Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины




 

Сайты научных журналов:

Филологические науки: https://filolnauki.ru/ru/archive (дата обращения 22.05.2016).

Словари в свободном доступе: www.slovari.ru (дата обращения 22.05.2016).

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные аудитории для проведения лекций и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс.

 

6.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office: Word, Excel, PowerPoint и др.

6.3. Требования к специализированному оборудованию: отсутствуют.

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В ходе занятий лекционного типа рекомендуется кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Дефиниции терминов рекомендуется уточнять с помощью энциклопедий, словарей, справочников (с выписыванием толкований в тетрадь). Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.

В ходе подготовки к практическим занятиям рекомендуется использовать конспекты лекций, а также материалы из списка основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнять все упражнения, которые даются преподавателем в качестве аудиторной или домашней работы.

При подготовке к контрольной работеследует повторить теоретический материал, являющийся основополагающим по данной теме.

Готовясь к промежуточной аттестации (зачет), студент должен ориентироваться на вопросы, содержащиеся в данной программе, конспекты лекций, список основной и дополнительной.

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Проверка домашних заданий и консультирование посредством электронной почты.

2. Интерактивное общение с помощью ICQ и группы «Вконтакте».

3. Использование слайд-презентаций при проведении лекционных и практических занятий.

Требования к программному обеспечению учебного процесса. Отсутствуют

 

Иные сведения

Планы лабораторных занятий

1. Классификация гласных и согласных фонем. Ударение. Слогораздел (2 часа)

1. Классификация гласных фонем русского языка.

2. Позиционные изменения гласных звуков в потоке речи.

3. Классификация согласных фонем.

4. Фонетические законы в области согласных звуков.

5. Правила транскрибирования.

6. Характер русского словесного ударения и его роль. Типы ударений..

7. Слог как фонетическая единица. Структура слога. Законы слогоделения.

Практические задания для лабораторной работы

Примерный вариант текста

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, умывшись и позавтракав, в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту. (И.А.Бунин)

1. Затранскрибируйте текст с соблюдением правил литературного произношения.

2. Отметьте чередования звуков.

5. Произведите фонетический разбор подчеркнутых слов по следующей схеме:

а) слогораздел;, характеристика каждого слога (начальный, конечный; неначальный, неконечный; ударный, предударный, заударный; прикрытый, неприкрытый, закрытый, открытый);

б) место ударения в слове;

в) характеристика гласных и согласных звуков;

6. Приведите из теста примеры энклитики и проклитики.

(Задания выпол­няются по тексту, закрепленному за студентом)

 

Основная литература.

1. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.

Дополнительная литература.

2. Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.

3. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с.

4. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с.

5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с.

2. Соотношение морфемного, словообразовательного, этимологического анализа слов

(2 часа)

1. Структурные типы слов в русском языке. Понятие основы слова. Типы основ.

2. Принципы морфемного анализа.

3. Исторические изменения в морфемной структуре слова (опрощение, пе­реразложение, усложнение).

4. Принципы словообразовательного анализа.

5. Способы словообразования в русском языке.

6. Неморфологические способы словообразования.

Практические задания для лабораторной работы

Примерный вариант текста

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, умывшись и позавтракав, в людской с работниками горячими картошками и черным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла, проезжая по Выселкам на охоту. (И.А.Бунин)

1. Выпишите из текста слова, образованные различными спосо­бами (по три слова на каждый способ). Укажите способ словооб­разования. Подробно объясните, как образовано каждое слово. Если в тексте нет примеров на какой-либо способ образования, приведите свои.

2. Определите морфемный состав десяти слов, имеющих сложную структуру. Укажите, есть ли в тексте слова, в которых произошел процесс опрощения.

(Задания выпол­няются по тексту, закрепленному за студентом)

Основная литература.

1. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.

Дополнительная литература.

2. Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.

3. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с.

4. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с.

5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с.

 

Планы практических занятий

1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова (2 часа)

1. Лексико-семантическая система языка и её специфика.

2. Слово как основная единица лексикологии. Функции слова. Лексиче­ское значение слова.

4. Типы лексических значений слова.

5. Отражение смысловой структуры слова в толковых словарях.

6. Полисемия, её природа и определение. Асимметрия знака и значения в многозначном слове.

7. Типы переносных значений слов (метафора, метонимия, синекдоха).

Основная литература.

1. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.

Дополнительная литература.

2. Большой академический словарь русского языка [Текст]. Т. 1- 23: Расплыв - Розниться / Ин-т лингвистических исследований РАН; [гл. ред. А. С. Герд]. - Москва; Санкт-Петербург: Наука, 2004-2014.

3. Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.

4. Новые слова и значения [Текст]: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: в 3 т. Т.1-3. / под ред. Т. Н. Буцевой, Е. А. Левашова; [сост. Т. Н. Буцева [и др.]; Ин-т лингвистических исследований, РАН. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2014. - 1392 с.

5. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с.

6. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с.

2.Морфологический разбор разных частей речи (2 часа)

1. Части речи и принципы их классификации. Система частей речи в со­временном русском языке. Знаменательные и служебные части речи.

2. Имя существительное как часть речи.

3. Имя прилагательное как часть речи.

4. Имя числительное как часть речи.

5.Местоимение как часть речи.

6. Глагол как часть речи.

7.Причастие как особая форма глагола.

8.Деепричастие как особая форма глагола.

9.Слово категории состояния как часть речи.

10.Наречие как часть речи.

11.Служебные части речи.

Основная литература.

1. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.

Дополнительная литература.

2. Большой академический словарь русского языка [Текст]. Т. 1- 23: Расплыв - Розниться / Ин-т лингвистических исследований РАН; [гл. ред. А. С. Герд]. - Москва; Санкт-Петербург: Наука, 2004-2014.

3. Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.

4. Новые слова и значения [Текст]: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: в 3 т. Т.1-3. / под ред. Т. Н. Буцевой, Е. А. Левашова; [сост. Т. Н. Буцева [и др.]; Ин-т лингвистических исследований, РАН. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2014. - 1392 с.

5. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с.

6. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с.

7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с.

3.Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы (2 часа)

1. Синтаксический разбор словосочетания.

2. Синтаксический разбор простого предложения.

3. Синтаксический разбор сложного предложения

Основная литература.

1. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Современный русский язык [Текст] / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 8-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 448 с.

Дополнительная литература.

1. Большой академический словарь русского языка [Текст]. Т. 1- 23: Расплыв - Розниться / Ин-т лингвистических исследований РАН; [гл. ред. А. С. Герд]. - Москва; Санкт-Петербург: Наука, 2004-2014.

2. Еськова, Наталья Александровна. Словарь трудностей русского языка [Текст]: ударение. Грамматические формы: более 12000 слов / Н. А. Еськова; РАН, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 536 с.

3. Новые слова и значения [Текст]: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: в 3 т. Т.1-3. / под ред. Т. Н. Буцевой, Е. А. Левашова; [сост. Т. Н. Буцева [и др.]; Ин-т лингвистических исследований, РАН. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2014. - 1392 с.

4. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; [под ред. И. Б. Голуб]. - 17-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 368 с.

5. Розенталь, Дитмар Эльяшевич. Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 624 с.

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1985. – 703 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: