянно сужены или расширены независимо от ответа. Это говорит о крайней тревоге, наркомании, алкоголизме.

Изменение величины радужки происходит от внутреннего "света" наших эмоций. Расширение зрачка означает интерес - человек увидел то, что хотел увидеть; а сокращение зрачков - наоборот. Зрачки могут расширяться только до размера радужки. Величина радужки говорит о том, как много человек выдает и получает "света". Чем больше радужка, тем больше человек отвечает на внешний и собственный внутренний "свет", и наоборот. У животных размер радужки не меняется после периода детства. Люди меняют свою способность отвечать на внешний и внутренний "свет", поэтому размер радужки с возрастом изменяется. У детей размер радужки больше размера склеры, так как они больше выдают "света" и нуждаются в нем. Дети видят, чувствуют и выражают эмоции больше и полнее, чем взрослые. У подростков размер радужки отражает скрытые эмоции - их научили скрывать свои эмоции еще в детстве.

Человек, обладающий небольшой (уменьшенной) радужкой, всегда контролирует свои эмоции, чувства. Возможно, он в каком-то возрасте не мог выражать свои чувства, отвечать на чувства других.

При очень маленьких радужках и большой склере (непрозрачной части оболочки глазного яблока) можно говорить о страхе потери, о том, что в человеке нет уверенности, он чувствует себя брошенным. Очень много склеры чаще у мужчин. Это перекрытые эмоции, т.к. если много волнений - много неприятностей. Поэтому мужчины не рискуют выражать настоящую любовь, часто учат детей подавлять эмоции, стараются не сталкиваться со страхом, гневом других людей, не хотят лишних контактов, редко плачут.

Люди с большими радужками выражают много эмоций, любят, чтобы их приветствовали, гордятся своими эмоциями. Большие радужки - признак врожденной способности воспринимать жизнь; маленькие радужки говорят о приобретенном взгляде на жизнь.

Если радужки сужаются постепенно, это можно растолковать так: "Не вижу то, что не хочу видеть". Когда идет сокращение радужек, напрягаются мышцы шеи. От этого человек не может повергнуть шею направо (правая сторона - мужская энергия, мужская половина окружения пациента, мужская агрессивность) или не может повернуть шею налево (левая сторона - женская энергия, женская половина окружения пациента, отражение нашего творческого потенциала).

При коррекции надо помочь избавиться от чувства, которое мешает объективно воспринимать происходящее вокруг. Расслабление мышц шеи - это то, что избавляет от напряжения тело и разум. Коррекция при суженных радужках может осуществляться на эмоциональном и физическом уровнях: физическая коррекция - удаление напряжения мышц шеи, эмоциональная коррекция - снятие эмоционального стресса[48].

В книге Д.А. Панпурина "Психология делового партнерства" о глазах человека сказано, что это один из самых важных источников информации. "В зависимости от того, в какой модальности идет пере-работка информации у человека, его глаза в момент работы над информацией перемещаются в определенную зону. Перемещение глаз по зонам зависит не только от модальности, но и от того, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти, или с конструированной информацией"[49], то есть надуманной, вымышленной, отличающейся от реальной действительности, сформулированной с определенной целью (запутать собеседника, ввести в заблуждение воспитателя, следователя и т.д.).

Для того чтобы определить ориентацию модальности партнера по перемещению глаз в ту или иную зону, необходимо правильно формулировать вопросы, стимулирующие перемещение глаз. На схеме изображен глаз вашего партнера, смотрящий на вас (см.схему 1):

 
 


2ВЭ

1 ВК 3 АЭ

 

 

 
 


4 АК 5 ВЭ 6 АЭ

 

 

       
   
 
 


7 КА 9 АЭ

8 КВ

 

Схема 1

 

Условные обозначения:

Э - эйдетика - память, воспоминание

В - визуалистика - видеть, увиденное

А - аудио - слышать, услышанное

К - кинестетика - движение, обоняние

ВК, АК - конструирование, фантазирование

1 ВК - визуальное конструирование (фантазирование "виденно-

го")

2 ВЭ - визуальное воспоминание (реально виденное)

3 АЭ - услышанное воспоминание (реально слышанное)

4 АК - услышанное конструирование (фантазирование "виденно-

го")

5 ВЭ - визуальное воспоминание (реально виденное)

6 АЭ - услышанное воспоминание (реально слышанное)

7 КА - услышанное конструирование, движение (фантазирование

об "услышанном")

8 КВ - виденное движение, воспоминание (реально виденное

движение, осязание)

9 АЭ - слышанное воспоминание (реально услышанное)

Определяясь в модальности партнера, воспитатель может задавать ему совершенно нейтральные вопросы типа: "Вспомните, пожалуйста, как Вы только что входили в кабинет", "Не вспомните ли Вы, какого цвета дверь этого кабинета?", "Попробуйте вспомнить прежние ощущения, которые Вы испытывали при вхождении в воду" и т.п.

Задавая вопросы, необходимо внимательно наблюдать за перемещением глаз партнера. Если глаза идут в зоны 2 и 3 или остаются на месте, то есть в зоне 5, то собеседник может быть отнесен к визуалистам, поскольку эти зоны характеризуют визуальную эйдетическую модальность (эйдетика -память). Отсюда вытекает, что сразу после вопроса партнер начал работать с информацией,реально виденной ранее, извлекая ее из своей памяти.

Если глаза собеседника переместились в зоны 6 и 9, то можно предположить, что он относится к аудиалистам. Следует подчеркнуть, что указанные зоны относятся также к зонам эйдетическим, а это значит, что ваш партнер в данный момент работает с информацией, реально слышанной им в прошлом.

В том случае, когда после заданных вопросов глаза собеседника переместились в зоны 7 и 8, для партнера характерна обработка информации в кинестетической модальности, то есть в его чувственной сфере.

Важно помнить, что содержание вопросов должно касаться реального прошлого собеседника. В ходе беседы вовсе не обязательно, чтобы ваш партнер что-то говорил: его глаза будут двигаться непроизвольно, независимо от того, будет он что-то говорить или нет. Даже если он и будет отвечать, то все равно его глаза начнут двигаться несколько раньше, чем он произнесет первый звук. Задаваемые вопросы должны логически вписываться в контекст беседы, иначе они произведут странное впечатление, и ваш собеседник либо поймет, что его своеобразным образом тестируют, либо подумает, что столкнулся с не совсем здоровым в психическом отношении человеком. Лучше всего для выработки необходимых навыков провести курс занятий в системе служебной подготовки.

Для результативного общения часто бывает важно определиться и с зонами конструирования собеседника, так как обследуемый из числа осужденных может выдавать информацию, которой в реальности не существует, т.е. которую он конструирует по ходу беседы. Зона 1 характеризует визуально сконструированную, а зона 4 - аудиально сконструированную модальность.

Эти зоны можно определить путем постановки нелепых вопросов: "Представьте себе, как бы Вы выглядели в женском платье"; "Представьте себе, как бы звучал Ваш голос, записанный на магнитофон, но воспроизведенный со скоростью в два раза быстрее" Если в вопросах на выявление эйдетических зон вы спрашивали партнера о том, что он видел, слышал или чувствовал, то в вопросах на выявление зон конструирования надо побудить собеседника к фантазированию. Этот прием необходим в том случае, когда требуется провести углубленный анализ той или иной ситуации, узнать истинную информацию о происходящих процессах.

Здесь необходимо сделать некоторые оговорки. Дело в том, что приведенная схема абсолютно верна только для людей, которых называют "правшами". Не вдаваясь в детали проблем функционирования головного мозга, взаимодействия его левого и правового полушарий, заметим, что в зависимости от того, как построено у конкретного человека межполушарное взаимодействие, его можно отнести к "правшам" или "левшам". Причем "левшей" существует более 20 разновидностей, и их далеко не всегда можно продиагностировать визуально.

Заметим, что если на вопросы, явно направленные на эйдетические зоны, ответом является движение глаз в зоны конструирования, а при реагировании на вопросы, связанные с конструированием, глаза перемещаются в зоны эйдетики, то перед испытателем находится "левша", и это требует внесения поправок в схему расположения зон эйдетики и конструирования.

Для людей, отнесенных к типу "левшей", движение глаза, смотрящего на испытателя, будет происходить по такой схеме (см.схему 2).

На первый взгляд может показаться, что модальности собеседника не имеют значения для воспитательного процесса. На самом деле важно определиться с тем, где у испытуемого находятся зоны эйдетики, а где конструирования. Ведь прежде чем что-то сказать, собеседник перерабатывает, готовит информацию, и именно в этот момент его глаза активно работают в тех или иных зонах.Определение этих зон помогает "понять человека с полуслова" или еще до того, как партнер произнесет первое слово из только что заготовленного им монолога. Воспитатель (если он грамотно вел наблюдение за глазами) может мгновенно и заранее спрогнозировать, что сейчас будет сказано: то, что на самом деле имело место, или то, что партнер только что придумал.

2 ВЭ

 
 


1 ВЭ 3 ВК

 

 
 


4 АЭ 5 ВЭ 6 АК

 

       
   

 


7 АЭ 9 К

 

8 К

 

Схема 2

 

Диагностически для воспитателя важно при отсутствии уверенности в том, правильно ли были определены эти зоны, задавать партнеру по ходу изложения им своих мыслей уточняющие вопросы и внимательно наблюдать, из какой зоны (эйдетической или конструктивной) он будет "брать глазами" необходимую информацию для ответа на поставленные вопросы.

В монографии "Предпринимательство и безопасность" приводится научный вывод Р.Бэндлера и Дж.Гриндера о том, что, кроме модальностей, необходимо выделить еще один важный для эффективного общения элемент - стратегию работы с информацией. Она состоит из трех последовательных этапов: а) поиск, б) репрезентация, в) оценка.

Одним словом, перед тем как выдавать какую-либо информацию, партнер как бы находит ее в своей памяти, затем отрабатывает ее, готовясь к речи, оценивает и уж потом говорит. Надо иметь в виду, что вся указанная процедура происходит, как правило, достаточно быстро, поэтому и необходима предварительная тренировка. Приведенные описания стратегии могут отличаться для разных людей и даже для одного и того же человека, могут меняться в зависимости от конкретной ситуации. Важно знать, что глаза, сопровождая работу с информацией, начинают двигаться в соответствии со стратегией, характерной для данного человека. Первое движение соответствует этапу поиска, второе - этапу репрезентации и, наконец, третье - этапу оценки. Комбинации модальностей, включаемых в стратегию, могут быть самыми различными. Так, поиск может быть в визуальной, репрезентация - в аудиальной, а оценка - в кинестетической модальностях.

Если воспитатель не только внимательно наблюдает за движением глаз своего собеседника, но и не менее внимательно слушает его, то он может получить дополнительную информацию о его модальности и стратегии, подкрепляющую ту, что была получена как результат наблюдения за глазами партнера. Для решения этой задачи в речи испытуемого следует выделять глаголы,прилагательные и наречия. Именно они несут информацию о ведущей модальности и стратегии партнера.

В том случае, когда в речи собеседника преобладают предикаты (глаголы, наречия и прилагательные,характеризующие модальность партнера) визуальной модальности: "Давайте посмотрим на эту проблему...", "Вы так ярко выражаете свою мысль...", "Мне понравился красивый ход Вашей мысли" и т.д., ведущей модальностью можно считать визуальную.

При аудиальной модальности отмечается преобладание предикатов типа: "Я внимательно выслушал Вас...", "Ваша мысль весьма логична...", "То, что Вы говорите, созвучно моим мыслям".

Выражения типа: "Я чувствую, что еще немного, и мы решим эту проблему", "Это очень тяжелый вопрос", "Если покрепче ухватиться за эту мысль" и т.п., характеризуют испытуемого с преобладанием кинестетической модальности.

Говоря о стратегии мышления, нам необходимо отметить, что построение фразы собеседника может включать три этапа, выделенных ранее. Например, собеседник говорит: "Если мы посмотрим на проблему повнимательнее, то поймем, что решить ее будет очень тяжело". В этой фразе четко выражаются три этапа стратегии - поиск в визуальной модальности, репрезентация - в аудиальной, а оценка- в кинестетической. И таких комбинаций может быть столько, сколько позволяет сочетание этих трех компонентов.

Возможность определиться с модальностями и стратегией мышления собеседника весьма важна в воспитательном процессе. Дело в том, что для каждого человека характерна своя стратегия в разговоре и индивидуальное использование предикатов соответствующих модальностей. Именно это обстоятельство нередко приводит к непониманию собеседников, к затруднению проведения целенаправ-ленной беседы. Оба партнера говорят на одном и том же языке, но в то же время каждый из них пользуется своим, характерным только для него языком, который не всегда легко понять воспитателю или подопечному. Складывается примерно такая ситуация, как в том случае, когда мы не совсем точно набираем номер телефона. Чтобы угадать "линию связи" со своим собеседником, необходимо знать его модальности и стратегию. Это вполне возможно при построении фраз с использованием предикатов партнера, да еще по линии его стратегии, что даст возможность добиться более адекватного понимания собеседником мыслей воспитателя.

Одним словом, говорить на языке избранного для беседы партнера - значит намного облегчить достижение своих целей в межличностном общении. Следует обращаться к собеседнику, исходя из его стратегии, а не из стратегии воспитателя. Кроме того, желательно употребление тех же предикатов, которые употребляет в момент беседы ваш партнер. К примеру, если он говорит: "Давайте взглянем на...", то и воспитателю как собеседнику желательно употребить предикат "взглянем" и т.д. Если ваш партнер строит фразу: "Внимательно проанализировав эту проблему, мы увидим, насколько легко ее решить", то и воспитатель в роли собеседника должен для более эффективного подключения к своему собеседнику построить ответную фразу по его же стратегии: "Если Вы внимательно проанализируйте то, что я сказал, то увидите, как легко будет Вам согласиться с этой идеей".

Ведя диалог с партнером, необходимо переходить на его стратегию в наиболее ответственных местах собеседования. В идеале считается, что следует все время говорить в стиле собеседника, но ведь и у воспитателя выработались свои модальность и стратегия работы с информацией. Вовсе не обязательно, чтобы модальности и стратегия совпадали при партнерстве. Воспитателю очень трудно постоянно вести диалог на языке собеседников, ибо их много, а он один, но при переходе к узловым моментам в диалоге лучше всего придерживаться стратегии партнерства.

Наблюдение за движением глаз не всегда удается вести продуктивно, так как многие собеседники прячут свои глаза. Для подкрепления информации о том, какая модальность является у партнера ведущей, можно пользоваться и приемами диагностики по внешним признакам, которые позволят с большей степенью уверенности отнести собеседника к визуалисту, аудиалисту или кинестетику. Вот эти признаки.

Визуалист - плечи расправлены; как правило, держит достаточно большую дистанцию от партнера; говорит быстро и громко, часто делает в речи паузы, как будто срисовывая с картины ту информацию, которую собирается сообщить. В речи нередко можно слышать звуки: "э...,а..., м...". Как правило, начинает фразу с местоимений "ты" или "Вы". В момент стресса его поведение принимает обвинительный характер. Оценивает все вокруг, не относя это к себе.

Аудиалист - малоподвижен, жестикуляция практически отсутст-вует; для самоконтроля использует не ощущения, а логику; не любит контакта глазами, речь монотонная (как бы на одной ноте). Когда говорит, смотрит на лоб собеседника. Часто использует выражения типа "те, кто; тот, кто; каждый, кто" и т.д. Никогда не берет на себя ответственность, крайне редко употребляет местоимение "Я".

Кинестетик - плечи и шея подаются вперед, дистанция до партнера минимальная, текучесть в движениях, любит прикасаться к собеседнику руками. Когда жмет руку, подолгу не выпускает ее из своей. Всю информацию пропускает через себя, через свои чувства. В стрессе выбирает тактику извиняющегося. В его речи очень часто звучит "Я".

Те люди, которые считают, что все это к ним не относится, очень трудны в общении, их не терпят подчиненные, а коллеги, находящиеся в "горизонтальных" отношениях и ни в чем от таких людей не зависящие, стараются свести до минимума свое общение с ними. С людьми, которые не умеют подстраиваться под других, межлич-ностного сближения при общении не произойдет[50].

Наряду с изложенными существуют и другие методики диагнос-тики и прогнозирования психических состояний личности, о которых пойдет речь в дальнейшем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: