Процесс институционализации и его основные этапы»




Процесс институционализации - процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Можно выделить следующие основные этапы институционализации социологии:

1. Наука была бы невозможна без появления самого названия и определения ее предметной области, поэтому одним из первых этапов можно считать 1830-е гг., когда О. Конт ввел название «социология» и определил ее первоначальный предмет.

2. Дальнейшее развитие новой науки невозможно без выработки более или менее точно определенных понятий и терминов, свойственных именно ей, т. е. выработки общего словаря. Также невозможно развитие без устойчивых коммуникаций между потенциальными и реальными исследователями данной области научного знания. На первых порах это взаимодействие ведется на неформальной основе – в виде переписки, научных семинаров и др. Таким образом складывается устойчивый круг специалистов и контактов между ними.

3. Важным шагом в институционализации явилось позиционирование учеными себя в качестве «социологов» и предъявление обществу в этом качестве.

Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной академической науки.

4. Решающий вклад в институционализацию социологии принадлежит Э. Дюркгейму – основателю первой в мире кафедры социологии в Сорбонне и первого периодического издания – «Социологический ежегодник».

Аналогичные шаги были предприняты в США: в 1892 г. в Колумбийском университете была основана первая кафедра социологии, а в 1895 – «Американский журнал социологии», издающийся до сих пор.

5. Заключительным этапом институционализации можно считать включение социологических специальностей в государственные реестры и стандарты экономически высокоразвитых стран, официально закрепившие профессиональные требования к подготовке и квалификации специалистов-социологов. Таким образом, было закончено оформление их социальных позиций в структуре общества.

В 60-е гг. ХХ в. в США резко возросли государственные дотации, что обеспечило бурное развитие академической социологии. Численность американских социологов превышала количество социологов во всех остальных странах мира. Сегодня в США издается свыше 30 журналов социологической направленности и работают более 20 тыс. профессионалов в области социологии.

В нашей стране процесс был более сложен. После активного начального этапа в конце XIX-начале XX в. развитие социологии было остановлено. Только в 60-е гг. XX в. стала возрождаться эмпирическая социология, в МГУ открылась кафедра методики конкретных социальных исследований (1968). Лишь в 1974 г. появился профессиональный журнал «Социологические исследования», а в конце 1980-х гг. в государственный Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) введена должность «социолог».

С открытия в 1989 г. социологического факультета МГУ – первого в СССР – в стране получили социологическое образование около 20 тыс. выпускников, хотя из этого не следует, что все они работают профессиональными социологами.

В целом можно сказать, что институционализация социологии в нашей стране прошла те же этапы, что и в других странах, но с отставанием от практики высокоразвитых индустриальных стран почти на 100 лет.

Анализ научной статьи»

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Здесь мы поставим точку, оставив за рамками обсуждения мно- жество социологических проблем. Дело не в количестве. Любой про- цесс, связанный каким-либо образом с человеческими взаимодейст- виями, может быть рассмотрен социологически. Поэтому вряд ли возможно дать хотя бы перечень социологических проблем. Но спе- цифика социологии раскрывается минимумом примеров, если они изложены именно социологически. Главная особенность социологии заключается в том, что она является наукой. Напоминая об очевидном, мы подчеркиваем то обстоятельство, что социология – способ познания человеком себя и общества на определенном историческом этапе. Многие исследова- тели античности и средних веков в своих размышлениях исходили из понимания человека как триединства тела, души и духа. Затем по ряду причин (здесь не обсуждаемых) эта идея постепенно «забы- вается». В 869 г. в Константинополе на Восьмом соборе католической церкви было принято решение считать, что человек состоит из тела и души, а дух был исключен. К XV–XVII векам, в результате станов- ления современной науки, «душа» вытесняется «сознанием». Сфор- мировалось понимание человека, сохраняющееся до сих пор: тело, обладающее сознанием как способностью в идеальных образах отра- жать многообразие мира. Следствием такого исходного понимания и выступает социология, уподобляясь естественным наукам, т. е. со- вершив «усекновение» духа и души человека, сведя его к модели, подвластной научным методикам. Поэтому, объективно оценивая ситуацию, мы не должны требо- вать от социологии больше, чем она может дать. Разгадывание «зага- 34 док души» – не ее задача. Чем настойчивее мы углубляемся в социо- логию, тем чаще ощущаем потребность в освоении иных способов понимания человека – философии, религии, художественной литера- туры. Человек слишком сложен, чтобы без остатка быть охваченным одним из подходов. И в многоголосом хоре человековедения социо- логия достойно исполняет свою партию. Какую же пользу мы можем извлечь из изучения социологии? Мы обречены на то, чтобы жить и действовать в обществе. Хо- тим мы быть статистами в игре чужих и непонятных социальных и природных сил или сознательными творцами своей судьбы? В этом все дело. Если выбираем второй вариант, должны понимать: созна- тельная жизнь требует усилий. Нет такой инстанции, которая могла бы подарить нам ее. Сознательная жизнь завоевывается. И в этой борьбе, прежде всего с самим собой (своим эгоизмом, страстями, ле- нью и т. д.), социология – серьезное подспорье. Социология – совре- менная форма критической мысли, отвергающая догмы, штампы, пе- реполнившие «закрома» обществознания, и желающая самостоятель- но вырабатывать собственное видение социальных процессов. Мыс- лить социологически – значит быть цивилизованным человеком. Ра- зумеется, цивилизованность этим не охватывается, но и без социоло- гической составляющей сегодня она невозможна. Социологические понятия имеют ту особенность, что их «родо- словная» уходит в обыденную жизнь. Следовательно, наша повсе- дневная жизнь продуцирует определенные ориентиры, благодаря ко- торым мы в ней существуем. Эти ориентиры облекаются в слова, которые трансформируются в социологические матрицы или стано- вятся основой, на которую наращиваются иные понятия, превращаясь в специфически научные. Поэтому, с одной стороны, социолог рас- суждает о том, что, казалось бы, всем и так известно. С другой сторо- ны, социологический взгляд позволяет увидеть мир в ином свете, превратив привычное и банальное в нечто неожиданное, незнакомое. Способность сквозь завесу повседневности увидеть новое, необычное свидетельствует о внутренней активности, о реальной возможности личностного развития. Социальные взаимодействия устроены так, что предполагают знающего человека. Обладаем мы истинными или ложными знания- ми – это другой вопрос. Но жить и действовать как люди мы можем 35 при условии, что имеем свое мнение по тому или иному конкретному случаю. Очень часто мы не знаем, а мним, что знаем. Мнений по од- ному и тому же поводу может быть очень много, столько, сколько и людей (и даже больше). Что же делать в случае расхождения мнений? Учиться слушать и понимать других людей, не навязывая им свою точку зрения. Учиться учитывать позиции всех конкурирующих сто- рон. Учиться быть терпимым. Социологическое мышление с его гиб- костью, отрицанием претензий на абсолютную правоту, практиче- ской направленностью – эффективное средство формирования тре- буемых качеств. Лучшее, что может сделать социология, – подстегнуть наше ленивое воображение. Сознательная жизнь предполагает умение ви- деть социальное в индивидуальном, общее – в частном. Каждый че- ловек нужен обществу, любая индивидуальная биография переплета- ется с историей. Это утверждение кажется преувеличением, исполь- зуемым «для красного словца». Действительно, что изменится в исто- рии, если студент пропустит первую пару и поспит лишний час? Или как может повлиять на историю спящий под забором пьяный бомж? Кто знает, может быть, именно в такого рода ситуациях историей проигрываются более значимые события, чем многие официально «значимые» мероприятия. Так это или не так – заранее сказать нельзя. Кроме нас и вместо нас никто этого ни понять, ни реализовать не сможет. И мы будем соответствовать духу времени только при со- блюдении важнейшего условия – умения мыслить адекватно сущно- сти человека и общества. Так мыслить невероятно сложно. Но можно, если очень захотеть, овладеть искусством живого мышления. Одной из важнейших ценностей человечества, даже, возможно, смыслом истории является свобода. Развитое мышление, трезвое осознание своего положения – условие свободы. Свободный человек определяет свою жизнь сам. Им нельзя манипулировать.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

Социологические знания проникают в широкие слои общества многими путями. Во-первых, растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в таких правительственных учреждениях, как, например, Бюро переписи населения (Bureau of the Census), а также в организациях, имеющих дело со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Во-вторых, методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример — опросы общественного мнения. Разработанные и примененные главным образом социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и опросов общественного мнения.

Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике. Например, если бы Министерство здравоохранения и социального обеспечения США решало вопрос о распространении литературы, способствующей снижению числа внебрачных детей, социологическое исследование представило бы информацию о группах населения, в которых отмечается самый высокий уровень незаконнорожденности, о том, в какой мере дойдет до них эта кампания, об эффективности распространения литературы о контроле рождаемости. Наконец, социологическое /36/ исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации. Например, социологи дали оценку результатов программы "Умственное развитие", предназначенной для оказания помощи детям из бедных семей перед их поступлением в школу.

Изучение этой программы показало, что она повышала коэффициент умственного развития у детей. Правда, дальнейшие исследования обнаружили, что через пару лет эти дети перестали выделяться среди других по данному показателю. Но зато, становясь подростками, они реже отставали в учебе, чаще заканчивали среднюю школу и проявляли большее стремление получить высшее образование, чем дети, не охваченные программой "Умственное развитие" (Браун, Гротберг, 1980). Такой вид исследования называется оценочным, он получил довольно широкое распространение за последние 15-20 лет.

 

Список литературы

1. Асп Э. Введение в социологию. – СПб., 1999.

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие. – М., 1996.

3. М. И. Зуй Пособие «Введение в социологию»

4. Научно-просветительский журнал «Скепсис»

5. С. А. Давыдов Социология: конспект лекций.

6. АВТОР И НАЗВАНИЕ СТАТЬИ, ГОД И Т. Д.!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: